ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9884/2022-АК от 13.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9884/2022-АК

г. Пермь

15 сентября 2022 года Дело № А60-68548/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,

при участии:

от АО «УВЦ» - Маначинский П.О., паспорт, доверенность от 16.12.2021, диплом;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области – Вяткина С.С., удостоверение, доверенность от 18.02.2022, диплом; Горбач А.Ю., удостоверение, доверенность от 12.09.2022, диплом; Широков А.Г., удостоверение, доверенность от 04.04.2022, диплом;

от Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - Широков А.Г., удостоверение, доверенность от 10.01.2022, диплом;

иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела, извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу АО «УВЦ»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 15 июня 2022 года

по делу № А60-68548/2021

по заявлению акционерного общества «Уральский выставочный центр» (ИНН 6671334073, ОГРН 1106671019058, сокращенное наименование – АО «УВЦ»)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014),

Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)

третьи лица: акционерное общество «Корпорация развития Среднего Урала» (ИНН 6671326347, ОГРН 1106671013206, сокращенное наименование – АО «КРСУ»)

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)

об оспаривании ненормативных правовых актов,

установил:

Акционерное общество «Уральский Выставочный Центр» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (далее – инспекция) от 19.02.2021 № 739 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 4 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (НДС), заявленной к возмещению, а также решения Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее – Управление) от 28.09.2021 № 443/2021, вынесенного по апелляционной жалобе общества на решения инспекции.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены АО «КРСУ» и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – МУГИСО).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 июня 2022 года в удовлетворении требований заявителю отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом неверно установлена сумма денежных средств, полученных от АО «КРСУ» и потраченных АО «УВЦ» на оплату работ по спорным счетам-фактурам №165 и №166, что повлекло неверную оценку правомерности расчета налоговым органом суммы НДС, не подлежащего возмещению. Налогоплательщиком на оплату работ по спорным счетам-фактурам действительно потрачены денежные средства, полученные от АО «КРСУ», однако судом неверно определен статус данных денежных средств как бюджетных. Заявитель настаивает, что денежные средства в сумме 5 653 712 593,37 руб., полученные АО «УВЦ» от АО «КРСУ» в счет оплаты взноса в уставный капитал и потраченные на оплату работ и услуг по спорным счетам-фактурам №165 и №166, не являются бюджетными, в связи с чем налоговым органом неправомерно применены положения пунктов 1,2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс). Суд принял неверную методику расчета сумм НДС, не подлежащих возмещению АО «УВЦ». Решение по жалобе АО «УВЦ» принято УФНС России по Свердловской области с существенным нарушением сроков, установленных НК РФ. В результате общество было лишено возможности получить денежные средства в счет возмещения НДС в свою собственность в части сумм, оплаченных за счет средств, полученных от АО «КРСУ», и лишено возможности использовать денежные средства в счет возмещения НДС, оплаченного за счет заемных средств ПАО «Сбербанк», до момента получения субсидии из бюджета Свердловской области на оплату соответствующей задолженности перед ПАО «Сбербанк», в связи с чем оспариваемые решения налогового органа нарушают права АО «УВЦ».

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Участвовавшие в судебном заседании представители налогового органа указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просили оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной (корректировка №1) декларации общества по НДС за 2 квартал 2020 года, в которой оно заявило к вычету налог в сумме 1 232 451 675 руб., к возмещению из бюджета – 1 228 865 292 руб. налога.

По результатам камеральной проверки инспекцией составлен акт от 19.11.2020 № 9384 и принято решение от 19.02.2021 № 739 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением обществу уменьшена заявленная к возмещению сумма налога на 982 923 033,48 руб.

Одновременно инспекцией принято решение от 19.02.2021 № 4 об отказе в возмещении НДС в сумме 982 923 033 руб.

Решением УФНС России по Свердловской области от 28.09.2021 № 443/2021, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с позицией налоговых органов, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Признав заявленные обществом требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.

Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Как уже указано в постановлении, обществом 05.08.2020 в инспекцию представлена уточненная декларация по НДС за 2 квартал 2020 года, в которой заявлен к вычету налог в сумме 1 232 451 675 руб., к возмещению из бюджета – 1 228 865 292 руб.

В подтверждение права на указанный вычет обществом представлены счета-фактуры, перечисленные на стр.32 решения инспекции, в том числе сводные счета-фактуры от 30.06.2020 №№ 165-166, а также акты о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, журнал учета выполненных работ формы КС-6. Согласно сводным счетам-фактурам от 30.06.2020 общая стоимость выполненных работ составила 9 522 848 487 руб., в том числе НДС – 1 226 320 067,45 руб.

Налоговым органом к вычету не принята сумма НДС по работам, услугам, заявленным по операциям с АО «Синара-Девелопмент» и оплаченным из средств бюджетных инвестиций, в том числе переданных обществом «КРСУ» в качестве взноса в уставный капитал за 2018 год – 4 009 000 000 руб., за 2019 год – 2 242 624 000 руб. Размер денежных средств, полученных из областного бюджета, составил 6 251 624 000 руб. (4 009 000 000 руб. + 2 242 624 000 руб.).

Основным видом деятельности АО «УВЦ» заявлена организация конференций и выставок.

Согласно материалам проверки, общество в рамках текущей деятельности оказывало услуги по аренде недвижимого имущества, услуги по организации и проведению мероприятий (включая выставочные, концертные, ярморочные, зрелищно-развлекательные и т.д.).

Судом первой инстанции из материалов проверки установлено и подтверждается, кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу №А60-57323/2021 (рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу), что учредителями АО «УВЦ» являются АО «КРСУ» - 82 %, АО «Группа Синара» - 18%. В дальнейшем состав учредителей изменялся, в том числе с 2013 года учредителем общества также является Свердловская область в лице МУГИСО, которая в свою очередь является учредителем АО «КРСУ» в доле 100% уставного капитала. По данным бухгалтерской отчетности АО «УВД», его уставный капитал на 31.12.2019 составляет 9 410 318 000 руб. Доля прямого и косвенного участия Свердловской области в АО «УВЦ» составляет более 93%.

В соответствие с государственными программами Свердловской области «Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением от 21.10.2013 № 1264-ПП, и «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением от 17.11.2014 № 1002-ПП, для увеличения количества крупных выставочных и конгрессных мероприятий за счет развития инфраструктуры выставочно-ярморочного конгресс-центра Международного выставочного центра Екатеринбург-Экспо общество включено в перечень ресурсного обеспечения по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий.

В 2018-2019гг. общество осуществляло строительство конгресс-центра в международном выставочном центре (МВД) «Екатеринбург-Экспо» по договору инвестирования от 15.10.2010 № СД-/01-315, где инвестор строительства – АО «УВЦ», заказчик – АО «Синара-Девелопмент».Сметная стоимость строительства с НДС (в ценах на 2 квартал 2019 года) определена в размере 10 345 156,96 тыс. руб.

Дополнительным соглашением от 07.06.2017 №8 к договору инвестирования от 15.10.2010 №СД/01-315 стороны актуализируют состав, площади и этапы строительства. В данном соглашении оговариваются работы на объекте «Международный выставочный центр Екатеринбург ЭКСПО. Пусковой комплекс № 2. Корректировка. III этап. Конгресс-центр». Также заказчиком выполняется корректировка проектной документации внутриплощадочный инженерных сетей и сооружений, относящихся к зданиям, входящих в состав III этапа Международного выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО».

Строительство конгресс-центра проводилось в соответствии с разрешением на строительство № RU 66302000-4683 от 15.12.2014 администрации г. Екатеринбурга, № RU 663020000-563-2017 от 14.06.2017 (изменениями № 1 от 05.12.2018, №2 от 23.05.2019). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 66302000-563-2017 от 17.06.2019 выдано Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно пункту 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 178-ФЗ) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации абзаца 2 пункта 1 статьи 80 БК РФ Правительством Российской Федерации приняты Постановления от 24.10.2013 № 941, от 29.12.2017 № 1692, от 15.02.2017 № 190.

Правительством Свердловской области принято постановление от 25.07.2018 № 481-ПП «Об утверждении требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями Свердловской области и государственными унитарными предприятиями Свердловской области, за счет средств областного бюджета».

Материалами проверки подтверждается прямое перечисление Министерством финансов Свердловской области через лицевые счета АО «УВЦ» бюджетных средств в счет погашения начисленных процентов и суммы основного долга в адрес банка. За счет указанных кредитных средств обществом оплачены выполняемые АО «Синара-Девелопмент» работы, услуги, то есть оплата работ при возведении объекта, равно как и оплата вознаграждения заказчику, осуществлена за счет бюджетных инвестиций посредством привлечения кредитных средств.

Пунктами 19, 20 приложения № 2 к государственной программе Свердловской области, утвержденной постановлением от 21.10.2013 № 1264-ПП, предусмотрено предоставление бюджетных инвестиций АО «КРСУ» в целях предоставления взноса в уставный капитал дочернего АО «УВЦ» на осуществление капитальных вложений в указанный выше объект капитального строительства в 2018-2019 годах на сумму 6 251 625 тыс. руб.

АО «КРСУ» в адрес налогоплательщика в рамках договора от 03.05.2018 перечислены денежные средства в сумме 408 999 917 руб., на основании договора от 17.09.2018 –1 000 000 071 руб., договора от 30.11.2018 – 2 599 999 318 руб., договора от 18.04.2019 – 1 490 999 537 руб., договора от 01.11.2019 – 751 624 464 руб. для осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства.

Таким образом, общая сумма полученных бюджетных инвестиций составила 6 251 623 120 руб., из них 4,009 млрд. руб. получено в 2018 году. Уставный капитал АО «КРСУ» за 2018 год вырос до 10 161 487 руб.

Целью предоставления бюджетных средств являлось предоставление взноса в уставный капитал АО «УВЦ» на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства «Международный выставочный центр Екатеринбург-ЭКСПО в г. Екатеринбург».

Согласно ответу Минфина Свердловской области предоставление бюджетных инвестиций АО «КРСУ» осуществлялось на основании государственной программы Свердловской области «Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024года», утвержденной постановлением Правительства СО от 21.10.2013 № 1264-ПП. Предоставление субсидий обществу осуществлялось на основании государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024года» утвержденной постановлением Правительства СО от 17.11.2014 № 1002-ПП.

В соответствии с отчетами об использовании денежных средств от 10.01.2019, 10.07.2019 они перечислены в адрес АО «Синара-Девелопмент» в рамках договора инвестирования № СД/01-315 от 15.10.2010.

Отчетом об использовании денежных средств от 13.07.2020 № УВ-605 по договору № УВ/ДД-849 от 01.11.2019 и платежными документами, представленными АО УВЦ в адрес АО КРСУ по состоянию за 1 полугодие 2020г., подтвержден также расход полученной суммы в размере 751 624 464 руб. на оплату вознаграждения АО «Синара-Девелопмент» по договору инвестирования № СД/01-315 от 15.10.2010 и перечисление третьим лицам за подключения к инженерным сетям и системам.

Анализ лицевого счета АО «УВЦ» и платежных поручений показал, что денежные средства в сумме 2 599 998 906,72 руб. и в сумме 1 490 999 537 руб. в адрес АО «Синара-Девелопмент» с наименованием платежа «л/с 50000909120 частичная оплата по счету финансирование строительства по д/с № 8 от 07.06.2017 к договору инвестирования № СД/01-315 от 15.10.2010 без НДС» перечислена Министерством финансов Свердловской области со своего счета, то есть денежные средства из бюджета направляются напрямую заказчику.

АО «УВЦ» 18.03.2011 с ПАО «Сбербанк» заключен договор №80296 невозобновляемой кредитной линии. Предметом договора является инансирование/возмещение ранее понесенных инвестиционных затрат по проекту «Строительство международного выставочного центра Екатеринбург-ЭКСПО по адресу г. Екатеринбург, в районе Екатеринбург-Кольцово».

В 2018 году сумма поступлений денежных средств на строительство объекта составила 1 005 553 332 рубля, в 2019 году – 4 240 606 914 рублей. По результатам проведенного анализа инспекцией сделан вывод, что предметом договора открытия кредитной линии АО «УВЦ» является получение кредитных средств для финансирования строительства Международного выставочного центра, в том числе Конгресс-центра. Кредитные средства используются строго по целевому назначению в рамках реализации проекта государственной программы Свердловской области по повышению инвестиционной привлекательности Свердловской области. Обеспечением исполнения обязательств заемщика является государственная гарантия Свердловской области.

Для погашения долговых обязательств по кредитному договору используются субсидии, полученные из областного бюджета, что также подтверждается данными оборотно-сальдовой ведомости по счету 67 АО «УВЦ».

Материалами проверки подтверждается прямое перечисление Министерством финансов Свердловской области через лицевые счета АО «УВЦ» начисленных процентов и суммы основного долга в адрес банка. За счет указанных кредитных средств обществом оплачены выполняемые АО «Синара-Девелопмент» работы, услуги, то есть оплата работ при возведении объекта, равно как и оплата вознаграждения заказчику, осуществлена за счет бюджетных инвестиций посредством привлечения кредитных средств.

Проверкой установлено, что всего в проверяемый период на финансирование строительства направлено кредитных средств, полученных от ПАО «Сбербанк», в сумме 3 305 553 332 руб., заемных средств от АО «КРСУ» в сумме 1 200 000 000 руб., в качестве взноса в уставный капитал от АО «КРСУ» на расчетный счет в сумме 1 408 999 988 и напрямую из бюджета в адрес АО «Синара-Девелопмент» в сумме 2 599 млн. руб. и в сумме 1 490 999 537 руб., в качестве взноса в уставный капитал из бюджета за АО «КРСУ» в сумме 751 624 277 руб.

Согласно отчету заказчика по состоянию на 30.06.2020 сумма остатка денежных средств полученных АО «Синара-Девелопмент» в рамках исполнения III этапа работ составила 228 945 945,65 руб.

Таким образом, инспекцией установлено, что строительство Конгресс-Центра было фактически профинансировано за счет средств бюджета Свердловской области.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ, действующего с 01.01.2018 (то есть в проверяемый период), в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

При получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Следовательно, позиция инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком вычетов по счетам-фактурам, оплаченным за счет средств бюджетного инвестирования, является обоснованной.

Кроме того, в отношении сумм, заявленных к возмещению по налоговой декларации за 2 квартал 2020 года, не представлено доказательств ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) по видам полученных субсидии и инвестиций, а также кредитных средств, что является основанием для отказа в возмещении сумм налога.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с момента зачисления денежных средств на лицевой счет АО «КРСУ» и передачи акций в собственность Свердловской области такие безналичные денежные средства переходят из категории государственной собственности в категорию частной собственности АО «КРСУ» и не являются бюджетными денежными средствами независимо от принятых АО «КРСУ» обязательств по их целевому расходованию инспекцией, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит положениям статьи 6, пункта 1 статьи 80 БК РФ.

Кроме того, подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ установлено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, носящая инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ).

Поскольку товары (работы, услуги) по счетам-фактурам в рассматриваемом случае приобретены для осуществления инвестиционной деятельности и в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса такие операции не признаются объектом налогообложения НДС, суммы НДС в таком случае учитываются в стоимости основных средств исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса, а потому не могут предъявляться к налоговому вычету.

Поскольку деятельность корпорации (АО «КРСУ») по передаче денежных средств обществу носила инвестиционный характер и в силу статьи 39 Кодекса не подлежала обложению НДС, то у общества в силу пункта 1 статьи 170 Кодекса отсутствует право на налоговый вычет. Передача имущества (в частности, вклад в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ) носит инвестиционный характер и участие в инвестиционном проекте, в частности, софинансирование обществом строительства само по себе при установленных судом обстоятельствах не является основанием к применению им как инвестором налогового вычета сумм НДС, оплаченных подрядчику.

Из статей 168, 169, 171, 172, 174.1 Кодекса следует, что участник долевого строительства (инвестор) при определенных условиях вправе претендовать на налоговый вычет таких сумм, но только при ведении раздельного учета расходов за счет федерального, республиканского бюджетов и собственных денежных средств. Непредставление обществом таких доказательств и повлекло вывод об отсутствии у него оснований для предъявления к вычету (возмещению) НДС.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Возникший по данному делу спор касается правомерности применения обществом как соинвестором налоговых вычетов, предусмотренных указанной нормой, по операциям, осуществленным в том числе с использованием его денежных средств, переданных им в порядке инвестирования в смысле, определенном в статьях 1, 4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», как лицу, произведшему капитальные вложения (инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство). Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть в том числе юридические лица, государственные органы. Отношения между ними осуществляются на основе договора (пункт 1 статья 8 Закона об инвестиционной деятельности) и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств (статья 9 Закона).

Одной из форм государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета (пункт 2 статьи 11 Закона).

Довод жалобы о том, что ни инспекцией, ни Управлением, а также в ходе судебного разбирательства не установлено, была ли погашена образовавшаяся задолженность перед ПАО «Сбербанк» в сумме 118 057 991,12 руб. на момент принятия оспариваемого решения, несостоятелен по следующим основаниям.

Согласно пояснительной записке заявителя от 05.08.2019 № УВ-738 в 4 квартале 2018 года оплата вознаграждения по договору инвестирования с АО «Синара-Девелопмент» не осуществлялась. Вознаграждение за 4 квартал 2018 года выплачено в 1 квартале 2019 года за счет средств кредита ПАО Сбербанк.

При этом в рамках налогового контроля ни общество, ни заказчик не предоставили информацию, позволяющую идентифицировать структуру и направленность полученных платежей (платежи не содержат информации о направленности контрагенту, являющимся исполнителем работ и на какие конкретно КС направлены денежные средства разных источников (требование от 02.10.2020 № 29611), на счетах бухгалтерского учета отсутствует распределение по субсчетам (контрагентам, договорам). При расчете налоговый орган исходит из сумм операций, переданных АО Синара-Девелопмент» по сводным счетам-фактурам и счетам-фактурам, выставленным «последним» по вознаграждению.

С учетом непредставления обществом доказательств ведения раздельного учета, позволяющего определить доли затрат, финансируемых из Областного бюджета и за счет заемных денежных средств, согласно бремени доказывания в этой части лицо, претендующее на возмещение налога из бюджета по понесенным затратам, полностью либо частично компенсируемым из областного бюджета, должно представить соответствующие доказательства величины доли этих затрат.

Если налогоплательщик получает субсидии (бюджетные инвестиции), он обязан организовать раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), объектам основных средств и нематериальных активов, имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств. Данное обстоятельство имеет существенное значение, так как является одним из условий для учета сумм НДС, не подлежащих вычету, в налоговых расходах.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что по сводным счетам-фактурам от 30.06.2020 №№ 165-166 общая стоимость выполненных работ, услуг товаров составила 9 522 848 487 руб., в том числе НДС – 1 226 320 067,45 руб.

Обществом произведено распределение субсидий в процентном соотношении – исходя из общей суммы операций, сформированной из затрат, облагаемых по ставкам 18 % и 20 % (в 2018 году налоговая ставка по НДС установлена пунктом 3 статьи 164 НК РФ в размере 18%, с 01.01.2019 – 20%), и операций, не облагаемых НДС. Сумма налога, не подлежащая вычету, по данным самого общества, составила 282 403 077,10 руб.

Налоговым органом к вычету не принята сумма НДС по работам, услугам, заявленным по операциям с АО «Синара-Девелопмент» и оплаченным из средств бюджетных инвестиций, в том числе переданных обществом «КРСУ» в качестве взноса в уставный капитал за 2018 год – 4 009 000 000 руб., за 2019 год – 2 242 624 000 руб. (всего – 6 251 624 000 руб.), из них 23 570 109,63 руб. направлено на выплату вознаграждения заказчика – АО «Синара-Девелопмент».

Таким образом, непринятая к вычету (возмещению) сумма налога (982 923 033 руб.) включает в себя в том числе налог в сумме 2 972 836,24 руб., исчисленный с суммы этого вознаграждения – 23 570 109,63 руб., выплаченного налогоплательщиком в рамках договора инвестирования от 15.10.2010 № СБ/01-315 (счета-фактуры от 29.02.2020 № 32, от 31.01.2020 № 26, от 31.08.2019 № 540), поскольку оно оплачено из средств субсидии по договору от 01.11.2019 № УВ/ДД-849, что подтверждается данными отчета АО «УВЦ» перед АО «КРСУ» и отчетами заказчика.

За вычетом этого вознаграждения в сумме 23 570 109,63 руб. сумма перечисленных налогоплательщику в 2018-2019гг. бюджетных средств составит 6 228 053 890,37 руб.

За 2018 год (по данным счетов-фактур от 30.06.2020 № 165 и № 166) заказчиком налогоплательщику передано работ, услуг от подрядных организаций на сумму 3 043 190 323,35 руб., в том числе НДС – 464 215 473,05 руб. Из них НДС в сумме 86 898 676,96 руб. (с операций на общую сумму 569 669 104,6 руб.) не заявлен обществом к вычету (стр.57-58 решения инспекции), в связи с чем инспекцией не принято к вычету за 2018 год 377 316 796,09 руб. налога (464 215 473,05 – 86 898 676,96) с операций на общую сумму 2 473 521 218,75 руб.

Сумма работ, услуг, переданных заказчиком без НДС за 2018 год, составила 59 582 573 руб. 65 коп. (28,02% в общей стоимости).

В связи с чем на 2019 год перешли операции, не принимаемые налоговым органом по счетам-фактурам от 30.06.2020 № 165 и № 166 для предоставления вычетов по НДС, на общую сумму 3 694 950 097,97 руб. (6 228 053 890,37 – 2 473 521 218,75 – 59 582 573,65).

За 2019 год (по данным счетов-фактур от 30.06.2020 № 165 и № 166) заказчиком налогоплательщику передано работ, услуг от подрядных на сумму 6 031 212 062 руб., в том числе НДС – 1 005 202 010,43 руб.

В 2019 году АО «Синара-Девелопмент» передано работ, услуг без НДС в общей сумме 129 329 560 руб. 58 коп. Так как 3 694 950 097,97 руб. от общей суммы выполненных работ в 2019 году (6 031 212 062,60 руб.) составляет 61,2%, то и при учете работ, услуг, переданных без НДС, в расчете учтено 61,2% от общего объема таких работ за 2019 год (79 149 691,07 руб.).

В результате сумма операций, не принимаемых налоговым органом по счетам-фактурам от 30.06.2020 № 165 и № 166 для предоставления вычетов, составляет 3 615 800 406,90 руб. (3 694 950 097,97 – 79 149 691,07). С указанной стоимости инспекцией по расчетной ставке 20/120 исчислен НДС, не подлежащий вычету (возмещению), – 602 633 401,15 руб.

Таким образом, в принятии к вычету (возмещении из бюджета) НДС в сумме 982 923 033 руб. (2 972 836,24 + 377 316 796,09 + 602 633 401,15) налоговым органом отказано правомерно.

Доводы заявителя о допущенных инспекцией ошибок при расчете сумм расходов на строительство и соответствующих сумм НДС, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены. При сопоставлении отчетов заказчика, первичных документов, представленных обществом к сводным счетам-фактурам, инспекцией расхождений не выявлено.

В ходе проверки, в связи с выявленными расхождениями по суммам операций между АО «Синара-Девелопмент» и обществом «УВЦ», с учетом полученных субсидий в рамках соглашений № С8/08-2020-51, С-1/08-2020-06 обществом предоставлен расчет НДС для включения его в прочие расходы по сводным счетам-фактурам АО «Синара-Девелопмент» и списания данных операций в прочие расходы.

Общество самостоятельно рассчитало (определило в процентном соотношении) стоимость работ, услуг, в том числе принятых без НДС, сумму НДС (в зависимости от операций по ставкам 18%, 20%), которые будут исключены из общей суммы налога, предъявляемого к вычету в составе сводных счетов-фактур № 165, 166 и которые будут включены (включая сумму НДС) в состав прочих расходов для последующего списания.

Данный расчет представлен налогоплательщиком в ходе проверки. В ходе проведения проверки также представлены расчеты и расшифровки, которым дана оценка правомерности, в том числе с учетом анализа и сопоставления данных представленных приложений к сводным счетам-фактурам.

В расчете обществом произведена детализация стоимости работ, услуг в разбивке по счетам-фактурам № 165, № 166, по ставкам, суммам, стоимости работ без НДС. Стоимостные показатели сверены с первичными документами, представленными обществом «УВЦ» и заказчиком в ходе мероприятий налогового контроля.

Доводы общества о возврате им денежных средств в АО «КРСУ» платежными поручениями от 29.04.2021 № 439 и от 17.06.2021 № 2 в сумме 514 957 861 руб. (и необходимостью исключения поэтому, по мнению общества, этой суммы из стоимости операций, по которым не предоставляются налоговые вычеты, что ведет к выводу о незаконности отказа в возмещении НДС в сумме 96 657 289,19 руб.) отклонены судом апелляционной инстанции на том основании, что возврат указанной суммы денежных средств произведен не только по истечении спорного налогового периода (2 квартала 2020г.), но и после принятия налоговым органом оспариваемых решений, в связи с чем объективно не мог быть учтен при расчете налога.

Препятствий для подачи обществом уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2020г. не имеется.

Фактическое расходование именно бюджетных средств Свердловской области на строительство в полной сумме их перечислений подтверждается отчетами об исполнении областного бюджета за 2019 и 2020 годы.

Инспекцией проанализированы данные отчетов за 2019 и 2020 годы и не установлено уменьшение сумм расходов в отношении программы (Закон Свердловской области от 10.06.2020 № 43-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» и закон Свердловской области от 02.07.2021 № 55-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2020 год».

Также заявитель указывает на то, что отсутствие раздельного учета в отношении бюджетных инвестиций не может являться причиной отказа в правомерности применения налоговых вычетов по НДС.

Вместе с тем абзацем 6 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что в случае, если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, имущественные права, на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции, налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников.

Кроме того, несмотря на отсутствие раздельного учета, часть налоговых вычетов обществу предоставлена.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания решений инспекции недействительными.

В части требований к Управлению обществу также отказано правомерно, в том числе с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не является основанием для признания решения вышестоящего органа недействительным.

Как разъяснено в пункте 31 указанного выше Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июня 2022 года по делу № А60-68548/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова