ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-10309/2015 от 29.09.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-10309/2015

г. Челябинск

05 октября 2015 года

Дело № А76-5617/2015

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 июля 2015 года по делу №А76-5617/2015 (судья Мрез И.В.).

В заседании приняли участие представители:

Главного Управления Министерства внутренних дел по Челябинской области -  ФИО1 (доверенность от 13.01.2015 №4).

Открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее - заявитель, ОАО «ЧЭМК», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МВД по Челябинской области, управление, административный орган) о признании незаконным бездействия управления, не зарегистрировавшее общество владельцем (собственником) транспортных средств: КАМАЗ 54115С, государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 5337 АТЗ 56142, государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак А059AT74; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 33022, государственный регистрационный знак А242AT74; КАМАЗ 55111А, государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 66, НЗАС 3964, государственный регистрационный знак <***>; признать незаконными действия управления, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявлений общества о прекращении регистрации перечисленных выше транспортных средств; обязать управление рассмотреть заявления общества о прекращении регистрации транспортных средств и предоставить требуемую государственную услугу.

Решением суда от 09.07.2015 (резолютивная часть объявлена 02.07.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой,  в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению общества, указание в решении суда на необходимость обратиться с заявлением об изменении регистрационных данных формально. ОАО «ЧЭМК» имело право обратиться от своего имени, как правопреемник открытого акционерного общества «Челябинский абразивный завод» (далее - ОАО «ЧАЗ»), с заявлением о прекращении регистрации транспортных средств в связи с их фактической утратой.

Письменный отзыв на жалобу ГУ МВД по Челябинской области не представлен.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание  не обеспечил.

С учетом мнения представителя управления, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 23.09.2015 по 29.09.2015.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленных письменных возражений, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 22.02.2008 между ОАО «ЧАЗ» (сторона-1), ОАО «60 Механическо-строительный завод» (сторона-2) и ОАО «ЧЭМК» (сторона-3) подписан договор о присоединении ОАО «ЧАЗ» и ОАО «60 Механическо-строительный завод» к ОАО «ЧЭМК» (т. 1, л.д. 91-100).

Согласно п. 1.1 договора стороны решили осуществить реорганизацию в форме присоединения стороны-1 и стороны-2 к стороне-3.

Передаточным актом от 22.04.2008 все права и обязанности, имущество и обязательства (активы и пассивы) ОАО «ЧАЗ» переданы ОАО «ЧЭМК» (т. 1, л.д. 101-102).

Приложением №1 к передаточному акту заявителю переданы основные средства ОАО «ЧАЗ», в том числе: КАМАЗ 54115С, государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 5337 АТЗ 56142, государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак А059AT74; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 33022, государственный регистрационный знак А242AT74; КАМАЗ 55111А, государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 66, НЗАС 3964, государственный регистрационный знак <***> (т. 1, л.д. 103).

25 февраля 2015 года ОАО «ЧЭМК» обратилось в МРЭО УГИБДД ГУ МВД по Челябинской области с заявлениями о прекращении регистрации вышеуказанных транспортных средств (т. 1, л.д. 12-53).

В ответ на заявление о прекращении регистрации транспортного средства КАМАЗ 54115С, государственный регистрационный знак <***>, МРЭО УГИБДД ГУ МВД по Челябинской области сообщило об отказе в производстве регистрационных действий в связи с отсутствием отметки осмотра транспортного средства, отсутствием оплаты госпошлины, отсутствуем полиса ОСАГО (т. 1, л.д. 12 оборот).

Представителю ОАО «ЧЭМК», подававшему заявления на осуществление регистрационных действий в отношении остальных транспортных средств, было пояснено, что основания для отказа в совершении регистрационных действий в отношении остальных автомобилей являются теми же самыми. На заявлениях о прекращении регистрации транспортных средств в отношении остальных транспортных средств отметок не сделано.

Посчитав незаконным бездействие ГУ МВД по Челябинской области в не регистрации транспортных средств, а также незаконными действий ГУ МВД по Челябинской области, выразившиеся в отказе в прекращении регистрации транспортных средств, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитал, что ОАО «ЧЭМК» перед подачей заявления о прекращении регистрации транспортных средств в связи с их фактической утратой должно было обратиться в МРЭО УГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных (в связи с переходом права собственности на транспортные средства от ОАО «ЧАЗ» к ОАО «ЧЭМК» в результате реорганизации в форме присоединения).

Оценив в порядке ст. 71, 198-201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 №605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2013 №30048) (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги.

Как следует из содержания п. 31 Административного регламента, в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия:

- регистрация транспортного средства;

- изменение регистрационных данных;

- прекращение регистрации транспортного средства;

- снятие с учета транспортного средства.

Согласно п. 55 Административного регламента, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные п. 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.

В соответствии с п. 56.1 Административного регламента, изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.

При этом, исходя из п. 32, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

32.1.           Прием заявления.

32.2.           Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса.

32.3.           Осмотр транспортного средства.

32.4.           Принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

32.5.           Оформление документов, подлежащих выдаче заявителю.

32.6.           Проверка и подписание документов.

32.7.           Введение информации в автоматизированные информационные системы.

32.8.           Выдача документов и государственных регистрационных знаков.

32.9.           Сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.

Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, являющихся приложением №1 к приказу МВД РФ от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Правила) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

На основании п. 4 Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 5 Правил установлено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев).

Регистрация транспортного средства прекращается в случаях, в том числе: утраты транспортного средства (п. 60.1 Административного регламента).

При утрате транспортного средства прекращение регистрации производится по заявлению владельца транспортного средства (абзац 2 п. 5 Правил, п. 61 Административного регламента). В случае прекращения права собственности производится не снятие с учета, а изменение регистрационных данных (абзац 2 п. 6 Правил).

Как пояснило общество, спорные транспортные средства стали собственностью ОАО «ЧЭМК» в 2008-2009 годах в результате присоединения предприятия ОАО «ЧАЗ». Данные транспортные средства указаны в передаточном акте, но к моменту присоединения транспортные средства фактически (физически) отсутствовали.

Административный регламент предполагает для осуществления процедуры изменения регистрационных данных – представление транспортных средств к осмотру. Без представления транспортного средства к осмотру, процедура изменения регистрационных данных проведена быть не может (п. 32 Административного регламента).

Таким образом, следует согласиться с доводом апеллянта, что в случае его обращения с заявлением об изменении регистрационных данных на утраченные транспортные средства, МРЭО УГИБДД откажет в удовлетворении заявления, что подтвердил представитель управления суду апелляционной инстанции.

Однако, восстановление регистрации транспортных средств, изменение регистрационных данных транспортных средств может производиться и на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении (п. 13, 44 Правил).

Право собственности ОАО «ЧЭМК» на названные транспортные средства никем не оспаривается, в том числе заинтересованным лицом, что подтвердил представитель ГУ МВД по Челябинской области в судебном заседании апелляционного суда.

При этом, административный орган не вносит в базу данных транспортных средств сведения об ОАО «ЧЭМК» (изменение регистрационных данных в связи со сменой собственника и прекращение регистрации транспортного средства в связи с их утратой), поскольку последний не совершил соответствующих формальных действий (подача заявления об изменении регистрационных данных в связи со сменой собственника, представление транспортных средств на осмотр, уплата государственной пошлины, предоставление полисов ОСАГО).

Прошедшая 30.03.2009 государственная регистрация правопреемства прав и обязанностей ОАО «ЧАЗ» к ОАО «ЧЭМК» является достаточным основанием для управления считать владельцем (собственником) данных транспортных средств ОАО «ЧЭМК», что соответствует абзацу 7 п. 15.5 Административного регламента - к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся, в том числе, выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы).

Поэтому ГУ МВД по Челябинской области в рассматриваемой ситуации вправе в отсутствие транспортных средств, их осмотра, уплаты государственной пошлины и полисов ОСАГО произвести изменении регистрационных данных в связи со сменой их собственника с ОАО «ЧАЗ» на ОАО «ЧЭМК», после чего предоставить государственную услугу в виде прекращения регистрации спорных транспортных средств в связи с их утратой.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Нарушение прав и законных интересов заявителя по настоящему спору усматривается в том, что целью заявителя является прекращение государственной регистрации транспортных средств, фактически утраченных, то есть не эксплуатируемых, не используемых в хозяйственной или иной деятельности, не являющихся участниками дорожного движения, однако, собственником которых формально он до сих пор является, что увеличивает объем основных средств, влечет уплату транспортного налога при отсутствии транспортных средств.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ОАО «ЧЭМК» имело право обратиться от своего имени, как правопреемник ОАО «ЧАЗ», с заявлением о прекращении регистрации транспортных средств в связи с их фактической утратой.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части, ввиду неполного выяснения обстоятельств имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования общества удовлетворяются судом апелляционной инстанции в части признания незаконными действий управления, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления общества о прекращении регистрации вышеуказанных транспортных средств, обязании управление  рассмотреть заявление общества о прекращении регистрации транспортных средств.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 июля 2015 года по делу №А76-5617/2015 отменить в части, заявление открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Главного управления Министерства внутренних дел по Челябинской области, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» о прекращении регистрации транспортных средств: КАМАЗ 54115С государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 5337 АТЗ 56142 государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029 государственный регистрационный знак А059AT74; КАМАЗ 532120 государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 5410 государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029 государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 532120 государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 33022 государственный регистрационный знак А242AT74; КАМАЗ 55111А государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 66, НЗАС 3964 государственный регистрационный знак <***>.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области рассмотреть заявление открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» о прекращении регистрации транспортных средств: КАМАЗ 54115С государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 5337 АТЗ 56142 государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029 государственный регистрационный знак А059AT74; КАМАЗ 532120 государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 5410 государственный регистрационный знак <***>; МАЗ 53391029 государственный регистрационный знак <***>; КАМАЗ 532120 государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 33022 государственный регистрационный знак А242AT74; КАМАЗ 55111А государственный регистрационный знак <***>; ГАЗ 66, НЗАС 3964 государственный регистрационный знак <***>, и предоставить требуемую государственную услугу.

В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 июля 2015 года по делу №А76-5617/2015 оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 О.Б. Тимохин

Судьи:

         И.А. Малышева

  В.Ю. Костин