ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-10764/2021 от 24.08.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-10764/2021

г. Челябинск

27 августа 2021 года

Дело № А07-32172/2020

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2021 по делу № А07-32172/2020.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ГеоКапитал» - Мкртчян Г.А. (паспорт, доверенность от 30.11.2020, диплом);

Правительства Республики Башкортостан – Шагиева Ю.В. (паспорт, доверенность №2-1-277-5052-П от 08.09.2020, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ГеоКапитал» Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом «ГК-1» (далее – заявитель, ООО «УК»ГеоКапитал» Д.У. Комбинированный ЗПИФ «ГК-1») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – МЗИО по РБ), Правительству Республики Башкортостан (далее – Правительство РБ), о признании незаконным бездействия Правительства Республики Башкортостан, выраженного в не включении объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Менделеева, д. 158, с кадастровыми номерами 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636; об обязании Правительства Республики Башкортостан включить объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636; о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженного в не включении объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Менделеева, д 158, с кадастровыми номерами 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 № 1810; об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан включить объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 № 1810.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2021 заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ГеоКапитал» Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом «ГК-1» удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом Правительство РБ (далее также – апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда перовой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что постановление Правительства Республики Башкортостан №636 является нормативным правовым актом. Включение объектов недвижимости в перечень, утвержденный указанным постановлением, возможно лишь путем принятия нормативного правового акта о внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан №636.

Указывает  на то, что суд не может обязать орган законодательной или исполнительной ветви власти обязать принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Кроме того, в рассматриваемом случае защита прав истца может быть осуществлена только путем предъявления административного иска о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан №636.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрение настоящего дела в судебном заседании реализовано с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (судебные онлайн-заседания). Организация участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания осуществляется в порядке, установленном статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ГеоКапитал» Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом «ГК-1» является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 158, с кадастровыми номерами 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636 (далее - Перечень объектов в 2019 году), и в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 № 1810 (далее - Перечень объектов в 2020 году).
Согласно фактическому использованию данные сооружения используются в качестве парковок для обслуживания торгового комплекса с кадастровым номером 02:55:010715:1418, а также размещения объектов бытового обслуживания и торговли, что подтверждается договорами аренды и фактическим предназначением самих объектов.
Более того, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 фактически входят в состав объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:010715:1418 (торговый комплекс ВДНХ, включенный в вышеуказанные перечни пунктами 1949 и 2613 соответственно в приложении к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636, Приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 № 1810), что подтверждается письмами Администрации городского округа город Уфа от 13.09.2018 № 98-05-00994, от 17.08.2018 № 98-04-00875.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010715:57, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), деловое управление, предпринимательство, выставочно-ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, охрана природных территорий, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
18.06.2020 заявитель обратился к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с письмом исх. №180620-2/ПИФ/1, с просьбой включить вышеуказанное имущество в Перечни. Ответчик направил в адрес заявителя письмо № ДС-17/9527 от 10.07.2020, содержащее отказ в удовлетворении требований.
Считая бездействие государственных органов незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 Налогового кодекса).
Согласно ст. 374 Налогового кодекса объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 Налогового кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статья 378.2 Налогового кодекса (введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ) устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 ст. 378.2 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 ст. 378.2 Налогового кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пункт 7 ст. 378.2 Налогового кодекса регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. 
Данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, в том числе, торговые центры и помещения в них. 
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса).
Из материалов дела следует, что сооружения с кадастровыми номерами: 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010715:57, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Таким образом, сооружения с кадастровыми номерами: 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1883 по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, принадлежащие заявителю, могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 Налогового кодекса в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса по фактическому назначению и использованию объектов.
Поскольку спорные объекты недвижимости отвечают критериям, установленным п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса, следовательно, налоговая база по налогу на имущество по данным объектам должна рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Правительство Республики Башкортостан включить спорные объекты в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 г. № 636, и обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан включить объекты в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 г. № 1810.

В своей жалобе апеллянт указывает на то, что постановление Правительства Республики Башкортостан №636 является нормативным правовым актом. Включение объектов недвижимости в перечень, утвержденный указанным постановлением, возможно лишь путем принятия нормативного правового акта о внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан №636. Суд не может обязать орган законодательной или исполнительной ветви власти обязать принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Вместе с тем, Перечень объектов в 2020 год утвержден Приказом от 24.12.2019 № 1810, принятым Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, которое с 27.11.2019 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 233 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2019 № 693 обладало соответствующими полномочиями и допустило незаконное бездействие.
В рассматриваемом случае предметом рассмотрения являются только действия (бездействие) ответчиков в отношении спорных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2020 №2029 «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 № 1907», спорные объекты недвижимости были включены в вышеуказанный перечень.
Доводы подателя относительно отсутствия полномочий у суда обязать орган законодательной или исполнительной ветви власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт, рассмотрены апелляционной коллегией и отклонены. 
Как было отмечено ранее, спорные объекты недвижимости отвечают критериям, установленным п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса, следовательно, налоговая база по налогу на имущество по данным объектам должна рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости. Отсутствие объектов недвижимости в перечне, согласно которому налоговая база рассчитывается как кадастровая стоимость свидетельствует о незаконном бездействии Правительства РБ, поскольку нарушает требования вышеприведенных норм федерального законодательства, а также права ООО «УК»ГеоКапитал» Д.У. Комбинированный ЗПИФ «ГК-1».

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что  Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязано включить данные объекты недвижимости в Перечень объектов в 2020 год.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2021 по делу № А07-32172/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   П.Н. Киреев

                                                                                              Н.Г. Плаксина