ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-10954/2013 от 12.11.2013 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10954/2013

г. Челябинск

14 ноября 2013 года

Дело № А07-11518/2013

Резолютивная часть постановления объявлена

12 ноября 2013г.

Полный текст постановления изготовлен

14 ноября 2013г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Терезовой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2013 года по делу № А07-11518/2013 (судья Хафизова С.Я.).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Башкирская гимназия №4» городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан (далее - заявитель, учреждение, МКОУ БГ №4, гимназия) 03.07.2013 обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Октябрьский Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - отдел, ОНД г. Октябрьский) о при­знании незаконным и отмене постановления № 148 от 18.06.2013, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии с ч. 1, 3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 160 000 рублей.

Определением суда от 20.08.2013 отдел заменен надлежащим заинтересованным лицом - Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление, МЧС, административный орган)

Решением суда от 16 сентября 2013 года требования заявителя удовлетворены - постановление от 18.06.2013 № 148 признано незаконным и отменено.

Заинтересованное лицо не согласилось с таким решением и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт

В жалобе управление ссылается на пропуск заявителем установленного законом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления.

Заинтересованное лицо считает, что настоящий спор рассмотрен судом с нарушением правил подведомственности, поскольку отсутствует связь допущенных нарушений с экономической деятельностью заявителя.

По мнению управления, вина учреждения в совершении правонарушения доказана материалами дела, а нарушение требований пожарной безопасности должностным лицом юридического лица не исключает вины самого юридического лица.

Принятое судом первой инстанции решение противоречит целям административного производства.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу МЧС не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 44 от 14.05.2013 проведена плановая выездная проверка по соблюдению учреждением требований правил противопожарного режима здания, расположенного по адресу: <...> (т. 1, л.д. 23).

По результатам проверки составлен акт № 44 от 17.06.2013, экземпляр которого лично получил директор гимназии ФИО1 20.05.2013 (т. 1, л.д. 15-16).

17 июня 2013 года в отношении заявителя составлены протоколы №147, 148 об административных правонарушениях, предусмотренных соответственно ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, экземпляры которых получил директор гимназии ФИО1 (т. 1, л.д. 21, 22).

Согласно протоколам № 147, 148 от 17.06.2013 административные правонарушения состоят в том, что заявителем нарушены требования Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила №390, ППР), СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятый постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97), СНиП 2.08.02-89*, СНиП 23-05, а именно:

*        при оборудовании эвакуационного освещения, не оформлены документы, подтверждающие соответствие смонтированной системы требованиям СНиП 23-05 (ч. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ); п. 6.22 СНиП 21-01-97*);

*        двери кладовых для хранения горючих материалов и электрощитовые не имеют предел огнестойкости 0,6ч. (ч. 2 ст. 4, ст. 5 Закона №123-ФЗ, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

*        ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений не содержаться в исправном состоянии и не подвергаются эксплуатационным испытаниям с периодичностью один раз в пять лет (ч. 2 ст. 4, ст. 5 Закона №123-ФЗ, п. 24 ППР);

*        выход на чердак из лестничной клетки не выполнен через противопожарные люки второго типа (ч. 2 ст. 4, ст. 5 Закона № 123-ФЗ, п. 8.4 СНиП 21-01-97*) - за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ;

*        не обеспечена исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода и не организована проверка их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 ППР) - за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ.

О дате (18.06.2013) рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель уведомлен в указанных протоколах.

18 июня 2013 директор ФИО1 представил письменные объяснения, в которых указал, что сумма необходимая для устранения нарушений составляет 200 000 руб., в бюджете гимназии данных средств нет (т. 1, л.д. 17).

Постановлением № 148 от 18.06.2013 гимназия привлечена к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом ст. 4.4 Кодекса, в виде взыскания административного штрафа в размере 160 000 руб. - копию постановления заявитель получил лично 21.06.2013, о чем свидетельствует подпись в постановлении (т. 1, л.д. 19-20).

02 июля 2013 года в постановлении № 148 от 18.06.2013 внесены исправления, о чем вынесено соответствующее определение (т. 1, л.д. 18).

Не согласившись с поименованным постановлением, гимназия  обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд посчитал, что в действиях (бездействии) заявителя отсутствует состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ; вина заявителя в совершении правонарушений в области пожарной безопасности административным органом не доказана материалами административного дела.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что привлечение гимназии к административной ответственности за нарушения п. 24, 55 ППР является незаконным и необоснованным, так как выполнение указанных обязанностей данными ППР возложены непосредственно на руководителя организации (предприятия, учреждения), а не на юридическое лицо.

Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Из п. 1 ст. 1 Закона № 123-ФЗ следует, что  его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся Федеральные законы о технических регламентах, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся СП, НПБ содержащие требования пожарной безопасности (п. 2, 3 ст. 3 Закона № 123-ФЗ).

Согласно п. 2, 3 ст. 3 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся Федеральные законы о технических регламентах, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.

Законом № 123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37, 38 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно п. 24 ППР руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.

В силу п. 55 ППР руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.

СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Согласно п. 6.22 СНиПа 21-01-97* пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05.

В силу п. 8.4 СНиПа 21-01-97 в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф 1.4 следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6х0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75х1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м. допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6х0,8 м. по закрепленным стальным стремянкам.

В нарушение названных норм и правил при оборудовании эвакуационного освещения, не оформлены документы, подтверждающие соответствие смонтированной системы требованиям СНиП 23-05; двери кладовых для хранения горючих материалов и электрощитовые не имеют предел огнестойкости 0,6ч.; ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений не содержаться в исправном состоянии и не подвергаются эксплуатационным испытаниям с периодичностью один раз в пять лет; выход на чердак из лестничной клетки не выполнен через противопожарные люки второго типа; не обеспечена исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода и не организована проверка их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

В силу ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, заявление составлено 28.06.2013, в суд поступило 03.07.2013, о чем свидетельствует входящий номер 11518.  Учитывая, что копия постановления фактически получена заявителем 21.06.2013 (о чем свидетельствует отметка на постановлении), установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и ч. 2 ст. 208 АПК РФ десятидневный срок на обжалование этого постановления, исчисляемый с момента вручения копии постановления, заявителем соблюден.

Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о пропуске заявителем указанного срока как противоречащий материалам дела.

С учетом п. 3 ч. 1 ст. 29, ст. 207 АПК РФ, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ существо данного спора отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Поэтому ссылка подателя жалобы о нарушении судом правил подведомственности не принимается, как противоречащая действующему законодательству.

Из материалов дела следует, что для осуществления основного вида деятельности гимназия использует здание, расположенное по адресу: <...> (т. 1, л.д. 26-48).

Следовательно, заявитель является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, как юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов недвижимости.

Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что из содержания оспариваемого постановления административного органа не следует, что вопрос о наличии вины заявителя в совершении инкриминированного  административного правонарушения исследовался надлежащим образом, поскольку в нарушение положений ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении об административном нарушении не указано, в чем конкретно состоит вина учреждения, привлекаемого к административной ответственности.

Также судом первой инстанции правильно указано, что административным органом не установлена и не доказана субъективная сторона состава правонарушения.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в тексте постановления № 148 от 18.06.2013 отсутствует анализ деяний учреждения на предмет наличия в них вины в совершении правонарушений (административный орган ограничился лишь общим указанием на наличие у учреждения неиспользованной возможности для соблюдения требований пожарной безопасности). Следовательно, учитывая указанную выше неполноту описания административных правонарушений, возможность оценки субъективной стороны правонарушения на стадии рассмотрения дела в суде фактически исключена.

На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п. 3 ст. 26.1 Кодекса одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В этой связи вина юридического лица в силу требований названных норм КоАП РФ и ст. 210 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

Из  материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления МЧС ограничилось лишь констатацией выявленных нарушений, однако, вопрос о наличии вины юридического лица в совершении вмененных ему правонарушений им не исследовался.  В нарушение ст. 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении отдела не указано, в чем конкретно состоит вина учреждения, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.04.2009 № 486-О, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.

Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации и в определении от 21.04.2005 №119-О.

Таким образом, вывод административного органа о доказанности наличия действиях гимназии составов вмененных этому лицу правонарушений нельзя признать обоснованным.

Недоказанность состава административного правонарушения, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Также суд апелляционной инстанции обращает внимание заинтересованного лица на отсутствие в материалах дела доказательств получения заявителем определения от 02.07.2013.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что привлечение заявителя к административной ответственности за нарушения п. 24, 55 ППР является незаконным и необоснованным, так как выполнение указанных обязанностей Правилами противопожарного режима возложены непосредственно на руководителя организации (предприятия, учреждения), а не на юридическое лицо.

С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено. Указанные в ст. 270 АПК РФ основания для переоценки выводов суда первой инстанции, а также отмены решения суда, у апелляционного суда отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба МЧС удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2013 года по делу № А07-11518/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.Б. Тимохин

Судьи

И.А. Малышева

В.М. Толкунов