ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-11540/2021 от 02.09.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-11540/2021

г. Челябинск

09 сентября 2021 года

Дело № А07-22222/2020

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Томилиной В.А.,

судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания          Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу № А07-22222/2020.

При участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» - ФИО1 (доверенность от 26.02.2021 сроком действия до 31.12.2021, диплом, свидетельство о заключении брака, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее - заявитель, ООО «БашРТС») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) и Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ) о признании бездействия Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в нерассмотрении по существу вопроса о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии, незаконным и возложении обязанности рассмотреть по существу заявление ООО «БашРТС» об отмене красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по ул. Новочерскасской в городе Уфе.

Решением суда первой инстанции от 26.05.2021 (резолютивная часть объявлена 21.06.2021) в удовлетворении требований ООО «БашРТС» отказано.

Не согласившись с таким решением, ООО «БашРТС» (далее также – податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что действующее законодательство не обязывает заявителя разрабатывать проект внесения изменений в документацию по планировке территории, подача заявления о разрешении разработать проект является правом ООО «БашРТС».

Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений входит в компетенцию органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления.

Отсутствие заявления о разработке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории не может являться основанием для отказа в рассмотрении заявления об отмене (изменении) красной линии.

Податель жалобы указывает, что насосная станция № 2 не относится к линейным объектам.

Реконструкция насосной станции также не может отнестись к вопросу размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, поскольку речь идет о реконструкции существующего имущества, а не о создании нового объекта.

Соответственно, разработать проекты внесения изменений в документацию по планировке территории ООО «БашРТС» самостоятельно не может.

Кроме того, у ООО «БашРТС» отсутствует нормативный правовой акт, на основании которого была установлена красная линия по улице Новочеркасской.

Более того, Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ письмом № 7-7021/ПР от 08.07.2020 указала, что правовой акт, утверждающий красные линии по Новочеркасской, в архиве Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа отсутствует, чем лишила ООО «БашРТС» возможности его обжаловать.

Апеллянт указывает, что Насосная станция № 2, расположенная по адресу: ул. Л. Толстого, 28, введена в эксплуатацию в 1959. Заявитель добросовестно, открыто и непрерывно пользуется земельным участком, на котором расположена насосная станция, более 61 года.

Однако без учета сложившейся (существующей) застройки территории на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 была установлена красная линия.

Данная информация ООО «БашРТС» стала известна только при получении градостроительного плана земельного участка № RU3308000-20-224.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.10.2018 № 02/18/1-1304051, сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 внесены в государственный кадастр недвижимости 09.12.2004, местоположение: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Л.Толстого, д. 28а, разрешенное использование: для эксплуатации насосной станции № 2 (сетевого района № 1).

08.07.2020 Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ письмом № 7-7021/ПР указала, что продолжение улицы Новочеркасской предусмотрено генеральным планом городского округа - проект «Уфа. Корректировка генерального плана», утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 04.08.2006 г. № 14/4 (в редакции решения от 25.03.2020 г. № 54/8).

Таким образом, параметры вышеуказанного земельного участка внесены в государственный кадастр до уточнения красной линии в 2006 году. Границы земельного участка статус условных не имеют.

Заинтересованными лицами какого-либо правового обоснования правомерности установления красных линий по стенам насосной станции в 1972 году и уточнения в 2006 году красных линий, без учета существующего права пользования, не представлено.

Таким образом, по мнению апеллянта, красная линия, установленная на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 не соответствует фактически сложившемуся пользованию, то есть, установлена без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировки территории, без учета нахождения зарегистрированного в ЕГРН объекта капитального строительства.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 02.09.2021.

К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились.

С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель заявителя изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержал в полном объеме.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательство Российской Федерации об электроэнергетике)» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.01.2013 № 6 «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» издало Приказ № 04/06-385 от 30.10.2018 об утверждении инвестиционной программы ООО «БашРТС» (т. 1, л.д. 32).

В соответствии с данной инвестиционной программой на 2019 - 2023 годы, ООО «БашРТС» предусмотрено выполнение работ по объекту «Реконструкция насосной станции № 2» со строительством нового здания на месте существующего и заменой морально устаревшего оборудования (ТУ на расширение и увеличение мощности не требуется).

Здание насосной станции № 2 расположено по адресу: ул. Л. Толстого, 28 в г. Уфа.

Земельный участок, отведенный под данное здание, используется ООО «БашРТС» на основании договора аренды от 26.02.2019 № 231-19 (т. 1, л.д. -33-42).

Срок действия договора аренды земельного участка определен до 2067 года.

В связи с тем, что для выполнения работ по реконструкции насосной станции № 2 необходимо использовать дополнительные земельные площади по периметру здания, 23.03.2020 ООО «БашРТС» обратилось к главе Администрации городского округа город Уфа с просьбой выдать градостроительный план земельного участка для проектирования и строительства нового здания насосной станции № 2 (т. 1, л.д. 43).

В ответ на данное обращение Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ был представлен градостроительный план земельного участка № RU3308000-20-224, согласно которому по земельному участку с кадастровым номером 02:55:030315:7, на котором расположено здание насосной станции № 2, проходит красная линия (т. 1, л.д. 44-59).

26.05.2020  ООО «БашРТС» направило в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ письмо № БашРТС/149/58 о предоставлении информации о документах, на основании которых были установлены красные линии по вышеуказанному земельному участку (т. 1, л.д. 60).

Письмом № 7-5473/ПР от 02.06.2020 Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ указала, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030315:7 частично (площадью 255 кв.м) расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы Новочеркасской и красные линии на данную территорию установлены в составе проекта «Северный промрайон г. Уфы, Схеме упорядочения застройки Северного промрайона» в 1972 году до вступления в законную силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (т. 1, л.д. 61).

26.06.2020 ООО «БашРТС» направило письмо № БРТС-У/001/1058 на имя начальника Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ с просьбой представить документ, на основании которого утверждена красная линия на вышеуказанном земельной участке с целью его обжалования (т. 1 л.д. 62-63).

26.06.2020 в адрес главы Администрации также было направлено письмо № БРТСЧ-У/001/1061 (т. 1, л.д. 158-159) с просьбой отменить красную линию на ул. Новочеркасской в связи с тем, что красная линия является неактуальной, не соответствует фактически сложившемуся пользованию (установлена без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировке территории).

08.07.2020  Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ письмом № 7-7021/ПР указала, что продолжение улицы Новочеркасской предусмотрено генеральным планом городского округа - проект «Уфа. Корректировка генерального плана», утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 04.08.2006 г. № 14/4 (в редакции решения от 25.03.2020 № 54/8). Порядок утверждения документации по планировке территории, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ в застройки Северного промрайона (1972 год) не применялся, правовой акт, утверждающий данный проект и красные линии в его составе, в архиве Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа отсутствует (т. 1, л.д. 64).

Заявитель считает, что обращение ООО «БашРТС» об отмене красной линии Главархитектурой Администрации ГО г. Уфа по существу не рассмотрено.

Насосная станция № 2, расположенная по адресу: ул. Л. Толстого, 28, введена в эксплуатацию в 1959 году, что подтверждается паспортом на производственное здание (т. 1, л.д. 65-74). Заявитель добросовестно, открыто и непрерывно пользуется земельным участком, на котором расположена насосная станция, более 61 года.

Заявитель, указывая, что бездействие ответчиков нарушает права и интересы ООО «БашРТС», лишает его возможности надлежащего использования принадлежащего ему имущества, обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае бездействие, как Администрации, так и Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ, нарушающее права и законные интересы ООО «БашРТС» по рассмотрению его обращений не имеется.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.

Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (часть 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Таким образом, внесение изменений в документацию по планировке территории должно быть осуществлено путем разработки определенных частей данной документации, предусматривающих изменение утвержденных частей такой документации.

Процедура подготовки документации по планировке территории, в том числе и подготовки внесения изменений в документацию по планировке территории, регламентирован для городского округа нормами 46 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

На основании пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Ранее действовавшая редакция пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (до 02.08.2019) предусматривала, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Основанием для установления планируемых красных линий в силу статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.

Установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.

Территории общего пользования также являются самостоятельными элементами планировочной структуры, существующими независимо от установления красных линий. Их правовой режим определяется исключительно в силу факта их объективного существования и использования неограниченным кругом лиц.

Тот факт, что существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, не свидетельствует об отсутствии у них правового режима территорий общего пользования.

Как установлено судом первой инстанции, из содержания обращения ООО «БашРТС» № БРТС-У/С01/1058 от 26.06.2020 в адрес Главархитектуры Администрации городского округа город Уфа РБ, предметом обращения является требование о предоставлении ненормативного правового акта, на основании которого установлены красные линии на улице Новочеркасская (т. 1, л.д. 62-63).

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данное обращение не является заявлением о разрешении разработать проект внесения изменений в документацию по планировке территории.

Предметом обращения ООО «БашРТС» № БРТС-У/001/1061 от 26.06.2020 в адрес Администрации городского округа город Уфа РБ – является требование об отмене красных линий на ул. Новочеркасской (т. 1, л.д. 158-159).

Данное обращение также по своему содержанию не может быть расценено, как заявление о разрешении разработать проект внесения изменений в документацию по планировке территории, о чем судом первой инстанции также сделан правильный вывод.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Указанные выше обращения заявителя были рассмотрены в установленном порядке и на них дан ответ Главархитектурой Администрации городского округа город Уфа РБ исх. № 7-7020/ПР от 08.07.2020, в котором, со ссылкой на обращение общества об отмене красных линий, разъяснен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории с целью изменения или отмены красных линий и предоставлена вся необходимая информация по ненормативному документу по утверждению красной линии по ул. Новочеркасской (т. 1, л.д. 64).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц являются одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из указанного следует, что действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении законных прав и охраняемых законом интересов заявителя и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействия заинтересованных лиц по рассмотрению обращений ООО «БашРТС» не имеется.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.

Доказательств о наличии со стороны ООО «БашРТС» заявлений о разрешении разработать документацию по планировке территории (в границах которой расположена насосная станция) или о внесении изменений в какую-либо часть утвержденной документации по планировке территории в деле не имеется, обратного в материалы дела заявителем не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом дополнительно изложенного в мотивировочной части настоящего постановления оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу № А07-22222/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» из федерального бюджета 1 500 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 13.07.2021 № 18153.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      В.А. Томилина

Судьи:                                                                                                 И.А. Аникин

А.С. Жернаков