ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-11735/09 от 20.01.2010 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№18АП-11735/2009

г. Челябинск

27 января 2010 г.

Дело № А47-5975/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Соколовой Т.В., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарём судебного заседания Тюриной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Оренбургской таможни на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2009 по делу № А47-5975/2008 (судья Анисимова С.И.), при участии: от Оренбургской таможни –ФИО1 (доверенность от 23.12.2009 №10-50/126, сроком до 31.12.2010), ФИО2 (доверенность от 28.12.2009 №10-50/134, сроком до 31.12.2010), от Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области - ФИО3 (доверенность от 11.01.2010 №53/15-05-АС),

УСТАНОВИЛ:

Оренбургская таможня (далее – истец) предъявила к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала фонда СГУ при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (далее – ответчик) иск о взыскании 5 051 104 руб. коп. убытков.

До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении суммы иска: истец просил взыскать 10 841 169 руб. 26 коп.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2009 по ходатайству истца произведена замена Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» на его правопреемника Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (деле –ТУ ФАУГИ, ответчик).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее –УФССП по Оренбургской области, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, с апелляционной жалобой обратилась Оренбургская таможня, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её заявитель указывает, что выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении расходов понесенных государством в лице Оренбургской таможни в связи с незаконным бездействием ответчика, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат действующему законодательству. Неправомерность бездействия ответчика была установлена ранее, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Оренбургской области по делу №А47-1862/2008 и №А47-2241/2008, обязательными для суда, рассматривающего данный спор в силу п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прямой отказ ТУ ФАУГИ в приеме товара, обращенного в собственность государства, был изложен в письме от 15.01.2008. В последующей переписке, ответчик прямых отказов не давал, указывая на различные внутриведомственные проблемы. Вместе с тем, порядок осуществления взаимодействия между истцом и ответчиком по данному вопросу урегулирован во Временном соглашении о порядке передачи имущества от 19.07.2002 № 01-10/22, 25/270 (далее –Временное соглашение). В соответствии с п.2.2 Временного соглашения истцом в адрес ответчика были направлены уведомления о количестве, местонахождении, стоимости обращенного в собственность государства имущества. Однако ответчик не принял мер к исполнению обязанности по приемке конфискованного товара, ссылаясь на отсутствие решения о размещении заказа на оказание услуг по реализации имущества. Таким образом, в связи с невыполнением ответчиком условий соглашения, начиная с 20.12.2007г. государство понесло убытки в виде необоснованной оплаты вознаграждения за хранение данной категории товара на складе временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», с которым истец заключил государственный контракт на хранение товара. В соответствии с платежными поручениями Оренбургская таможня оплатила владельцу склада вознаграждение за хранение товара 10 841 169 руб. 26 коп., тогда как годовая сумма выделенных бюджетных средств на указанные цели составляет 3 500 000 руб.

В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу –без удовлетворения, ссылаясь на то, ссылка заявителя на решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу №А47-1862/2008 и №А47-2241/2008 необоснованна, поскольку предметом спора в данных делах было непринятие РФФИ бесхозяйного и арестованного имущества, в то время как в настоящем споре предметом выступает конфискованное имущество. Кроме того, после получения уведомления от УФССП по Оренбургской области ответчик принял имущество в полном объеме в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Истец не представил суду доказательств уведомления ответчика о необходимости принять весь конфискованный товар, указанный в акте сверки конфискованного имущества от 28.10.2009г.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

С учетом мнения представителей истца, третьего лица и в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель УФССП по Оренбургской области в судебном заседании пояснил, что основные действия пристава, после получения исполнительного лица, сводятся к описи товара в мете его хранения и возбуждению исполнительного производства. На сегодняшний день часть исполнительных производств не закончено, в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по выдаче извещений о принятии на реализацию конфискованного товара.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерац0ии, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей истца и третьего лица, проверив доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что в период с декабря 2007 по декабрь 2008 в результате осуществления сотрудниками Оренбургской таможни таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, были выявлены нарушения установленных, действующим таможенным законодательством, прядка и правил.

На основании административных материалов, были вынесены судебные акты о привлечении правонарушителей к административной ответственности с конфискацией предметов административного правонарушения в доход государства (т.9-12, т.13 л.д. 1-57).

Конфискованный товар был помещен на слад временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», с которым Оренбургская таможня заключила с государственные контракты от 11.02.2008 № 140 на сумму 3 500 000 руб., от 20.02.2008 № 171 на сумму 1 500 000 руб., от 02.06.2008 № 321 на сумму 3 120 000 руб., от 18.09.2008 № 456 на сумму 3 700 000 руб., от 22.12.2008 № 691 с дополнительным соглашением от 23.12.2008 на сумму 11 275 000 руб. (том 4, л.д. 1-22).

Факт передачи товара на хранение подтверждается оборотной ведомостью движения материальных ценностей за период с 01.12.2007 по 31.12.2008 по складу временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» (том 3, л.д. 110-172); актами сверки конфискованного имущества , находящегося на хранении в г. Орск и Соль-Илецке; счетами –фактурами, выставленными хранителем в адрес Оренбургской таможни: №291 от 27.02.2008, № 569 от 04.04.2008, № 753 от 07.05.2008, № 943 от 04.06.2008, № 1402 от 15.07.2008, № 1933 от 25.08.2008, № 2116 от 10.09.2008, № 2236 от 22.09.2008, №, 2238/1 от 22.09.2008, № 2244 от 22.09.2008, № 2926 от 12.11.2008, № 3463 от 22.12.2008, № 3464 от 22.12.2008, № 3465 от 22.12.2008, № 3466 от 22.12.2008, № 3467 от 22.12.2008, № 3479 от 22.12.2008, № 3477 от 23.12.2008, №, 3478 от 23.12.2008, № 3482 от 23.12.2008, № 3483 от 23.12.2008 (том 1, л.д. 115, 120, 123, 125, 127, 131, 144; том 2, л.д. 20, 59, 85; том 4, л.д. 24-31, 33-35).

Вышеуказанные счета-фактуры оплачены истцом, что подтверждается платежными поручениями № 1611 от 27.06.2008, № 982 от 06.05.2008, № 1529 от 20.06.2008, № 608 от 27.03.2008, Х« 2781 от 28.10.2008, № 2030 от 07.08.2008, № 2526 от 26.09.2008, № 2592 о, 29.09.2008, № 2593 от 29.09.2009, № 3692 от 24.12.2008, № 3708 от 24.12.2008, № 3715 от 25.12.2008, № 3258 от 03.12.2008, № 3707 от 24.12.2008, № 3729 от 25.12.2008 (том 1, л.д. 25-28, 106-110; том 3, л.д. 54-56, 58-60).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 № 260 (с изменениями) «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного имущества, обращенного в собственность государства», а также п. 2.2, 2.3 Временного соглашения истец направил в адрес ответчика уведомления о наличии соответствующего имущества (т. 7 л.д. 11-24).

Письмом № оф-06/049 от 15.01.2008 специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в лице Оренбургского филиала известил Оренбургскую таможню о том, что 31.12.2007 истекли сроки действия заключенных филиалом Фонда государственных контрактов на оказание услуг по хранению и реализации обращенного в собственность государства имущества.

Кроме того, в письме Оренбургский филиал Фонда указал, что поскольку решения по запросам о согласовании размещения государственных заказов на оказание вышеназванных услуг не принято и филиал не располагает помещениями для хранения обращенного в собственность государства имущества, принятие имущества в распоряжение в настоящее время не представляется возможным.

Арбитражный суд Оренбургской области решением от 29.07.2008 по делу А47-1862/2008АК-106 (том 1, л.д. 17-24) признал незаконным отказ Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (г.Москва) в принятии от Оренбургской таможни имущества, обращенного в федеральную собственность, изложенный в письме филиала в Оренбургской области № оф-06/049 от 15.01.2008г. и обязал Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» принять от таможни имущество, обращенное в федеральную собственность.

Полагая, что в результате незаконного бездействия ответчика государству в лице Оренбургской таможни причинен убыток в виде перерасхода средств, предоставленных по бюджетной смете на оплату вознаграждения за хранение конфискованного товара, истец предъявил настоящий иск.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом необходимой совокупности элементов состава гражданско-правовой ответственности, для применения к ответчику способа защиты нарушенного права в виде возмещения убытков.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Постановлением № 260 от 19.04.2002 Правительство Российской Федерации наделило исключительно Российский фонд федерального имущества функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение п. 3 указанного Постановления было разработано Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным собственность государства (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 311 от 29.05.2003).

Согласно п.п. 2, 3, 4 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, либо судебный пристав-исполнитель уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) о наличии и месте нахождения этого имущества.

Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда федерального имущества (его филиала) или по акту передачи, составляемому судебным приставом-исполнителем.

Во исполнение указанного постановления, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Российский фонд федерального имущества 19.07.2002 заключили Временное соглашение о порядке передаче имущества №№ 01-10/22, 25/720 (том 3, л.д. 41-48), определяющее основные положения взаимодействия Государственного таможенного комитета Российской Федерации, подчиненных ему таможенных органов (далее - Таможенный орган) и Российского Фонда федерального имущества, его отделений (далее - Фонд) по вопросам передачи Фонду имущества, конфискованного по решениям судебных органов, помещенного под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, а также имущества признанного судом бесхозяйным (далее - имущество).

Согласно Временному соглашению Таможенный орган в течение десяти рабочих дней после обращения имущества в собственность государства или признания судом имущества бесхозяйным направляет в Фонд уведомление с указанием сведений о количестве, качестве, местонахождении, стоимости имущества, расходов, связанных с хранением, транспортировкой и оценкой (п. 2.2).

Фонд регистрирует уведомление и в течение трех рабочих дней с даты его получения информирует Таможенный орган о своем решении относительно возможной даты приема имущества, а также уполномоченного на совершение указанных действий лица (п. 2.3). Имущество передается в Фонд по акту приема-передачи (п. 2.4). В силу пункта 5.3 Временного соглашения обязанностью таможенного органа является своевременное уведомление Фонда об имуществе.

Из вышеприведенного следует, что нормы постановления Правительства Российской Федерации № 260 от 19.04.2002, Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 311 от 29.05.2003, а также положения, разработанного на их основе Временного соглашения, определяют основанные направления взаимодействия органов исполнительно власти (Государственного таможенного комитета Российской Федерации, подчиненных ему таможенных органов, ФАУГИ, его отделений) по вопросам передачи и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.

Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в процессе реализации указанных направлений, отношения между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (подчиненных ему таможенных органов) и ФАУГИ (его отделений) регулируются бюджетным законодательством, поскольку они являются участниками бюджетного процесса (ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, способ защиты, избранный истцом по настоящему делу, в виде возмещения убытков не соответствует ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в силу ст. 2 данного Кодекса к бюджетным правоотношениям гражданское законодательство не применяется.

Учитывая изложенное оснований для удовлетворения исковых требований Оренбургской таможни нет.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2009 по делу № А47-5975/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья Е.В. Ширяева

Судьи: Т.В. Соколова

О.Б. Фотина