ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-11855/2020
г. Челябинск | |
05 ноября 2020 года | Дело № А07-40002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2020г. по делу № А07-40002/2019.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя ФИО1– ФИО2 (доверенность от 18.12.2017, диплом).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также – ответчик, Министерство) от 22.11.2019 №НП-25/3685-Г об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:050465:346 из Перечней объектов, в отношении которых в 2018-2019 гг. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Определением суда от 14.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, незаявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «Маяк-Авто», Общество с ограниченной ответственностью «Европа-Авто», Общество с ограниченной ответственностью «Башдизель», индивидуальный предприниматель ФИО3 (Роберт) Фагимович.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 12.08.2020) заявленные требования удовлетворены.
Отказ, выраженный в письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22.11.2019 № НП-25/3685-Г об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:050465:346 из Перечней объектов, в отношении которых в 2018-2019г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, признан незаконным.
Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1, а именно разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об исключении из:
- перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018 году определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №1732 от 27.12.2017,
- перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РБ от 24.12.2018 №636, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании, кадастровый № 02:55:050465:346, расположенный по адресу: город Уфа, Демский район, улица Центральная, дом 57, которое принадлежит на праве собственности ИП ФИО1 на праве собственности по состоянию на дату размещения данных Перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 24.12.2017.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что в ходе обследования объекта недвижимого имущества Министерством установлено (акт от 24.07.2019), что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта с кадастровым номером 02:70:011001:405 составляет 100%. Суд первой инстанции пришел к выводу, что акт от 24.07.2019 является недопустимым доказательством, в виду отсутствия фотографий внутри здания, между тем, судом не принят во внимание тот факт, что вход в здание ограничен, действует пропускной режим.
Кроме того, решение суда по внесению изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24.12.2018 затрагивает интересы органа, утвердившего данное постановление. Правительство Республики Башкортостан в качестве лица, участвующего в деле не привлекалось.
Оспариваемый отказ, выраженный в письме № от 22.11.2019 № НП-25/3685-Г, основан на Приказах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и на основании постановления Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24.12.2018. Данный приказ и постановление заявителем в установленном законом порядке не оспаривались. При этом, заявленные по настоящему делу требования заявителя фактически направлены на оспаривание указанных нормативно правовых актах и понуждение арбитражным судом органа исполнительной власти к внесению изменений в спорный перечень.
В апелляционный суд до начала судебного заседания от ИП ФИО1 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, заинтересованное лицо и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела,индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником следующего объекта недвижимости (далее - объект недвижимости): - отдельно стоящее четырехэтажное нежилое здание, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Центральная, д. 57, с кадастровым номером 02:55:050465:346, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Земельный участок по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Центральная, д. 57, имеет кадастровый номер 02:55:050510:42, категория земель: земли населённых пунктов, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2019 - 4500704,78 руб., разрешенное использование: для иных видов жилой застройки; по документу: деловое управление, обеспечение научной деятельности, магазины, склады, обслуживание автотранспорта.
Здание, расположенное на указанном участке, имеет кадастровый номер 02:55:050465:346, кадастровая стоимость (КС): 32 321 000 руб., дата определения КС: 01.01.2015, дата внесения сведений о КС: 23.03.2018, общая площадь: 1 804,6 кв.м., назначение: нежилое здание.
В связи со сменой собственника здания и изменением фактического его использования в 2017 году собственником земельного участка, на котором расположено здание, Управлением земельных и имущественных отношений ГО город Уфа РБ, изменен вид разрешенного использования земельного участка, установлен вид использования: «деловое управление, обеспечение научной деятельности, магазины, склады, обслуживание автотранспорта».
Пунктом 1 Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1732 от 27.12.2017 утвержден «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Заявитель указывает, что осмотр объекта недвижимости в 2018 году ответчиком не производился, здание включено в перечень на основании данных его использования прежними собственниками. В пункт 2152 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:050465:346, расположенного по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, Демский район, улица Центральная, дом 57.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 636 от 24.12.2018 утвержден «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Заявитель указывает, что осмотр объекта недвижимости в 2019 году также не производился, здание включено в перечень на основании данных его использования прежними собственниками.
В пункте 3583 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:050465:346, расположенного по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, Демский район, улица Центральная, дом 57.
На территории Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона РБ от 28.11.2003 № 43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона РБ от 01.01.2015 с изменениями, внесенными Законом РБ от 30.10.2014 № 141-з) с 01.01.2015 введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом ее деятельности является - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Супруг собственника - ФИО4, является доктором наук, также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и основным видом его деятельности является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. ООО «Башдизель», ООО «МАЯК» (учредители также ФИО4) арендуют помещения в здании и используют его в рамках реализации уставных целей обществ. Основными целями деятельности ООО «Башдизель», ООО «МАЯК» является разработка, производство и реализация наукоемкой продукции, стандартизированного и нестандартного оборудования, стендов и приборов; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Заявитель указывает, что 80% площади нежилого здания с кадастровым номером 02:55:050465:346, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Демский район, улица Центральная, дом 57, фактически используется для размещения научных отделов, собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность ООО «Башдизель», ИП ФИО1, ИП ФИО4 Свободный доступ посторонних лиц во внутренние помещения невозможен, на территорию здания можно попасть только по заранее согласованным пропускам, согласно положению о пропускном режиме на территории здания.
Заявитель считает, что объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 № 43-з «О налоге на имущество организаций» и статьи 378.2 НК РФ, что приводит к нарушению прав и законных интересов ИП ФИО1 в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, установленном для административно-деловых и торговых центров (комплексов).
Заявитель 06.11.2019 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением об исключении из Перечня объекта недвижимости.
В письме от 22.11.2019 (исходящий №НП-25/3685-Г) Министерство отказало в удовлетворении просьбы заявителя об исключении спорного объекта недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018г., 2019г. определяется как их кадастровая стоимость, обосновав, что рассмотреть заявление ИП ФИО1 Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений заявителей об актуализации Перечня не может. Министерство в оспариваемом письме указывает, что приказами Минземимущества РБ от 30.11.2015 №1818, от 29.12.2016 № 2007, от 27.12.2017 №1732, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2016 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г. определяется как их кадастровая стоимость соответственно. В вышеуказанные Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:050465:346.
Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 233 «О мерах по организации определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнение» (далее - Порядок) не предусматривает возможность исключения объектов недвижимости за предыдущие налоговые периоды с даты вступления в силу вышеуказанного постановления, в связи с чем нежилое здание с кадастровым номером 02:55:050465:346 не может быть исключено из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 г., 2017 г., 2018 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Нежилое здание с кадастровым номером 02:55:050465:346 включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения от 24.07.2019, установлено соответствие объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:050465:346 критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 №43-з «О налоге на имущество организаций».
Полагая, что ответчик не дал надлежащей правовой оценки документам, подтверждающим характеристики здания, земельного участка и фактического использования здания, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиям о признании незаконным решения, выраженного в письме от 22.11.2019 №НП-25/3685-Г, об отказе внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в 2018-2019 году, об обязании устранить допущенные нарушения.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Министерство не представило доказательств правомерности и обоснованности своего отказа об исключении спорного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в налоговый период 2018-2019 год применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Налоговый кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса.
Так, пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, спорный объект недвижимости на момент составления Министерством Перечня на 2018-2019 год, не отвечал признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 № 43-з «О налоге на имущество организаций».
Так, земельный участок, на котором находится спорное здание, находится по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Центральная, д. 57, имеет кадастровый номер 02:55:050510:42, категория земель: земли населённых пунктов, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2019г. - 4500704,78 руб., разрешенное использование: для иных видов жилой застройки; по документу: деловое управление, обеспечение научной деятельности, магазины, склады, обслуживание автотранспорта.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как указывает заявитель, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом ее деятельности является - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Супруг собственника - ФИО4, является доктором наук, также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и основным видом его деятельности является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
ООО «Башдизель», ООО «МАЯК» (учредители также ФИО4) арендуют помещения в здании и используют его в рамках реализации уставных целей обществ. Основными целями деятельности ООО «Башдизель», ООО «МАЯК» является разработка, производство и реализация наукоемкой продукции, стандартизированного и нестандартного оборудования, стендов и приборов; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Из представленного договора №20 от 01.02.2018 аренды нежилого помещения следует, что арендатор ООО «Башдизель» обязуется использовать помещения (арендуемая площадью 95 кв.м. на 1 этаже здания) для осуществления своей коммерческой деятельности: ремонт топливной аппаратуры дизелей, компьютерная диагностика автомобилей, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, автотехническая экспертиза. Использование помещения иным образом не допускается.
Из представленного договора №3 от 01.01.2018 аренды нежилого помещения следует, что арендатор ООО «ЕвропаАвто» обязуется использовать помещения (арендуемая площадью 50 кв.м. на 2 этаже здания) для осуществления своей коммерческой деятельности: организация магазина торговли автозапчастей. Использование помещения иным образом не допускается.
Из изложенного следует, что 80% площади нежилого здания с кадастровым номером 02:55:050465:346, расположенного по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, Демский район, улица Центральная, дом 57, фактически используется для размещения научных отделов, собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность ООО «Башдизель», ИП ФИО1, ИП ФИО4
Использование здания в научных целях также подтверждает назначение помещений в техническом паспорте. Согласно экспликации к поэтажному плану назначение помещений следующее: диагностическая лаборатория, испытательная лаборатория, лестничные клетки, подсобные помещения, демонстративно-выставочный зал, инвентарная, переговорная, кабинеты.
Подателем жалобы также подтверждается, что свободный доступ посторонних лиц во внутренние помещения невозможен, на территорию здания можно попасть только по заранее согласованным пропускам, согласно положению о пропускном режиме на территории здания.
Неправомерность включения зданий, помещения которых используются научно-исследовательскими организациями, в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.06.2018 № 49-АПГ18-8.
По мнению ответчика, здание фактически используется в коммерческих целях. В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство ссылается на акт обследования от 24.07.2019.
Между тем, проанализировав собранные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в их совокупности взаимосвязи, апелляционная коллегия соглашается с критической оценкой данной судом названному акту. Вопреки доводам апеллянта, акт не принят во внимание суда не только в силу отсутствия фотоматериалов внутри здания, судом указано на нарушение порядка проведения мероприятий по обследованию объекта недвижимости.
Так, фотографии не имеют привязки относительно времени проведения фотосъемки. Какие-либо уведомления, приказы о проведении проверки фактического использования объекта недвижимости в адрес предпринимателя Министерством не направлены. Акт обследования по состоянию на 24.07.2019 составлен в одностороннем порядке без участия представителя заявителя.
Иных доказательств правомерности и обоснованности своего отказа об исключении спорного Объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в налоговые периоды 2018 и 2019 гг. применяется повышенная ставка налога на имущество установленная статьей 378.2 НК РФ, ответчик не представил.
Здание с кадастровым номером 02:55:050465:346, принадлежащее заявителю, по своим характеристикам не отвечает ни одному из критериев, установленных пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, для признания его объектом бытового обслуживания. Доказательств обратного, материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, спорное здание не подлежит включению в спорный перечень, так как не отвечает ни одному из установленных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий для признания его торговым объектом.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом способ устранения допущенных прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.
Во исполнение требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, удовлетворяя требования ИП ФИО1, обоснованно в целях восстановления прав заявителя возложил на Министерство обязанность об исключении из Перечня указанный объект недвижимого имущества.
Довод Министерства о том, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 22.11.2019 основан на Постановлении Правительства РБ от 24.12.2018 № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», который является нормативным правовым актом, соответственно рассматриваемый спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, заявителем выбран неверный способ защиты права, не принимается судом апелляционной инстанции.
С учетом положений части 1 статьи 198, положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая, что предметом обжалования является выраженный в письме от 22.11.2018 №НП-25/3685-Г отказ Министерства об исключении объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018-2019 год, отказ представляет собой ответ на заявление общества об исключении из Перечня, отказ носит властный характер, поскольку исходит от государственного органа в связи с реализацией им публичных полномочий и принят в одностороннем порядке, направлен на урегулирование индивидуального и конкретного правоотношения по вопросу исключения объекта из Перечня, следовательно, оспариваемый отказ имеет характер ненормативного правового акта, а возникшие правоотношения сторон вытекают из административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем рассмотрение судом первой инстанции настоящего спор в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правомерным.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2020г. по делу № А07-40002/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи А.А. Арямов
П.Н. Киреев