ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-12063/2015 от 26.10.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12063/2015

г. Челябинск

30 октября 2015 года

Дело № А47-360/2015

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Бояршиновой Е.В. и Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой  Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮжУралгипс» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.08.2015 по делу № А47-360/2015 (судья Александров  А.А.).

  В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «ЮжУралгипс» - Лымарева О.И. (доверенность № 14/90 от 15.07.2014).

 21.01.2015 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области (далее - Управление, Росприроднадзор)  обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к  обществу с ограниченной ответственностью «ЮжУралгипс»  (далее – общество, плательщик, ООО «ЮжУралгипс») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 121 283,65 руб.

Плательщик занимается разработкой месторождения гипса «Слудная гора», отходами которого являются  нерудные полезные ископаемые 5 класса опасности.

 В 2011 году обществом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, куда данные отходы не включены.  Оплата за 2011 и 2012 годы за размещение этой части отходов не поступала, факт их размещения на территории отвалов подтвержден статистической отчетность по форме 2-тп (отходы), представлен расчет дополнительной оплаты (т.1 л.д.7-10).

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу № А47-4527/2013 подтверждено, что вскрышные породы являются отходами производства. Нет доказательств использования вскрышных пород при производстве работ по рекультивации. По п.3.1.9  Национального стандарта ГОСТ Р  53692-2009 к отходам производства относятся …вмещающие и вскрышные породы образующиеся при добыче полезных ископаемых (т.1 л.д.125-126).

В отзыве общество возражало против заявленных требований, утверждало, что вскрышные породы не являются отходами – они предназначены для рекультивации земель, выравнивая ее поверхности, что предусмотрено проектом разработки месторождения. Вскрышные породы не должны включаться в расчет оплаты негативного воздействия на окружающую среду (т.1 л.д.104-105).

Решением суда первой инстанции от 13.08.2015 заявленные требования удовлетворены, с ответчика взыскано 121 283,65 руб. оплаты.

Суд пришел к выводу, что результаты рассмотрения дела № А47-10366/2014 не могут иметь процессуальных последствий для рассмотрения данного дела, т.к. рассмотрение дела о законности предписания выданного проверяющим органом не исключает оснований для взыскания обязательных платежей.

Общество при расчете платежей за 2011-2012 годы неосновательно исключило из расчета оплаты начисления, связанные со складированием вскрышных пород на отвале горных пород.

Суд отклонил довод заявителя о том, что эти породы не являются отходами, а материалами для последующей рекультивации земель, ссылки на законодательство о недропользовании (нормативы по рекультивации земель, правила безопасности при разработке месторождений). Заявителем не учтены нормы природоохранного законодательства – ГОСТ 30772-2001,  где к отходам производства отнесены вскрышные породы, Федеральный классификатор отходов № 786 от 02.12.2002, где вскрышные породы отнесены к отходам 5 класса опасности, постановление Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003. Оценив эти акты в совокупности, суд пришел к выводу, что вскрышные породы являются отходами производства, а размещение этих отходов на отвалах является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду и основанием для начисления платежей (т.2 л.д.96-100).

25.09.2015 от общества  поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

Давая оценку вскрышным породам как виду отходов, суд первой инстанции не учел положения законодательства:

-п.17 Основных положений о рекультивации земель…, утв. Приказом Мин. охраны окружающей среды № 525 от 22.12.1995, где вскрышные породы определены как горные породы подлежащие выемке в процессе открытых горных работ. Аналогичное определение содержит и ГОСТ 17.5.01.03 «Охрана природы земли», вскрышные породы используются в процессе рекультивации и, следовательно, не являются отходами,

-отсутствует подтверждение оказание вскрышными породами негативного воздействия на окружающую среду, нет доказательств их «размещения»,

-п.6 приказа Минприроды № 50 от 25.02.2010 о том, что горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации в лимиты на размещение отходов не включаются (т.2 л.д.105-106).

В отзыве Управление возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.

Управление  извещено о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, его представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) – в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, установил следующее.

ООО «ЮжУралгипс»  зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 07.04.2009, занимается разработкой полезных ископаемых открытым способом (т.1, л.д. 86-91).

В положительном заключении государственной экспертизы № 56-1-4-0049-08 указано, что основным видом отхода при производстве карьера являются вкрышные породы (т.2 л.д.15).

В пояснительной записке за 2012 год к отчету № 2-ТП,  подписанной главным инженером общества, указано об образовании отходов 1-5 классов опасности  - вкрышных пород в количестве 346 543 т., которые размещены в отвале пустых пород за контуром карьера (т.1 л.д.12). Наличие отходов подтверждено также отчетностью (т.1 л.д.13-17). Те же сведения содержатся в пояснительной записке и отчетности за 2011 год (т.1 л.д.18-23).

Составлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д.24-59).

26.11.2014 направлено требование о внесении оплаты (т.1 л.д.92-93).

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от 27.05.2015 по делу 12-10/2015 признано законным постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Суд признал, что размещение вскрышных пород произведено на отвале горных пород, который является объектом размещения отходов (т.2 л.д. 67-74). Решением Оренбургского областного суда от 24.07.2015 судебное решение отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено. Сделан вывод об отсутствии обязанности проведения экологической экспертизы в части вскрышных пород (т.2 л.д.85-88).

По мнению подателя жалобы – ООО «ЮжУралгипс»  суд первой инстанции не дал оценку нормативным актам, которые исключают вскрышные породы из состава отходов.

Суд пришел к выводу об обязанности общества уплачивать сбор, взыскал его в заявленном размере. 

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ) с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 и распространяется  на лиц деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Размещение отходов предполагает их хранение и захоронение; хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Спорным является вопрос о том, являются ли вскрышные породы, полученные при разработке месторождения полезных ископаемых отходами, к которым применяются вышеуказанные положения законодательства. Обосновывая свои выводы, суд первой инстанции ссылается на

-стандарт «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», где в  п. 3.1. и 3.11. ГОСТ 30772-2001 указано, что отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п. Таким образом, вскрышные породы прямо отнесены к отходам производства.

Под складированием отходов в п. 5.31. ГОСТ 30772-2001 понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени. Общество не оспаривается, что вскрышные породы находились в горных отвалах, что указывает на их «размещение».

-Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР РФ от 02.12.2002 года № 786, где вскрышным породам присвоен код 347 000 00 08 99 5, и данный отход относится к 5 классу опасности. Согласно действующему Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» вскрышные породы также относятся к отходам производства (Блок 2).

Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» устанавливает, что отходы добывающей и перерабатывающей промышленности относятся к отходам V класса опасности.

Судом сделан правильный вывод об отнесении вскрышных пород к категории отходов.

Не принимается довод апелляционной жалобы о том, вскрышные породы являются материалом для рекультивации земель, в связи с чем, освобождаются от включения в расчет оплаты. Нормы законодательства о недрах, на которые ссылается общество, действительно исключают вскрышные породы используемые для рекультивации из расчета оплаты, но по материалам дела спорные породы находились в отвалах, и какие – либо доказательства их использования для производства работ по рекультивации отсутствуют.

Акт суда общей юрисдикции по делу об административном правонарушении в силу ст. 69 АПК РФ не является основанием для освобождения от доказывания и установленным фактом преюдиции. Обязанность внесения платежей не связана с наступлением последствий от размещения отходов - обязательным причинением вреда конкретным лицам.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции, отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.08.2015 по делу № А47-360/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮжУралгипс» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   Ю.А. Кузнецов

Судьи:                                                                         Е.В. Бояршинова

                                                                                     В.Ю. Костин