ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-12299/2020
г. Челябинск | |
25 ноября 2020 года | Дело № А76-12372/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Скобелкина А.П., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форум» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 по делу № А76-12372/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска – ФИО1 (удостоверение, доверенность № 03-01 от 09.01.2020, диплом).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска (далее – заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Форум» (далее – лицо, привлекаемое в административной ответственности, ООО «Форум», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) .
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 ООО «Форум» привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 14.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о применении наказания в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на отсутствие вреда общественным отношениям, прекращении деятельности по распространению лотерейных билетов в торгово-развлекательном комплексе «Алмаз» и наличие у общества статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, совершения вменяемого правонарушения впервые, указывает на наличие основания для применения положения статьи 4.1.1. КоАП РФ и применения наказания в виде предупреждения.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, представитель общества в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в судебном заседании без участия его представителей. С учетом мнения налогового органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ООО «Форум».
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ИФНС России Ленинскому району г. Челябинска из УФНС России по Челябинской области поступило обращение (вх. № 002831 от 20.02.2020), в котором сообщается о распространении лотерей на территории торгово-развлекательного комплекса «Алмаз» (далее также –ТРК «Алмаз») по адресу: ул. Копейское шоссе, 64, г. Челябинск,
В ходе контрольных мероприятий по соблюдению Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 №54-ФЗ (далее - Закон 54-ФЗ), проведенных 26.02.2020, установлено, что в ТРК «Алмаз» по адресу: <...>, осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов ООО «Форум» ИНН <***>.
На основании вышеизложенного в отношении ООО «Форум» ИНН <***> возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.27 КоАП РФ. Составлено определение от 26.02.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Форум».
В рамках возбужденного дела у ООО «Форум» истребованы документы, проведено обследование места осуществления деятельности, опрошены сотрудник организации, проведены осмотры детских организаций, осуществляющих деятельность по указанному адресу.
26.02.2020 при проведении контрольных мероприятий в пункте распространения лотерейных билетов, киоске «СТОЛОТО», принадлежащем ООО «Форум» ИНН <***> и расположенном по адресу: <...> установлено наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ, а именно: 26.02.2020 в 13 ч. 33 мин. кассиром Т…. реализован (продан) лотерейный билет «РУССКОЕ ЛОТО» ВГЛ 4 Спорт № 132500393483. тираж № 1325 (cep.864F, № пачки: 7870). На лотерейном билете указано, что организатором лотереи является Министерство спорта Российской Федерации, оператор лотереи - АО «ГСЛ»; лотерея проводится в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 №687-р.
ООО «Форум» по адресу: <...> осуществляет деятельность на основании договора аренды № Л-184-ПЛАТЕЖ/18 от 16.06.2018 (дополнительное соглашение № 3 от 25.06.2019 к Договору аренды № Л-184-ПЛАТЕЖ/18 от 16.06.2018). Деятельность по распространению лотерейных билетов ООО «Форум» осуществляет на основании договоров: № А0318-74-5148 от 27.03.2018 на оказание услуг по распространению лотерей, № ТА0318-74-5148 от 27.03.2018 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, № АМАОЗ 18-74-5148 от 27.03.2018 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, заключенных с АО «Торговый дом «Столото» ИНН <***>.
Усмотрев в действиях общества признаки административного
правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.27 КоАП РФ, административным органом 26.03.2020, в порядке статьи 28.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Форум» оставлен протокол об административном правонарушении № 1.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки инспекцией направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Удовлетворяя требования налогового органа и привлекая общество в административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действия общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 5 статьи 14.27 КоАП РФ. При этом наличие оснований для применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания обществу в виде предупреждения судом первой инстанции не установлено.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса -административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 5 статьи 14.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) регулируются порядок организации и проведения лотерей, устанавливаются обязательные нормативы лотерей.
В соответствии со статьей 12.2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты не могут распространяться, а лотерейные терминалы не могут устанавливаться:
1) в зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации;
2) в зданиях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно статье 2 Закона о лотереях распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Функция распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов (в том числе - при помощи лотерейных терминалов) осуществляется отдельными хозяйствующими субъектами.
Объективную сторону правонарушения по части 4 статьи 14.27 КоАП РФ составляет нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов.
Как установлено материалами дела, ООО «Форум» в киоске «СТОЛОТО», принадлежащем обществу на основании договора аренды № Л-184-ПЛАТЕЖ/18 от 16.06.2018 (дополнительное соглашение № 3 от 25.06.2019 к Договору аренды № Л-184-ПЛАТЕЖ/18 от 16.06.2018) и расположенном по адресу: <...> осуществлена реализация лотерейного билета «РУССКОЕ ЛОТО».
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что несмотря на то, что определение понятия детских учреждений законодательно не закреплено, учитывая положения п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), таковыми будут являться любые учреждения (организации), независимо от организационно-правовой формы, деятельность которых направлена на взаимодействие с детьми во всех сферах.
Также понятие детских учреждений практически отождествляется с понятием социальной инфраструктуры для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе и детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Такими учреждениями могут являться и фитнес-центры, детский клуб с детской школой танцев, учреждения имеющие детские комнаты (игровые залы) с целью временного присмотра за детьми, организацией для детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате проверки установлено, что торговый киоск "Столото", в котором реализуются лотерейные билеты, деятельность в котором осуществляет ООО «Форум», располагается в здании, в котором одновременно находятся и осуществляют деятельность:
- детский парк развлечений «МЕГАЛЭНД», в котором осуществляется деятельность по организации и проведению детских развлекательных мероприятий, в том числе дней рождений и иных праздников, оказанию услуг по присмотру за детьми на детских игровых площадках, а также детских аттракционов. (Протокол осмотра от 26.02.20202 №2)
- детская игровая комната «ЛЕГОГОРОД», в которой осуществляется деятельность по присмотру за детьми от 3 лет. (Протокол осмотра от 26.02.20202 №3)
- детская студия красоты «Веселая расческа», специализирующаяся на оказании парикмахерских услуг и услуг по прокалыванию ушей детям. Детская студия красок «Веселая расческа» (Протокол осмотра от 26.02.20202 №4)
- детская игровая площадка «МУЛЬТЯШКА» в которой осуществляется деятельность по присмотру за детьми в возрасте от 3 лет до 7 лет. (Протокол осмотра от 27.02.20202 №5)
- музей занимательной науки «Экспериментус» оказывающий услуги музея - выставки интерактивных познавательных экспонатов, услуги по организации и проведению детских праздников и иных развлекательно-познавательных мероприятий для детей в игровой форме. (Протокол осмотра от 27.02.20202 №6).
- детский аттракцион «Веселая карусель» для детей в возрасте от 1.5 до 7 лет (Протокол осмотра от 27.02.20202 №8).
- батутно-развлекательный комплекс «WOW PARK» оказывающий услуги по проведению физических занятий с детьми в возрасте от 2 лет, в том числе в формате спортивных секций для детей в возрасте от 3 до 14 лет, а также услуги по организации и проведению детских праздников. (Протокол осмотра от 27.02.20202 №9).
Факт нарушения удостоверяется: протокол об административном правонарушении № 1 от 26.03.2020 (том 1 л.д. 4- 10), акт № 53 от 26.02.2020, объяснение от 26.02.2020 (том 1 л.д. 30-31), протоколы осмотра № 1-8 от 26.02.2020, протокол допроса от 26.02.2020 (том 1 л.д. 18-85), договор аренды № А0318-74-5158 от 27.03.2018, договоры на оказание услуг на распространение лотерейных билетов № А0318-74-5158, № ТА0318-74-5148 от 27.03.2018 (том 1 л.д. 103-155).
Согласно ст. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могли быть квалифицированы как противоправные. Следовательно, ООО «Форум» распространяя лотерейные билеты, приняло все риски, связанные с осуществлением указанной деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО «Форум», имея возможность для соблюдения правил и норм, указанных выше, и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ.
Суд первой инстанции верно указал, что проверка административным органом проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности ООО «Форум» заявителем соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Правовых оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется, т.к. исключительность рассматриваемого случая из материалов дела не следует.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление о привлечении общества к административной ответственности.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ суд первой инстанции верно исходил из того, что обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность в ходе рассмотрения дела не установлено, наказание определено в пределах минимальной санкции ч. 5 ст. 14.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ суд первой инстанции обоснованно не усмотрел ввиду отсутствия совокупности условий и обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае, поскольку лотерейных билетов в местах размещения детских учреждений свидетельствует о наличии угрозы нравственности и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, суд апелляционной инстанции не усматривает совокупности предусмотренных статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения к обществу административного наказания в виде предупреждения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 по делу № А76-12372/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форум» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Н.А. Иванова | |
Судьи: | А.П. Скобелкин | |
П.Н. Киреев |