ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-1236/17 от 28.02.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1236/2017

г. Челябинск

06 марта 2017 года

Дело № А47-4163/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,

судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2016 по делу № А47-4163/2016 (судья Сердюк Т.В.).

Управление жилищной политики администрации города Оренбурга (далее - Управление жилищной политики, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения № 56/001/209/2015-1620, 1622, 56/001/222/2015-2526, 2528 от 12.02.2016 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на квартиры № 506, 507, 563 и 564 в доме № 15 по ул. Беляевская, г. Оренбурга и обязании зарегистрировать право оперативного управления.

Определением суда от 08.06.2016 (т.2, л.д.70-71) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Оренбурга.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2016 (резолютивная часть оглашена от 09.12.2016) заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, Управление жилищной политики (далее по тексту также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2016 отменить и возложить обязанность по осуществлению государственной регистрации права оперативного управления на заявленные к государственной регистрации объекты.

Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о непредставлении доказательств возникновения у заявителя права оперативного управления на недвижимое имущество, поскольку основанием возникновения права на имущества, которое допускается статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в данном случае является государственный контракт на приобретение квартир в порядке проведения электронного аукциона, в которых Управление жилищной политики выступало муниципальным заказчиком с самостоятельными правами и обязанностями. Средства на приобретение квартир закладываются в бюджете Оренбургской области на будущий год, а полномочия по приобретению квартир для отдельных категорий граждан входят в полномочия Управления жилищной политики.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенных Администрацией открытых аукционов в электронной форме по приобретению жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность города Оренбурга для предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, между Управлением жилищной политики (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Строительная корпорация «Ликос» (поставщик) заключены муниципальные контракты:

- на приобретение жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность города Оренбурга для предоставления по договора специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей № 0153300066915001136-0091465-01 от 26.12.2015 (далее – муниципальный контракт от 26.12.2015; т.1, л.д.29-32) (квартиры № 506 и квартиры № 507, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>);

- на приобретение жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность города Оренбурга для предоставления по договора специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей № 0153300066915001149-0091465-01 от 26.12.2015 (далее – муниципальный контракт от 26.12.2015; т.1, л.д.45-49) (квартиры № 563 и квартиры № 564, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>).

Из извещений о проведении электронного аукциона для закупки от 07.12.2015 № № 0153300066915001136 и 0153300066915001149 (т.1, л.д.25-26, 41-43) и протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.12.2015 (т.1 л.д. 28, 44) следует, что организатором закупок являлась администрация города Оренбурга, Управление жилищной политики выступило заказчиком, источником финансирования являлся бюджет Оренбургской области.

На основании пунктов 1.1 вышеназванных муниципальных контрактов от 26.12.2015 поставщик обязуется поставить принадлежащие ему жилые помещения (квартиры), пригодные для постоянного проживания (отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам), с выполненной внутренней отделкой, установкой санитарного оборудования), согласно техническому заданию для предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а муниципальный заказчик - оплатить и принять в собственность муниципального образования «город Оренбург» вышеуказанные жилые помещения (квартиры).

Приобретенные по муниципальным контрактам от 26.12.2015 жилые помещения (квартиры) переданы муниципальному заказчику – Управлению жилищной политики по актам приема-передачи от 26.12.2015 (т.1, л.д.33, 49) с указанием на отсутствие претензий между сторонами и произведенные расчеты.

Заявителем 26.12.2015 произведена подача заявления и документов на государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием «город Оренбург» и права оперативного управления за Управлением жилищной политики на квартиры № № 506, 507, 563, 564 (т.1, л.д.53-56).

На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов представлены извещения о проведении аукционов от 07.12.2015, протоколы рассмотрения единственной заявки на участке в аукционах от 15.12.2015, муниципальные контракты от 26.12.2015 (опись документов т.1 л.д. 55).

Право муниципальной собственности города Оренбурга на вышеуказанные квартиры зарегистрировано Управлением Росреестра 30.12.2015, о чем выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права (т.1, л.д.33, 34, 50, 51).

Управлением Росреестра в адрес Управления жилищной политики выданы уведомления о приостановлении государственной регистрации права оперативного управления на квартиры № № 506, 507, 563, 564 от 12.01.2016 (т.1, л.д.57-58, 86-88) по инициативе государственного регистратора на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) на срок до 11.02.2016, начиная с 12.01.2016, ввиду отсутствия в составе документов, сданных на государственную регистрацию, решения собственника о закреплении имущества - квартир на праве оперативного управления за Управлением жилищной политики.

Сообщениями от 12.02.2016 № 56/001/209/2015-1620, 1622, 56/001/222/2015-2526, 2528 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на обозначенные квартиры № № 506, 507, 563, 564 в доме № 15 по ул. Беляевской города Оренбурга на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав в качестве причины отказа следующее: условиями муниципальных контрактов от 26.12.2015 не предусмотрено приобретение Управлением жилищной политики квартир на праве оперативного управления, не представлено решение собственника имущества о закреплении квартир на праве оперативного управления за Управлением жилищной политики (т.1 л.д. 111).

Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права оперативного управления за Управлением жилищной политики является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены документы, подтверждающие возникновение у него в установленном порядке права оперативного управления на заявленное к регистрации имущество. Муниципальные контракты, предусматривающие приобретение недвижимого имущества за счет средств областного бюджета в собственность муниципального образования, не могут являться актом правонаделения заявителя оперативным управлением в отношении спорного имущества, поскольку по условиям контракта заявитель действовал, как муниципальный заказчик по смыслу норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», из контрактов либо аукционной документации не следует наделение заявителя правом оперативного управления, в дело не представлено доказательств, что средства, на которые были приобретены спорные квартиры, были заложены в смету Управления жилищной политики.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующего в период возникновения спорным правоотношений, далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.

На основании положений пункта 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).

Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в статье 20 Закона о регистрации.

Как указано в пункте 1 статьи 20 названного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о регистрации).

В рассматриваемом случае Управление жилищной политики обратилось 26.12.2015 в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием «город Оренбург» и права оперативного управления за Управлением жилищной политики на приобретенные на основании муниципальных контрактов от 26.12.2015 на приобретение жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность города Оренбурга для предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей квартиры № № 506, 507, 563, 564 в доме № 15 по ул. Беляевской города Оренбурга.

В качестве правоустанавливающих документов для государственной регистрации за заявителем права оперативного управления на квартиры представлены названные муниципальные контракты от 26.12.2015, извещения о проведении электронного аукциона от 07.12.2015 и протоколы рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.12.2015.

В соответствии с положениями статьей 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1); плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (пункт 2).

Таким образом, подателем апелляционной жалобы правомерно указано, что нормы статьи 299 ГК РФ устанавливают два самостоятельных основания для возникновения у учреждения права оперативного управления на имущество – решение собственника о закреплении имущества на указанном праве и самостоятельное приобретение учреждением имущества по договору или иным основаниям.

Изложенный довод согласуется с разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

Вместе с тем, Управлением жилищной политики не представлено доказательств возникновения у него права оперативного управления на квартиры № № 506, 507, 563, 564 в доме № 15 по ул. Беляевской города Оренбурга по любому из указанных оснований.

Судом первой инстанции верно отмечено, что муниципальные контракты от 26.12.2015 заключены в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и при реализации которого Управление жилищной политики выступило в качестве муниципального заказчика, тогда как организатором закупок являлась Администрация города Оренбурга.

Согласно статье 3 названного Федерального закона под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки, что не предполагает его участие в закупочных процедурах от своего имени и в своем интересе.

Из условий муниципальных контрактов от 26.12.2015 следует, что Управление жилищной политики в качестве муниципального заказчика действовало от имени муниципального образования «город Оренбург», приобретая спорные квартиры в собственность указанного муниципального образования за счет средств бюджета Оренбургской области, и в силу пунктов 1.1 контрактов обязалось оплатить и принять жилые помещения (квартиры) в собственность муниципального образования «город Оренбург», а не в свое оперативное управление.

При урегулировании в контрактах условий о передаче имущества в пунктах 5.2. муниципальных контрактов от 26.12.2015 их стороны продублировали положения статьи 223 ГК РФ о том, что право муниципальной собственности на имущество возникает с момента регистрации перехода права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию.

Оценив буквальное содержание названных условий муниципальных контрактов от 26.12.2015 по правилам статьи 431 ГК РФ апелляционный суд не находит оснований для вывода о том, что заключая и исполняя условия контрактов Управление жилищной политики приобретало спорные квартиры в свое оперативное управление.

Как верно указано судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, из содержания аукционной документации и муниципальных контрактов от 26.12.2015 также не следует вывода о закреплении приобретенного имущества его собственником – муниципальным образованием «город Оренбург» на праве оперативного управления за Управлением жилищной политики.

Доказательств, свидетельствующих о том, что средства на приобретение спорных квартир были заложены непосредственно в смету Управления жилищной политики для распоряжения ими в качестве самостоятельного участника гражданского оборота по смыслу пункта 2 статьи 299 ГК РФ, в материалах дела не имеется.

Для государственной регистрации соответствующие документы представлены не были, равно как не были представлены документы, свидетельствующие о принятии собственником имущества решения о закреплении спорных квартир на праве оперативного управления за Управлением жилищной политики в соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ.

Доводы апеллянта о том, что при приобретении квартир в порядке проведения электронного аукциона по муниципальным контрактам Управление жилищной политики выступало муниципальным заказчиком с самостоятельными правами и обязанностями, противоречат материалам дела и, в частности, условиям контрактов.

То обстоятельство, что полномочия по приобретению квартир для отдельных категорий граждан входят в компетенцию Управления жилищной политики, не отменяет действия норм статьи 299 ГК РФ об основаниях возникновения у учреждения права оперативного управления на имуществом, наличие которых, в рассматриваемом случае, заявителем не доказано.

Поскольку при подаче документов для осуществления государственной регистрации права оперативного управления на спорные квартиры заявителем не были представлены документы, подтверждающие возникновение такого права в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства, Управление Росреестра обоснованно отказало ему в государственной регистрации.

Таким образом, решение Управления Росреестра, оформленное оспариваемыми сообщениями от 12.02.2016 № 56/001/209/2015-1620, 1622, 56/001/222/2015-2526, 2528, соответствует требованиям ГК РФ и Закона о регистрации, в связи с чем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2016 по делу № А47-4163/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья И.Ю. Соколова

Судьи: Г.Н. Богдановская

М.И. Карпачева