ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-12772/2014
г. Челябинск
27 ноября 2014 года
Дело № А76-6484/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реалоптторг» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 сентября 2014 г. по делу № А76-6484/2014 (судья Воронин А.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Реалоптторг» – ФИО1 (доверенность от 30.06.2014 б/н);
Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области – ФИО2 (доверенность от 19.05.2014 №141).
Общество с ограниченной ответственностью «Реалоптторг» (далее - заявитель, ООО «РОТ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Минпром Челябинской области) о признании незаконным решения (протокол № 2 от 24.12.2013) аукционной комиссии Минпрома Челябинской области, выраженного в отказе к допуску в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке в Копейском городском округе Челябинской области, указанном в письме № 6/20425 от 25.12.2013.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Минпром Челябинской области признать ООО «РОТ» участником аукциона по предоставлению права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка в Песчаном участке в Копейском городском округе Челябинской области и выдать ООО «РОТ» лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке в Копейском городском округе Челябинской области в месячный срок с момента вступления решения суда в силу (т. 4 л.д. 63).
Также общество с ограниченной ответственностью «ААР» ( далее -ООО «ААР») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Минпрому Челябинской области о признании незаконным решения (протокол № 2 от 24.12.2013) аукционной комиссии Минпрома Челябинской области, выраженного в отказе к допуску в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке в Копейском городском округе Челябинской области, указанном в письме № 6/20424 от 25.12.2013 (т. 3 л.д. 5)
11.09.2014 ООО «ААР» заявлено об отказе от заявленных требований к Минпрому Челябинской области (т. 4 л.д. 62).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 (резолютивная часть решения объявлена 11.09.2014) принят отказ ООО «ААР» от заявления к Минпрому Челябинской области о признании незаконным решения (протокола) аукционной комиссии Минпрома Челябинской области, выраженного в отказе к допуску в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке в Копейском городском округе Челябинской области, указанном в письме №6/20424 от 25.12.2013. Производство по делу в этой части прекращено.
В удовлетворении заявленных требований ООО «РОТ» отказано.
В апелляционной жалобе ООО «РОТ» просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в решении (протоколе) аукционной комиссии, выраженном в письме № 6/20425 от 25.12.2013 отсутствуют правовые основания отказа и ссылки на нормы закона.
Заявитель полагает необоснованным довод Минпрома Челябинской области о том, что ООО «РОТ» не представило доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ на Песчаном участке, поскольку он направлен на будущее время.
Также ООО «РОТ» не согласно с доводом Минпрома Челябинской области относительно отсутствия подтверждения сведений о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами, поскольку необходимые документы обществом представлены, действующим законодательством не предусмотрена конкретная форма предоставления таких сведений.
Кроме того, заявитель полагает незаконным требование Минпрома Челябинской области о предоставлении договоров на выполнение геологоразведочных работ на Песчаном участке, так как наличие данных договоров возможно лишь после получения самой лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения.
По мнению заявителя, им к заявке приложены все необходимые документы, подтверждающие наличие квалификационных, финансовых, технических возможностей, в связи с чем, Минпром Челябинской области необоснованно отказал в допуске ООО «РОТ» к участию в аукционе.
Представитель ООО «РОТ» в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель Минпрома Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ООО «ААР» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ООО «ААР».
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Минпромом Челябинской области издан приказ от 18.03.2013 №36-П, которым утвержден Порядок проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включёнными в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, расположенных на территории Челябинской области (далее – Порядок проведения аукционов на право пользования участками недр) (т. 4 л.д. 26-32).
Также заинтересованным лицом утверждены приложения к данному приказу: №1 «Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке, расположенном на территории Копейского городского округа Челябинской области» (далее – Порядок и условия проведения аукциона), №2 «Сведения о заявителе», №3 «Договор о задатке», №4 «Реквизиты» (т. 4, л.д. 37-61).
Заинтересованным лицом определен Порядок подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе, согласно которому аукцион состоится 30.12.2013 в здании Минпрома Челябинской области. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru
Для участия в аукционе в Минпром Челябинской области необходимо представить заявочные материалы, поименованные в пункте 7.3 приложения №1. Заявки принимаются к регистрации после уплаты задатка и сбора за участие в аукционе до 16-15 час. (местное время) 13.12.2013 в Минпром Челябинской области. Какие-либо изменения и дополнения в представленные заявки и прилагаемые к ним документы после даты окончания подачи заявок вноситься не могут.
В первый рабочий день, следующий после истечения срока подачи заявок на участие в аукционе, аукционная комиссия подводит итоги регистрации заявок на участие в аукционе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 13.12.2013 в Минпром Челябинской области поступили заявочные материалы, отвечающие по своей комплектности пункту 7.3 Порядка и условий проведения аукциона от ООО «РОТ» и ООО «ААР».
Аукционной комиссией выявлены отклонения от требований в заявочных материалах ООО «РОТ», установленных в приложении №2 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также несоответствие содержания отдельных документов указанному Порядку:
- отсутствует информация о хозяйственных взаимоотношениях с производственными и финансовыми партнёрами;
- отсутствуют договоры на выполнение геологоразведочных работ на Песчаном участке (буровые работы, горные работы, опробовательские и лабораторные работы, подготовку отчёта с подсчётом запасов и ТЭО кондиций);
- отсутствуют документы о технологических, технических и кадровых возможностях заявителя, либо подрядчика на проведение геологоразведочных и добычных работ;
- сведения о квалификации специалистах не подтверждены выпиской из штатного расписания, утверждённого приказом директора, копиями дипломов специалистов, копиями трудовых договоров;
- отсутствует справка о применяемых технологиях с описанием технологий ведения геологоразведочных и горно-добычных работ, и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю, либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приёма-передачи и т.п.).
Письмом от 25.12.2013 № 6/20425 Минпром по Челябинской области уведомил ООО «РОТ» об его недопуске к участию в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке в Копейском городском округе Челябинской области в связи с тем, что содержание заявок не соответствует объявленному Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр; заявитель ООО «РОТ» не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ на Песчаном участке.
В заявочных материалах ООО «РОТ» аукционной комиссией выявлены отклонения от требований, установленных в приложении №2 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также несоответствие содержания отдельных документов порядку и условиям проведения аукциона:
- отсутствует информация о хозяйственных взаимоотношениях с производственными и финансовыми партнёрами;
- отсутствуют договоры на выполнение геологоразведочных работ на Песчаном участке (буровые работы, горные работы, опробовательские и лабораторные работы, подготовку отчёта с подсчётом запасов и ТЭО кондиций);
- отсутствуют документы о технологических, технических и кадровых возможностях заявителя, либо подрядчика на проведение геологоразведочных и добычных работ;
- сведения о квалификации специалистах не подтверждены выпиской из штатного расписания, утверждённого приказом директора, копиями дипломов специалистов, копиями трудовых договоров;
- отсутствует справка о применяемых технологиях с описанием технологий ведения геологоразведочных и горно-добычных работ, и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю, либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приёма-передачи и т.п.).
Задаток, уплаченный предприятием для участия в аукционе по Песчаному участку, будет возвращён в сроки, определённые подписанным договором о задатке (т. 1 л.д. 33, 34).
Согласно распоряжению Минпрома Челябинской области от 31.12.2013 №2559-Р аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке, расположенном в Копейском городском округе Челябинской области, признан несостоявшимся, в связи с тем, что к участию в аукционе не допущены все заявители (т. 1 л.д. 35, 36).
Полагая отказ Минпрома Челябинской области в допуске к участию в аукционе незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Также ООО «ААР», являющееся вторым лицом, обратившимся с заявкой, направило в суд заявление о признании незаконным решения (протокола) аукционной комиссии.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя ООО «РОТ», отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду поступившего отказа от заявленных требований ООО «ААР», производство по делу в части требований ООО «ААР» прекращено по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2). В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3).
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование, в том числе для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
В соответствии со статьей 10.1 Закона о недрах, основаниями возникновения права пользования участками недр является, в том числе решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Согласно статье 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются, в том числе органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
В соответствии со статьей 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
Согласно Порядка и условиям проведения аукциона, целью проводимого аукциона является определение пользователя недр, обладающего необходимыми финансовыми и техническими средствами и квалифицированными специалистами для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на Песчаном участке, расположенном на территории Копейского городского округа Челябинской области (далее – Лицензионный участок), в соответствии с условиями, определяемыми настоящим Порядком и условиями проведения аукциона (далее – условия аукциона).
Победитель аукциона должен осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка на Лицензионном участке в соответствии с установленными законодательством о недропользовании основными условиями пользования участком недр.
Аукционная комиссия, осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки кадровой, финансовой и технической компетентности заявителей, а также соответствия поданных заявок утверждённому и официально опубликованному Порядку и условиям проведения аукциона (пункт 7.7).
Решение о приёме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приёме такой заявки оформляется протоколом заседания аукционной комиссии.
Согласно Порядку и условиям проведения аукциона, отказ в приёме заявки на участие в аукционе может последовать в следующих случаях:
- заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если её содержание не соответствует объявленным порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр;
- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
- заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
- если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Данный перечень оснований для отказа заявителю в участии в аукционе является исчерпывающим (пункт 7.8).
Кроме того, участник аукциона вправе направить в Минпром Челябинской области в письменной форме запрос о разъяснении положений Порядка и условий проведения аукциона. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Минпром Челябинской области обязан направить в письменной форме разъяснения положений Порядка и условий проведения аукциона, если указанный запрос поступил в Минпром Челябинской области не позднее чем за пять дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (пункт 8.10).
Как установлено судом первой инстанции, ООО «РОТ» в Минпром Челябинской области с соответствующим запросом о разъяснении положений Порядка и условий проведения аукциона не обращалось.
В Приложении №2 «Сведения о заявителе» указано, что к заявке должны прилагаться следующие документы:
1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнёрами, в том числе:
- наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица);
- фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);
- заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц); - заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке заявителя на учёт в налоговом органе;
- заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики;
- сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнёрами;
2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в конкурсе или аукционе, включая:
- заверенную в установленном порядке копию решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации;
- доверенность, выданную в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим право без доверенности представлять интересы юридического лица);
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для юридического лица;
- выписку из реестра акционеров заявителя, полученную (оформленную) не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для акционерного общества;
- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);
- решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе (конкурсе) на право пользования недрами данного участка;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и (или) привлечённых средств, в том числе:
- копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчётный период с отметкой налогового органа об их принятии;
- надлежаще заверенная копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту;
- справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе);
- договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения займодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчётный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заёмщика или группу связанных заемщиков и т.д.);
- справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) заявителя по налоговым платежам в бюджеты различных уровней;
4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
- подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приёма-передачи и т.п.);
- копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;
5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние пять лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе: сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.
Аналогичные требования содержатся в пункте 13.2 Порядка и условиям проведения аукционов, а также в пункте 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, разработанного в соответствии с Законом о недрах, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1.
Как установлено судом, в соответствии с Приложением 2 к Порядку и условиям аукциона к заявке должны быть приложены сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами.
Довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрена конкретная форма предоставления сведений о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами, ввиду чего, необходимые документы обществом представлены, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
При изучении комиссией заинтересованного лица представленных ООО «РОТ» сведений о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами от 12.12.2013 № 29, установлено, что в выписке по счету 40702810400000000801 не указаны партнеры и их перечень, то есть, основные сведения о партнерах не приведены (наименование, адрес нахождения, ФИО руководителя и др.). Таким образом, содержание заявки не соответствует указанному Порядку.
В ходе проверки поданной заявки выявлены расхождения в данных о технических и технологических возможностях заявителя, наличии квалифицированных специалистов, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков. Так, к заявке приложена копия договора от 06.12.2013 субаренды транспортных средств и самоходных машин между ООО «РОТ» и ООО «Бюро оценки, экспертизы и страхования», однако копии паспортов техники, приложенные к заявке, свидетельствуют о принадлежности транспортных средств ФИО3 (экскаватор), ООО «Строительная техника и оборудования» (КамАЗ 6520), ОАО «КамАЗ» (КамАЗ 6522), ООО «Строительный прогресс» или ФИО4, установлены различия сведений в паспорте и свидетельстве о регистрации (самоходная щековая дробилка и самоходный грохот), ФИО5 (фронтальный погрузчик) и ФИО6 (разные сведения в паспорте и свидетельстве о регистрации) (экскаватор). Доказательств принадлежности техники ООО «Бюро оценки, экспертизы и страхования», а также наличия у него данной техники на дату подачи заявки не имеется.
Кроме того, в представленном перечне технических средств отсутствуют необходимые для бурения скважин буровые установки или договор подряда на проведение буровых работ со сторонней организацией. При этом, условие о бурении скважин (не менее 150 м.) содержится в аукционной документации.
Таким образом, судом установлено, что заявитель не представил доказательства того, что обладает или будет обладать необходимыми техническими средствами для выполнения работ.
В заявке отсутствуют сведения о кадровом составе и квалифицированных специалистах общества, которые непосредственно будут осуществлять работы по освоению участка недр, также не представлено штатное расписание ООО «РОТ». Исходя из справки заявителя от 12.12.2013 № 26 в обществе работает 13 сотрудников. При этом, документы, подтверждающие трудовые отношения сотрудников с ООО «РОТ», отсутствуют. В представленных документах не имеется копий дипломов квалифицированных специалистов, а также сведения о наличии трудовых либо гражданско-правовых отношениях между заявителем и специалистами
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал на несоответствие справки заявителя от 12.12.2013 № 26 требованиям пункта 4 приложения № 2 Порядка проведения аукционов на право пользования участками недр.
Утверждение заявителя о невозможности представить доказательств того, что общество обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ на Песчаном участке, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованное и противоречащее требованиям Порядка представления заявки.
При таких обстоятельствах, апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель не представил доказательств того, что обладает необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ на Песчаном участке, расположенном в Копейском городском округе Челябинской области, отсутствуют договоры на выполнение геологоразведочных работ на Песчаном участке, отсутствуют документы, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, в том числе осуществляющие бурение (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), трудовые договоры.
Согласно абз. 8 ст. 13.1 Закона «О недрах» основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, право пользования недрами предоставляется не только для добычи, но и для геологического изучения и разведки недр, отсутствие сведений о наличии техники для проведения геологического изучения недр, в частности наличие буровых станков у ООО «РОТ» либо договора подряда на проведение буровых работ со сторонней организацией, не может гарантировать исполнение в дальнейшем требований выданной лицензии.
Договоры на выполнения геологоразведочных работ (буровые работы, горные работы, подготовка отчета с подсчетом запасов и ТЭО кондиций) являются подтверждением наличия квалифицированных специалистов и необходимых технических возможностей для выполнения условий пользования участком недр. В случае отсутствия специалистов по проведению буровых, горных работ, а также по подготовке отчета с подсчетом запасов и ТЭО кондиций в штате заявителя, заявитель имел право представить договоры на выполнения данных работ со специалистами, не состоявшими в штатном расписании организации, однако данные документы представлены не были.
Представление документов, подтверждающих финансовые, кадровые, технические и технологические возможности претендента на получение права пользования недрами, является процедурой, необходимой для того, чтобы комиссия имела возможность оценить способность претендента в будущем эффективно и безопасно проводить работы на передаваемом участке недр.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Таким образом, основанием для получения лицензии является признание участника торгов победителем. Поскольку ООО «РОТ» не является победителем торгов, у Минпрома Челябинской области отсутствует обязанность по заключению с ним договора и выдаче лицензии.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что предоставление договоров на выполнение геологоразведочных работ на Песчаном участке возможно лишь после получения лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что спорный аукцион признан несостоявшимся по причине не допуска к участию в аукционе всех заявителей. Доказательств того, что Минпромом Челябинской области выдана лицензия на разработку недр иному лицу, материалы дела не содержат. Поэтому истец не лишён возможности при повторном проведении аукциона, исправив выявленные нарушения, вновь обратиться с соответствующей заявкой.
Доводы апелляционной жалобы, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 сентября 2014 г. по делу № А76-6484/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реалоптторг» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.В. Баканов
Судьи: М.Б. Малышев
В.М.Толкунов