ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-13179/2020, 18АП-13544/2020
г. Челябинск | |
02 февраля 2021 года | Дело № А47-3143/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга, общества с ограниченной ответственностью «ОРЕНЗНАКЪ» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.09.2020 по делу № А47-3143/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга – ФИО1 (доверенность от 26.11.2020, диплом),
общества с ограниченной ответственностью «ОРЕНЗНАКЪ» - ФИО2 (директор, приказ от 01.11.2018, решение от 31.10.2018 № 33, паспорт),
Администрации города Оренбурга – ФИО1 (доверенность от 12.01.2021, диплом).
Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (далее – истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ОРЕНЗНАКЪ» (далее – ответчик, ООО «ОРЕНЗНАКЪ», общество) об урегулировании разногласий при заключении дополнительных соглашений к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург».
Определением суда первой инстанции от 20.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Оренбурга (далее – Администрация).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что установленный порядок определения платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции предполагает ее расчет без налога на добавленную стоимость (далее – НДС), Управление же не является плательщиком НДС. Податель жалобы обращает внимание на то, что условия типового проекта договора, размещенного в составе аукционной документации, предусматривают учет НДС при определении платы. Также Управление ссылается на ответ Министерства Финансов Российской Федерации от 07.09.2020 № 03-07-11/79398 на запрос Администрации города Оренбурга.
30.11.2020 в суд апелляционной инстанции Управлением представлены дополнения к апелляционной жалобе, где Управление указывает, что рассматриваемое исковое заявление должно быть оставлено без рассмотрения, поскольку досудебный порядок Управлением не соблюден.
ООО «ОРЕНЗНАКЪ», частично не согласившись с мотивировочной частью решения суда первой инстанции, также обратилось с апелляционной жалобой, где указывает, что положения статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к рассматриваемым правоотношениям, поскольку из договоров не следует, что условия в части расчета платы могли быть изменены в судебном порядке по требованию одной из сторон. Сторонами было предусмотрено изменение условий договора путем заключения дополнительного соглашения. Осуществляемая Управлением деятельность по передаче прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является предпринимательской, производится в рамках выполнения возложенных на Управление полномочий и данная операция подходит под налоговое освобождение, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, организатором торгов - Департаментом градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга размещено извещение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», форма торгов - аукцион, открытый по составу участников; дата начала приема заявок на участие в торгах - 24.12.2013, дата окончания приема заявок на участие в торгах - 14.01.2014; дата подведения итогов рассмотрения заявок на участие в торгах - 21.01.2014; дата проведения торгов - 23.01.2014; торги проводятся по 14 лотам.
Приложением к извещению о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» является проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» (далее - проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Согласно пункту 1.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Департамент за плату предоставляет рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на территории МО «город Оренбург», а рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание для распространении рекламы в строгом соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в сфере наружной рекламы.
Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункту 2.1.3. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную пунктом 4.1. настоящего договора.
В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по настоящему договору, в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы, рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). Рекламораспространитель вносит плату по настоящему договору согласно расчету (приложение № 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.
Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург» и составляет _____ руб. коп. (_______), в том числе НДС (пункт 4.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Приложением № 2 к проекту договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург» от № , которым установлена формула расчета платы, подлежащей перечислению по договору: П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где К4 - коэффициент, учитывающий территориальную привязку.
Согласно протоколу о результатах торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» от 23.01.2014 № 4, ООО «ОРЕНЗНАКЪ» признано победителем аукциона.
Департаментом (впоследствии Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации города Оренбурга) и обществом (рекламораспространитель) 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», в том числе №№ 14д-1232, 14ц-1233, 14л-1234, 14л-123: 14д-1236, 14д-1237, 14л-1238, 14д-1239, 14л-1240, 14д-1241, 14л-1242, 14л-124' 14л-1244, 14ц-1245, 14п-1246, 14л-1247, 14ц-1248, 14д-1249, 14п-1250, 14ц-125 14п-1252, 14п-1253, 14ц-1254, 14д-1255, 14д-1256, 14ц-1257, 14л-1258, 14д-125 14л-1260, 14л-1261, 14д-1262, 14п-1263, 14д-1264, 14д-1265, 14л-1266, 14л-126 14д-1268, 14д-1269, 14л-1270, 14л-1271, 14л-1272, 14л-1273, 14д-1274, 14л-127 14ц-1276, 14ц-1277, 14ц-1278, 14ц-1279, 14д-1280, 14л-1281, 14л-1282, 14д-128 14л-1284, 14п-1285, 14ц-1286, 14д-1287, 14д-1288, 14л-1289, 14п-1290, 14п-129 14д-1292, 14ц-1293, 14д-1294, 14д-1295, 14ц-1296, 14ц-1297, 14п-1298, 14д-129 14ц-1300, 14л-1301, 14л-1302, 14ц-1303, 14л-1304, 14л-1305, 14л-1306, 14л-130 14п-1308, 14п-1309, Нц-1310, 14п-1311, 14л-1072, 14л-1077, 14л-1081, 14п-108 14д-1089, 14д-1095, 14л-1097, 14д-1098, 14л-1106, 14д-1108, 14д-1110, 14л-111 14п-1137, 14д-1151, 14л-1152, 14л-1153, 14л-1156, 14д-1159, 14п-1166, 14л-118 14п-1196, 14п-1198, 14д-1210, 14д-1211, 14л-1212, 14д-1224, 14д-1230.
Заключенные договоры идентичны проекту договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указаны лишь наименование рекламораспространителя (ООО «ОРЕНЗНАКЪ»), место установки и эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2. договоров), тип и вид рекламной конструкции (пункт 1.3. договоров), размер годовой платы по договору (пункт 4.1. договоров).
В приложениях № 2 к названным договорам содержатся расчеты размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров.
Решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 № 223 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок № 223) (с учетом решения Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 № 238 «О внесении изменений и дополнений в решение Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 № 223» (далее - Решение № 238)).
Согласно Решению № 238, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S – площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций; коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку, в том числе Загородное шоссе - 1,5, иные улицы (проспекты - 1).
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок № 795), Порядок № 223, а также Решение № 238 признаны утратившими силу.
Согласно указанному Порядку № 795, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S – площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций, коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 № 321 Порядок № 795 дополнен абзацем следующего содержания: «Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор».
Управлением рекламы 10.12.2019 в адрес ответчика сопроводительным письмом № 1-23/2212 от 30.11.2019 направлены на подписание дополнительные соглашения от 04.12.2019 к вышеуказанным договорам в следующей редакции:
«1. На основании Решения Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 09.07.2015 № 1093, от 17.06.2016 № 185, от 31.08.2016 № 217, от 27.04.2017 № 321, от 28.08.2017 № 401, от 24.10.2017 № 416), Федерального закона от 03.08. 2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», а также в соответствии с п. 2.1.3, п. 3.2.6, п. 4.4. договора, изменить Приложение № 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» № от «23» января 2014 года, изложив его в редакции Приложения № 1 к настоящему дополнительному соглашению.
2. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» № от «23» января 2014 года и вступает в действие с 04 декабря 2019 года.
3. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.».
ООО «ОРЕНЗНАКЪ» в адрес Управления рекламы 17.01.2020 направило сопроводительным письмом № 01-23/22 от 14.01.2020 подписанные дополнительные соглашения с протоколами разногласий от 14.01.2020.
ООО «ОРЕНЗНАКЪ» в протоколах разногласий предложил следующую редакцию дополнительных соглашений:
«1. Исключить из текста дополнительного соглашения от 04.12.2019 пункт 1, предусматривающий изложение приложения № 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Город Оренбург» в редакции приложения № 1 к дополнительному соглашению.
2. Исключить приложение № 1 к дополнительному соглашению от 04.12.2019.
3. Пункт 2 дополнительного соглашения от 04.12.2019 изменить, изложив в следующей редакции: «Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» от 23 января 2014 года и вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами».
4. Внести изменение в приложение № 2 к Договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» от 23 января 2014 года, исключив слова «НДС « и «с НДС «.
5. Исключить пункт 2.1.3 из текста Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Город Оренбург» от 23.01.2014.
6. Изложить абзац 2 пункта 4.1. Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Город Оренбург» от 23.01.2014 в следующей редакции:
«Размер годовой арендной платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на террритории МО «город Оренбург» без НДС согласно приложению № 2 к настоящему Договору».
Исключить пункт 4.4 из текста Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Город Оренбург» от 23.01.2014.
Принять Дополнительное соглашение от 04.12.2019 в редакции настоящего протокола разногласий».
В обоснование исковых требований истец указал, что не согласен с протоколами разногласий, представленными ответчиком.
Договор урегулирования разногласия между сторонами не подписан, согласия между сторонами по данным дополнительным соглашениям достигнуто не было.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что условиями договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» предусмотрено право Управления в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке путем направления обществу дополнительных соглашений к договорам, наличие правовых актов Оренбургского городского Совета, являются основанием для изменения цены договора путем согласования сторонами условий в дополнительных соглашениях, между тем, предложенные истцом условия не соответствуют нормативному акту, в соответствии с которым изменена плата, также суд отметил, что является неправомерным включение в цену суммы НДС. При этом судом отмечено, что установление судом редакции дополнительного соглашения самостоятельно в соответствии с Порядком № 795, исходя из расчета, приведенного истцом также невозможно, поскольку указанные действия могут привести к нарушению баланса интересов иных лиц, участников торгов. Непринятие судом редакции ответчика (протоколы разногласий к дополнительным соглашениям) содержат требования об изменении самого договора, то есть по сути, самостоятельными требованиями, однако ответчик с соответствующим исковым заявлением в суд не обращался.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как установлено судом, возникшие между сторонами правоотношения по размещению наружной рекламы на территории муниципального образования подпадают под регулирование Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Таким образом, договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника.
Правоотношения сторон по заключению договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регулируются положениями Закона о рекламе и нормами гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями статьи 433 ГК РФ определено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что 23.01.2014 между истцом и ответчиком были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», в том числе №№ 14д-1232, 14ц-1233, 14л-1234, 14л-123: 14д-1236, 14д-1237, 14л-1238, 14д-1239, 14л-1240, 14д-1241, 14л-1242, 14л-124' 14л-1244, 14ц-1245, 14п-1246, 14л-1247, 14ц-1248, 14д-1249, 14п-1250, 14ц-125 14п-1252, 14п-1253, 14ц-1254, 14д-1255, 14д-1256, 14ц-1257, 14л-1258, 14д-125 14л-1260, 14л-1261, 14д-1262, 14п-1263, 14д-1264, 14д-1265, 14л-1266, 14л-126 14д-1268, 14д-1269, 14л-1270, 14л-1271, 14л-1272, 14л-1273, 14д-1274, 14л-127 14ц-1276, 14ц-1277, 14ц-1278, 14ц-1279, 14д-1280, 14л-1281, 14л-1282, 14д-128 14л-1284, 14п-1285, 14ц-1286, 14д-1287, 14д-1288, 14л-1289, 14п-1290, 14п-129 14д-1292, 14ц-1293, 14д-1294, 14д-1295, 14ц-1296, 14ц-1297, 14п-1298, 14д-129 14ц-1300, 14л-1301, 14л-1302, 14ц-1303, 14л-1304, 14л-1305, 14л-1306, 14л-130 14п-1308, 14п-1309, Нц-1310, 14п-1311, 14л-1072, 14л-1077, 14л-1081, 14п-108 14д-1089, 14д-1095, 14л-1097, 14д-1098, 14л-1106, 14д-1108, 14д-1110, 14л-111 14п-1137, 14д-1151, 14л-1152, 14л-1153, 14л-1156, 14д-1159, 14п-1166, 14л-118 14п-1196, 14п-1198, 14д-1210, 14д-1211, 14л-1212, 14д-1224, 14д-1230, содержавшие в разделе 4 порядок определения платы.
В рассматриваемом деле между сторонами возник спор в результате предложения Управлением рекламы в дополнительных соглашениях от 04.12.2019 внести изменения в Приложения № 2 в договоры, определяющего размер платы, в частности, включения НДС.
Из искового заявления Управления следует, что данный спор был им квалифицирован как преддоговорной, а исковое заявление подано в соответствии со статьями 445, 446 ГК РФ, в апелляционной жалобе Управление также ссылается на положения статей 445, 446 ГК РФ.
Коллегия судей отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ разногласия сторон, возникшие при заключении договоров, могут быть рассмотрены арбитражным судом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбитражного суда.
Приведенные нормы позволяют прийти к выводу о том, что преддоговорной спор может возникнуть только на стадии заключения договора, поскольку в рассматриваемом случае договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» заключены между ООО «Орензнакъ» и Управлением, то данное обстоятельство исключает возможность рассмотрения преддоговорного спора между сторонами в соответствии со статьей 445 ГК РФ.
Между тем, из искового заявления следует, что Управление ссылается на возможность изменения цены после заключения договора (пункт 2 статьи 424 ГК РФ), в просительной части указывает на необходимость урегулирования разногласий возникших при заключении дополнительных соглашений к договорам, требования истца по существу сводятся к внесению изменению в уже заключенные договоры, а подлежащими применению являются статьи 450-452 ГК РФ.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168 и части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, и должен рассматривать заявленное требование, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном споре. Суд определяет правильную правовую квалификацию исковых требований и может их удовлетворить, если это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем заявленных требований.
Судом может быть осуществлено определение подлежащего применению способа защиты права, а значит, конкретизация процессуального аспекта предмета предъявленного иска в гражданском процессе. Такая конкретизация не является превышением полномочий суда и выходом за пределы заявленных требований, так как удовлетворение требования истца к ответчику предполагает, как правило, реализацию определенного предусмотренного законом способа защиты.
Основание иска подразделяется на фактическое и правовое: фактическое основание иска - это совокупность юридических фактов, а правовое - указание на конкретную норму права, на которой основывается требование истца.
В рассматриваемом случае истцом неверно квалифицировано правовое основание иска (статьи 445 и 446 ГК РФ), как преддоговорной спор, в то время как рассматриваемый спор является спором о внесении изменений в уже заключенный договор (статьи 450-452 ГК РФ). Между тем, фактическое основание иска осталось неизменным – факты направления Управления дополнительного соглашения и отказ ООО «ОРЕНЗНАКЪ» от его подписания на предложенных истцом условиях.
С учетом изложенного, при рассмотрении настоящего спора подлежат применению нормы статей 450-452 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
При этом требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 60 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Истцом 10.12.2019 в адрес ответчика сопроводительным письмом № 1-23/2212 от 30.11.2019 направлены на подписание дополнительные соглашения от 04.12.2019, ответчик условия дополнительного соглашения не принял, предложил свою редакцию в протоколах разногласий.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы Управления, им принимались меры по урегулированию спора, специально предусмотренные статьей 452 ГК РФ: дополнительное соглашение было направлено (фактически – требование об изменении договора), отказ стороны путем направления протокола разногласий Управлением получен.
Разрешение судом спора сторон при возникновении разногласий по конкретным условиям договора имеет своей целью внесение определенности в правоотношения сторон и установление условий договора в соответствии с требованиями действующего законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11), поэтому, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда, а другая сторона не возразила против этого, а также в случаях, когда для одной из сторон спора его заключение является обязательным, суд в целях достижения задач судопроизводства в арбитражных судах, установленных статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защиты обратившегося лица, внесения определенности в правоотношения сторон и установления условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, рассматривает такое исковое заявление по существу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на противоречивое поведение истца, инициировавшего настоящий спор в результате несогласия ответчика с предлагаемыми изменениями договоров.
Коллегия судей отмечает, что в суде первой инстанции действия Управления свидетельствовали о его заинтересованности в рассмотрении спора по существу, с момента подачи искового заявления истец занимал активную процессуальную позицию, направленную на рассмотрение иска по существу, в связи с чем заявление соответствующих доводов в суде апелляционной инстанции при наличии доказательств, подтверждающих фактическое исполнение требований статьи 452 ГК РФ, свидетельствуют о недобросовестном поведении Управления как стороны спора.
С учетом изложенного, а также существа рассматриваемого спора, который сводится к разногласию сторон относительно возможности изменения редакции Приложения № 2 к договорам в соответствии с предложенным Управлением дополнительным соглашением, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии как таковой возможности передачи спора на рассмотрение суда по условиям договора, относительно которых у сторон возникли разногласия, поскольку только в процессе рассмотрения такого спора может быть установлено наличие оснований для приведения условий договора в соответствии с требованиями сторон, а также наличие у суда правовых оснований для внесения изменений в договор.
Как указывалось выше, Управлением направлены дополнительные соглашения с целью внесения изменений в Приложение № 2 к договору в части расчета платы за размещение и эксплуатацию рекламной конструкции.
В апелляционной жалобе ООО «ОРЕНЗНАКЪ», указывает на недопустимость изменения платы в одностороннем порядке, а само по себе включение в договор условия о возможности изменения платы подразумевает заключение сторонами дополнительного соглашения.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Действительно, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В статье 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Как указывалось, пунктом 4.1 договоров предусматривается, что размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург» и составляет (указан размер платы по каждому договору), в том числе НДС (пункт 4.1.); в случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
Статьей 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Как разъяснено в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Таким образом, толкование условий договора позволяет суду прийти к выводу, что стороны в пункте 4.1 договора установили порядок определения размера платы за установку и пользование рекламной конструкцией путем применения нормативного правового акта, регулирующего на территории муниципального образования вопросы установки, размещения рекламных конструкций.
Таковым нормативным актом на момент заключения договоров являлся Порядок № 238.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок № 795), Порядок № 238 признан утратившим силу.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 № 321 (вступает в силу со дня официального опубликования в газете «Вечерний Оренбург», дата публикации - 03.05.2017) Порядок № 795 дополнен абзацем следующего содержания: «Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор».
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что направление дополнительных соглашений Управлением было вызвано изменениями в нормативном регулировании порядка определения платы за установку и размещение рекламных конструкций, а также увеличением ставки НДС.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 названного Кодекса.
Как следует из пункта 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
Пунктом 2 статьи 424 ГК РФ установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Сторонами спорного договора, с учетом определения цены на основании нормативного акта, предусмотрен следующий порядок изменения размера платы по договорам.
Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.)
В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчета размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение или направить протокол разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6. в редакции дополнительных соглашений от 20.05.2015)
В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
Таким образом, Управление наделено правом на изменение условий договора о порядке определения платы, однако такое изменение должно совершаться в установленном договорами порядке – путем направления дополнительного соглашения об изменении порядка определения платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Как верно указано судом первой инстанции, само по себе наличие правовых актов органа местного самоуправления об изменении на будущее время порядка расчета платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является, согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, самостоятельным основанием для изменения условий спорного договора. Следовательно, для изменения условия договора необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную самим договором.
В указанных правовых актах не устанавливается цена конкретного договора и периоды внесения платы рекламораспространителем. Такие сведения должны быть указаны Управлением в приложениях № 2 к спорным договорам (абзацы 1 пункта 4.1. договоров).
Соответствующий порядок применения статьи 422 ГК РФ к договорным отношениям изложен в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».
В рамках дел №№ А47-8292/2019 и А47-8293/2019 установлено, что ООО «ОРЕНЗНАКЪ» на основании счетов-фактур Управления (департамента) в период со дня заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (23.01.2014) по 31.03.2019 производило уплату платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с Порядком № 238, то есть без учета изменения величины коэффициента К4 и без учета размера уровня инфляции, дополнительные соглашения, изменяющие порядок определения платы в соответствии с измененными нормами, также не были направлены.
Таким образом, до момента направления рассматриваемых дополнительных соглашений, Управлением не были реализованы положения договоров об изменении порядка определения размера платы, несмотря на изменившееся нормативное регулирования определения размера платы, а сторонами исполнялся договор на ранее согласованных условиях, в том числе, и после признания утратившим силу порядка № 238.
Доводы апелляционной жалобы ООО «ОРЕНЗНАКЪ» сводятся к невозможности одностороннего изменения Управлением порядка определения размера платы, несмотря на наличие нормативного правового акта органа местного самоуправления, такое изменение возможно только путем заключения дополнительного соглашения между сторонами, при этом такое согласование подчинено правилам статьи 421 ГК РФ.
Действительно, статья 421 ГК РФ предусматривают свободу договора, которая заключается, в частности, в определении условий такого договора по усмотрению сторон (пункт 4 указанной статьи).
При этом, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.
В свою очередь заключение договора в соответствии с положениями статей 447-448 ГК РФ (что в рассматриваемом случае предусмотрено как специальным законодательством и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления) предусматривает, что лицо, принявшее участие в таких торгах, заранее ознакомлено с документацией о торгах, которая включает и проект договора, а давая свое согласие на участие в торгах одновременно выражает и согласие с приведенными в проекте договора условиями, подтверждает, что в случае заключения договора, будет исполнять договор согласно его условиям, не возражая против применения стороной того или иного пункта в рамках исполнения договора.
Таким образом, вопреки доводам ООО «ОРЕНЗНАКЪ», уже на момент заключения договора цена не являлась тем условием, которое подчинено общим правилам статьи 421 ГК РФ о свободе договора. Общество, вступая в правоотношения по размещению рекламных конструкций и подписывая соответствующие договоры по результатам торгов, выразило свое согласие на способ определения цены, подлежащий регулированию нормативным правовым актом органа местного самоуправления и зависящим от такого акта, при получении дополнительного соглашения.
Условия договора позволяют прийти к выводу, что стороны должны руководствоваться установленным размером платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, более того, с учетом приведенных положений стороны не вправе применять другой размер платы, поскольку в таком случае применяемые размеры платы (т.е. условия о цене) будут противоречить нормативному правовому акту органа местного самоуправления.
Как указывалось выше, сторонами при заключении договора согласована возможность изменения размера платы на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Пункты 2.1.3, 4.4 договоров предоставляют департаменту право в одностороннем порядке изменить размер платы в случае изменения нормативного правового акта, направив дополнительное соглашение.
В данном случае, при направлении рекламораспространителю дополнительного соглашения, основанного на изменении нормативного правового акта о порядке расчета размера платы, последний вправе не согласиться с содержанием дополнительного соглашения, направив протокол разногласий (пункты 3.2.6 договора).
Вместе с тем, буквальное толкование положений пунктов 2.1.3, 4.1, 4.4 договоров, с учетом установленного порядка определения размера платы по договору, нормативного регулирования соответствующей сферы правоотношений, определенного органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург», позволяет прийти к выводу, что такие несогласия с содержанием дополнительного соглашения могут возникнуть только в том случае, если предлагаемая редакция дополнительного соглашения, вызванная изменением нормативного правового акта, определяющего Порядок расчета размера платы, не соответствует такому нормативному правовому акту. В противном случае у рекламораспространителя отсутствуют основания для отказа от подписания дополнительного соглашения в силу пункта 3.2.6 договора, а применению (при установлении факта направления дополнительного соглашения) подлежат условия договора в измененной дополнительным соглашением редакции.
Между тем, как на то верно указано судом первой инстанции, предложенная редакция дополнительных соглашений не может быть принята.
Порядок № 795 дополнен абзацем следующего содержания: «Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор».
В соответствии с Приложением № 1 к дополнительным соглашениям, предложенных в порядке пункта 4.1 договоров для подписания ответчику, расчет платы производится истцом с учетом НДС, а также с учетом изменения величины коэффициента К4 и размера уровня инфляции.
Представленный расчет в Приложении № 1 к договорам не соответствует Порядку № 795, поскольку плата рассчитана с учетом НДС, в то время, как Порядком № 795 размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» определяется по формуле без НДС.
Доводы Управления о необходимости включения НДС подлежат отклонению на основании следующего.
Из порядка № 795 следует, что плата установлена нормативным правовым актом органа местного самоуправления без учета НДС.
В силу пункта 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В пункте 2 статьи 146 НК РФ установлен перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения.
В частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ исключают из числа объектов налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», статья 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков НДС.
При этом, действительно, государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 ГК РФ.
Правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон № 131-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Статьей 125 ГК РФ определен порядок участия в том числе муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, муниципальное образование реализует свои полномочия через органы местного самоуправления, которые осуществляют права и обязанности участника гражданских правоотношений от имени муниципального образования.
С учетом правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не относится к арендным договорам. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 1.1. Положения об Управлении по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга» (утв. Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 № 146) управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга. Управление заключает от имени Администрации города Оренбурга договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или на земельном участке, собственность на который не разграничена в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2.2.10 Положения об Управлении). Управление осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города (пункт 2.2.30 Положения об управлении). Управление, являясь органом администрации города Оренбурга и осуществляя управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования, муниципальное имущество в оперативное управление не получало, при этом плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцами рекламных конструкций в качестве дохода в местный бюджет.
Также в данном случае все рекламные конструкции, в отношении которых Управлением заключены договоры на установку и эксплуатацию, размещены на землях общего пользования, управление и распоряжение которыми осуществляет только орган местного самоуправления в силу положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
На основании части 5.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключаются Управлением только по результатам проведения торгов в установленном порядке.
Порядком № 795 установлена годовая базовая ставка платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципального имущества и корректировочные коэффициенты к ней в зависимости от величины информационного поля, от технического исполнения, от пространственного размещения, для социальной рекламы, для рекламной конструкции, расположенной в центрах деловой активности города.
То есть виды платы установлены нормативным правовым актом без учета НДС.
Оплата по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций поступает в бюджет муниципального образования.
Таким образом, Управление является главным администратором поступлений доходов в городской бюджет, в том числе по доходам от использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург».
Таким образом, осуществляемая Управлением деятельность по передаче прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является предпринимательской, денежные средства по сделкам зачислены в местный бюджет и выручкой Управления не являются, передача прав третьим лицам производилась в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий, поэтому данные операции подлежат освобождению на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
Следовательно, с учетом установленных обстоятельств, предложенные Управлением дополнительные условия не могли быть приняты ООО «ОРЕНЗНАКЪ».
Несоответствие предлагаемого расчета размера платы в дополнительных соглашениях положениям нормативного правого акта правомерно расценено судом первой инстанции как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии оснований для понуждения рекламораспространителя к его заключению на приведенных условиях, поскольку указанный расчет не приведет условия договоров в соответствие с действующим законодательством.
Между тем, протоколы разногласий к дополнительным соглашениям, составленные ответчиком, фактически содержат требования об изменении (исключении) условий договоров: пункта 2.1.3, абзаца 2 пункта 4.1, пункта 4.4 и внесении изменений в Приложение № 2 к договорам. При этом с самостоятельными требованиями ответчик в суд не обращался, что также правомерно расценено судом первой инстанции как обстоятельство, препятствующее рассмотрению редакции условий ответчика.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 указанного Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В рассматриваемом случае существенное изменение обстоятельств не произошло, основания для применения положений пункта 4 статьи 451 ГК РФ отсутствуют.
Между тем, по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда также и в иных случаях, в частности, в случаях, определенных законом или договором. Соответственно, перечень оснований для изменения договора по решению суда в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ является открытым, а изменение возможно, в том числе в случаях, предусмотренных договором.
Как правильно установлено судом первой инстанции, положения рассматриваемого договора не предусматривают возможности изменения платы по требованию покупателя в судебном порядке. Такое договорное условие подчинено вышеуказанному принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ).
Учитывая изложенное, поскольку в рассматриваемом случае стороны не согласовали в договоре условие о том, что вопрос об изменении платы (стоимости договора) подлежит передаче на рассмотрение суда, является верным вывод суда первой инстанции, что внесение соответствующих изменений в договор недопустимо и по правилам подпункта 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований, предусмотренных статьи 450 ГК РФ, и предоставляющих стороне договора право в судебном порядке требовать изменения договора по решению суда, истцом суду также не представлено, как и не представлено доказательств наличия у ответчика в ГК РФ, иного закона или договора обязанности по изменению условий договора.
Учитывая, что податели апелляционной жалобы не приводят доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд полагает, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.09.2020 по делу № А47-3143/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга, общества с ограниченной ответственностью «ОРЕНЗНАКЪ» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи П.Н. Киреев
А.П. Скобелкин