ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-14265/2021
г. Челябинск | |
03 декабря 2021 года | Дело № А07-33019/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2021 по делу № А07-33019/2019.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее – ООО «БашРТС», ответчик, податель жалобы) об обязании предоставить ежемесячные ведомости посуточного учета тепловой энергии с прибора учета, установленного на тепловых сетях в нежилые помещения многоквартирного дома по адресу: <...>, за период с 2016 по 2019 по отоплению и горячему водоснабжению; об обязании ответчика разместить на общедоступном информационном портале в информационной системе ГИС ЖКХ в разделе 8 информацию с показаниями прибора учёта тепловой энергии согласно требований совместного приказа Минстроя России и Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено товарищество собственников жилья «Гоголя, 3» (далее – ТСЖ «Гоголя, 3», третье лицо), осуществляющее управление многоквартирным домом.
В ходе производства по делу истец уточнял формулировку исковых требований.
На момент рассмотрения спора истец просит признать незаконными действия ООО «БашРТС», выразившиеся в не предоставлении в досудебном порядке ФИО1 за период с 2016 по 2019 ежемесячных ведомостей посуточного учёта Гкал в теплоносителе горячая вода для коммунальной услуги отопление; обязать ответчика предоставить истцу ведомости учёта тепловой энергии по отоплению с прибора учёта модели СПТ943 с заводским номером 10914 за период 2016-2019; обязать разместить в системе ГИС ЖКХ на сайте dom.gosuslugi.ru информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии модели СПТ943 с заводским номером 10914, расположенного в МКД по адресу: <...> З, в соответствии с требованиями, установленными п. 3.2 (п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3) раздела 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации; поставщиками информации: в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, за период с 01.07.2016 по 31.12.2019.
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» разместить в системе ГИС ЖКХ на сайте dom.gosuslugi.ru информацию, предусмотренную п. 3.2 (п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3) раздела 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации; поставщиками информации: в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016, по общедомовому прибору учета тепловой энергии модели СПТ943 с заводским номером № 10914, расположенному в МКД по адресу: <...> З, за период с 01.07.2017 по 31.12.2019. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, принадлежащее истцу нежилое помещение является встроенно-пристроенным, в связи с чем размещение соответствующей информации не является обязательным.
Также податель жалобы отмечает, что все необходимые документы переданы истцу.
Истец представил отзыв, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: <...> находится в управлении ТСЖ «Гоголя, 3» на основании протокола общего собрания собственников от 2013.
На тепловых сетях дома, с учетом его конструктивных особенностей (наличие отдельных тепловых сетей для поставки теплоносителя в жилые помещения и отдельных тепловых сетей для поставки теплоносителя в нежилые помещения, расположенные во встроенно-пристроенной части дома) установлены и поставлены на коммерческий учет два прибора учета тепловой энергии - для жилых помещений и для нежилых помещений.
Многоквартирный дом в части жилых помещений оборудован ОДПУ (общедомовой прибор учета) типа СПТ-941 /А/4/6,2, № 10456. Нежилые помещения, имеющие отдельный тепловой ввод, независимый от системы теплоснабжения МКД, оснащены собственным прибором учета – тип прибора СПТ943 / А/4/6,2, №10914.
Между ООО «БашРТС» и ТСЖ «Гоголя, 3» заключен договор № 5984/РТС от 01.01.2014 на поставку коммунального ресурса в ту часть дома, в которой расположены жилые помещения.
Информация по ОДПУ размещена в ГИС ЖКХ 19.12.2019 управляющей организацией.
Нежилое помещение площадью 146,3 кв.м, занимаемое истцом, расположено во встроенно-пристроенной части дома, которая имеет отдельный тепловой ввод, независимый от системы теплоснабжения МКД, оснащенный собственным прибором учета - тип прибора СПТ943 / А/4/6,2, № 10914.
Между истцом (потребитель) и ответчиком (теплоснабжающая организация) заключен прямой договор предоставления коммунальных услуг «отопление» и «горячая вода» № 5587/НП от 12.02.2018 сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2019 на поставку тепловой энергии для коммунальной услуги «отопление» в указанное выше нежилое помещение по адресу: <...>.
Ссылаясь на то, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг применительно к данному виду ресурса, истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. При этом при формулировании требования, основания иска должны соответствовать его предмету.
Положения статьи 12 ГК РФ, включая ее абзац восьмой, содержат перечень способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре подразумевает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
ГИС ЖКХ - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ).
Вторым принципом формирования и функционирования ГИС ЖКХ является однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой (статья 4 Закона N 209-ФЗ).
Часть 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ содержит перечень информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ.
В оспариваемом предписании Предприятию вменено нарушение пунктов 23 и 42 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ.
Согласно пунктам 23, 42 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ в системе должна размещаться:
информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг;
иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 209-ФЗ субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Права и обязанности участников информационного взаимодействия определены в статье 7 Закона N 209-ФЗ.
Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 19 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
В силу пункта 33 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ в системе должна размещаться информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 2, 11 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Раздел 8 Приказа N 74/114/пр содержит информацию, подлежащую размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, к которой, в числе прочего, отнесена информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг и (или) приобретающих коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями (по каждому договору), а также информация о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что в состав размещаемой пунктом 3.2 раздела 8 № 74/114/пр включена информация о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета:
дата снятия показаний прибора учета (подпункт 3.2.1); показания коллективного (общедомового) прибора учета (в том числе дифференцированно по зонам суток, или объем потребленного коммунального ресурса при наличии технической возможности коллективного (общедомового) прибора учета автоматически рассчитывать потребляемый объем ресурса) (подпункт 3.2.2); объем потребленного коммунального ресурса, используемый при начислении (подпункт 3.2.3).
Срок и периодичность размещения информации - ежемесячно, в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным.
Как верно отмечено судом первой инстанции, многоквартирный дом по адресу: <...> находится в управлении ТСЖ «Гоголя, 3», однако ООО «БашРТС» является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению во встроенно-пристроенную часть данного дома, в которой расположены нежилые помещения.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции, что именно на ответчике лежит обязанность по размещению информации по показаниям прибора учета СПТ943/А/4/6,2, № 10914 в ГИС ЖКХ.
В соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» адресом официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интерне" определен адрес - www.dom.gosuslugi.ru.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона № 209-ФЗ (в редакции, определявшей обязанности поставщиков информации до 01.07.2017) поставщики информации (субъекты, размещающие информацию в системе) обязаны размещать в системе установленную действующим законодательством информацию с 01.07.2016. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции и пришел к правильному выводу о том, что ответчиком подлежит размещению информация по показаниям прибора учета СПТ943/А/4/6,2, № 10914 в ГИС ЖКХ за период с 01.07.2016.
Ссылки подателя жалобы на то, что встроенно-пристроенное помещение истца не находится в многоквартирном доме, не является его частью и не имеет общего с МКД имущества, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома. При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность, площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений. Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.
Под многоквартирным домом понимается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (пункт 3.2.1 ГОСТ Р 51929-2014. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст).
Таким образом, именно факт того, что нежилое помещение указано в проектной или технической документации на многоквартирный дом, является основным и единственным критерием для определения принадлежности этого помещения к многоквартирному дому независимо от присоединения к внешним сетям инженерно-технического обеспечения и от каких-либо других признаков самостоятельного функционирования.
Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные - все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему, либо частично встроены, частично пристроены.
Как усматривается из технического паспорта (т.2 л.д.58-63) принадлежащие истцу помещения являются встроенно-пристроенными, расположены на первом этаже многоквартирного дома.
Помещение ответчика, как встроенная, так и его пристроенная части, поставлено на кадастровый учет как единый объект, площадь встроенно-пристроенного помещения ответчика учитывается в площади многоквартирного дома.
Отдельная проектная документация на принадлежащее истцу встроенно-пристроенное помещение в материалы не представлена.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о передаче истцу документации не имеют правового значения, поскольку в удовлетворении данной части требований отказано.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2021 по делу № А07-33019/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.В.Лукьянова
Судьи О.Е. Бабина
Е.В. Ширяева