ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-14633/19 от 06.11.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14633/2019

г. Челябинск

13 ноября 2019 года

Дело № А76-33391/2018

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.08.2019 по делу №А76-33391/2018.

В судебном заседании приняли участие представители:

акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» – ФИО1 (паспорт, доверенность № 14 от 29.12.2018), ФИО2 (паспорт, доверенность № 15 от 29.12.2018);

Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области –ФИО3 (удостоверение, доверенность от 10.01.2019), ФИО4 (удостоверение, доверенность от 29.120.2019), ФИО5 (удостоверение, доверенность от 01.11.2019);

общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» –ФИО6 (паспорт, доверенность № 231-2018 от 14.12.2018, диплом), ФИО7 (паспорт, доверенность № 227-2018 от 14.12.2018).

Акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – заявитель, АО «Газпром газораспределение Челябинск», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) в части исключения суммы расходов в размере 67 157 руб. 96 коп. (без учета НДС) при установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» и обязании устранить допущенное нарушение и обязать включить сумму расходов в размере 67 157 руб. 96 коп. (без учета НДС) в состав платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива»), Администрация города Троицка Челябинской области (далее - Администрация), Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - Минстрой).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.08.2019 (резолютивная часть решения объявлена 07.08.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.

АО «Газпром газораспределение Челябинск» (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы АО «Газпром газораспределение Челябинск» указывает, что Генеральная схема газоснабжения города Троицка разработана на расчётный срок развития города до 2025 года, то есть является планом развития системы газоснабжения города, срок реализации которого рассчитан до 2025 года, а не схемой существующих систем газоснабжения. Схема газоснабжения города, разработанная в 2007 году, в материалы дела не предоставлялась. В материалы дела была представлена схема «Расчетная схема газопроводов высокого давления. Поверочный гидравлический расчет. Схема, шифр 40-16-12», разработанная ПК «ГПИ Челябинскгражданпроект» в октябре 2016 года. Представленная схема составлена в октябре 2016, поэтому она не могла быть утверждена в 2007 как генеральная схема газоснабжения города Троицка.

Указание суда на то, что «рабочее давление транспортируемого газа до головного ГРП ТЖК составляет 1,2 МПа» по данной схеме не соответствует. Напротив, из схемы видно, что в точке ГРП ТЖК давление составляет Р=0,6Мпа.

По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о наличии существующей пропускной способности для техприсоедения котельной ООО «Перспектива» сделаны без учета уже имеющейся загрузки ГРС ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и без учета выданных ранее обязательств на подключение новых потребителей по действующим техническим условиям, поскольку ГРС г.Троицка рассчитана не только для строящейся котельной ООО «Перспектива». В связи с чем, выводы суда первой инстанции о том, что технические условия выданы с нарушением законодательства, не может быть признан обоснованным.

Общество считает, что обязанность по проведению капитального и восстановительного ремонтов возникает только при заключении дополнительного соглашения и в срок, определенный таким соглашением. Соответствующего соглашения в материалы дела не предоставлено. Каких-либо доказательств неисправности указанного газопровода в материалы дела также не представлено.

Также заявитель указал, что обследование проводилось с целью определения возможности работы системы газораспределения г. Троицка на 1,2 МПА для подключения строящейся газовой котельной мощностью 120 МВт. В актах обследования ссылка на договор безвозмездного пользования № ДБП-393-08 от 10.01.2008 указана не в отношении газорегуляторных пунктов, а в отношении газопроводов. Ни одним актом обследования не было установлено неисправности газопроводов.

В актах указано на отсутствие исполнительно-технической документации, а не эксплуатационной. Исполнительная документация, подтверждающая возможность работы обследуемых объектов на давление 1,2 Мпа, в общество не передавалась. Указанным ГОСТом установлено, что целесообразность восстановления определяется эксплуатационной организацией самостоятельно. В актах указано на наличие документации о проведении испытаний на давление 0,6Мпа. Газопроводы, указанные в актах, не входят в предмет договора безвозмездного пользования № ДБП-393-08 от 10.01.2008. Суд первой инстанции не учел, что указанные Национальные стандарты не являются обязательными к применению, а носят рекомендательный характер.

Податель жалобы также указывает, что в процессе рассмотрения настоящего дела тарифный орган и ООО «Перспектива» в обоснование своих доводов и возражений ссылаются на обстоятельства, которые произошли после принятия тарифным органом решения об установлении платы и исключения расходов на 1 этап, то есть после 24.08.2018. Указанными документами, тарифный орган не располагал и не мог располагать на момент вынесения решения. Эти обстоятельства объективно не существовали на момент принятия решения тарифного органа.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Министерством представлены возаржения на апелляционную жалобу, ООО «Перспектива» отзыв на апелляционную жалобу, в которых он указано, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и возражениях на нее.

Также в ходе судебного заседания представителем АО  «Газпром газораспределение Челябинск»  заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела Гидравлического расчета существующих газовых сетей газораспределения г. Троицка (шифр 40-16-12), разработанного в 2016 году.

Представители Министерства и ООО «Перспектива» возражали против приобщения к материалам дела.

Суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное ходатайство оставлено судом апелляционной инстанции без удовлетворения, так как заявителем, не была обоснована уважительность причин, препятствовавших представлению указанных документов в суд первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возаржения на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.07.2017 ООО «Перспектива» обратилось в адрес АО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявкой №1018-17 на подключение объекта капитального строительства - новой газовой котельной, мощностью 120 МВт, с подводящими сетями газопотребления, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, по адресу: Челябинская область, г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая сопка с кадастровым номером 74:35:3200001:7 (т.2 л.д.41-42).

08.08.2017 между АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ООО «Перспектива» подписан договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения №06-08-311/17 (т. 1 л.д.30-51, далее – договор).

Пунктом 10 договора определен предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) на основании утвержденных постановлением Министерства от 23.12.2016 №64/20 стандартизированных тарифных ставок, который составил 47 572,137 тыс. руб. (в т.ч. НДС - 7 256,767 тыс. руб.).

Размер платы по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

При этом, окончательный размер платы за подключение (технологическое присоединение) определяется на основании постановления МТРиЭ путем заключения дополнительного соглашения к договору в течение 15 календарных дней после утверждения органом регулирования размера платы за подключение.

Техническими условиями АО «Газпром газораспределение Челябинск» от 25.07.2017 №УПР:ТУ2-215/17 (приложение №1 к Договору) определены следующие параметры подключения: максимальная нагрузка (часовой расход газа) - 14 331 куб. м/час, максимальное давление газа в точке подключения 0,6 МПа, фактическое (расчетное) давление газа в точке подключения - 0,31 МПа, точка подключения - стальной надземный газопровод 0325 мм на границе земельного участка заявителя (т.1 л.д.36-37).

Проектом предусматривается строительство газопровода высокого давления II категории к котельной мощностью 120 МВт в Южном районе г. Троицка Челябинской области, а также мероприятия по устранению дефицита пропускной способности газораспределительных сетей.

Цель строительства: модернизация существующих газораспределительных сетей г. Троицка с переводом их на проектное давление (<1,2 МПа) с фактического в настоящее время <0,6 МПа.

В связи со значительным объемом работ и стоимостью мероприятий по переводу газоснабжения г. Троицка на проектное давление <1,2 МПа АО «Газпром газораспределение Челябинск» с собственником сетей администрацией г. Троицк Челябинской области принято решение по разделению объемов работ на 2 этапа:

1 этап строительства включает в себя мероприятия по реконструкции действующих сетей газораспределения (финансируется за счет средств бюджета);

2 этап включает в себя технологическое присоединение к действующим сетям газораспределения и закольцовку газопровода (финансируется за счет средств ООО «Перспектива»).

Техническое решение (проектная документация и результаты инженерных изысканий) получило положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» от 26.06.2018 №74-1-1-3-0141-18 и соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий (т.1 л.д.54-82).

Также получено положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» от 30.07.2018 №74-1-0378-18 о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта (т.1 л.д.83-96).

АО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в Министерство с заявлением от 06.08.2018 №01/СС-30/2195 (вх. МТРиЭ от 06.08.2018 №8394/02) об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Газовая котельная мощностью 120 МВт» по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая Сопка с максимальным часовым расходом газа 14 331 куб. м/час и врезкой в газопровод высокого давления II категории (т.1 л.д.22-29).

Учитывая, что технические параметры подключения соответствуют установленным Методическими указаниями параметрам (максимальный часовой расход газа превышает 500 куб. метров в час, врезка в газопровод диаметром свыше 250 мм) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Челябинск" устанавливается индивидуально, Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Постановлением Министерства от 24.08.2018 №51/1 установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Газовая котельная мощностью 120 МВт» по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая Сопка, по индивидуальному проекту в размере 40 640,399 тыс. руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляющих при технологическом присоединении, согласно приложению (т.1 л.д.7-15).

Не согласившись с вышеуказанными действиями Министерства, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере АО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия Министерства, связанные и изданием постановления от 24.08.2018 №51/1 совершены с соблюдением законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов на газоснабжение.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, определены Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 (далее - Основные положения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила подключения). Кроме того, данным Постановлением Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 дополнены разделом VI.2 «Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям», вступившим в силу с 01.03.2014.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 №101-э/3 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания).

Согласно пункту 26 (21) Основных положений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливают для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 26 (22) Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы в других случаях (кроме случаев, когда величина платы определяется по индивидуальному проекту), включая ставку за единицу максимального часового расхода газа (1 куб. метр газа в час), с разбивкой по диапазонам диаметров строящихся газопроводов, типам их прокладки, материалам труб и (или) диапазонам объема присоединенной максимальной мощности (часового расхода газа) В соответствии с пунктом 26 (22) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 000 руб. и не более 50 000 руб. при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

В соответствии с пунктом 26 (23) раздела VI.2 Основных положений, а также пунктом 6 Методических указаний плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.

Согласно пункту 105 Правил подключения газораспределительная организация после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

проведение лесоустроительных работ;

проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;

переходы через водные преграды;

прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения;

прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

На основании пункта 81 постановления Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 №300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» полномочия по утверждению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство).

Судом первой инстанции установлено, что АО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в Министерство с заявлением от 06.08.2018 №01/СС-30/2195 (вх. МТРиЭ от 06.08.2018 №8394/02) об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Газовая котельная мощностью 120 МВт» по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая Сопка с максимальным часовым расходом газа 14 331 куб. м/час и врезкой в газопровод высокого давления II категории (т.1 л.д.22-29).

Постановлением Министерства от 24.08.2018 №51/1 установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Газовая котельная мощностью 120 МВт» по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая Сопка, по индивидуальному проекту в размере 40 640,399 тыс. руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляющих при технологическом присоединении, согласно приложению (т.1 л.д.7-15).

Также судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что  20.07.2017 ООО «Перспектива» обратилось в адрес АО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявкой №1018-17 на подключения объекта капитального строительства - новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями газопотребления, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, по адресу: Челябинская область, г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая сопка, на земельном участке с кадастровым номером 74:35:3200001:7 (т.2 л.д.41-42).

Правовые основания владения и пользования земельным участком подтверждены представленным договором аренды земли г. Троицка от 02.05.2017 №112.17.02.01.01, заключенным Управлением муниципальной собственности Администрации г. Троицка с ООО "Перспектива" (кадастровый номер 74:35:3200001:7).

Правовые основания владения АО «Газпром газораспределение Челябинск» сетью газораспределения, к которой планируется технологическое присоединение объекта капитального строительства заявителя, подтверждены представленным договором безвозмездного пользования, заключенным ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» с Управлением муниципальной собственности администрации города Троицка от 10.01.2008 № ДБП-393-08.

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» рассчитывается по индивидуальному проекту.

Письмом №01/2618 от 20.07.2017 ООО «Перспектива» подтвердило готовность компенсировать расходы, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 24 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1314 от 30.12.2013 (далее - Правила №1314) (в редакции, действовавшей на момент поступления заявки и подготовки проекта договора о подключении), факт готовности компенсировать расходы, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, явился основанием для рассмотрения заявки ООО «Перспектива» и заключения между ООО «Перспектива» и АО «Газпром газораспределение Челябинск» договора о подключения (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения № 06-08-311/17 от 08.08.2017 прилагаемыми к нему техническими условиями №УПР:ТУ2-215/17 от 25.07.2017 (далее - договор о подключении), учитывающими соответствующие обязательства заявителя.

Согласно абз. 2 пункта 15 Правил подключения состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.

В соответствии с п. 32. Исполнитель определяет технические условия:

а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения;

б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения;

в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

В городе Троицке в 2007 году институтом "Челябинскгражданпроект" разработана и утверждена "Генеральная схема газоснабжения города Троицка". Схема газоснабжения города разработана на расчетный срок развития города (2025 г.).

Из генеральной схемы газоснабжения города следует, что рабочее давление транспортируемого газа до головного ГРП ТЖК составляет 1,2 МПа.

При обращении АО «Газпром газораспределение Челябинск» в Министерство с заявлением от 06.08.2018 №01/СС-30/2195 (вх. МТРиЭ от 06.08.2018 №8394/02) об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Газовая котельная мощностью 120 МВт» по адресу: Челябинская обл.,                      г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая Сопка с максимальным часовым расходом газа 14 331 куб. м/час и врезкой в газопровод высокого давления II категории заявителем был предоставлен расчет распределения расходов на технологическое присоединение по 1 и 2 этапам (т.1 л.д.28-29).

Так расчетный размер платы за подключение составляет:

Всего: 111 046 859 руб. (без учета НДС), в том числе:

по 1 Этапу - 68 504 825 руб. (без учета НДС);

по 2 Этапу - 42 542 034 руб. (без учета НДС);

На заседании Правления Министерства АО «Газпром газораспределение Челябинск» представлено особое мнение от 24.08.2018 №01/263-30/2378 и дополнительные материалы к нему. Данные дополнительные документы и расчеты, подтверждают затраты заявителя, которые были указаны за итогом сводных сметных расчетов каждого этапа строительства справочно и не были учтены Госэкспертизой и экспертами Министерства.

Также к особому мнению АО «Газпром газораспределение Челябинск» от 24.08.2018 приложен расчет платы за подключение в размере 107 779 532 руб., (без учета НДС), в том числе:

по 1 Этапу - 65 264 444 руб. (без учета НДС);

по 2 Этапу - 42 515 088 руб. (без учета НДС);

Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Министерства от 24.08.2018 №51/1 установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Газовая котельная мощностью 120 МВт» по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк - п. Золотая Сопка, по индивидуальному проекту в размере 40 640,399 тыс. руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляющих при технологическом присоединении, согласно приложению, по 2 Этапу (т.1 л.д.8-9).

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области исключило из расчета представленного АО «Газпром газораспределение Челябинск» расходы на технологическое присоединение по 1 этапу, расходы на услуги по размещению закупки на торговой площадке на выполнение проектных и изыскательских работ, а также расходы на выполнение функций заказчика - застройщика в общем размере 67 157,96 тыс. руб.

В соответствии с техническим паспортом на сети газопровода высокого давления к центральной части г. Троицка от АГРС до ГГРП, участок существующего газопровода Б-325 мм от ГРС до ГГРП, инв.N 14991, рассчитан на рабочее давление 1,2 МПа, следовательно, все подключенные к нему ГРПБ и ГРПШ должны быть рассчитаны на данное давление.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что технические условия на подключение №УПР:ТУ2-215/17 от 25.07.2017 выданы без учета существующей пропускной способности сети газораспределения, т.е. с нарушением законодательства.

 Также Министерством в составе платы за подключение не учтены расходы на выполнение мероприятий по 1 Этапу в связи с тем, что расходы по ликвидации дефицита пропускной способности компенсируются из бюджета.

Технические условия №УПР:ТУ2-215/17 от 25.07.2017 по 1 Этапу предусматривают мероприятия по реконструкции действующих сетей газораспределения в целях ликвидации пропускной способности газораспределительных сетей по переводу системы газоснабжения города Троицка до рабочего давления до 1,2 МПа (п. 9.1, 9.З., 9.3.1. - 9.3.8 технических условий).

При этом 1 Этап строительства включает в себя мероприятия по реконструкции действующих сетей газораспределения в целях ликвидации пропускной способности газораспределительных сетей в рамках реализации технических условий №УПР:ТУ1-С-2/18 от 04.10.2018, предоставленных Управлению по капитальному строительству города Троицка (финансируется за счет средств бюджета);

Судом первой инстанции установлено следующее:

технические условия к договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения от 08.08.2017 N 06-08-311/17 были выданы без учета пропускной способности сети газораспределения;

в договор о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения от 08.08.2017 N 06-08-311/17 и технические условия к нему сторонами внесены изменения, а именно исключены мероприятия по 1 этапу;

мероприятия по 1 этапу включены в технические условия №УПР: ТУ1-С-2/18 от 04.10.2018, выданных Управлению по капитальному строительству города Троицка по Челябинской области;

мероприятия по 1 этапу финансируются за счет бюджета.

Таким образом, при утверждении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту, недопустимо включение в данную плату расходов на реализацию 1 этапа (мероприятия по реконструкции действующих сетей газораспределения, в т.ч. установку 7 новых ГРП).

В связи с данными обстоятельствами, 24.08.2018 ООО «Перспектива» направлено в адрес АО «Газпром газораспределение Челябинск» письмо №2515-08, согласно которому ООО «Перспектива» отказывается компенсировать расходы по ликвидации пропускной способности в части мероприятий 1 этапа, принятые последним в рамках подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства.

06.09.2018 письмом №2732-18 ООО «Перспектива» выразило готовностью компенсировать расходы, связанные только с ликвидацией технических ограничений, в части завершения, предусмотренных схемой газоснабжения города закольцовки газопровода д 325мм центральной части.

Более того, учитывая решение, принятое на совещании, АО «Газпром газораспределение Челябинск» направило в адрес ООО «Перспектива» проект дополнительного соглашения от 26.11.2018 к договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения от 08.08.2017 №06-08-311/17, пунктом 1 которого вносятся соответствующие изменения в технические условия: исключаются мероприятия по п. 9.1, 9.З., 9.3.1. - 9.3.8 технических условий, направленные на реконструкцию действующих сетей газораспределения в целях ликвидации пропускной способности газораспределительных сетей и относятся к 1 этапу присоединения, что также следует из проектной документации.

Из содержания дополнительного соглашения, следует, что для выполнения мероприятий по 1 этапу на реконструкцию действующих сетей газораспределения в целях ликвидации пропускной способности газораспределительных сетей АО «Газпром газораспределение Челябинск» выданы Управлению по капитальному строительству города Троицка по Челябинской области технических условий №УПР: ТУ1-С-2/18 от 04.10.2018.

Дополнительное соглашение ООО "Перспектива" подписало по этому пункту без замечаний.

Таким образом, учитывая отсутствие согласия заявителя компенсировать затраты ГРО, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, Министерством обоснованно исключены из платы за подключение заявленные ГРО расходы по 1 этапу.

В соответствии с Распоряжением Правительства Челябинской области от 07.09.2018 №586-рп муниципальному образованию Троицкий городской округ направлены средства в сумме 50 млн. руб. в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Кроме того, необходимость реконструкции сетей газораспределения обусловлено неудовлетворительным их состоянием из-за длительного срока эксплуатации и не проведенных вовремя капитальных ремонтов, но никак не может быть отнесена на затраты по подключению котельной.

О неудовлетворительном состоянии объектов газоснабжения свидетельствуют акты обследования сетей газораспределения от 06.06.2018, подписанных представителями АО «Газпром газораспределение Челябинск» и Администрации города Троицка, и составленных с целью определения возможности перевода системы газораспределения г. Троицка на рабочее давление 1,2 МПА для подключения строящейся газовой котельной мощностью 120 МВт.

Так, актами обследования от 06.06.2018 зафиксировано, что на объекты системы газораспределения отсутствует исполнительно - техническая документация, оборудование ГГРП находится в нерабочем состоянии, отсутствуют акты испытания газопровода и пунктов редуцирования газа, срок эксплуатации некоторых газорегуляторных пунктов превышает 20 лет, отсутствует устройство молниезащиты ГГРП, в связи с чем эксплуатация существующих ГГРП с рабочим давлением 1,2 МПА возможна при условии обеспечения мероприятий по реконструкции газопроводов и газорегуляторных пунктов.

Содержать в исправном состоянии газопровод высокого давления к центральной части города Троицка от АГРС до ГГРП 1 -я очередь является обязанностью АО «Газпром газораспределение Челябинск» .

Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что между Управлением муниципальной собственности города Троицка и АО «Газпром газораспределение Челябинск» заключен договор от 10.01.2008 №ДБП -393-08 безвозмездного пользования, согласно которому АО «Газпром газораспределение Челябинск» на неопределенный срок передано во владение и пользование для осуществления хозяйственной деятельности муниципальное имущество - газораспределительные сети и сооружения, в том числе газопровод высокого давления к центральной части города Троицка от АГРС до ГГРП 1 -я очередь 1998 года ввода в эксплуатацию (пункт 18 приложения к договору).

Согласно пункту 4.2.3 (в редакции соглашения от 18.04.2011 к договору №ДБП - 393-08 от 10.01.2018) АО «Газпром газораспределение Челябинск» обязано своими силами проводить капитальный, текущий и восстановительный ремонты переданного имущества.

Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.

Согласно пункту 9 Приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 №542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;

обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;

организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;

хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации).

Требования вышеизложенных правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления (пункт 3 Приказа от 15.11.2013 №542).

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на АО «Газпром газораспределение Челябинск» лежит обязанность по надлежащей эксплуатации в соответствии с техническими регламентами газопровода высокого давления к центральной части города Троицка от АГРС до ГГРП 1 -я очередь.

Второй этап Технических условий №УПР:ТУ2-215/17 от 25.07.2017 включает в себя технологическое присоединение к действующим сетям газораспределения и закольцовку газопровода (финансируется за счет средств ООО «Перспектива»).

Мероприятия по технологическому присоединению к действующим сетям газораспределения и закольцовку газопровода (пункт 9.2 технических условий).

Министерством при определении стоимости технического присоединения объекта газопотребления ООО «Перспектива» к газовым сетям АО «Газпром газораспределение Челябинск» учтены расходы, связанные с выполнением мероприятий по 2 Этапу, в размере 40 640,399 тыс. руб. (без учета НДС), в том числе расходы на уплату налога на прибыль в размере 8 128,080 тыс. руб.

Также Министерством не включены расходы на услуги по размещению объекта на торговой площадке в связи с тем, что не подтверждена экономическая обоснованность размера агентского вознаграждения с ООО «Газэнергоинформ» в размере 1,475%, а также не представлено экономическое обоснование величины расходов, затраченных на проведение конкурсных процедур с использованием подрядной организации, а не собственными силами в размере 51,59 тыс. руб.

Согласно пункту 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 №101-э/3, по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину для расчета платы за технологическое присоединение учитываются расходы на выполнение газораспределительной организацией следующих обязательных мероприятий: разработку проектной документации, выполнение технических условий, проверку выполнения заявителем технических условий, осуществления фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

В состав расходов газораспределительной организацией на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством.

В указанном перечне расходов отсутствуют статья на оплату услуг, оказанных сторонними организациями в целях проведения закупочных процедур и заключению договора на разработку проектной документации.

В представленной АО «Газпром газораспределение Челябинск» заявке на утверждение платы за технологическое присоединение объекта к газораспределительным сетям отсутствуют документы о проведении закупки в форме открытого запроса предложений на заключение договора по выполнению инженерных изысканий, разработку проекта планировки и межевания, разработки проектно-сметной документации, регламентированных Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также по закупке на заключение агентского договора с ООО «Газэнергоинформ» на организацию и проведение закупок, в связи с чем расходы в размере 51,59 тыс. руб., на услуги по размещению объекта на торговой площадке, исключены Министерством из платы, как экономически необоснованные.

Министерством также не учтены расходы за итогами сводного сметного расчета по 2 Этапу в сумме 1 463,242 тыс. руб. на выполнение функций заказчика-застройщика. АО «Газпром газораспределение Челябинск» не представлено экономическое обоснование расходов на оплату труда персонала.

При этом, обосновывающие документы, а именно, калькуляция затрат на сумму 1 463,242 тыс. руб. организация представила только в рамках данного судебного разбирательства, т.е. после принятия органом регулирования решения относительно размера платы за подключение объекта заявителя.

В положительном заключении экспертизы от 30.07.2018 о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта «Технологическое подключение газовой котельной мощностью 120 МВт в г. Троицке Челябинской обл.» в разделе 2.5 описано, что Сметная стоимость строительства определена по действующим нормативам, в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), где в пункте 4.71. говорится, что "Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.»

На основании пункту 4.73 МДС 81-35.2004, - средства на «Содержание службы заказчика-застройщика» должны входить в гл. 10 сводного сметного расчета (далее ССР).

Поскольку АО «Газпром газораспределение Челябинск», на момент прохождения экспертизы сметной документации, не было предоставлено обоснование затрат на выполнение функций заказчика - застройщика в размере 1 463, 242 тыс. руб., и они не вошли в ССР, прошедший экспертизу, следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области правомерно не включило их в плату за технологическое присоединение.

Учитывая вышесказанное, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Перспектива» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по 2 Этапу индивидуального проекта в размере 40 640,399 тыс. руб. установлена Министерством в Постановлении от 24.08.2018 №51/1 на экономически обоснованном уровне и обеспечивает газораспределительной организации компенсацию экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого и достаточного для подключения объекта ООО «Перспектива» с учетом уплаты предусмотренного Налоговым кодексом РФ налога на прибыль в размере 20%.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерным выводам о том, что что оспариваемые действия Министерства, связанные и изданием постановления от 24.08.2018 № 51/1 совершены с соблюдением законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов на газоснабжение.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены.

Все иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств спора, оснований для которой в силу положений ст. 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.08.2019 по делу №А76-33391/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

А.А. Арямов

В.Ю. Костин