ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-14964/2020
г. Челябинск | |
21 января 2021 года | Дело № А76-17733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме января 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2020 по делу № А76-17733/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» - ФИО1 (паспорт, директор, протокол от 15.06.2017), ФИО2 (паспорт, доверенность от 18.01.2021, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - ФИО3 (удостоверение, доверенность от 11.01.2021, диплом).
Акционерное общество «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» (далее – заявитель, АО «СЗ Трест Уралавтострой») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании незаконным решения от 19.02.2020 по делу №074/01/16-691/2019.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Златоустовского городского округа, общество с ограниченной ответственностью Производственная-коммерческая фирма «Металлургическая компания», общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп», муниципальное бюджетное учреждение «Капитальное строительство», орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», акционерное общество «ЕЭТП».
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласилось АО «СЗ Трест Уралавтострой», направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что АО «СЗ Трест Уралавтострой» не может отвечать за действия Администрации Златоустовского городского округа и МБУ «КС», а также каким-либо образом влиять на содержание принимаемых ими решений, что свидетельствует об отсутствии взаимосвязанного, согласованного поведения.
Податель жалобы указывает, что между АО «СЗ Трест Уралавтострой» и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» отсутствует антиконкурентное соглашение, поскольку обе организации являются подконтрольными одному лицу – ФИО4, входят в одну группу лиц, их учредители и исполнительные органы являются близкими родственниками, и целью участия в аукционе не являлось ограничение конкуренции. АО «СЗ Трест Уралавтострой» и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» работают на рынке строительства жилья в качестве застройщиков и между собой не конкурируют, являются частью семейного бизнеса и по сути единым субъектом рынка. Признаки конкуренции, сформулированные в п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции, касаются деятельности лиц, не входящих в одну группу лиц. Отсутствие формальных требований, предусмотренных п.8 ст.11 Закона о защите конкуренции, не делают АО «СЗ Трест Уралавтострой» и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» субъектами-конкурентами.
Общество «СЗ Трест Уралавтострой» ссылается на то, что антимонопольным органом не добыто ни одного прямого доказательства существования соглашения №1; косвенные доказательства, содержащиеся в материалах дела, с достоверностью не позволяют констатировать вывод о наличии согласованных действий и, соответственно, картельного соглашения.
В судебном заседании представители АО «СЗ Трест Уралавтострой» поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель антимонопольного органа – возражения на неё.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам изучения решения Челябинского УФАС России № 151- ВП/2018 от 22.11.2018 (исх. № 16622/09 от 26.11.2018) и материалов указанной внеплановой проверки (4 тома), акта внеплановой проверки № 06-09/11 от 25.03.2019 Главного контрольного управления Челябинской области, документов, представленных МБУ «КС» (вх. №3233 от 13.03.2019), АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» (вх. № 3332 от 14.03.2019), ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» (вх. №3333 от 14.03.2019), ЗАО «Ведение реестров компаний» (вх. № 4386 от 01.04.2019), в действиях ответчиков 1, 2, 3 установлены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в действиях ответчиков 3,4 признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании приказа Челябинского УФАС России № 67 от 03.06.2019 в отношении указанных лиц возбуждено дело № 074/01/16-691/2019.
Основание для возбуждения и рассмотрения дела № 074/01/16-691/2019: обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Челябинским УФАС России установлено, что АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой», и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» 18.07.2019 в антимонопольный орган подано ходатайство на основании пункта 1 примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в соответствии с которым добровольно сообщено о заключении 14.09.2018 по инициативе управляющего АО «СЗ Трест Уралавтострой» ИП ФИО1 недопустимого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции соглашения при участии в аукционе (извещение №0169300003318000346). Стороны соглашения в устной форме договорились принять совместное участие в аукционе, согласовали тактику своего участия, согласно которой в случае отсутствия иных участников, ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» первым подает ценовое предложение, а АО «СЗ Трест Уралавтострой» следующим ценовым предложением снижает цену, но не более чем на 0,5 процентов, далее организации ценовых предложений не подают, победителем признается АО «СЗ Трест Уралавтострой».
Челябинским УФАС России в ходе рассмотрения дела № 074/01/16- 691/2019 установлено наличие двух антиконкурентных соглашений, одно из которых является антиконкурентным соглашением - картелем:
1) Администрация Златоустовского городского округа и муниципальное бюджетное учреждение «Капитальное строительство» и АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» = соглашение (пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции).
2) АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» = соглашение - картель (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
Наличие указанных антиконкурентных соглашений, по мнению УФАС, подтверждается следующими обстоятельствами.
Постановлением главы Златоустовского городского округа от 05.06.2009 № 147-п утверждён Порядок и условия предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу (далее – Постановление ЗГО № 147-п).
В указанное Постановление ЗГО № 147-п внесены изменения в соответствии с постановлениями главы Златоустовского городского округа от 07.09.2009 № 248-П, от 30.03.2010 № 127-п, от 13.05.2010 № 171-п, от 21.03.2012 № 58-п, от 18.08.2017 № 362-П, от 22.02.2018 № 78-П.
В соответствии с пунктом 5 Постановления ЗГО № 147-п выселение граждан, изъятие жилых помещений и снос дома осуществляется в соответствии с принятым распоряжением главы Златоустовского городского округа о признании жилых помещений в многоквартирном доме непригодными для проживания и о сносе многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, занимаемые гражданами.
Пунктом 16 Постановления ЗГО № 147-п установлены требования к предоставляемым гражданам жилых помещений, согласно которым такие помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям Златоустовского городского округа, отвечать требованиям санитарным и техническим нормам, находиться в черте города, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма помещения должны быть по общей площади равнозначными жилым помещениям, из которого происходит выселение.
Распоряжениями Администрации Златоустовского городского округа от 25.02.2010 № 386-р, от 29.03.2010 № 454-р, от 07.06.2012 № 959-р, от 31.08.2012 № 1483-р, от 26.08.2013 № 1714-р, следующие многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, а жилые помещения в этих домах непригодными для проживания: <...>
Постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 №349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы (далее – Государственная программа).
Одной из основных задач Государственной программы является расселение аварийного жилищного фонда.
Государственная программа содержит подпрограмму «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» (Приложение № 7 к Государственной программе) (далее – Подпрограмма).
Пунктом 8 раздела IV Подпрограммы установлено, что формирование жилищного фонда для переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, должно осуществляться за счет:
1) приобретения жилых помещений, в том числе на вторичном рынке, по стоимости, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию Челябинской области, утвержденную Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области»;
2) строительства жилья, в том числе завершения начатого строительства.
Пунктом 17 раздела VI Подпрограммы предусмотрены условия участия муниципальных образований Челябинской области в подпрограмме являются:
1) наличие разработанной и утвержденной органами местного самоуправления муниципальной подпрограммы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
2) подтверждение обязательств по финансированию муниципальной подпрограммы за счет средств местного бюджета;
3) отсутствие фактов нецелевого использования средств областного бюджета, полученных на реализацию подпрограммы в предшествующем году;
4) наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации на объекты жилищного строительства, имеющей положительное заключение областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области».
Постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 06.12.2013 № 505-П утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем населения Златоустовского городского округа» (далее – Муниципальная программа).
В указанную программу вносились изменения 11.05.2018, 02.08.2018.
Ответственным исполнителем и соисполнителем программы являлись ОМС «КУИ ЗГО» и МБУ «КС».
МБУ «КС» в соответствии с пунктом 2 Устава является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданной муниципальным образованием Златоустовский городского округ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления Златоустовского городского округа Челябинской области для решения вопросов местного значения.
В силу пункта 7 Устава МБУ «КС» в своей деятельности должно руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области, Уставом Златоустовского городского округа, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Златоустовского городского округа, распорядительными документами учредителя и собственника имущества, Уставом.
МБУ «КС» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права.
Пунктом 19 Устава предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является обеспечение выполнения работ и оказания услуг, непосредственного направленных на достижение уставных целей учреждения.
Целями деятельности МБУ «КС» являются:
- решение вопросов местного значения муниципального образования в области градостроительной деятельности, приобретение и ремонт объектов местного значения;
- обеспечение выработки единой политики органов местного самоуправления Златоустовского городского округа в области градостроительной деятельности;
- удовлетворение нужд физических и юридических лиц в области градостроительной деятельности путем оказания муниципальных услуг (пункт 20 Устава).
Кроме того, в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия муниципального заказчика бюджетным учреждениям, такие учреждения, в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность муниципального заказчиков (часть 6 статьи 15 Закона о контрактной системе).
Для достижения уставной цели учреждение осуществляет в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе и статьи 79 БК РФ организацию выполнения работ в области градостроительной деятельности, приобретения и ремонта объектов местного значения от лица учредителя, приобретение в муниципальную собственность недвижимого имущества за счет бюджетных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 21 Устава).
МБУ «КС» в силу части 1 статьи 15, пункта 7 статьи 3 Закона о контрактной системе является заказчиком в рамках реализации цели деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 21 Устава.
На 2018 год Законом Челябинской области от 26.12.2017 № 636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Златоустовскому городскому округу выделены средства в размере 240 952,4 тыс. рублей на строительство (приобретение) жилых помещений для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в рамках Государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы».
В связи с чем, Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 26.02.2018 № 9-ЗГО «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 11.12.2017 № 93-ЗГО «О бюджете Златоустовского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Администрации Златоустовского городского округа предусмотрены бюджетные ассигнования в рамках муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем населения Златоустовского городского округа» подпрограммы «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в Златоустовском городском округе» в размере 241 052,40 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета 240 952,4 тыс. рублей и за счет средств местного бюджета 100,00 тыс. рублей, на строительство (приобретение) жилых помещений для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности).
Заместителем главы Златоустовского городского округа «…» 12.03.2018 направлено письмо в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (исх. № 2319 от 12.03.2018) о выделении лимитов бюджетных обязательств на 2018 год в целях строительства (приобретения) жилых помещений для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным. В письме также указано, что опубликование извещения о проведении аукциона планируется 28.03.2018.
МБУ «КС» 20.03.2018 внесены сведения в план-график на осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность (МО) 199 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 7091, 68 кв.м. не более 8054, 15 кв.м. путем инвестирования строительства многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) на сумму 241 052 198, 94 рублей.
Таким образом, МБУ «КС» внесены в план-график закупок на 2018 год сведения о планируемом аукционе ещё до заключения между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и Администрацией Златоустовского городского округа соглашения о финансировании мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в рамках государственном программы, также в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, до заключения соглашения с муниципальным образованием Златоустовский городской округ о передаче полномочий в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, что противоречит части 10 статьи 21, части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг», Уставу учреждения.
По состоянию на 20.03.2018 МБУ «КС» не могло выступать в качестве заказчика в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе.
После внесения указанной позиции в план-график закупок, согласно пояснениям МБУ «КС» (исх. № 782 от 15.08.2019, вх. № 11805 от 16.08.2019), Заказчиком проведен анализ рынка жилья на территории Златоустовского городского округа и сделан вывод, что единовременная закупка 199 жилых помещений не представляется возможным.
Челябинским УФАС России установлено, что МБУ «КС» в антимонопольный орган не представлены результаты такого анализа рынка.
Заместителем главы Златоустовского городского округа 23.03.2018 направлено письмо заместителю Губернатора Челябинской области исх. №2831 от 23.03.2018) о рассмотрении возможности выделения дополнительных денежных средств Златоустовскому городскому округу в размере 10 790 0000 рублей для полного расселения 5-ти многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 451,2 кв.м.
МБУ «КС» в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Златоустовского городского округа 26.03.2018 направлено письмо (исх. № 307 от 26.03.2018), согласно которому на основании письма руководителя ОМС «КУИ ЗГО» ФИО5 (исх. № МС-423 от 26.01.2018) необходимо внести изменения в муниципальную программу. Пунктом 1.6 раздела 3 «Финансово-экономические мероприятия» предусмотрено приобретение 199 жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования строительства многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) на сумму 940 952 400 рублей, ответственными исполнителями и соисполнителем указаны ОМС «КУИ ЗГО» и МБУ «КС».
Главой Златоустовского городского округа «…» в адрес Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области направлено письмо (исх. № 3374/АДМ от 10.04.2018) с указанием потребности в лимитах бюджетных обязательств в размере 240 952 400 рублей.
Между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и Златоустовским городским округом 11.04.2018 заключено соглашение № 14с о финансировании мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в рамках Государственном программы.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2.1 соглашения, бюджету Златоустовского городского округа предоставлена субсидия в размере 240 952 400 рублей, а также определена обязанность муниципального образования приобрести квартиры общей площадью не менее 8 050, 80 кв.м.
Уведомлением № 2/14с по расчетам между бюджетами от 11.04.2018 Администрация Златоустовского городского округа уведомлена о предоставлении межбюджетного трансферта на сумму 240 952 400 рублей.
МБУ «КС» 12.04.2018 принято решение о проведении трех электронных аукционов на приобретение 184 квартир:
1) на приобретение в муниципальную собственность (МО) 69 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2463, 93 кв.м. не более 2944, 91 кв.м. путем инвестирования строительства многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) на сумму 88 141 156, 30 рублей;
2) на приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2163,55кв.м. не более 2524, 75кв.м. путем инвестирования строительства многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) на сумму 75 565 767, 50 рублей;
3) на приобретение в муниципальную собственность (МО) 56 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2013,00 кв.м. не более 2393, 78 кв.м. путем инвестирования строительства многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) на сумму 71 645 835, 40 рублей.
МБУ «КС» 12.04.2018 внесены в план-график закупок на 2018 год сведения о планируемых аукционах в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, до заключения соглашения с муниципальным образованием Златоустовский городской округ о передаче полномочий в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, что противоречит части 10 статьи 21, части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг», Уставу учреждения.
Согласно пояснениям МБУ «КС» (исх. № 782 от 15.08.2019, вх. №11805 от 16.08.2019) возникли разногласия по коду ОКПД 2 аукциона с Министерством строительств и инфраструктуры Челябинской области.
МБУ «КС» 08.06.2018 внесены изменения в план-график закупок на 2018 год и отменено проведение указанных аукционов, сведения о которых внесены в план-график закупок 12.04.2018.
Постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 11.05.2018 № 20507-П в Муниципальную программу внесены изменения в части включения в Приложение 1 к подпрограмме мероприятия «Приобретение 199 жилых помещений (благоустроенных квартир), путем инвестирования строительства многоквартирного(ых) жилого(ых) дома(ов)» (далее – Изменение в Муниципальную программу от 11.05.2018) на сумму 241 052 400 рублей.
Ответственным исполнителем и соисполнителем программы указаны МБУ «КС» и ОМС «КУИ ЗГО».
Распоряжением Златоустовского городского округа от 11.05.2018 №1037- р в соответствии с постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 04.05.2016 № 195-П, статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации МБУ «КС» переданы полномочия муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени муниципального образования Златоустовского городского округа муниципальных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в соответствии с соглашением о передаче полномочий.
Пунктом 2 указанного распоряжения предусмотрено, что МБУ «КС» от имени муниципального образования Златоустовский городской округ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) закупку по приобретению жилых помещений, финансирование которых осуществляется с целью переселения граждан из многоквартирных домов, подлежащих расселению на территории Златоустовского городского округа.
Вместе с тем, по состоянию на 11.05.2018 между МБУ «КС» и муниципальным образованием Златоустовский городского округ не было заключено соглашение о передаче полномочий заказчика в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, что исключало исполнение указанным учреждением муниципальной программы с 11.05.2018 по 06.06.2018 (дата заключения соглашения о передаче полномочий).
По состоянию на 11.05.2018 на территории Златоустовского городского округа осуществлял деятельность единственный застройщик, привлекающий средства граждан и организаций в соответствии с договорами долевого участия, – АО «СЗ Трест Уралавтострой».
Администрация Златоустовского городского округа, МБУ «КС» при внесении изменений в муниципальную программу обладали указанной информацией, поскольку Администрация Златоустовского городского округа осуществляет выдачу разрешений на строительство, а МБУ «КС» осуществлял включение закупки в план-график.
Информация о деятельности застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств граждан и организаций по договорам долевого участия в строительстве, в силу статьи 3.1 Федерального закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о долевом строительстве) является открытой, размещается в единой информационной системе жилищного строительства.
У АО «СЗ Трест Уралавтострой» по состоянию на 11.05.2018 отсутствовали в наличии 199 жилых помещений, которые могли быть переданы МБУ «КС» на условиях долевого участия в строительстве, что исключало возможность реализации муниципальной программы путем осуществления закупки с 11.05.2019 по 06.06.2018.
Заместителем главы Златоустовского городского округа «…» 30.05.2018 в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области направлено письмо (исх. № 4350/АДМ от 30.05.2018) о том, что денежные средства в размере 251 952 400 рублей не могут быть востребованы Златоустовским городским округом в полном объеме, а необходимый объем средств на 2018 год составляет 87 933 143 рублей.
Между Муниципальным образованием Златоустовский городской округ и МБУ «КС» 06.06.2018 заключено соглашение о передаче полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2121, 48 квадратных метра для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания (далее – Соглашение 2).
В приложении к указанному соглашению указана сумма 76 195, 08 тыс. рублей.
Челябинское УФАС России пришло к выводу, что право на осуществление закупки на приобретение квартир в целях, указанных в муниципальной программе, появилось у МБУ «КС» только 06.06.2018.
МБУ «КС» 08.06.2018 в план-график внесены изменения о проведении аукциона на приобретение в муниципальную собственности (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) площадью не менее 2121.48 кв.м. путем участия в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на сумму 76 195 075, 68 рублей.
МБУ «КС» 15.06.2018 внесены изменения в план-график закупок на 2018 год и отменено проведение электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственности (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) площадью не менее 2121, 48 кв.м. путем участия в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на сумму 76 195 075, 68 рублей.
МБУ «КС» и Администрацией Златоустовского городского округа 09.07.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона на приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2121,48 кв.м., путём участия в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого(ых) дома(ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания (извещение № 0169300003318000253) на сумму 76 195 075,68 рублей.
В письме АО «ЕЭТП» (исх. № 1042-Д/19 от 01.03.2019, вх. № 9191 от 02.07.2019) содержится информация о том, что 12.07.2018 АО «СЗ Трест Уралавтострой» направлена заявка на переаккредитацию на рассмотрение оператора электронной торговой площадки с IP-адреса 78.29.13.106 (первоначальная заявка на аккредитацию подавалась 19.05.2016).
Указанные действия предпринимались АО «СЗ Трест Уралавтострой» в соответствии с частями 1,2,9 статьи 61 Закона о контрактной системе с целью подачи заявки на указанный аукцион, поскольку Ответчик 3 принимал участие только в рассматриваемых в настоящем решении аукционах.
ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» не участвовало в указанном аукционе с целью заключения АО «СЗ Трест Уралавтострой» контракта по начальной (максимальной) цене контракта, как с единственным участником аукциона.
МБУ «КС» 16.07.2018 в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Златоустовского городского округа направлено письмо (исх. № 717 от 17.07.2018) с предложением о внесении изменений в муниципальную программу в части пункта 1.6.1 раздела 3 «Финансово-экономические мероприятия» следующего содержания: приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2121,48 кв. м. путем участия в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.07.2018 №0169300003318000253-4 на участие в аукционе поступила одна заявка от АО «СЗ Трест Уралавтострой», заявка признана соответствующей.
Решением Челябинского УФАС России от 02.08.2018 по делу № 117- ВП/2018 по результатам внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, частей 2, 4 статьи 33, частей 5, 7, пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены аукциона.
Указанный аукцион отменен в целях исполнения предписания антимонопольного органа, что подтверждается извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2018, размещенным в ЕИС.
Постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 02.08.2018 № 317-П в Муниципальную программу внесены изменения в части включения в Приложение 1 к подпрограмме мероприятия «Приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2121,48 кв.м., путем долевого участия в строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» (далее – Изменение в Муниципальную программу от 02.08.2018).
Ответственным исполнителем и соисполнителем программы определены ОМС «КУИ ЗГО» и МБУ «КС».
Администрацией Златоустовского городского округа в соответствии с письмом (исх. № 3719/Адм от 17.06.2019, вх. № 8412 от 18.06.2019) в антимонопольный орган представлены сведения о застройщиках, согласно которым за период с 01.01.2016 выданы разрешения на строительство: №74-25- 729-2016 от 17.02.2016 ОАО «РЖД» ЗАО «Желдорипотека» на двухэтажный 8- ми квартирный жилой дом на ст. Златоуст (строительный № 98), № 74-25-743- 2016 от 20.04.2016 ООО «НИКС» (многоквартирный жилой дом № 1 (стр.) из 4- х блок-секций северо-западнее <...> в г. Златоусте), № 74-25-744- 2016 от 20.04.2016 ООО «НИКС» (многоквартирный жилой дом № 2 (стр.) из 3-х блок-секций северо-западнее д. 8 поул. Садовая в г. Златоусте), № 74-25- 883-2018 от 20.06.2018 ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» (многоквартирный жилой дом), №74-25-709-2016 от 26.09.2016 ООО «СтройОптимум» (строительство 4- ой блок секции многоквартирного жилого дома), № 74-25-710-2016 от 30.09.2016 ООО «НИКС» (многоквартирный жилой дом № 1 (стр.) из 4-х блок секций), № 74-25-711-2016 от 30.09.2016 ООО «НИКС» (многоквартирный жилой дом № 2 (стр.) из 3-х блок секций), 74-25-779-2017 от 13.10.2017 ООО ПКФ Металлургическая компания» (многоквартирный жилой дом), № RU - 74251000-655 от 12.05.2015 ООО «СЗ Трест Уралавтострой» на строительство многоквартирного дома.
В соответствии с письмом Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (исх. № 12615 от 22.11.2018, вх. №12615 от 22.11.2018) в 2018 году на территории Златоустовского городского округа осуществляли следующие застройщики ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» и АО «СЗ «Трест Уралавтострой».
Администрации Златоустовского городского округа и МБУ «КС» было известно о том, что ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» (при условии получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Закона об участии в долевом строительстве) и АО «СЗ «Трест Уралавтострой» могут являться потенциальными участниками аукциона.
МБУ «КС» в письме (исх. № 811 от 05.09.2019, вх. № 12891 от 05.09.2019) пояснило, что заказчик в целях определения стоимости 1 кв. м. направил запрос (исх. № 787 от 06.08.2018) в адрес ООО «СтройОптимум», ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» и АО «СЗ Трест Уралавтострой» о предоставлении стоимости 1 кв. м жилья в строящихся многоквартирных домах.
МБУ «КС» направило в адрес ООО «СтройОптима», ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» и АО «СЗ Трест Уралавтострой» запрос (исх. № 808 от 10.08.2018) запрос о получении коммерческих предложений, в котором указало предмет закупки «Приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2121,48 кв.м., путем долевого участия в строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания».
Запросы заказчика не содержали описания объекта закупки (требования к помещениям, указанные в спецификации (приложение № 1 к Информационной карте документации об аукционе, в том числе о приобретении квартир с отделкой или без отделки), условия исполнения контракта (сроки передачи квартир, обеспечения исполнения контракта), что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком частей 2,3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
В письме (исх. № 195 от 22.08.2018, вх. № 892 от 22.08.2018) ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» указало, что стоимость 1 кв.м. в строящемся доме по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, кв. Металлист, 4, в III квартале 2018 года составит 30 287 рублей.
В письме (исх. № 248 от 13.08.2018, вх. № 868 от 12.08.2018) ООО «СтройОптимум» сообщило стоимость 1 кв. м. 30 000 рублей.
АО «СЗ «Трест Уралавтострой» в письме (исх. № 133 от 10.08.2018, вх. № 865 от 10.08.2018) представило сведения о средней цене квадратного метра в строящемся многоквартирном доме, расположенном на земельном участке по адресу: г. Златоуст, кв. Молодежный, 3, - 29 500 рублей (что соответствует приказу № 13 от 01.07.2018 «Об утверждении цены продажи квартир в 10-ти этажном жилом доме по адресу: <...>).
МБУ «КС» 10.08.2018 в план-график внесена закупка на приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2121,48 кв.м., путем долевого участия в строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на сумму 63 495 896, 40 рублей.
Между Администрацией Златоустовского городского округа и МБУ «КС» 20.08.2018 заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению № 2, которым изменена общая площадь приобретаемой недвижимости, а именно «не менее 2320, 50 кв.м.».
МБУ «КС» 20.08.2018 внесены изменения в план-график закупок на 2018 год и запланировано проведение электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность (МО)59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2320,5 кв.м., путём участия в долевом строительстве многоквартирного(ых) жилого(ых) дома(ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на сумму 69 450 244, 50 рублей.
Сведения о внесении изменений в муниципальную программу в части общей площади приобретаемых квартир у антимонопольного органа отсутствуют.
МБУ «КС» и Администрацией Златоустовского городского округа 03.09.2018 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона приобретение в муниципальную собственность (МО) 59 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 2320,5 кв.м., путём участия в долевом строительстве многоквартирного(ых) жилого(ых) дома(ов) для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания (извещение № 0169300003318000346) на сумму 69 450 244,50 рублей.
Извещением о проведении аукциона предусмотрены дата и время окончания подачи заявок 20.09.2018 06:00.
Пунктом 7 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что заказчику требуется 59 квартир, из них: 37 однокомнатных квартир, 18 двухкомнатных квартир, 4 трехкомнатные квартиры.
В соответствии со спецификацией (Приложение № 1 к Информационной карте документации об аукционе МБУ «КС» установлены требования к площади квартир, а именно:
1)Однокомнатные квартиры общей площадью не менее 1103,50 кв. м, в том числе: 7 квартир площадью не менее 34 кв. м., 15 - не менее 32 кв. м., 9 - не менее 23 кв. м., 3 - не менее – 23,5 кв.м., 1 - не менее 34,5 кв. м., 1 - не менее 36,5 кв. м., 1 не менее 37 кв.м. 2
2) Двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 952,0 кв. м, в том числе: 3 квартиры площадью не менее 40 кв.м., 10 – не менее 56,0 кв.м., 2 – не менее 57 кв.м., 1 – не менее 40,5 кв.м., 1 - не менее 58,5 кв.м., 1 не менее 59 кв.м.
3)Трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 265,00 кв. м, в том числе: 1 квартира площадью не менее 69,50 кв. м, 1- не менее 56,00 кв. м, 1- не менее 66,50 кв. м, 1 - не менее 73,00 кв. м.
Комиссией Челябинского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлен факт заключения недопустимого соглашения, предметом которого являлось взаимное сотрудничество Ответчика 3 и Ответчика 4, а именно: сотрудничество на стадии принятия решения об участии в аукционах, оказание содействия в ходе торгов (использование единой инфраструктуры, подготовка сотрудником Ответчика 3 заявок обществ). Фактическое исполнение соглашения выражалось, в частности, в воздержании одного из участников от подачи ценовых предложений для последующего заключения контракта с другим участником соглашения с незначительным снижением НМЦК.
Постановлением заместителя главы Златоустовского городского округа «…» от 26.09.2018 № 401-П принято решение о предоставлении субсидии МБУ «КС» на осуществление капитальных вложений на приобретение в муниципальную собственность Златоустовского городского округа объектов недвижимого имущества в целях переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в размере 79 232 666,75 рублей. Копия указанного постановления получена МБУ «КС» 28.09.2018.
Между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и Администрацией Златоустовского городского округа 27.09.2018 заключено дополнительное соглашение № 1, которым изменен размер субсидии до 87 933 150 рублей, а также уменьшена общая площадь квартир до 2 938, 1 кв.м.
Между Заказчиком и АО «СЗ Трест Уралавтострой» 08.10.2018 заключен контракт № 18 на сумму 69 102 993,28 рублей (реестровый номер контракта в Реестре контрактов в ЕИС 37404055142 18 000016).
Государственная регистрация контракта от 12.10.2018 №74:25:0304634:14-74/025/2018-27 осуществлена Управлением Росреестра по Челябинской области 12.10.2018.
В качестве обеспечения исполнения контракта АО «СЗ Трест Уралавтострой» представлена банковская гарантия № 173039 от 27.09.2018, выданная АКБ «Абсолют Банк» (ПАО).
Пунктом 2.2 контракта установлено, что объектом долевого строительства являются жилые помещения (благоустроенные квартиры), расположенные по строительному адресу: Челябинская область, г.Златоуст, кв. Молодежный, 3.
Пунктом 2.5 контракта определен срок передачи объекта долевого строительства не позднее 20.12.2018, при этом датой передачи квартир является дата подписания акта приема-передачи жилых помещений.
Следует отметить, что МБУ «КС» установлены в документации об аукционе, проекте контракта и контракте сроки передачи квартир до 20.12.2018, соответствующие исключительно срокам, указанным в проектной декларации АО «СЗ Трест Уралавтострой».
МБУ «КС» 20.12.2018 направило АО «СЗ Трест Уралавтострой» уведомление о просрочке исполнения обязательств (исх. № 1385 от 20.12.2018).
АО «СЗ Трест Уралавтострой» в письме (исх. № 247 от 24.12.2018) сообщило Заказчику о том, что условия Контракта будут исполнены в срок до 28.01.2019.
МБУ «КС» 29.01.2019 направило АО «СЗ Трест Уралавтострой» повторное уведомление о просрочке исполнения обязательств (исх. № 081 от 29.01.2019).
АО «СЗ Трест Уралавтострой» в письме (исх. № 9 от 28.01.2019) сообщило заказчику, что причиной неисполнения контракта является отсутствие отопления в строящемся многоквартирном доме, что исключает возможность для осуществления внутренней отделки квартир. В соответствии с проектной документаций источником теплоснабжения для дома является котельная, работающая на природном газе, пристроенная к многоквартирному дому № 3 в к. Молодежный. Разрешение на пуск газа в котельную получено 19.12.2018.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.02.2019 № 74-25-858- 2019, выданное Администрацией Златоустовского городского округа АО «СЗ Трест Уралавтострой» предоставлено в МБУ «КС» 12.03.2019.
Приемочной комиссией, созданной на основании приказа от 12.03.2019 № 7, 13.03.2019 осуществлен выезд на приемку квартир, в ходе которого выявлен ряд нарушений и составлен акт с перечнем замечаний с указанием срока устранения нарушений до 22.03.2019.
Между сторонами контракта 26.03.2019 подписан акт приема-передачи жилых помещений.
Таким образом, АО «СЗ Трест Уралавтострой» нарушены сроки передачи объекта долевого строительства МБУ «КС» более чем на 90 дней.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом внеплановой проверки № 06-09/11 от 25.03.2019 Главного контрольного управления Челябинской области.
Следует отметить, что представителям АО «СЗ Трест Уралавтострой», участвовавшим в проведении внеплановой проверки №151-ВП/2018, неоднократно задавался вопрос о возможности завершения строительства многоквартирного дома и передачи квартир до 20.12.2018, на который давался положительный ответ.
Однако, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что АО «СЗ Трест Уралавтострой» не могло выполнить условия контракта, в том числе и по срокам передачи квартир заказчику.
Согласно акту АО «СЗ Трест Уралавтострой» МБУ «КС» переданы следующие жилые помещения: 59 квартир общей площадью по контракту 2399, 74 кв.м., по обмерам БТИ 2414, 5 кв.м.
Вместе с тем, анализ акта показал, что заказчику передано 37 однокомнатных квартир общей площадью 1134 кв.м.: 15 квартир площадью 32,2 кв.м. каждая, 12-23,8 кв.м., 7-35,6 кв.м., 1-38,3 кв.м., 1-38,9 кв.м., 1-39 кв.м.; 19 двухкомнатных квартир общей площадью 1057,1 кв.м.: 4 квартиры площадью 40,7 кв.м. каждая, 8-56,2 кв.м., 6-64,7 кв.м, 1-56,5 кв.м.; 3 трехкомнатные квартиры общей площадью 223,4 кв.м.: 2 квартиры площадью 71 кв.м. каждая, 1 – 81,4 кв.м.
По акту АО «СЗ Трест Уралавтострой» передало МБУ «КС» на 1 двухкомнатную квартиру больше и 1 одну трехкомнатную квартиру меньше, чем это было предусмотрено Контрактом, а МБУ «КС» указанные квартиры приняло и оплатило.
Между МБУ «КС» и АО «СЗ Трест Уралавтострой» заключено дополнительное соглашение от 31.01.2020 об исправлении технической ошибки (описки), подтверждающее передачу квартир, соответствующих условиям контракта.
В Челябинское УФАС России Администрацией Златоустовского городского округа представлена таблица, содержащая сведения о передаче объектов недвижимости, приобретенных по Контракту, конечным получателям – гражданам с указанием площади жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и площади фактически переданных жилых помещений.
Из таблицы следует, что 1 семье надлежало передать жилое помещение площадью не менее 56,9 кв.м., передано 56,2 кв.м. (квартира 136), 1 семье – 56,4 кв.м., передано 56,2 кв.м. (квартира 113), 1 семье - 75,4 кв.м., передано 71 кв.м. (квартира 94), 1 семье 40,17 кв.м. – передано 35,60 кв.м. (квартира 58), что, по мнению Челябинского УФАС России, не в полной мере соответствует части 1 статьи 89 ЖК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России решила:
1. Признать действия Администрации Златоустовского городского округа, Муниципального бюджетного учреждения «Капитальное строительство», АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» по заключению соглашения, которое привело к устранению конкуренции при проведении электронных аукционов (извещения № 0169300003318000253, 0169300003318000346), нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
2. Признать действия АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп», выразившиеся в заключении соглашения – картеля, направленного на поддержание цены на аукционах (извещения № 0169300003318000253, 0169300003318000346), нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
3. Администрации Златоустовского городского округа, Муниципальному бюджетному учреждению «Капитальное строительство», АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой», ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» предписание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
3. Передать материалы дела № 074/01/16-691/2019 должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных в нарушении антимонопольного законодательства лиц к административной ответственности.
4. Направить материалы дела № 074/01/16-691/2019 в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам нарушения статей 178, 285 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации.
5. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Полагая, что решение делу № № 074/01/16-691/2019 от 19.02.2020 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы АО «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя картельного соглашения.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу условий статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами, если, такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В целях Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
При этом, свидетельством соглашения может быть признано такое поведение участников торгов, как быстрое снижение цены лота несколькими участниками и объявление на последних секундах торгов последним участником цены, которая обеспечит заключение договора.
В рассматриваемом случае, внесение изменений в муниципальную программу, в план-график в части изменения способа приобретения квартир и их количества, наличие на территории Златоустовского городского округа единственного застройщика, соответствующего требованиям Закона о долевом строительстве, исключение возможности приобретения жилых помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию, свидетельствует о совершении администрацией, МБУ «КС», заявителем намеренных действий по реализации антиконкурентного соглашения с целью приобретения жилых помещения у заявителя.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что 12.09.2018 ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» направлена заявка на переаккредитацию на рассмотрение оператора электронной торговой площадки с IP-адреса 78.29.13.106.
В материалах дела имеется ходатайство, поданное в антимонопольный орган 18.07.2019, 14.09.2019 по инициативе управляющего АО «СЗ Трест Уралавтострой» ИП ФИО1, в котором общество описывает обстоятельства заключения антиконкурентного соглашения, недопустимого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции соглашения.
Стороны соглашения в устной форме договорились принять совместное участие в аукционе, согласовали тактику своего участия, согласно которой в случае отсутствия иных участников, ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» первым подает ценовое предложение, а АО «СЗ Трест Уралавтострой» следующим ценовым предложением снижает цену, но не более чем на 0,5 процентов, далее организации ценовых предложений не подают, победителем признается АО «СЗ Трест Уралавтострой».
Если по формальным основаниям вторая часть заявки АО «СЗ Трест Уралавтострой» будет признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям документации об аукционе, то ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» должен незамедлительно получить обязательное заключение и осуществить строительство объекта в установленные документацией об аукционе сроки.
В случае участие в аукционе иных участников ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» не будет подавать ценовое предложение ниже, чем представило АО «СЗ Трест Уралавтострой».
Заявки на участие в аукционе от двух юридических лиц подготавливались сотрудником АО «СЗ Трест Уралавтострой», ценовые предложения подавались с рабочих компьютеров указанного участника аукциона.
Анализ документов, представленных АО «ЕЭТП» документом, свидетельствует о том, что АО «СЗ Трест Уралавтострой» за период с 2016 по 2019 годы участвовало только в аукционах (извещение №0169300003318000253, 0169300003318000346), ООО «СЗ Би.Ай.Ди Групп» - в аукционе (извещение № 0169300003318000346).
Однако ООО «СЗ «Би.Ай.Ди Групп» не имело намерений на осуществление строительства многоквартирного дома, участвовало в аукционе (извещение №0169300003318000346) с целью реализации антиконкурентного соглашения - картеля.
Учитывая все изложенные выше обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольным органом представлено достаточное количество доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «СЗ «Би.Ай.Ди Групп» и АО «СЗ Трест Уралавтострой» вступили в антиконкурентное соглашение.
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что между АО «СЗ Трест Уралавтострой» и ООО «Специализированный застройщик Би.Ай.Ди Групп» отсутствует антиконкурентное соглашение, поскольку обе организации являются подконтрольными одному лицу – ФИО4, входят в одну группу лиц, их учредители и исполнительные органы являются близкими родственниками, и целью участия в аукционе не являлось ограничение конкуренции.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в одну группу лиц входят, в том числе, физическое лицо, его дети полнородные и неполнородные братья и сестры.
Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положения данной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.
В рассматриваемом случае, указанные юридические лица входят в одну группу лиц на основании пункта 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, которая не попадает под исключение, предусмотренное частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку функции исполнительного органа юридического лица в АО «СЗ Трест Уралавтострой» и ООО «СЗ «Би.Ай.Ди Групп» выполняют различные лица, а ФИО4 распоряжается только 29,88% акций.
Таким образом, на установленную группу лиц распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьей 11 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2020 по делу № А76-17733/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Специализированный застройщик Трест Уралавтострой» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина