ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-14976/20 от 19.01.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14976/2020

г. Челябинск

21 января 2021 года

Дело № А07-29680/2019

Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме января 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2020 по делу № А07-29680/2019.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Привилегия» (далее – ООО «УК «Привилегия», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрации ГО г.Уфа, заинтересованное лицо), Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совету ГО г. Уфа с заявлением:

о признании отказа комиссии по правилам землепользования и застройки Администрации Городского округа город Уфа РБ по изменению территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010518:15 и 02:55:010518:13 с Ж-3 (для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные) на зону ОД-2 (для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений), выраженного в письме № 731/ОТ-ПЗЗ от 18.06.2019 незаконным;

о признании незаконным бездействие Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в не предоставлении ответа на заявление исх. № 1605/01 от 16.05.2019 в законные сроки;

об обязании Совет ГО г. Уфа в 7-ми дневный срок со дня вступления решения суда в силу выполнить комплекс установленных законом мероприятий по изменению территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010518:15 и 02:55:010518:13 с Ж-3 (для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные) на зону ОД-2 (для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2020 требования общества «УК «Привилегия» удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ комиссии по правилам землепользования и застройки Администрации Городского округа город Уфа РБ по изменению территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010518:15 и 02:55:010518:13 с Ж-3 (для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные) на зону ОД-2 (для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений), выраженного в письме №731/ОТ-ПЗЗ от 18.06.2019. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 60 дней со дня вступления данного решения в силу рассмотреть обращение общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Привилегия» от 16.05.2019 по существу и направить ответ заявителю. 

В апелляционной жалобе Администрация (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что в соответствии со схемой расположения земельного участка в границы формируемого земельного участка с условным номером 02:55:010518:ЗУ1 входит земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15, а также часть муниципальной земли.

Администрация указывает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку оспариваемое решение принято Комиссией по землепользованию.

Податель жалобы полагает, что обязанность Администрации по рассмотрению обращения заявителя по существу, определенная в резолютивной части решения суда, не может быть исполнена ввиду отсутствия полномочий по рассмотрению таких обращений.

От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети «Интернет»; в судебное заседание представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что владельцам инвестиционных паев ЗПИФ недвижимости "Фаворит Девелопмент" доверительное управление которым осуществляет ООО «Управляющая компания «Привилегия», принадлежат на праве общей долевой собственности нежилые помещения, находящиеся в здании, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский р-н, ул. Ленина, д.104, корп.1:

- нежилое помещение 1 этажа площадью 41 кв.м. (кадастровый номер 02:55:010518:472);

- нежилое помещение 1 этажа площадью 21,1 кв.м. (кадастровый номер 02:55:010518:462);

- нежилые помещения 3 этажа площадью 272,8 кв.м. (кадастровый номер 02:55:010518:461);

- нежилые помещения 4 этажа площадью 250,5 кв.м. (кадастровый номер 02:55:010518:460).

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010518:13, на который с заявителем заключен договор аренды №930-19 от 09.08.2019. Территория земельного участка обозначена строго по отмосткам расположенного на нем здания, без прилегающей территории.

К зданию примыкает земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15, по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, д. 104/1, площадью 215 кв.м. В настоящее время указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования «автомобильный транспорт».

Ранее ООО «УК «Привилегия» обращалось в адрес УЗИО с просьбой предоставить в аренду с торгов земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15.

Письмом №35230 от 10.08.2018 УЗИО отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка со следующим обоснованием: «В соответствии с п.8 cт.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона. Согласно кадастровому паспорту № 02/18/1-916296 от 10.07.2018 вид использования испрашиваемого земельного участка «автомобильный транспорт», что не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона».

Заявитель указывает, что используемый земельный участок огорожен забором, общая площадь которого составляет 570 кв.м. Указанная площадь соответствует виду разрешенного использования «Автомобильный транспорт».

04.04.2019 ООО «УК Привилегия» обратилось в УЗИО с заявлением (исх. № 0404/01 от 04.04.2019) о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010518:15 и земель (участок с кадастровым номером квартала 02:55:010518) с целью образования нового земельного участка, чтобы в последующем с торгов заключить договор аренды.

30.04.2019 заявителем получен ответ УЗИО за № 11623, в котором отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010518:15 и земель участок с кадастровым номером квартала 02:55:010518) по тем основаниям, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 22.08.2008 № 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ПЗЗ).

В дальнейшем на основании решений Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 20.03.2013 № 15/6, от 28.06.2017 № 12/7, от 27.06.2018 № 28/15, от 26.06.2019 № 42/14, с изм., внесенными решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 31.05.2016 № 63/6 в Правила землепользования и застройки города Уфа вносились изменения.

Заявитель указывает, что земельный участок  с кадастровым номером 02:55:010518:13, на котором расположены помещения истца (здание с кадастровым номером 02:55:010518:126), а также земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15 находятся на территориальной зоне Ж-3. Часть же земельного участка с кадастровым номером кадастрового квартала 02:55:010518, которую предполагалось «присоединить» к земельному участку с кадастровым номером 02:55:010518:15 путем перераспределения, находится в территориальной зоне ОД-2.

В соответствии п. 43.1. ст. 43 ПЗЗ, жилая зона Ж-3 предназначена для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные.

В соответствии с пп. 3 п. 43.1. указанной статьи, в жилых зонах допускается размещение как видов разрешенного использования следующих объектов недвижимости: земельные участки, отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов повседневного спроса - социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, инженерной инфраструктуры - объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Нежилое здание с кадастровым номером 02:55:010518:126 имеет статус «административное здание», помещения, принадлежащие на праве собственности истцу, используются для размещения офиса, земельный участок, на котором расположено это здание  с кадастровым номером 02:55:010518:13 имеет вид разрешенного использования - «для объектов общественно-делового значения, под административное здание».

Заявитель указывает, что указанные здание и земельный участок расположены в зоне территориального зонирования, которая не соответствует их функциональному назначению.

Здание с кадастровым номером 02:55:010518:126 и земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:13 по своему функциональному назначению должны быть размещены в территориальной зоне ОД-2.

В соответствии п. 43.2. ст. 43 ПЗЗ, общественно-деловая зона ОД-2 предназначена для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений.

В соответствии с пп. 2 п. 43.2. ст. 43 ПЗЗ, видами разрешенного использования в общественно-деловых зонах являются здания, имеющие функциональное назначение «офисы».

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заявитель считает, что установленная Правилами территориальная зона Ж-3 не соответствует фактическому использованию территории, поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:010518:13 и 02:55:010518:15 не имеется какой-либо жилой застройки, в том числе домами высотой от 9 и выше этажей, а участки используются исключительно под общественно-деловую деятельность (размещение офисного здания).

Заявитель письмом исх. № 1605/01 от 16.05.2019 обратился к Главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с Заявлением о внесении изменения в правила застройки и землепользования (в том числе в карту функционального и градостроительного зонирования), а именно: изменить территориальную зону земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010518:15 и 02:55:010518:13 с Ж-3 (для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные) на зону ОД-2 (для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений) (т.1, л.д.127-130).

Комиссией по Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ за исх. № 888/ПЗЗ/01от 29.05.2019 дан ответ о том, что заявитель не является правообладателем земельного участка, в отношении которого предлагается корректировка границ территориальных зон (т.1, л.д.132).

Заявитель полагает, что ответ на заявление исх. № 1605/01 от 16.05.2019 дан ненадлежащим лицом в нарушение действующего законодательства.

По мнению заявителя бездействие Администрации ГО г.Уфа, выражается в не предоставлении ответа на заявление исх. № 1605/01 от 16.05.2019 в законные сроки, что явилось основанием для обращения с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Повторно рассмотрев дело по правилам, предусмотренным статьей 268 АПК РФ, оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, к каковым статья 18 Кодекса относит генеральный план поселения  (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков урегулирован в статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.

В силу части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Правила землепользования и застройки соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:13, на котором расположены помещения истца (здание с кадастровым номером 02:55:010518:126), а также земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15 находятся на территориальной зоне Ж-3. Часть же земельного участка с кадастровым номером кадастрового квартала 02:55:010518, которую предполагалось «присоединить» к земельному участку с кадастровым номером 02:55:010518:15 путем перераспределения, находится в территориальной зоне ОД-2.

В рассматриваемом случае, Администрация не рассмотрела заявление общества по существу, что не соответствует приведенным выше требованиям законодательства.

В связи с изложенным, в частности, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верным избрание в настоящем случае арбитражным судом первой инстанции в обжалуемом решении такого способа восстановления нарушенного права заявителя как обязание Администрацию рассмотреть обращение общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Привилегия» от 16.05.2019 по существу и направить ответ заявителю.

Внесение изменений территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010518:15 и 02:55:010518:13 арбитражный суд первой инстанции обжалуемым решением не рассмотрел, так как, как отмечено выше, Администрация не рассмотрела заявление общества по существу.

Довод апелляционной жалобы Администрации о том, что заявитель не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 02:55:010518:15 судом апелляционной инстанции рассмотрен.

Как было указано ранее, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 02:55:010518:13.

ООО «УК «Привилегия» обращалось в адрес УЗИО с просьбой предоставить в аренду с торгов земельный участок с кадастровым номером 02:55:010518:15.

УЗИО отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, суд апелляционной инстанции признает наличие заинтересованности и нарушенного права по не рассмотрению по существу заявления общества.

Довод подателя апелляционной жалобы, что Администрация является ненадлежащим ответчиком и не уполномочена по существу рассматривать заявление общества, судебной коллегией отклонен.

В силу Положения о Комиссии по правилам землепользования и застройки, утвержденного постановлением Администрации городского округа г.Уфа от 12.03.2019 №300, комиссия является специально созданным, постоянно действующим, коллегиальным, совещательным, консультативным органом при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, то есть функционирует в рамках Администрации городского округа город Уфа, обладающей полномочиями принимать соответствующие решения.

Таким образом, способ восстановления нарушенных прав заявителя определен судом правомерно, в соответствии со степенью нарушения прав заявителя и объемом полномочий лица, допустившего такое нарушение.

При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2020 по делу № А07-29680/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   Е.В. Бояршинова

                                                                                              Н.Г. Плаксина