ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-1549/10 от 11.03.2010 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1549/2010

№18АП-1550/2010

г. Челябинск

12 марта 2010 г. Дело № А47-8687/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпачевой М.И., судей Баканова В.В., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2009 по делу № А47-8687/2009 (судья Малышева И.А.),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Бугурусланский мясокомбинат–РОМ» (далее - заявитель, общество, ЗАО «БМК-РОМ») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области (далее – первый ответчик, Кадастровая палата, ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области) и Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (далее – второй ответчик, Управление Роснедвижимости по Оренбургской области) с требованиями о признании незаконными действий ответчиков по определению кадастровой стоимости в размере 43 836 056 руб. 37 коп. земельного участка с кадастровым номером 56:37:0:0006, расположенного по адресу: Оренбургская область, Пилюгинское шоссе, д. 25, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя согласно главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2 л. д. 77-78).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2009 (резолютивная часть от 24.12.2009) требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционных жалобах ответчики просят отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб ответчики указали на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению ответчиков при расчете кадастровой стоимости земельного участка ими обоснованно были применены Методические указания № 222, пункта 2 Постановления № 414-п, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. Суд первой инстанции необоснованно указал на то, что разрешенное использование земельного участка не изменялось. Перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка был произведен на основании применения правил, установленных пунктом 2.1.16 Методических указаний № 222, пункта 2.7.1 Методических указаний № 39 и пункта 2 Постановления № 414-п, устанавливающих кадастровую стоимость, исходя из наибольших значений удельных показателей. Судом не установлено совершение ответчиками незаконных действий, в связи с чем, требования не могли быть удовлетворены в порядке главы 24 АПК РФ. Принятое судом решение является неисполнимым, в связи с неясностью того, какое значение кадастровой стоимости спорного земельного участка следует считать актуальным.

Отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступало.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежит производственный комплекс, предназначенный для производства мясной продукции, расположенный в г. Бугуруслане Оренбургской области по адресу Пилюгинское шоссе, д. 25, приобретенный им по договору № 7 от 24.06.2004. Право собственности на данный производственный комплекс зарегистрировано 08.07.2004.

В состав производственного комплекса с момента его приобретения до настоящего времени входит, в числе прочего, подъездной железнодорожный путь кадастровый (условный) номер 56-01/07-36/2000-572, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права серии 56-00 487653 от 08.07.2004 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № 08/005/2009-023 (т. 1 л. д. 144-146, т. 2 л. д. 33). Из данных документов следует, что право собственности заявителя на подъездной железнодорожный путь с момента возникновения (08.07.2004) до настоящего времени является непрерывным, заявителем данный подъездной путь не отчуждался, право на него иным лицам не передавалось.

Земельный участок площадью 176 355,0 кв.м с кадастровым номером 56:37:0:006, на котором расположен принадлежащий обществу производственный комплекс, включая подъездной железнодорожный путь, был изначально поставлен на государственный кадастровый учет 08.07.2003 в качестве единого землепользования (землевладения) с разрешенным использованием для эксплуатации зданий, сооружений и подъездного железнодорожного пути согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому плану земельного участка № 37/04-02-303 от 15.08.2004 (т. 2 л. д. 25-32).

С момента приобретения производственного комплекса в собственность до 25.12.2007 земельный участок был предоставлен обществу в аренду на основании распоряжения Главы администрации города Бугуруслана № 380-р от 30.04.2003 для эксплуатации зданий, сооружений и подъездного
 железнодорожного пути.

22.10.2007 Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Бугуруслан» было принято распоряжение № 470-з «О предоставлении земельного участка в собственность за плату», согласно которому решено предоставить заявителю указанный выше земельный участок площадью 176 355,0 кв.м, расположенный в г. Бугуруслане Оренбургской области по адресу: Пилюгинское шоссе, д. 25, для эксплуатации производственных и административных зданий; заявителю предписано внести изменения в характеристики земельного участка, заключить договор купли- продажи и обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в Бугурусланском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (т. 1 л. д. 21).

24.10.2007 в Кадастровую палату поступила заявка ЗАО «БМК-
 РОМ» о государственном кадастровом учете изменений характеристик спорного земельного участка, в частности, об уточнении сведений о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с вышеуказанным распоряжением органа местного самоуправления.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Бугуруслан» от 22.11.2007 № 511-3 в пункт 1 указанного выше распоряжения № 470-3 от 22.10.2007 были внесены изменения, согласно которым был уточнен кадастровый номер земельного участка и вид его разрешенного использования - «для эксплуатации зданий, сооружений производственного и вспомогательного целевого назначения и подъездного железнодорожного пути» (т. 1 л. д. 22).

19.12.2007 в Кадастровую палату поступила заявка Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Бугуруслан» о государственном кадастровом учете изменений характеристик спорного земельного участка, в частности, об уточнении сведений о разрешенном использовании земельного участка на основании распоряжения № 511-з от 22.11.2007.

25.12.2007 данный земельный участок был приобретен заявителем в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка б/н от 26.11.2007 (т. 1 л. <...>), право собственности на данный земельный участок зарегистрировано 25.12.2007 согласно свидетельству о государственной регистрации права 56 АА 429674 от 25.12.2007 (т. 1 л. д. 20).

В связи с имеющимися расхождениями при указании вида разрешенного использования спорного земельного участка в перечисленных выше трех распоряжениях органа местного самоуправления № 380-р от 30.04.2003, № 470-3 от 22.10.2007 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» и № 511-3 от 22.11.2007 «О внесении изменения в распоряжение комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Бугуруслан» от 22.10.2007 № 470-3 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» ответчиками был сделан вывод о фактическом изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка в течение 2007 года, в связи с чем, на основании п. 2 Постановления Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 был произведен перерасчет стоимости земельного участка с использованием порядка расчета и удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных вышеназванным постановлением. При этом ответчиками использовались данные Постановления № 414-п по двум группам разрешенного использования - 9 и 13, расчет кадастровой стоимости был произведен с использованием наибольшего удельного показателя, установленного для 9 группы использования, на основании п. 2.1.16 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 222 от 12.08.2006. В результате произведенного перерасчета кадастровая стоимость спорного земельного участка увеличилась до 43 836 056 руб. 37 коп., была утверждена Территориальным отделом № 7 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области и внесена в государственный кадастр недвижимости.

В период с 27.04.2009 по 01.06.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области была проведена камеральная налоговая проверка расчета заявителя по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт № 991 от 08.06.2009 и принято решение № 897 от 02.06.2009 об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен авансовый платеж по земельному налогу и пени за нарушение срока его уплаты, исходя из указанной выше кадастровой стоимости земельного участка 43 836 056 руб. 37 коп.

В связи с возникшими вопросами, при определении кадастровой стоимости земельного участка общество в период с января по август 2009 года вело переписку с ответчиками, органом местного самоуправления и налоговым органом с целью установления порядка определения кадастровой стоимости земельного участка, положенной в основу при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу.

Разъяснения относительно порядка проведения государственной кадастровой оценки земель были даны заявителю администрацией муниципального образования «город Бугуруслан» в письмах «Об определении кадастровой стоимости земельного участка» № 03-26/591 от 23.03.2009, № 03-26/725 от 07.04.2009 и № 1187/03-26 от 02.06.2009 «О порядке формирования стоимости земельного участка», к которому приложено письмо Пермского филиала ФКЦ «Земля» «О порядке формирования стоимости земельного участка» № 01-10/2/263 от 12.05.2009. Согласно данному письму предложено применять при расчете стоимости земельных участков, входящих в состав единого землепользования, «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утверждённые приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (т. 1 л. д. 30-37).

Письмами № 4-004 от 21.01.2009 (т. 1 л. <...>), № 4-068 от 06.05.2009 (т. 1 л. <...>), № 4-0764 от 20.07.2009 «О кадастровой стоимости» (т. 1 л. <...>, 61) Управление Роснедвижимости по Оренбургской области разъяснило заявителю и Главе администрации муниципального образования «город Бугуруслан» основания и порядок перерасчета кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав, что перерасчет произведен в связи с изменением в 2007 году вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Аналогичные разъяснения с указанием подробной хронологии произведенных действий по перерасчету кадастровой стоимости спорного земельного участка по запросу общества были даны ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области в ответе на обращение заявителя № 1600/х-05 от 20.08.2009, а также Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области в письме № 10-31/07158 от 12.05.2009 (т. 1 л. <...>, 62-65).

Действия ответчиков по определению кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, в размере 43 836 056 руб. 37 коп., послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованиями.

Удовлетворяя требования заявителя, суд, руководствуясь ст. 198-200 АПК РФ, ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 11-13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), п. 3 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29.12.2004, установил, что фактически разрешенное использование спорного земельного участка (единого землепользования) площадью 176 355,0 кв.м с кадастровым номером 56:37:0:006, с момента его постановки на государственный кадастровый учет 08.07.2003 до настоящего времени остается неизменным, поскольку неизменными остаются правоотношения по использованию данного земельного участка для размещения принадлежащего обществу производственного комплекса, в состав которого входит, в числе прочего, подъездной железнодорожный путь.

Подъездной железнодорожный путь изначально предназначен для обеспечения производственной деятельности общества, принадлежит ему на праве собственности и используется по назначению. Железнодорожный путь не отчуждался, не демонтировался, иным лицам не передавался. Земельный участок, на котором он расположен, для иных целей, помимо размещения подъездного железнодорожного пути, никогда не использовался. Площадь и границы спорного земельного участка с момента его постановки на кадастровый учет до настоящего времени остаются неизменными, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии отношений по изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Выводы суда первой инстанции правильны, основаны на нормах материального права и представленных в материалы дела доказательствах.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом спора по настоящему делу являются требования по обжалованию действий ответчиков, выразившихся в определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, в связи с изменением вида разрешенного использования.

В соответствии с частями 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ закрепляется, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.

Указанными Правилами предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п. 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение п. 11 названных Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007 были утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», которыми был установлен общий порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с различными видами разрешенного использования (далее – Методические указания № 39).

В случаях необходимости определения кадастровой стоимости земельных участков, вид разрешенного использования или границы которых изменялись, новых земельных участков, либо земельных участков, переводимых из одной категории земель в другую, применяется особый порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков, установленный «Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 222 от 12.08.2006 (далее – Методические указания № 222).

Методические указания № 222 применяются на территории Российской Федерации с сентября 2006 года, а Методические указания № 39 – с мая 2007 года.

На основании указанных выше Методических указаний и п. 10 Правил на территории Оренбургской области принято и действует Постановление Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее – Постановление № 414-п).

Пунктом 1 вышеназванного документа утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007, которыми установлены средние значения показателей кадастровой стоимости земель региона, подлежащие применению начиная с 01.01.2008.

В силу п. 2 Постановления № 414-п (в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 11.04.2008 № 157-п) изменение вида разрешенного использования земельного участка в период с 01.01.2007 по 01.01.2008 является одним из оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка путем суммирования значений кадастровой стоимости обособленных земельных участков ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости.

Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, был поставлен на кадастровый учет в июле 2003 года, имел вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий, сооружений и подъездного железнодорожного пути», в связи с чем, его кадастровая стоимость (14 316 365,88 руб.) была рассчитана с применением удельного показателя для 7 группы видов функционального использования, установленного Постановлением администрации Оренбургской области от 29.05.2003 № 103-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений» (далее - Постановление № 103-п). Указанное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления № 414-п с 01.01.2008.

На территории Оренбургской области в 2007 году работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов проводило ФГУП «ФКЦ «Земля», результаты работы которого были утверждены Постановлением № 414-п и подлежат применению с 01.01.2008.

Согласно письму ФГУП «ФКЦ «Земля» от 12.05.2009 № 01-10/2/263 «О порядке формирования кадастровой стоимости земельного участка» (т. 1 л. д. 35) кадастровая стоимость спорного земельного участка определялась в соответствии с п. 1.2 Методических указаний № 39 с видом разрешенного использования – для эксплуатации зданий, сооружений и подъездного железнодорожного пути (п. 1.2.13), что соответствует 13 группе, определенной Постановлением № 414-п.

Кадастровая стоимость земельного участка как сумма кадастровых стоимостей обособленных земельных участков, входящих в состав земельного участка единого землепользования 56:37:01:06, рассчитана в соответствии с п. 2.4.1 Методических указаний № 39 для 13 группы видов разрешенного использования и составила 28 280767руб. 51 коп.

Из апелляционной жалобы первого ответчика следует, что сведения о кадастровой стоимости спорного участка (28 280767 руб. 51 коп.) внесены в государственный кадастр недвижимости 26.03.2008.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о неправомерном применении ответчиками при расчете кадастровой стоимости земельного участка Методических указаний № 222, п. 2 Постановления № 414-п, регулирующих порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяетсяили для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ от 29.12.2004 установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Из буквального толкования перечисленных выше норм права следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка обусловлено объективной необходимостью использования земельного участка по новому, отличному от ранее существовавшего, назначению.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст. ст. 65-71, 200 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что фактически разрешенное использование спорного земельного участка не менялось.

При рассмотрении спора судом первой инстанции дана правильная оценка распоряжения № 470-3 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» от 22.10.2007, как изданного не в результате изменения отношений по использованию спорного земельного участка, а в связи с подготовкой земельного участка к продаже заявителю. При этом в данном распоряжении органом местного самоуправления были не полностью указаны характеристики спорного участка, в частности, не был указан его кадастровый номер и отсутствовало указание на вид разрешенного использования земельного участка - «для размещения подъездного железнодорожного пути». Самостоятельно выявив данные недочеты, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Бугуруслан» исправил их посредством издания распоряжения № 511-3 от 22.11.2007, которым были внесены изменения в первоначальное распоряжение и устранены допущенные неточности. При этом распоряжением № 511-з от 22.11.2007 вносились изменения в распоряжение № 470-3 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» от 22.10.2007, а не изменялся и не устанавливался новый вид разрешенного использования земельного участка.

Суд первой инстанции правомерно указал, что издание в 2007 году указанных выше распоряжений в контексте данного спора не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку обусловлено не изменениемотношений по использованию спорного участка, а необходимостью исправления неточностей и ошибок в первоначальном распоряжении при сохранении прежнего вида разрешенного использования земельного участка.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, у ответчиков не имелось оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка с использованием п. 2 Постановления Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельнаселенных пунктов» и п. 2.1.16 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ № 222 от 12.08.2006, поскольку изменений вида разрешенного использования земельного участка в 2007 году фактически не было.

В связи с изложенным, подлежат отклонению доводы апелляционных жалоб ответчиков о необходимости произведения перерасчета кадастровой стоимости с применением удельного показателя для 9 и 13 групп разрешенного использования в соответствии с Постановлением № 414-п.

Поскольку разрешенный вид использования спорного земельного участка в 2007 году не менялся, кадастровая стоимость подлежала исчислению с применением удельных показателей, установленных Постановлением № 414-п для 13 группы видов разрешенного использования и составила 28 280 767 руб. 51 коп. Указанные сведения ранее уже были внесены первым ответчиком в государственный кадастр недвижимости 26.03.2008.

Оснований для применения правил, установленных п. 2.1.16 Методических указаний № 222, п. 2.7.1 Методических указаний № 39 и п. 2 Постановления № 414-п, устанавливающих кадастровую стоимость исходя из наибольших значений удельных показателей, у ответчиков не имелось.

Довод подателей апелляционных жалоб об отсутствии со стороны ответчиков незаконных действий судом отклоняется, поскольку при оценке представленных для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений правоустанавливающих документов, ответчиками был сделан неправильный вывод о том, что в отношении спорного земельного участка органом местного самоуправления было произведено изменение вида разрешенного использования, а не исправление технической ошибки, допущенной при оформлении прав на спорный земельный участок. В связи с этим ответчики неправомерно исходили из наличия у соответствующего земельного участка более чем одного вида разрешенного использования (9 и 13), в связи с чем, определили стоимость участка исходя из большего удельного показателя за 1 кв.м. для разрешенного вида использования – 9 (для эксплуатации производственных и административных зданий).

В предмет административно-правового спора, порядок рассмотрения которого регулируется главой 24 АПК РФ, помимо установления факта несоответствия закону оспариваемых актов и действий (бездействия), входит и защита субъективных прав заявителя.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Учитывая, что результатом оспариваемых в настоящем деле действий ответчика по перерасчету кадастровой стоимости земельного участка произошло ее увеличение (с 28 280 767 руб. 51 коп. до 43 836 056 руб. 37 коп.), что повлияло на размер налоговых обязательств заявителя, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции о том, что заявителем доказано нарушение его прав и законных интересов.

Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателей апелляционных жалоб о неисполнимости судебного решения, в связи с неясностью того, какое значение кадастровой стоимости спорного земельного участка следует считать актуальным.

Учитывая, что с 01.01.2008 перестало действовать Постановление № 103, расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка, относящегося к одной группе видов разрешенного использования – 13, надлежит исчислять в соответствии с Постановлением № 414-п. Указанные расчеты уже были осуществлены ответчиком и 26.03.2008 в государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие сведения о размере кадастровой стоимости соответствующего земельного участка - 28 280 767 руб. 51 коп.

Последующие действия по перерасчету кадастровой стоимости спорного участка в сторону увеличения до 43 836 056 руб. 37 коп. признаны судом незаконными. При указанных обстоятельствах, актуальными следует считать сведения о кадастровой стоимости земельного участка 56:37:01:06, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости с 26.03.2008 до внесения соответствующих изменений, связанных с применением при расчетах удельных показателей для двух видов разрешенного использования.

При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2009 по делу № А47-8687/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья М.И. Карпачева

Судьи: В.В. Баканов

Л.П. Ермолаева