ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-15960/2020
г. Челябинск | |
27 января 2021 года | Дело № А76-16049/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме января 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 по делу № А76-16049/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - ФИО1 (паспорт, доверенность №ЧЭ-53 от 24.12.2020 сроком по 31.12.2022, диплом), ФИО2 (паспорт, доверенность №ЧЭ-51 от 24.12.2020 сроком по 31.12.2022, диплом)
товарищества собственников недвижимости «Южный» - ФИО3 (паспорт, доверенность б/н от 01.08.2019 сроком до 01.08.2021), ФИО4 (паспорт, доверенность б/н от 23.07.2020 сроком по 01.08.2021, диплом).
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – общество «МРСК Урала», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости «Южный» (далее –
ТСН «Южный», ответчик-1), муниципальному образованию «Чебаркульский городской округ» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Чебаркульского городского округа (далее - УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа, Управление, ответчик-2, податель жалобы), в котором просило:
- признать исполненными обязательства сторон по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2016 № 6200010276 в части выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями от 22.08.2016, являющихся приложением к договору от 09.09.2016 № 6200010276;
- обязать подписать акт об осуществлении технологического присоединения;
- взыскать задолженность по договору на технологическое присоединение от 09.09.2016 № 6200010276 в размере 67 419 руб. 30 коп.
Арбитражным судом Челябинской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование Чебаркульский городской округ в лице администрации муниципального образования «Чебаркульский городской округ», ФИО3 (далее – администрация Чебаркульского городского округа, ФИО3, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 в удовлетворении исковых требований общества «МРСК Урала» к
ТСН «Южный» отказано.
Исковые требования общества «МРСК Урала» к Управлению удовлетворены: с ответчика-2 за счет средств бюджета муниципального образования в пользу истца взыскано 67 419 руб. 30 коп. задолженности, суд обязал муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице Управления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу подписать акт об осуществлении технологического присоединения.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт указывает, что Управление является муниципальным казенным учреждением, следовательно, осуществление в его интересах технологических присоединений к электрическим сетям должно производиться на основании муниципального контракта, заключаемого с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям на сумму 67 419 руб. 30 коп. между УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа и обществом «МРСК Урала» не заключался.
Судом первой инстанции не учтено, что право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - линию электропередач
ВЛ 0,4кВ, пос. Южный, г. Чебаркуль, признано в 2019 году решением Чебаркульского городского суда, вступившим в законную силу 06.09.2019. В то время, до 2019 года бесхозяйные сети являлись частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывали услуги по передаче электроэнергии и получали соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. До вступления в силу решения суда о признании муниципальной собственности на бесхозяйную вещь орган местного самоуправления не является собственником данных сетей и не может выступать в качестве иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения трансформатора на балансе Управления. По состоянию на 18.11.2020 трансформатор мощностью 400кВт на балансе УЖКХ администрации ЧГО не находится, как и комплексная трансформаторная подстанция, построенная за деньги собственников участков мкр. Южный. Суд не принял во внимание, что существуют обязательства, вытекающие из договора № 6200010276, который заключен между обществом «МРСК Урала» и ТСН «Южный». Согласно договору ответчиком является ТСН «Южный», которое не исполнило обязанности по внесению платы за технологическое присоединение.
От истца и ответчика-1 поступили письменные пояснения, приобщенные к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества «МРСК Урала» и
ТСН «Южный» просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание Управление и третьи лица своих представителей не направили, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом «МРСК Урала» (сетевая организация) и ТСН «Южный» (заявитель) подписан договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2016 № 6200010276 (далее также – договор; т.1, л.д. 19), по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика: отпайка 10 кВ на КТП-356П, в том числе по обеспечению готовности объектов электрохозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 400 кВт;
- категория надежности III;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединения 10 кВ.;
- максимальная мощность, ранее присоединенных энергопринимающих устройств 250 кВт.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.12.2015 № 67/5 и составляет 67 419 руб. 30 коп. в том числе НДС (18%) 10 284 руб. 30 коп.
В соответствии с пунктом 11 договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке:
- 10 % платы за технологическое присоединение 6 741 руб. 93 коп., в том числе НДС (18%) 1 028,43 руб. вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора;
- 30 % платы за технологическое присоединение 20 225 руб. 79 коп., в том числе НСД (18%) 3 085 руб. 29 руб. вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора;
- 20 % платы за технологическое присоединение 13 483 руб. 86 коп., в том числе НСД (18%) 2 056 руб. 86 коп. вносятся в течение 180 дней со дня заключения настоящего договора;
- 30 % платы за технологическое присоединение 20 225 руб. 79 коп., в том числе НСД (18%) 3 085 руб. 29 коп. вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения;
- 10 % платы за технологическое присоединение 6 741 руб. 93 коп., в том числе НСД (18%) 1 028 руб. 43 коп. вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта о технологическом присоединении.
Датой исполнения обязательств заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств на расчетный счет сетевой организации (п. 12 договора).
В связи с отсутствием оплаты, а также в связи с истечением срока исполнения обязательств по договору 23.03.2017 истец направил в адрес
ТСН «Южный» письмо (т.1, л.д. 23) с приложением документов о расторжении договора (соглашение о расторжении договора, акт компенсации фактических затрат).
Указанное письмо получено ТСН «Южный» 29.05.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, однако ответа на указанное письмо в адрес истца не поступило.
Истец 31.07.2017 направил в адрес ТСН «Южный» претензию об оплате задолженности по договору на технологическое присоединение от 09.09.2016 № 6200010276 (т.1, л.д. 12), которая оставлена последним без удовлетворения.
Также, 01.11.2017 общество «МРСК Урала» направило в адрес
ТСН «Южный» претензию (т.1, л.д. 13-16) об оплате задолженности по договору на технологическое присоединение от 09.09.2016 № 6200010276 с приложением актов о выполнении технических условий, а также об осуществлении технологического присоединения для подписания.
Однако до настоящего времени акты о выполнении технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения в адрес общества «МРСК Урала» не направлялись.
Общество «МРСК Урала» 16.02.2018 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о расторжении договора и взыскании фактических затрат по договору.
В рамках рассмотрения дела № А76-5792/2018 представителем
ТСН «Южный» даны пояснения, а также предоставлены документы, подтверждающие фактическое выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 11 технических условий, являющихся приложением к договору от 09.09.2016 № 6200010276, а именно предоставлены следующие документы:
- подписанный акт о выполнении технических условий от 16.02.2017 (т.1, л.д. 26);
- подписанный акт осмотра (обследования) электроустановки от 13.02.2017 (т.1, л.д. 27);
- акт приемки выполненных работ от 27.01.2017 (т.1, л.д. 28);
- письмо от 16.04.2018 на имя главы Чебаркульского городского округа.
На основании вышеуказанных документов истец полагает, что мероприятия, предусмотренные пунктом 11 технических условий, заявителем фактически выполнены, но в нарушении условий договора ТСН «Южный» не направило в адрес общества «МРСК Урала» уведомление о выполнении технических условий, а также не направило подписанный акт осмотра (обследования) электроустановки, акт о выполнении технических условий, а также не подписало акт об осуществлении технологического присоединения.
Определением от 11.02.2019 исковое заявление общества «МРСК Урала» по делу № А76-5792/2018 оставлено без рассмотрения в связи с неявкой общества «МРСК Урала» в судебное заседание, незаявлением ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие.
Неисполнение ТСН «Южный» своих обязательств в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2016 № 6200010276 послужило основанием для обращения общества «МРСК Урала» в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа.
Удовлетворяя требования истца к УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа, суд первой инстанции исходил из того, что фактически правоотношения по технологическому присоединению возникли между обществом «МРСК Урала» и УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа. На Управлении лежит обязанность по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств, как на фактическом владельце спорных объектов электросетевого хозяйства.
По изложенным основаниям суд отказал в удовлетворении исковых требований общества «МРСК Урала» к ТСН «Южный».
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Отношения юридических лиц по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, критерии наличия (отсутствия) технической возможности присоединения регулируются Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила
№ 861).
В пункте 16.3 Правил № 861 предусмотрено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают, в том числе, разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 и подпунктом «б» пункта 25.1 Правил № 861 в технических условиях должны содержаться обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций, а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для выполнения сетевой организацией в том числе путем урегулирования отношений с иными лицами; сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.
Пунктом 19 Правил № 861 предусмотрено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что в 2003 году инициативная группа собственников участков мкр. Южный организовали ТСЖ и за собственные средства построили ТП и линии ВЛ-0,4, которые Чебаркульской городской прокуратурой были признаны бесхозными, так как Чебаркульский городской округ отказал в регистрации сетей и ТП356П за ТСН «Южный».
Жильцы мкр. Южный неоднократно обращались в Администрацию президента Российской Федерации с жалобами на бездействие местных и областных властей.
В результате вместо запроектированных в мкр. Южный семи электроподстанций было решено до окончания 2015 года построить и ввести в эксплуатацию одну ТП сметной стоимостью 1 485 000 руб.
В ноябре 2015 года администрации выделено 348 000 руб. для строительства новой подстанции и линий электроснабжения.
В связи с недостаточностью выделенных денежных средств предложено задействовать существующую ТП 356П, увеличив ее мощность с 250 кВт до 400 кВт и построить сети 0,4 кВт для электроснабжения трех застройщиков, проживающих долгое время без электричества.
ТСН «Южный» дало согласие на реконструкцию ТП путем увеличения мощности с 250 кВт до 400 кВт, в связи с чем, председатель ТСН «Южный» направил в адрес общества «МРСК Урала» заявку на выдачу технических условий (т.1, л.д. 83).
Согласно постановлению администрации Чебаркульского городского округа от 25.11.2013 № 1082 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка трассы электроснабжения и установки трансформаторных подстанций в микрорайоне «Южный» в г. Чебаркуль, по окончании строительства трасса электроснабжения, трансформаторные подстанции должны быть переданы в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа как бесхозные.
Кроме того, во исполнение указанного постановления разработано архитектурно-планировочное задание, которое предусматривает проектирование и строительство трассы электроснабжения и установку трансформаторных подстанций в микрорайоне «Южный» г. Чебаркуль. Указанное архитектурно-планировочное задание предусматривает наличие восьми трансформаторных подстанций. В настоящий момент существует только одна трансформаторная подстанция.
Кроме того, решением Чебаркульского городского суда, вступившим в законную силу 06.09.2019, по делу № 2-927/2019 признано право муниципальной собственности муниципального образования «Чебаркульский городской округ» на бесхозяйную недвижимую вещь - линию электропередач ВЛ 0,4кВ, пос. Южный, г. Чебаркуль.
В декабре 2015 года и в январе 2016 года УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа и монтажными организациями заключены договоры на строительство разводящих сетей 0,4 кВ. до жилых домов
пос. Южный г. Чебаркуль и на выполнение работ по увеличению мощности существующей ТП с 250 до 400 кВ. с заменой узла учета и блока предохранителей.
Указанные договоры заключены на основании постановления Главы Чебаркульского городского округа от 25.11.2013 № 1082.
Так, согласно договору от 17.12.2015 № 159/15д УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа приобрело трансформатор ТМ-400/10/04 (т. 1, л.д. 84-85).
В соответствии с договором от 21.12.2015 № 165/15д ИП ФИО3 обязался произвести проектные работы по замене трансформатора, монтаж и подключение трансформатора (т.1, л.д. 86-89).
Платежными поручениями от 24.12.2015 № 43412, от 24.12.2015 № 43413 УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа оплатило стоимость трансформатора масляного по договору от 17.12.2015 № 159/15д (т.1, л.д. 81, 82).
Платежным поручением от 29.12.2015 № 44935 УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа оплатило ИП ФИО3 работы по монтажу трансформатора по договору от 21.12.2015 №165/15д (т.1, л.д. 80).
На основании актов о приемке выполненных работ от 23.12.2015, акта приемки-передачи от 25.01.2017 УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа приняло трансформатор (т.1, л.д. 90-97).
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Поселок Южный находится в границах городского округа. Согласно Уставу УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа Управление осуществляет организацию предоставления в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение.
В настоящий момент, в связи с выходом из строя ТП 400/10/0,4 УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа отправило его в ремонт.
Согласно письму от 17.05.2018 УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа просило заключить договор на технологическое присоединение по ТУ 6200010276-62-ТУ-03574. Однако истцом заявка принята не была, так как договор от 09.09.2016 № 6200010276 являлся действующим и его нужно исполнить либо аннулировать (т.2, л.д. 4).
Также именно УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа письмом от 24.05.2018 (т.2, л.д. 5) предлагало рассмотреть вопрос о переуступке прав по договору от 09.09.2016 № 6200010276.
Однако, письмом от 28.05.2018 в заключении дополнительного соглашения о переуступке прав по данному договору обществом «МРСК Урала» отказано (т. 2, л.д. 6).
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что именно УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа как собственник сетей, несет бремя содержания спорного имущества, фактически правоотношения по технологическому присоединению возникли между обществом «МРСК Урала» и УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа.
Материалами дела также подтверждается, что ТСН «Южный» не является владельцем линий ВЛ10, ВЛ 0,4, ТП 356П, отпайка 10 кВ. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27.04.2017 (т.1, л.д. 102), у ТСН «Южный» отсутствует какое-либо имущество, в том числе воздушные линии электропередач, подходящие к жилым домам пос. Южный г. Чебаркуль Челябинской области.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно заключил, что на УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа лежит обязанность по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств, как на фактическом владельце спорных объектов электросетевого хозяйства, спорных линий.
В соответствии с пунктом 11 договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке:
- 10 % платы за технологическое присоединение 6 741 руб. 93 коп., в том числе НДС (18%) 1 028,43 руб. вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора;
- 30 % платы за технологическое присоединение 20 225 руб. 79 коп., в том числе НСД (18%) 3 085 руб. 29 руб. вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора;
- 20 % платы за технологическое присоединение 13 483 руб. 86 коп., в том числе НСД (18%) 2 056 руб. 86 коп. вносятся в течение 180 дней со дня заключения настоящего договора;
- 30 % платы за технологическое присоединение 20 225 руб. 79 коп., в том числе НСД (18%) 3 085 руб. 29 коп. вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения;
- 10 % платы за технологическое присоединение 6 741 руб. 93 коп., в том числе НСД (18%) 1 028 руб. 43 коп. вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта о технологическом присоединении.
Срок первого платежа по договору наступил 24.09.2016, срок второго платежа – 08.11.2016, срок третьего платежа – 08.03.2017. Денежные средства на расчетный счет общества «МРСК Урала» не поступали.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 09.01.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно акту о выполнении технических условий от 16.02.2017 (т.1,
л.д. 26), по результатам проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями № 6200010276-62-ТУ-03574, выполнены.
Указанный акт подписан представителями общества «МРСК Урала» и ТСН «Южный», скреплен печатями организаций сторон.
Таким образом, материалами дела подтверждается фактическое выполнение мероприятий по технологическому присоединению, доказательств оплаты оказанных истцом услуг в сумме 67 419 руб. 30 коп. в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требование истца о взыскании задолженности в сумме 67 419 руб. 30 коп. за оказанные услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, основано на законе, договоре, подтверждено материалами дела и подлежит взысканию с владельца спорных объектов электросетевого хозяйства – УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа, при этом исковые требования общества «МРСК Урала» к ТСН «Южный» удовлетворению не подлежат.
Учитывая подтвержденность материалами дела фактического выполнения мероприятий по технологическому присоединению фактически, необходимость подписания акта об осуществлении технологического присоединения, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно установил месячный срок для исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению в силу следующего.
Ответчик указывает, что Управление является муниципальным казенным учреждением, следовательно, осуществление в его интересах технологических присоединений к электрическим сетям должно производиться на основании муниципального контракта, заключаемого с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ. Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям на сумму 67 419 руб. 30 коп. между УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа и обществом «МРСК Урала» не заключался.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами, поскольку именно муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Чебаркульского городского округа является лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению электроснабжения пос. Южный.
Как указывалось ранее, Управление обращалось к истцу с предложениями заключить договор на технологическое присоединение по ТУ 6200010276-62-ТУ-03574, предлагало рассмотреть вопрос о переуступке прав по договору от 09.09.2016 № 6200010276, в дальнейшем предпринимало меры по ремонту ТП 400/10/0,4.
Разумных и убедительных доказательств, позволяющих усомниться в выводах суда первой инстанции о том, что спорные объекты электросетевого хозяйства не предназначены для исполнения муниципальным образованием обязанности, предусмотренной пунктами 4, 4.1, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
В подобной ситуации отсутствие договора между частноправовым субъектом и субъектом, чьи потребности должны удовлетворяться с соблюдением законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, а равно наличие договора, заключенного без соблюдения этого законодательства, не могут служить основанием к отказу в иске частноправовому субъекту о взыскании встречного предоставления взамен исполненного им в ходе осуществления деятельности, которая является социально-значимой и необходимой для удовлетворения публичных интересов.
Приведенная позиция следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 1838/13, от 01.10.2013 № 3911/13, а также определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 № 308-ЭС14-2538.
Следует отметить, что согласно постановлению администрации Чебаркульского городского округа от 25.11.2013 № 1082 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка трассы электроснабжения и установки трансформаторных подстанций в микрорайоне «Южный» в
г. Чебаркуль, по окончании строительства трасса электроснабжения, трансформаторные подстанции должны быть переданы в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа как бесхозные.
С учетом статуса Управления, как лица, на которое возложена обязанность по обеспечению электроснабжения пос. Южный, также подлежат отклонению доводы ответчика-2 о том, что право муниципальной собственности на линию электропередач ВЛ 0,4кВ, пос. Южный, г. Чебаркуль признано в 2019 году решением Чебаркульского городского суда, вступившим в законную силу 06.09.2019. Апелляционный суд приходит к выводу, что с учетом всех обстоятельств дела удовлетворение исковых требований к
ТСН «Южный», не являющемуся собственником спорных объектов электросетевого хозяйства, не может быть признано обоснованным.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 по делу № А76-16049/2019оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.А. Карпусенко
Судьи: О.Е. Бабина
В.В. Баканов