ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-16189/2021
г. Челябинск | |
20 декабря 2021 года | Дело № А34-10934/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 01 октября 2021 года по делу № А34-10934/2021.
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Фонду «Инвестиционное агентство Курганской области» (далее – ответчик, Фонд) о взыскании штрафных санкций в размере 4000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчётный период 2019 год.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2021 (резолютивная часть решения изготовлена 28.09.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Управление (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что основания для привлечения Фонда к ответственности за несвоевременное предоставление сведений отсутствуют, поскольку ответчиком реализовано право на уточнение (исправление) представленных сведений путем представления в Управление дополнительных сведений, что допускает не применять к нему финансовые санкции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания Управление направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя заявителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от Фонда поступил отзыв на апелляционную жалобу с ходатайством о ее рассмотрение в отсутствие ее представителя, который приобщен к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также от Управления поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве путем замены Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
Рассмотрев указанное заявление, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Согласно части 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Правопреемство в материальном правоотношении влечет за собой процессуальное правопреемство.
В силу части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганской области» от 07.05.2021 № 185п Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) (ИНН <***>) исключено из Единого государственного реестра юридических лиц с 01.10.2021, правопреемником является Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (ИНН <***>).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 185п от 07.05.2021 права и обязанности присоединяемых государственных учреждений переданы Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и передаточным актом.
Учитывая представленные доказательства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
В предусмотренные законом сроки в Управление были представлены сведения по исходной форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год - 25.02.2020; что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.
По результатам аудита базы данных Пенсионного фонда Российской Федерации 17.09.2020 Управлением в адрес ответчика было направлено уведомление № 10-20043 об устранении расхождений в отчетности, представленной в территориальные налоговые органы (расчеты страховых взносов) и в территориальные органы ПФР (сведения о периодах работы застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ) (л.д. 15-16).
Уведомление получено ответчиком 21.09.2020, что подтверждается извещением о доставке (л.д. 16).
06.10.2020 Фондом в Управление представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 на 8 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не представлялись.
По результатам проверки сведений СЗВ-СТАЖ за указанные выше отчетный период Управлением выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: № 055S18200003492 от 09.12.2020 (л.д. 72).
Акт вручен ответчику 17.12.2020, о чем имеется отметка в получении документа.
Заместителем начальника Управления по результатам рассмотрения акта и других материалов, свидетельствующих о совершении правонарушения 22.01.2021 принято решение №055S19210000161 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа за спорный отчетный период.
Решение вручено ответчику 04.02.2021.
Требованием от 15.02.2021 № 055S01210000472 страхователю предложено уплатить суммы штрафных санкций в срок до 05.03.2021 (л.д. 75). Требование вручено Управлением страхователю 05.03.2021.
Поскольку в установленный срок ответчиком обязанность по уплате штрафа не была исполнена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании 4000 руб. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчётный период 2019 год.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее – контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормами Федерального закона № 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11, статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».
Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчётный период.
Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчётный период.
Статьей 16 данного закона органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 19 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 пункта 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (действовал в период с 01.10.2018 по 26.07.2020) (далее – Инструкция № 766н) в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (далее – Инструкция № 211н).
В период направления Управлением уведомления об устранении расхождений от 17.09.2020 действовала Инструкция №211н, определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 38 Инструкции № 211н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 40 Инструкции № 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, либо при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
При этом, ни Федеральный закон № 27-ФЗ, ни Инструкция не содержат в себе указаний какие именно сведения могут быть поданы в дополняющий форме. Кроме того, ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.
Вместе с тем принятие и введение в действие указанной Инструкции № 211н, являющейся подзаконным нормативным правовым актом, с учетом того, что статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ, устанавливающая основания и порядок привлечения страхователей к ответственности, изменений не претерпела, не является основанием для вывода о правомерности привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователь представил в территориальные органы Пенсионного фонда России в установленные законом сроки сведения (тип «исходная») по исходной форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год - 25.02.2020; то есть в установленные законом сроки.
Указанное подтверждается протоколом проверки отчетности, содержащим дату и время поступления документов в Управление.
По результатам аудита базы данных Пенсионного фонда Российской Федерации 17.09.2020 Управлением в адрес ответчика было направлено уведомление №10-20043 об устранении расхождений в отчетности, представленной в территориальные налоговые органы (расчет страховых взносов) и в территориальные органы ПФР (сведения о периодах работы застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ) в течение пяти рабочих дней (л.д. 15-16).
Уведомление получено ответчиком 21.09.2020, что подтверждается извещением о доставке (л.д. 16).
Страхователь устранил выявленные ошибки, а именно: 06.10.2020 ответчиком в Управление представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019г. на 8 застрахованных лиц, на которые ранее сведения не представлялись; то есть с нарушением 5-дневного срока, в связи с чем, по мнению Управления, не может быть освобожден от ответственности.
Между тем, из материалов дела следует, что 28.09.2020 страхователем была направлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2019 г. с устранением расхождений. Однако, орган ПФР не принял указанный документ, что подтверждено протоколом контроля отчетности - статус протокола «отрицательный». При этом, заявителем, несмотря на предложение суда, не представлены пояснения о причинах отклонения полученных от страхователя сведений, как и не представлено доказательств извещения последнего о непринятии документов.
Кроме того, в отношении застрахованного лица ФИО1 страхователь представил сведения самостоятельно, поскольку названное лицо в уведомлении Фонда не обозначено.
Статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе, информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
По указанию Управления в 5-дневный срок Фонд устранил допущенную в сведениях по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период 2019 год ошибку: страхователь принял меры к ее исправлению, дополнительно представив в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период 2019 год.
При этом из материалов дела не следует, что Управлением было выявлена также неполнота представленных сведений.
Таким образом, исправление ошибки произведено Фондом в установленный Управлением 5-дневный срок.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования Управления о взыскании с ответчика 4000 руб. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период 2019 год.
Заявляя доводы апелляционной жалобы, истцом не учтено то, что ошибки устранены в установленный Управлением и Инструкцией №211н срок, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Наличие со стороны Фонда признаков злоупотребления правом судом апелляционной инстанции не установлено.
Управлением также не учтено, что формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести по делу № А34-10934/2021 замену Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на ее правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
Решение Арбитражного суда Курганской области от 01 октября 2021 года по делу № А34-10934/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н. Г. Плаксина
Судьи А. А. Арямов
Н. А. Иванова