ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-16574/20 от 27.01.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-16574/2020

г. Челябинск

01 февраля 2021 года

Дело № А76-6827/2020

Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Троицкий Водоканал водоснабжение» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 по делу           № А76-6827/2020.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Троицкий Водоканал водоснабжение» – ФИО1 (паспорт, доверенность от 03.09.2020, диплом);

Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» – ФИО2 (паспорт, доверенность № 13 от 11.01.2021, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоснабжение» (далее – заявитель, ООО «ТВВ», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – заинтересованное лицо, ГУ ГЖИ, инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 27.01.2020 N 20-5291 49.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, ФИО3, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.

С общества с ограниченной ответственностью «Троицкий Водоканал водоснабжение» в доход федерального бюджета взыскано 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.

ООО «Троицкий Водоканал водоснабжение» не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ООО «Троицкий Водоканал водоснабжение» 12.09.2018 обращалось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ за разъяснением начисления потерь. В ответе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.09.2018 № 39472-ОО/06 прописано, в соответствии с пунктом 21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 в случае если узел учета размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границ эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

Полагает, что расчет   потерь   в   сетях   водоснабжения   производится   по   формулам   приложения   №   5 Методических указаний - Приказ Минстроя России от  17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

Ссылается на то, что для исключения начисления потерь воды ООО «Троицкий Водоканал водоснабжение» собственникам необходимо установить прибор учета (счетчик холодной воды муфтовый - мокроход ВКМ-15 с глицерином) на границе эксплуатационной ответственности сетей, а именно в колодце согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сетей.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители третьих лиц Министерств строительства и инфраструктуры Челябинской области, ФИО3, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не явились.

С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «ТВВ» является действующим юридическим лицом, обладая статусом гарантирующей организации, осуществляет на основании постановления Администрации города Троицка от 09.09.2016 N 1858 на территории города Троицка, за исключением поселка Энергетик, деятельность по холодному водоснабжению, оказывает услуги по холодному водоснабжению потребителям г. Троицка на указанной территории и соответственно производит начисление платы за данную услугу.

По обращению гражданина от 31.12.2019 N 25509 (т. 2, л.д. 23-24) ГУ ГЖИ на основании распоряжения от 10.01.2020 N 20-5291 49 (т. 2, л.д. 18-20) в рамках жилищного надзора проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ТВВ" обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению по адресу: <...> (далее - спорный жилой дом), за период с января по декабрь 2019 года, по результатам которой было установлено (акт проверки от 27.01.2020 N 20-5291 49 (т. 1, л.д. 141-144)), что спорный жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета холодной воды (далее - ИПУ) N 0194168М17, дата последней поверки - 04.05.2018; в период с октября по декабрь 2019 года ООО "ТВВ" дополнительно в сравнении с предшествующими периодами начислило потребителю по спорному жилому дому плату за холодное водоснабжение, отраженного в платежных документах как "технологические потери"; указанное доначисление было мотивировано ООО "ТВВ" тем, что у потребителя отсутствует ИПУ на границе балансовой принадлежности, а расчет доначисленных технологических потерь производится в соответствии с приложением N 5 к Методическим указаниям.

Инспекция, полагая, что внесение потребителями коммунальной услуги по холодному водоснабжению платы за технологические потери Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не предусмотрено, посчитал, что ООО "ТВВ" нарушило в рассматриваемом случае часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и абзацем 1 пункта 42 Правил N 354.

По результатам проверки ГУ ГЖИ 27.01.2020 издано предписание N 20-5291 49, в котором ООО "ТВВ" вменяется в обязанность до 01.03.2020 сторнировать дополнительно начисленную плату за технологические потери за период с октября по декабрь 2019 года по спорному жилому дому (т. 1, л.д. 139).

Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Судом установлено, что заявителем при обращении в суд в рамках настоящего дела соблюден процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).

По итогам проверок,  проводимых в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, уполномоченные органы вправе выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ.

ГУ «ГЖИ Челябинской области» является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 № 364).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.

Подпункт "а" пункта 31 Правил N 354 устанавливает обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам N 354.

В разделе VI Правил N 354 предусмотрен порядок расчета платы за коммунальные услуги.

В частности, пункт 41 Правил N 354 предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

При этом абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтвержден факт начисления технологических потерь абоненту ФИО3 со стороны ООО «ТВВ» в октябре - декабре 2019 года подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

ООО «ТВВ» полагает, что для исключения начисления потерь воды ООО «Троицкий Водоканал водоснабжение» собственникам необходимо установить прибор учета (счетчик холодной воды муфтовый - мокроход ВКМ-15 с глицерином) на границе эксплуатационной ответственности сетей, а именно в колодце согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сетей.

Свои выводы апеллянт основал на Методических указаниях по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

Между тем, довод апеллянта о том, что Методические указания закрепляют право устанавливать плату за технологические потери в составе коммунальных услуг, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.

Согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.

Следовательно, Правила N 776 применительно к правовому регулированию оказания коммунальных услуг имеют относительно Правил           N 354 субсидиарный характер, то есть могут восполнять пробелы в правовом регулировании, но не могут модифицировать существо правового регулирования, предусмотренного Правилами N 354.

Во исполнение пункта 3 Правил N 776, согласно которому коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", разработаны Методические указания.

Согласно пункта 1.3 Методических указаний расчет расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке осуществляется в целях расчета объема поданной (полученной) воды в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, в целях обоснования балансов водоснабжения и определения показателей эффективности использования ресурсов.

Разделом II Методических указаний установлена структура расходов и потерь воды при производстве горячей, питьевой, технической воды.

Разделом III Методических указаний установлена структура расходов и потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды.

В частности, пунктом 3.5 Методических указаний предусмотрено, что потери при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (совокупность всех видов утечек воды и потерь от несанкционированного пользования) включают:

- потери воды при повреждениях;

- потери воды за счет естественной убыли;

- расходы воды на отогрев трубопроводов;

- скрытые потери воды на сетях, являющиеся разновидностью утечек воды, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети;

- потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан (в случае осуществления расчетов с абонентами по нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению).

В пункте 5.1 Методических указаний указывается, что планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации. Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды - расчетными способами. В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом расчета потерь воды на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета и осуществляется по формулам раздела 2 приложения N 5.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, нормативные технологические потери, возникающие в процессе передачи ООО «ТВВ» воды, учтены регулирующим органом при установлении соответствующего тарифа, (т. 2, л.д. 72).

Дополнительное соглашение к публичному договору о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению и акт разграничения эксплуатационной ответственности сетей водопровода, направленные ООО «ТВВ» в адрес ФИО3, абонентом подписаны не были (т. 2, л.д. 25-27), абонент активно возражал против их подписания в редакции ООО "ТВВ" (т. 2, л.д. 12-14, 29-30).

Таким образом, между ООО «ТВВ» и потребителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению не были на договорной основе разграничены зоны эксплуатационной ответственности по сетям водопровода.

Правилами N 354 не предусмотрена возможность внесения потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению в домовладении платы за технологические потери при осуществлении холодного водоснабжения.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для начисления платы абоненту за технологические потери.

Содержащиеся в оспоренном предписании требования о сторнировании дополнительно начисленной платы за технологические потери за период с октября по декабрь 2019, являются законными и обоснованными.

Предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости.

Законность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность признания его недействительным.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

При обращении с апелляционной жалобой ООО «ТВВ» заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 заявленное ходатайство удовлетворено.

Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 руб.

В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров.

При указанных обстоятельствах государственная пошлина в размере                   1  500 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 по делу № А76-6827/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Троицкий Водоканал водоснабжение» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Троицкий Водоканал водоснабжение» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

П.Н. Киреев

 А.П. Скобелкин