ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-16585/2021
г. Челябинск | |
20 декабря 2021 года | Дело № А76-4451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2021 по делу № А76-4451/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района – ФИО1 (распоряжение Администрации Кусинского муниципального района от 27.06.2012 о назначении на должность, паспорт),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области – ФИО2 (доверенность № 11 от 18.01.2021 сроком действия до 31.01.2022, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака).
Управление земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района (далее – УЗИО, Управление, заявитель) обратилось в Кусинский районный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации от 07.06.2019 № 74/999/001/2019-1871121, уведомления об отказе государственной регистрации от 09.09.2019 № 74/999/001/2019-187121, об обязании провести государственную регистрацию прекращения права собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 м, соор. № 1.
Решением Кусинского районного суда Челябинской области от 10.08.2020 по делу № 2а-103/2020 в удовлетворении заявленных УЗИО требований было отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26.01.2021 по делу № 11а-66/2021 решение Кусинского районного суда Челябинской области от 10.08.2020 по делу № 2а-103/2020 было отменено, дело по заявлению УЗИО к Управлению Росреестра о признании незаконными решений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу № А76-4451/2021.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кусинского городского поселения, Министерство имущества Челябинской области, Администрация Кусинского муниципального района, Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2021 (резолютивная часть от 28.09.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось УЗИО (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Податель жалобы не согласился с выводом суда первой инстанции об обоснованности отказа регистрирующего органа в прекращении права собственности заявителя на земельный участок в виду его неправомерности. Полагал, что положения статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), статьи 1 Закона Челябинской области от 29.11.2007 № 221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями» не применимы к спорным правоотношениям.
Апеллянт полагал, что суд первой инстанции не учел положений пункта 2 статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), части 1 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации), допускающих прекращение права собственности на земельный участок основании заявления любого собственника такого земельного участка. По мнению апеллянта, само по себе отсутствие урегулированного федеральным законодательством порядка определения (выбора) субъекта публичной власти, к собственности которого Управлением Росреестра следует отнести земельный участок в случае отказа собственника от права собственности на данный земельный участок не должно нарушать конституционные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителей заявителя, заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованного лица возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1, зарегистрировано право собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru/#/search/55.392371539803996,59.468058781771326/18/@5w3tqxnjb?text=74%3A14%3A0123004%3A8&type=1&opened=74%3A14%3A123004%3A8) указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.04.2012, относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеет вид разрешенного использования – под объектами размещения отходов потребления.
16.05.2019 Администрацией Кусинского муниципального района издано распоряжение № 480-р о погашении права собственности Кусинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1, общей площадью 37110+/-67, категория земли – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – размещения полигона для складирования, изоляции и обезвреживания (т. 1 л.д. 33).
В распоряжении указано, что погашение права собственности производится на основании списания объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:14:0123004:12, 74:14:0123004:13, 74:14:0123004:10, 74:14:0123004:11, 74:14:0123004:9, расположенных в пределах земельного участка.
30.05.2019 Администрация Кусинского муниципального района обратилась в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1 (т. 1 л.д. 31, 32, 36, 37).
Уведомлением от 07.06.2019 № 74/74/999/001/2019-187121 Управлением Росреестра в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ приостановлена государственная регистрация в связи с тем, что не представлены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав муниципальной собственности. В уведомлении указано, что при отказе от права собственности на земельный участок одновременно осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Отказ от права собственности со стороны муниципального образования не предусмотрен (т. 1 л.д. 38-39).
В Управление Росреестра 15.07.2019 Администрацией Кусинского муниципального района представлено заявление от 12.07.2019 № 2032 об отмене решения о приостановке государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок (т. 1 л.д. 42-43).
Рассмотрев представленные с заявлением № 74/74/999/001/2019-187121 документы в целях устранения причины приостановления осуществления государственной регистрации, Управлением Росреестра принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8. На основании пункта 5 части статьи 26 Закона № 218-ФЗ, осуществление действий по государственной регистрации приостановлено до 06.09.2019, о чем заявителю было сообщено уведомлением от 17.07.2019 № 74/74/999/001/2019-187121 (т. 1 л.д. 44-46).
В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, о чем заявителю было направлено уведомление от 09.09.2019 № 74/999/001/2019-187121 (т. 1 л.д. 8-9).
Полагая, что решения Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8 являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам, что федеральным законодательством установлен специальный порядок отчуждения муниципальной собственности, что отказ муниципального образования от права собственности на земельный участок, возникшего в результате разграничения государственной собственности на землю, действующим законодательством не предусмотрен, и что прекращение права муниципальной собственности может быть произведено только в результате распоряжения муниципальным имуществом.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Законом о регистрации.
В силу части 3 статьи 1 Закона о регистрации регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 4 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрен перечень действий, которые осуществляет регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является уведомление заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Закона о регистрации).
В статье 26 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Частью 1 статьи 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Администрации Кусинского муниципального района от 16.05.2019 № 480-р имело место обращение Администрации Кусинского муниципального района в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1.
Уведомлением от 07.06.2019 № 74/74/999/001/2019-187121 Управлением Росреестра в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ была приостановлена государственная регистрация в связи с тем, что не представлены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав муниципальной собственности. В уведомлении было указано, что при отказе от права собственности на земельный участок одновременно осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Отказ от права собственности со стороны муниципального образования не предусмотрен (т. 1 л.д. 38-39).
Повторно оценив выявленные регистрирующим органом основания для приостановления государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности, апелляционный суд находит их законными и обоснованными в силу следующего.
На основании пунктов 1, 2, 4 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия.
В силу пунктов 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По общему правилу, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
Согласно статье 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав.Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При этом в пункте 1.1 статьи 19 ЗК РФ закреплено, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 56 Закона № 218-ФЗ при прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены этот земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода прав.
По смыслу указанных правовых норм отказ собственника (гражданина или юридического лица) от права собственности на земельный участок не может приводить к его бесхозяйному статусу, такой земельный участок поступает в собственность городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Следовательно, как верно установил суд первой инстанции, публичный собственник земельного участка применительно к положениям пункта 1 статьи 235 ГК РФ, статьи 44, пункта 2 статьи 53 ЗК РФ не может отказаться от своего права собственности на такой земельный участок, поскольку в конечном счете вновь станет вопрос об отнесении его к публичной форме собственности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации определен в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
С учетом указанных правовых норм апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности решений регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации и последующем отказе в государственной регистрации прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, поскольку в рассматриваемой ситуации оснований для прекращения права собственности на указанный земельный участок в инициированном Администрацией Кусинского муниципального района порядке не имелось.
Апелляционный суд также отмечает следующее.
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на органы местного самоуправления законом прямо возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru/#/search/55.392371539803996,59.468058781771326/18/@5w3tqxnjb?text=74%3A14%3A0123004%3A8&type=1&opened=74%3A14%3A123004%3A8) спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 14.04.2012, относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеет вид разрешенного использования – под объектами размещения отходов потребления.
Доказательства того, что спорный земельный участок утратил свое функциональное назначение, УЗИО в материалы дела представлены не были.
Вместе с тем, требования по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов предусмотрены Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 (далее – Инструкция).
Пунктом 2.19 Инструкции, пунктом 9.1 СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» установлено, что закрытие полигона для приема ТБО осуществляется после отсыпки его на проектную отметку.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отсутствие доказательств соблюдения вышеуказанных требований закона и нормативных предписаний, при том что земельный участок предназначен для эксплуатации объектов размещения отходов потребления, апелляционный суд приходит к выводу, что Администрация Кусинского муниципального района, руководствуясь только положениями пункта 1 статьи 235 ГК РФ, статьи 44, пункта 2 статьи 53 ЗК РФ, не могла отказаться от права публичной собственности на спорный земельный участок.
Следовательно, приостановление Управлением Росреестра государственной регистрации и последующий отказ в государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8 являлись законными, а решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления УЗИО, которым оспариваются указанные действия регистрирующего органа, является правильным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании и применении норм материального права, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2021 по делу № А76-4451/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.С. Жернаков
Судьи: И.А. Аникин
И.Ю. Соколова