ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-16615/2021 от 24.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-16615/2021

г. Челябинск

24 декабря 2021 года

Дело № А34-14666/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.10.2021 по делу № А34-14666/2021.

Публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Департамент), выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 129 «Антошка», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе в связи с непогашением задолженности по исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: Исполнительный лист ФС № 019068214 от 06.09.2017 г. Судебный приказ № А34-9409/2017 от 03.08.2017 г. Судебный приказ № А34-13986/2016 от 07.12.2016 г. Судебный приказ № А34-12310/2017 от 01.11.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012735474 от 09.08.2016 г. Судебный приказ № А34-149/2017 от 19.01.2017 г. Судебный приказ № А34-14945/2016 от 19.12.2016 г. Судебный приказ № А34-861/2017 от 14.02.2017 г. Судебный приказ № А34-3090/2017 от 13.04.2017 г. Судебный приказ № А34-3084/2018 от 23.04.2018 г. Судебный приказ № А34-3493/2018 от 26.04.2018 г. Исполнительный лист ФС № 019073826 от 18.06.2018 г. Судебный приказ № А34-8708/2018 от 21.08.2018 г. Судебный приказ № А34-9633/2018 от 06.09.2018 г. Судебный приказ № А34-9912/2018 от 13.09.2018 г. Судебный приказ № А34-13400/2018 от 13.12.2018 г. Судебный приказ № А34-1278/2019 от 21.02.2019 г. Судебный приказ № А34-3431/2019 от 04.04.2019 г. Судебный приказ № А34-6833/2019 от 27.05.2019 г. Судебный приказ № А34-7848/2019 от 26.06.2019 г. Судебный приказ № А34-9609/2019 от 19.07.2019 г. Исполнительный лист ФС 025611067 от 11.11.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025611066 от 11.11.2019 г. Судебный приказ № А34-16356/2019 от 10.12.2019 г. Судебный приказ № А34-11950/2017 от 17.10.2017 г. Судебный приказ № А34-258/2017 от 23.01.2017 г. Судебный приказ № А34-1686/2017 от 17.03.2017 г. Судебный приказ № А34-15109/2016 от 23.12.2016 г. Судебный приказ № А34-14941/2016 от 19.12.2016 г. Исполнительный лист ФС № 019068110 от 06.09.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012737458 от 10.10.2016 г. Судебный приказ № А34-1990/2017 от 14.03.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012736307 от 15.08.2016 г. Судебный приказ № А34-15429/2017 от 22.01.2018 г. Судебный приказ № А34-4511/2018 от 10.05.2018 г. Судебный приказ № А34-6461/2018 от 15.06.2018 г. Судебный приказ № А34-6486/2018 от 26.06.2018 г. Судебный приказ № А34-7680/2018 от 23.03.2018 г. Судебный приказ № А34-9083/2018 от 31.08.2018 г. Судебный приказ № А34-11712/2018 от 09.11.2018 г. Судебный приказ № А34-12806/2018 от 03.12.2018 г. Судебный приказ № А34-1575/2019 от 26.02.2019 г. Судебный приказ № А34-2996/2019 от 03.04.2019 г. Судебный приказ № А34-4048/2019 от 12.04.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610425 от 30.10.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610705 от 28.10.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025609811 от 07.11.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610782 от 01.11.2019 г. Судебный приказ № А34-13518/2019 от 25.11.2019 г.

Просит обязать Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 129 «Антошка», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе в связи с непогашением задолженности по исполнительным документам Арбитражного суда Курганской области: Исполнительный лист ФС № 019068214 от 06.09.2017 г. Судебный приказ № А34-9409/2017 от 03.08.2017 г. Судебный приказ № А34-13986/2016 от 07.12.2016 г. Судебный приказ № А34-12310/2017 от 01.11.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012735474 от 09.08.2016 г. Судебный приказ № А34-149/2017 от 19.01.2017 г. Судебный приказ № А34-14945/2016 от 19.12.2016 г. Судебный приказ № А34-861/2017 от 14.02.2017 г. Судебный приказ № А34-3090/2017 от 13.04.2017 г. Судебный приказ № А34-3084/2018 от 23.04.2018 г. Судебный приказ № А34-3493/2018 от 26.04.2018 г. Исполнительный лист ФС № 019073826 от 18.06.2018 г. Судебный приказ № А34-8708/2018 от 21.08.2018 г. Судебный приказ № А34-9633/2018 от 06.09.2018 г. Судебный приказ № А34-9912/2018 от 13.09.2018 г. Судебный приказ № А34-13400/2018 от 13.12.2018 г. Судебный приказ № А34-1278/2019 от 21.02.2019 г. Судебный приказ № А34-3431/2019 от 04.04.2019 г. Судебный приказ № А34-6833/2019 от 27.05.2019 г. Судебный приказ № А34-7848/2019 от 26.06.2019 г. Судебный приказ № А34-9609/2019 от 19.07.2019 г. Исполнительный лист ФС 025611067 от 11.11.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025611066 от 11.11.2019 г. Судебный приказ № А34-16356/2019 от 10.12.2019 г. Судебный приказ № А34-11950/2017 от 17.10.2017 г. Судебный приказ № А34-258/2017 от 23.01.2017 г. Судебный приказ № А34-1686/2017 от 17.03.2017 г. Судебный приказ № А34-15109/2016 от 23.12.2016 г. Судебный приказ № А34-14941/2016 от 19.12.2016 г. Исполнительный лист ФС № 019068110 от 06.09.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012737458 от 10.10.2016 г. Судебный приказ № А34-1990/2017 от 14.03.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012736307 от 15.08.2016 г. Судебный приказ № А34-15429/2017 от 22.01.2018 г. Судебный приказ № А34-4511/2018 от 10.05.2018 г. Судебный приказ № А34-6461/2018 от 15.06.2018 г. Судебный приказ № А34-6486/2018 от 26.06.2018 г. Судебный приказ № А34-7680/2018 от 23.03.2018 г. Судебный приказ № А34-9083/2018 от 31.08.2018 г. Судебный приказ № А34-11712/2018 от 09.11.2018 г. Судебный приказ № А34-12806/2018 от 03.12.2018 г. Судебный приказ № А34-1575/2019 от 26.02.2019 г. Судебный приказ № А34-2996/2019 от 03.04.2019 г. Судебный приказ № А34-4048/2019 от 12.04.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610425 от 30.10.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610705 от 28.10.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025609811 от 07.11.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610782 от 01.11.2019 г. Судебный приказ № А34-13518/2019 от 25.11.2019 г., за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 129 «Антошка».

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что в силу пункта 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) при неисполнении бюджетным учреждением – должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, указанный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган.

Податель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции, что учитывая сложившуюся тяжелую финансовую ситуацию, Департамент финансов и имущества администрации города Кургана – орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, в том числе лицевого счета учреждения,  не приостановил осуществление операций по расходованию средств на его лицевом счете, как того требуют нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона № 83-ФЗ, поскольку данными нормами предусмотрено исключение, а именно – за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами. Именно указанные (исключительные) операции, и то по остаточному принципу, производятся на лицевых счетах муниципальных бюджетных учреждений, в том числе на лицевом счете учреждения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание третьи лица своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Арбитражным судом Курганской области выданы исполнительные документы: Исполнительный лист ФС № 019068214 от 06.09.2017 г. Судебный приказ № А34-9409/2017 от 03.08.2017 г. Судебный приказ № А34-13986/2016 от 07.12.2016 г. Судебный приказ № А34-12310/2017 от 01.11.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012735474 от 09.08.2016 г. Судебный приказ № А34-149/2017 от 19.01.2017 г. Судебный приказ № А34-14945/2016 от 19.12.2016 г. Судебный приказ № А34-861/2017 от 14.02.2017 г. Судебный приказ № А34-3090/2017 от 13.04.2017 г. Судебный приказ № А34-3084/2018 от 23.04.2018 г. Судебный приказ № А34-3493/2018 от 26.04.2018 г. Исполнительный лист ФС № 019073826 от 18.06.2018 г. Судебный приказ № А34-8708/2018 от 21.08.2018 г. Судебный приказ № А34-9633/2018 от 06.09.2018 г. Судебный приказ № А34-9912/2018 от 13.09.2018 г. Судебный приказ № А34-13400/2018 от 13.12.2018 г. Судебный приказ № А34-1278/2019 от 21.02.2019 г. Судебный приказ № А34-3431/2019 от 04.04.2019 г. Судебный приказ № А34-6833/2019 от 27.05.2019 г. Судебный приказ № А34-7848/2019 от 26.06.2019 г. Судебный приказ № А34-9609/2019 от 19.07.2019 г. Исполнительный лист ФС 025611067 от 11.11.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025611066 от 11.11.2019 г. Судебный приказ № А34-16356/2019 от 10.12.2019 г. Судебный приказ № А34-11950/2017 от 17.10.2017 г. Судебный приказ № А34-258/2017 от 23.01.2017 г. Судебный приказ № А34-1686/2017 от 17.03.2017 г. Судебный приказ № А34-15109/2016 от 23.12.2016 г. Судебный приказ № А34-14941/2016 от 19.12.2016 г. Исполнительный лист ФС № 019068110 от 06.09.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012737458 от 10.10.2016 г. Судебный приказ № А34-1990/2017 от 14.03.2017 г. Исполнительный лист ФС № 012736307 от 15.08.2016 г. Судебный приказ № А34-15429/2017 от 22.01.2018 г. Судебный приказ № А34-4511/2018 от 10.05.2018 г. Судебный приказ № А34-6461/2018 от 15.06.2018 г. Судебный приказ № А34-6486/2018 от 26.06.2018 г. Судебный приказ № А34-7680/2018 от 23.03.2018 г. Судебный приказ № А34-9083/2018 от 31.08.2018 г. Судебный приказ № А34-11712/2018 от 09.11.2018 г. Судебный приказ № А34-12806/2018 от 03.12.2018 г. Судебный приказ № А34-1575/2019 от 26.02.2019 г. Судебный приказ № А34-2996/2019 от 03.04.2019 г. Судебный приказ № А34-4048/2019 от 12.04.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610425 от 30.10.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610705 от 28.10.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025609811 от 07.11.2019 г. Исполнительный лист ФС № 025610782 от 01.11.2019 г. Судебный приказ № А34-13518/2019 от 25.11.2019 г., где с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 116 «Лучик» а так же с его правопреемника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 129 «Антошка» в пользу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» взыскана задолженность за поставленный коммунальный ресурс.

Судебные акты вступили в законную силу.

В целях исполнения данных судебных актов публичным акционерным обществом «Курганская генерирующая компания» исполнительные документы были направлены в Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана.

Публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» направило в адрес Департамента заявления об исполнении указанных исполнительных документов, которые им получены, о чем свидетельствует регистрация их получения (в деле).

Факт получения исполнительных документов заинтересованным лицом не оспаривается.

На момент рассмотрения дела задолженность по исполнительным документам не погашена, иного в материалы дела не представлено.

При этом осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения Департаментом не приостанавливалось.

Сведений об обратном в материалы дела представлено не было.

В связи с неисполнением Департаментом исполнительных документов Арбитражного суда Курганской области о взыскании задолженности и считая незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованное лицо, установив неисполнение должником  требований исполнительных документов, должно было в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 Закона № 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о правильности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Из дела следует, что третье лицо является муниципальным бюджетным учреждением.

В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 названого Закона).

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч. 1). Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 2).

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В пункте 1 статьи 242.1 БК РФ определено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.1 данного Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Из пункта 2 названной статьи следует, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса).

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 6 статьи 242.6 Бюджетного кодекса).

Положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, в котором содержатся аналогичные нормы.

В частности, пунктом 7 части 20 статьи 30 названного Закона на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возложена обязанность не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

В свою очередь, бюджетное учреждение - должник обязано на основании пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ:

в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете (абзац первый);

самостоятельно определить, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац второй);

при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет (абзац третий).

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац четвертый пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ).

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (абзац первый пункта 11 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ).

Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую функцию обеспечения исполнения решений налогового органа, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

При этом само по себе неисполнение должником в течение 30 дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для применения указанных мер сразу после истечения указанного срока.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом наличие у него полномочий по ведению лицевых счетов учреждения.

Факт предъявления к исполнению исполнительных документов подтвержден материалами дела и не ставится под сомнение заинтересованным лицом.

Сведения о полном исполнении решений исполнительных документов, в деле отсутствуют.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заинтересованное лицо, установив неисполнение учреждением  решений налогового органа, должно было в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.

Доказательств осуществления заинтересованным лицом указанных действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в материалы дела не представлено.

Поскольку вопросы фактического исполнения не влияют на обязанность заинтересованного лица приостановить операции по расходованию средств, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заинтересованного лица об отсутствии денежных средств для погашения задолженности в бюджете города, недостаточности субвенций из областного бюджета, направлении доходов бюджета на иные нужды, оцениваемые как первоочередные, рассмотрении обращения Главы города Кургана с указанием на возможность выделения дополнительной финансовой помощи при внесении изменений в Решение Курганской городской Думы от 28.12.2020 № 195 «О бюджете города Кургана на плановый 2021 и 2022 год».
В связи с чем, суд первой инстанции, признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения. 
В связи с признанием требований заявителя о признании бездействия заинтересованного лица незаконным подлежащими удовлетворению, в резолютивной части решения в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции решил указать на обязанность Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана совершить действия по устранению допущенных нарушений, а именно - приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решений налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Доводам апеллянта судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований с которой не согласиться у суда апелляционной инстанции отсутствует.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 06.10.2021 по делу № А34-14666/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                    Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                         А.А. Арямов

                                                                                   А.П. Скобелкин