ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-17780/2021 от 27.01.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

       ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-17780/2021

г. Челябинск

27 января 2022 года

Дело № А07-11787/2021

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме января 2022 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поздняковой Е.А.,

судей Матвеевой С.В., Рогожиной О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Кузнецовой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2021 по делу № А07-11787/2021.

В заседании принял участие представитель:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан - ФИО2 (паспорт, доверенность от 14.12.2021, срок действия до 31.12.2022, служебное удостоверение).

На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило исковое заявление ФИО1 (далее – ФИО1) к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконной записи  в ЕГРЮЛ №2200201053985 от 18.11.2020 о недостоверности сведений о руководителе ликвидационной комиссии ООО «Пегас» (ИНН<***>) недействительной и отменить; обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 как руководителя ликвидационной комиссии ООО  «Пегас», причиненные изданием записи № 2200201053985 от 18.11.2020 (с учетом уточнений, в порядке статьи 49, 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2021 в  удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании записи в ЕГРЮЛ №2200201053985 от 18.11.2020 о недостоверности сведений о руководителе ликвидационной комиссии ООО «Пегас» недействительной и отмене; об обязании Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 как руководителя ликвидационной комиссии ООО «Пегас», причиненных изданием записи №2200201053985 от 18.11.2020, отказано.

Не согласившись с вынесенным  решением суда первой инстанции от 03.11.2021,  ФИО1 (далее – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение отменить.

В обосновании доводов жалобы апеллянт указывает на то,   что спорная запись внесена 18.11.2020, письмо с почтовым идентификатором 45007650187672, в котором, по мнению налогового органа, находилось уведомление от 14.10.2020 № 939 возвращено отправителю только 23.11.2020. Реальная проверка достоверности сведений о ФИО1, как о руководителе ликвидационной комиссии ООО  «Пегас» не проводилась,

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.01.2022.

До начала судебного заседания от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу (рег. № 1673), который в порядке статьи 262 АПК РФ, приобщен судом к материалам дела.

В судебном заседании  представитель  регистрирующего органа  возражал против доводов апелляционной жалобы. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  18.11.2020 Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан в ЕГРЮЛ внесена запись №2200201053985 о недостоверности сведений о руководителе ликвидационной комиссии ООО «Пегас» (ИНН<***>) ФИО1

Истец полагает, что данная запись внесена незаконно и подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

Так, о внесении данной записи ФИО1 узнал в марте 2021 года, после чего обратился в МРИ ФНС №39 по Республике Башкортостан с заявлением о разъяснении причин внесения вышеуказанной записи, а после обратился с жалобой в УФНС России по Республике Башкортостан.

Из ответа МРИ ФНС №39 по Республике Башкортостан от 19.03.2021, а также из решения УФНС России по Республике Башкортостан от 12.04.2021 следует, что основанием для внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанной записи стало отсутствие ответа на уведомление от 14.10.2020 №939 о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений, которое, по сведениям инспекции, направлялось в адрес ФИО1 по адресу регистрации: <...>.

Однако, по мнению истца, данное уведомление ФИО1 не получено по уважительной причине, так как он находился за пределами г.Озерска. Данное письмо находилось в отделении почтовой связи в период с 22.10.2020 по 23.11.2020, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.

Истец полагает, что неполучение письма руководителем ликвидационной комиссии по адресу государственной регистрации юридического лица (<...>), не является основанием для внесения записи о недостоверности сведений о самом руководителе.

По мнению истца, регистрирующий орган формально выполнил требования п. 6 ст. 11 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и 18.11.2020 (до момента возврата письма отправителю 23.11.2020) внес запись №2200201053985 о недостоверности сведений о ФИО1, несмотря на то, что ФИО1 летом 2020 года поддерживал связь с налоговым органом  МРИ ФНС №1 по Республике Башкортостан), предоставлял ответы на запросы, то есть выполнял обязанности руководителя.

Истец полагает, что регистрирующий орган, а также Управление ФНС России по Республике Башкортостан не представили доказательств, что ФИО1 не является руководителем ликвидационной комиссии ООО «Пегас», ограничились формальным отсутствием ответа на уведомление от 14.10.2020 №939, факт направления которого достоверно не подтвержден.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском о признании записи в ЕГРЮЛ №2200201053985 от 18.11.2020 о недостоверности сведений о руководителе ликвидационной комиссии ООО «Пегас» недействительной и отмене; об обязании Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 как руководителя ликвидационной комиссии ООО «Пегас», причиненных изданием записи № 2200201053985 от 18.11.2020 (с учетом уточнения) в суд

Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Согласно статье 1 названного Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые  посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу подпунктов «д» и «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона № 149-ФЗ).

В пункте 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.

Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Как установлено пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона о регистрации).

Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ № 72) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 № 42195).

Исходя из положений Приказа № 72, обязанность по установлению достоверности сведений ЕГРЮЛ возложена как на регистрирующие, так и на территориальные налоговые органы.

При этом мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных, в том числе, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена  недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Пунктом 18 Оснований и Порядка предусмотрено, что в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице

Как следует из материалов дела, ООО «Пегас» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 15.05.2017.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, единственным  участником ООО «Пегас» является ФИО3; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Пегас», руководителем ликвидационной комиссии - ФИО1.

05.08.2020 в регистрирующий орган ФИО3 лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность (паспорт), представлено заявление №32841А по форме №Р34001 о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведения о нем, как об учредителе (участнике) юридического лица ООО «Пегас».

В суде первой инстанции, относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, ФИО3 пояснил, что фактически не является учредителем ООО «Пегас», общество создано и документы подписывались по просьбе третьих лиц, к финансово-хозяйственной деятельности отношения не имеет.

Регистрирующим органом 11.08.2020 принято решение № 32841 о внесении записи о недостоверности сведений о юридическом лице ООО «Пегас» в части сведений о ФИО3 как об участнике юридического лица (ГРН 2200200729750).

Ранее решением единственного участника ООО «Пегас» от 12.05.2020 № 5 руководителем ликвидационной комиссии назначен ФИО1

Регистрирующим органом принято решение от 18.05.2020 № 19727А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесена запись ГРН 2200200456487.

Регистрирующим органом проведена проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности ФИО1

В адрес юридического лица ООО «Пегас» (<...>. 23, офис 3), учредителя ФИО3 и руководителя ликвидационной комиссии ФИО1 (<...>. кв.38) направлено уведомление от 14.10.2020 №939 о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений.

Уведомление направлено по почте 19.10.2020, соответственно срок внесения записи, в случае непредставления  сведений от лиц, которым направлено уведомление  истекает 18.11.2020.

Как следует из материалов дела, отправление с почтовым идентификатором 45007650187672 было направлено  руководителю  ликвидационной комиссии ФИО1 по адресу: <...>. кв.38, и ожидало получателя по месту вручения с 22.10.2020, соответственно риск неполучения корреспонденции относится на апеллянта. При этом территорию г.Озерска, как следует из апелляционной жалобу ФИО1, последний покинул 29.10.2020.

Поскольку в срок, установленный п. 6 ст. 11 Закона №129-ФЗ, запрошенные сведения (документы) не представлены, регистрирующим органом 18.11.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении ФИО1 как о руководителе ликвидационной комиссии ООО «Пегас».

Таким образом, процедура внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице соблюдена.

Учитывая вышеизложенное, доводы о нарушении инспекцией порядка,  установленного п. 6 ст. 11 Закона №129-ФЗ,  подлежат отклонению.

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).

Судом установлено, что уведомление от 14.10.2020 № 939 о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений направлено в адрес юридического лица ООО «Пегас» (<...>), учредителя ФИО3 и руководителя ликвидационной комиссии ФИО1 (Челябинская область, г. Озере к, ул. Дзержинского, д. 58, кв.38).

Таким образом, регистрирующим органом исполнена обязанность по надлежащему уведомлению учредителя и руководителя юридического лица о необходимости предоставления достоверных сведений.

Инспекцией запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении ФИО1 внесена на основании факта назначения его руководителем ликвидационной комиссии решением от 12.05.2020 № 5 единственного участника ООО «Пегас» ФИО3, в отношении которого содержится запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ как об участнике ООО «Пегас».

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, в заявлении ФИО1 выражено лишь несогласие с  решением регистрирующего органа, доводы, указывающие на нарушение регистрирующим органом процедуры внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, отсутствуют.

Оснований для признания оспариваемого решения недействительным не имеется.

Заявителем апелляционной жалобы не приведены убедительные доводы, основанные на доказательственной базе, которые могли бы повлечь отмену судебного акта.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2021 по делу № А07-11787/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение  двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            Е.А. Позднякова     

Судьи:                                                                                   С.В. Матвеева

                                                                                                  О.В. Рогожина