ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-18569/2019
г. Челябинск | |
21 февраля 2020 года | Дело № А07-15692/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ФИО4» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2019 по делу № А07-15692/2019.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ФИО4» - ФИО1 (предъявлено удостоверение адвоката, доверенность от 18.02.2019), ФИО2 (предъявлено удостоверение адвоката, доверенность от 18.02.2019);
от третьего лица - Индивидуального предпринимателя ФИО3 - ФИО1 (предъявлено удостоверение адвоката, доверенность от 17.09.2019).
Заинтересованное лицо – Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель министерства не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Общество с ограниченной ответственностью «ФИО4» (далее – заявитель, Общество, ООО «ФИО4») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Министерство, Минэкологии РБ) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в переоформлении на Общество с ограниченной ответственностью «ФИО4» лицензии № УФА 03066 ТЭ от 06.12.2016, ранее выданной индивидуальному предпринимателю ФИО3.
Определением суда от 24.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО3.
Решением суда первой инстанции от 30.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 03.10.2019) в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «ФИО4» требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО «ФИО4» (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что Закон о недрах и Административный регламент не содержат прямого указания, запрещающего индивидуальным предпринимателям получать лицензии, пользоваться ими, вносить права на пользование недрами в качестве вклада в общество с ограниченной ответственностью. Апеллянт также указывает, что ООО «ФИО4» соответствует всем критериям, предъявляемым ст. 17.1 Закона о недрах.
Заинтересованное лицо в своем отзыве и дополнении к отзыву считает оспариваемый отказ законным, доводы заявителя необоснованными, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложено на 14.02.2020.
Определением от 14.02.2020 в составе суда для рассмотрения дела произведена замена судьи Бояршиновой Е.В., находящейся в отпуске, на судью Костина В.Ю.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью «ФИО4» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>. Единственным участником и директором ООО «ФИО4» является ФИО3.
В свою очередь ФИО3 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>.
Индивидуальному предпринимателю ФИО3 Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан выдана лицензия на право пользования недрами УФА 03066 ТЭ от 06.12.2016, с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке ФИО4, расположенном в 4,2 км северо-восточнее с. Кушнаренково муниципального района Кушнаренковский район РБ. Дата окончания действия лицензии – 01.02.2022.
18.02.2019 ООО «ФИО4» обратилось в Минэкологии РБ с заявлением (вх. №3588) о переоформлении лицензии на право пользования недрами УФА 03066 ТЭ от 06.12.2016 от владельца ИП ФИО3 Основанием для переоформления лицензии Обществом указано решение единственного участника ООО «ФИО4» – ФИО3 от 18.02.2019 о внесении вклада в имущество ООО «ФИО4» в виде права пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке ФИО4, в муниципальном районе Кушнаренковский район РБ.
Указанное заявление о переоформлении лицензии на право пользования недрами УФА 03066 ТЭ от 06.12.201603.04.2019 было рассмотрено на заседании Комиссии по рассмотрению заявок. По результатам рассмотрения заявления Комиссией принято решение: отказать в переоформлении лицензии УФА 03066 ТЭ, о чем в адрес заявителя направлено письмо от 12.04.2019 № 08/6718.
Основанием отказа в переоформлении лицензии послужило отсутствие, по мнению Минэкологии РБ, правовых оснований для переоформления лицензии, поскольку нормы Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» не предусматривают возможность перехода права пользования недрами от индивидуального предпринимателя к учрежденному им обществу с ограниченной ответственностью. Указано на то, что на заседаниях Комиссий от 27.06.2018 и от 28.09.2018 также были приняты решения об отказе в переоформлении лицензии УФА 03066 ТЭ по аналогичным заявкам общества.
Не согласившись с принятым Министерством решением, изложенным в письме № 08/6718 от 12.04.2019, посчитав отказ Минэкологии РБ в переоформлении лицензии незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «ФИО4» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения министерства об отказе в переоформлении лицензии от ИП ФИО3 к ООО «ФИО4».
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 3 Закона Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, а лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании).
Основными принципами осуществления лицензирования являются, в том числе, установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации и установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности (п. 3, 4 ст. 4 Закона о лицензировании).
Таким федеральным законом, устанавливающим единый порядок лицензирования и исчерпывающий перечень лицензионных требований по недропользованию, является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»).
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона «О недрах»).
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением «О порядке лицензирования пользованиянедрами», утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 (далее - Положение № 3314-1),
Согласно ст. 9 Закона «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
На основании п. 2.1 указанного Положения № 3314-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензирование пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 12.03.2013 №81п (далее - Административный регламент), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что заявителями являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами, - при предоставлении государственной услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения.
Из положений ст.ст. 1, 1.1, 16 Закона «О недрах» следует, что отношения в сфере лицензирования недропользования носят самостоятельный публично-правовой характер, в связи с чем правовые последствия связанных гражданско-правовых отношений должны распространяться на них с учетом требований специального законодательства, в данном случае, в соответствии с требованиями названного закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусмотрено действующим законодательством, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
В силу абз. 6 ст. 17.1 Закона «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользованиеучастком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
Аналогичное требование изложено также в ч. 5 п. 2.7.6. Административного регламента, согласно которой право пользования участками недр местного значения переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях: юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
В соответствии с п. 2.7.8 Административного регламента заявление на переоформление лицензии подается субъектом предпринимательской деятельности - претендентом на переоформление лицензии (далее - претендент), в котором должна содержаться просьба о переоформлении лицензии с указанием ее номера, даты государственной регистрации переоформляемой лицензии, наименования участка недр.
Из указанного выше следует, что переоформление лицензии имеет заявительный характер и состоит в подаче лицом, претендующим на переход права на пользование участком недр, заявления с указанием основания переоформления лицензии и приложением необходимых документов. При этом перечень приведенных документов показывает, что прилагаемые к заявлению документы являются общими, то есть не зависящими от основания переоформления, и специальными, представление которых связано со статусом прежнего владельца лицензии, конкретным основанием перехода права пользования участком недр.
Исходя из изложенного переоформление лицензии на право пользования недрами связано с рядом требований и обязательных условий, предусмотренных нормами законодательств (ст. 17.1 Закона «О недрах»), оценка которых осуществляется уполномоченным органом в административном порядке.
В силу ч. 3 ст. 24 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусмотрено действующим законодательством, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Отказывая в переоформлении лицензии, заинтересованное лицо, ссылаясь на поданные ранее и рассмотренные на заседаниях комиссии 27.06.2018 и 28.09.2018 заявки на переоформление лицензии, указало, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере в какой их оборот допускается федеральными законами. При этом, в качестве основания для переоформления лицензии по предыдущим заявкам указывался договор уступки права требования от 18.06.2018.
Вместе с тем, в рамках заявления от 18.02.2019 основанием переоформления лицензии указано решение единственного участника ООО «ФИО4» - ФИО3 от 18.02.2019 о внесении вклада в имущество общества в виде права пользования недрами. При этом, договор об уступке права требования к заявлению от 18.02.2019 не прикладывался.
В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) участники общества обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников общества вносить вклады в имущество общества.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона об обществах вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом Общества или решением общего собрания участников Общества.
Вклады в имущество общества не являются вкладами в уставный капитал общества и не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале общества (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 № 90/14 «О некоторых вопросах применения Закона об обществах с ограниченной ответственностью»).
Исходя из правовой природы вклада участника в имущество общества, правоотношения по внесению вклада возникают между участником и обществом; соглашение участников лишь определяет порядок, способ, размер, сроки и другие условия внесения вкладов; целью такого вклада является развитие хозяйственной деятельности общества, что предполагает последующее увеличение действительной стоимости доли в уставном капитале, распределение прибыли по итогам деятельности, вклады не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников общества в его уставном капитале.
Федеральный закон и Регламент не содержат прямого указания, запрещающего индивидуальным предпринимателям получать лицензии, пользоваться ими, переуступать право пользования другим лицам. По п.1.1 указанного Регламента заявителями являются субъекты предпринимательской деятельности (в том числе индивидуальные предприниматели), отсутствие этой категории лиц в последующем перечне суд апелляционной инстанции оценивает как редакционную недоработку нормативного акта, которая не может ограничивать права целой категории субъектов предпринимательской деятельности.
ИП ФИО3 в установленном порядке получена лицензия УФА 03066 ТЭ от 06.12.2016, с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке ФИО4, расположенном в 4,2 км северо-восточнее с. Кушнаренково муниципального района Кушнаренковский район РБ со сроком действия до 01.02.2022. Законность предоставления предпринимателю данной лицензии Министерство не оспаривает, на нарушение лицензионных требований не ссылается. Владелец лицензии вправе распоряжаться ею, в том числе, уступить другому лицу, произвести ее переоформление.
Получение (восстановление) лицензии на право пользования недрами связано с рядом обязательных условий, предусмотренных нормами законодательства, оценка которых осуществляется уполномоченным органом в административном порядке.
Материалами дела подтверждается, что ООО «ФИО4» обращаясь 18.02.2019 с заявлением о переоформлении лицензии предоставило полный пакет документов, предусмотренных п. 2.7.2 Административного регламента.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела и создание общества «ФИО4» соответствует критериям, установленным в абз. 6 п. 1 ст. 17.1 Закона о недрах и ч. 5 п. 2.7.6 Административного регламента.
Таким образом, обстоятельств, которые могут препятствовать переоформлению спорной лицензии, апелляционным судом не установлено. Соответствующих доводов заинтересованным лицом не заявлено.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание конкретные обстоятельства, установленные в настоящем деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и отсутствии нарушения прав заявителя являются ошибочными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права (пункт 3 и пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заявителя, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба отдела - удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 3 000 руб., при подаче апелляционной жалобы - 1 500 рублей.
Судебные расходы по уплате заявителем в доход федерального бюджета государственной пошлины в общей сумме 4500 рублей (платежное поручение от 13.05.2019 № 1 и чек-ордер от 15.11.2019 № 4874) подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу ООО «ФИО4».
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2019 по делу № А07-15692/2019 отменить.
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «ФИО4» требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в переоформлении на Общество с ограниченной ответственностью «ФИО4» лицензии № УФА 03066 ТЭ ранее выданной индивидуальному предпринимателю ФИО3.
Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем переоформления лицензии № УФА 03066 ТЭ на Общество с ограниченной ответственностью «ФИО4» в месячный срок с даты вынесения постановления.
Взыскать с Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ФИО4» в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья П.Н. Киреев
Судьи: В.Ю. Костин
А.П. Скобелкин