ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-1958/2021 от 17.03.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-1958/2021

г. Челябинск

24 марта 2021 года

Дело № А47-3076/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Томилиной В.А.,

судей Жернакова А.С., Соколовой И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2020 по делу
№ А47-3076/2019 .

Православная религиозная организация Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – ПРО Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь, религиозная организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества в Оренбургской области, заинтересованное лицо-1), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (г. Москва) (далее – Росимущество (г. Москва), заинтересованное лицо-2) с требованиями:

- признать незаконными действиями ТУ Росимущества в Оренбургской области и Росимущество (г. Москва), выразившихся в уклонении от принятия решения по заявлению Православной религиозной организации СпасоПреображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 30.10.2015 №12-3, с учетом дополнительно представленных заявлений от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13;

- признать недействительным письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.12.2018 №06/42171 «О рассмотрении обращения религиозной организации»;

- обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области и Росимущество (г. Москва) принять решение по заявлению от 30.10.2015 №12-3, с учетом дополнительно представленных заявлений от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13, о передаче Православной религиозной организации СпасоПреображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) имущества религиозного назначения - «Спасо- Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК №4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96;

- обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области и Росимущество (г. Москва) передать в собственность (безвозмездное пользование) Православной религиозной организации Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) имущества религиозного назначения - «Спасо- Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК №4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96, как последствие устранения допущенного нарушения незаконными действиями заинтересованных лиц, вытекающие из первой части заявленных требований (с учетом принятых судом уточнений требований от 30.11.2020).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области (далее – УФСИН России по Оренбургской области); Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области); Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области (далее – Инспекция).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.12.2020 (резолютивная часть объявлена 09.12.2020) заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконными действия ТУ Росимущества в Оренбургской области и Росимущество (г. Москва), выразившиеся в уклонении от принятия решения по заявлению Православной религиозной организации Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 30.10.2015 №12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 №12-13; обязал заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 30.10.2015 №12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13 и принятия по нему решения в соответствии с требованиями, установленными положениями статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010 №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В части требования заявителя о признании недействительным письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.12.2018 №06/42171 «О рассмотрении обращения религиозной организации» производство по делу прекращено (т. 6 л.д. 50-64).

С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо-1 и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Оренбургской области (далее также – податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Федеральным законом от 30.11.2010 №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон №327-ФЗ) не предусмотрено изъятие имущества из оперативного управления учреждения ФСИН России в случае поступления заявления религиозной организации на передачу этого имущества. Также Закон №327-ФЗ не предусматривает приостановление или возобновление рассмотрения заявления религиозной организации после отказа в передаче, при этом религиозная организация в случае получения дополнительных документов, обосновывающих ее право на передачу имущества, имеет право в установленном порядке подать заявление о передаче имущества.

Апеллянт считает, что обращения религиозной организации от 16.10.2018 №12-12, от 19.11.2018 №12-13 не соответствуют критериям заявления религиозной организации в рамках Закона №327-ФЗ и не являются основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества религиозной организации. Ссылается на статью 6 Закона №327-ФЗ, согласно которой, основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является письменное обращение такой организации. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу имущества религиозного назначения.

Отмечает, что Росимущество рассмотрело обращение от 30.10.2015 №12-13 по вопросу передачи комплекса зданий ВТК №4 религиозной организации и приняло решение об отказе передачи имущества в собственность, которое было опубликовано на сайте Росимущества, в разделе «Мероприятия по передаче имущества религиозного назначения», п. 227.

До начала судебного заседания религиозная организация представила в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, религиозная организация обратилась в порядке статьи 6 Закона № 327-ФЗ в Управление Росимущества в Оренбургской области с письменным заявлением исх. №12-3 от 30.10.2015 о передаче в собственность государственного имущества религиозного назначения, ранее принадлежащего Русской Православной Церкви, состоящее из комплекса бывшего СпасоПреображенского мужского монастыря с земельным участком, на котором расположен комплекс: Спасо-Преображенского монастыря, Православной Религиозной организации Спасо-Преображенский мужской монастырь «Бузулукская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Спорное имущество (монастырский комплекс) находится по адресу:461040 г. Бузулук ВТК-4, в котором по настоящее время действует ПФКУ-ИК №2, принадлежащее Федеральной службе исполнения наказаний по Оренбургской области (УФСИН России по Оренбургской области). Кроме того, заявитель просил прекратить право оперативного управления УФСИН по Оренбургской области на монастырский комплекс и вывести учреждение УФСИН ИК №2 с территории монастырского комплекса, поскольку спорное имущество, находится на праве оперативного управления у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2» УФСИН по Оренбургской области.

В связи с тем, что у ТУ Росимущества в Оренбургской области отсутствуют полномочия по самостоятельному принятию решения о передаче федерального имущества, закрепленного за соответствующим учреждением на вещном праве, в собственность религиозной организации, то после поступления обращения Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря от 30.10.2015 №12-3 по вопросу передачи имущества религиозного назначения, указанный пакет документов письмом от 15.12.2015 №СП-56/03-8315 был перенаправлен в Росимущество (г. Москва) для принятия решения по существу.

Письмом от 22.03.2016 №ИБ-06/10914, Росимущество (г. Москва) поручило ТУ Росимущества в Оренбургской области провести проверку использования вышеуказанного федерального имущества.

Во исполнение указанного поручения территориальным управлением была проведена внеплановая выездная проверка в отношении имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, оформлена актом проверки от 18.04.2016.

По результатам проверки был было установлено, что фактическое использование проверяемых объектов недвижимости осуществляет ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области, данные объекты недвижимости используются в соответствии с целями и задачами устава учреждения, сторонних пользователей недвижимого имущества не выявлено. Указанная информация была направлена в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Росимущество в письме от 10.06.2016 №06-23543 сообщило о том, что основываясь на данных БТИ и архивных документов, определить, что из недвижимого имущества ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области является имуществом религиозного назначения, а что является вновь построенными объектами для осуществления деятельности колонии, не представляется возможным.

Также Росимущество указало, что проведение экспертизы запланировано Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области в 2016 году, и, что в случае предоставления указанного заключения историко-культурной экспертизы Росимущество готово в установленном порядке рассмотреть вопрос о передаче объектов.

Государственная историко-культурная экспертиза «об обоснованности включения объекта культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач. ХХв. Освящен 4 октября 1853г. (Воспитательная колония)», расположенного по адресу: г.Бузулук, Воспитательная колония, в реестр и об определении категории его историко-культурного значения» была проведена в период с 14.10.2016 по 14.11.2016, и окончательно была закончена в конце декабря 20.12.2017 (дата внесения уточнений).

Из акта экспертизы следует, что Спасо-Преображенский монастырь - старейшая на территории современной Оренбургской области мужская обитель. Сохранился северный предел Казанского собора, где размещались помещения братии, ризница и пономарка, а также фундаменты разобранных стен собора и церкви Преображения Господня с колокольней. В трапезной устроен изолятор, каменная кладовая надстроена вторым этажом и приспособлена под офицерскую столовую. Пещера - самая древняя и сокровенная часть ансамбля, раскопана и отремонтирована. Объекты монастыря сохранили подлинный материал и основание конструкции. Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря обладает высокой мемориальной и исторической ценностью, он сохранил часть своей материальной структуры, являющейся подлинным образцом монастырского строительства Оренбургского края, и планировочной структуры, закрепленной забором колонии и зданием кладовой.

На основании акта указанной государственной историко-культурной экспертизы Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области был издан приказ №426 от 12.11.2018, которым выявленный объект культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач. ХХв. Освящен 4 октября 1853г. (Воспитательная колония)», расположенный по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, Воспитательная колония, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК №4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96.

Как указывает заявитель государственная историко-культурная экспертиза «об обоснованности включения объекта культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. Х1Х-нач. ХХв. Освящен 4 октября 1853г. (Воспитательная колония)», расположенного по адресу: г.Бузулук, Воспитательная колония, в реестр и об определении категории его историко-культурного значения» была предоставлена СпасоПреображенскому мужскому монастырю только в октябре 2018 года.

Заключение историко-культурной экспертизы было направлено в Росимущество сопроводительным письмом от 16.10.2018 №12-12 в дополнение к поданному ранее заявлению от 30.10.2015 №12-3 для принятия решения по заявлению от 30.10.2015.

Получив приказ Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 12.11.2018 №426 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комплекс бывшего «Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач.ХХв. Освящен 4 октября 1853г. (Воспитательная колония)», (г.Бузулук, Воспитательная колония) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении предмета охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия», заявитель направил его в адрес Росимущества письмом от 19.11.2018 №12-13 для принятия решения по заявлению от 30.10.2015 №12-3.

Как указал истец, получив все необходимые документы, ТУ Росимущества в Оренбургской области, Росимущество должны были рассмотреть заявление о передаче имущества религиозного назначения в срок до 01.01.2019 года и принять одно из решений предусмотренных статьей 7 Федерального закона №327–ФЗ.

До настоящего времени ни ТУ Росимущества в Оренбургской области, ни Росимущество не приняли никакого конкретного решения по заявлению Бузулукского мужского монастыря.

Посчитав незаконным бездействие ТУ Росимущества в Оренбургской области Росимущества, выразившееся в непринятии одного из решений, предусмотренных статьей 7 Закона №327-ФЗ, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заинтересованных лиц оснований для отказа в рассмотрении заявления (обращений) религиозной организации по вопросу передачи в собственность (безвозмездное пользование) заявителя здания церкви, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемых помещений и принятия соответствующего решения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьи 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

 Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определяет Закон №327-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона №327-ФЗ передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество.

В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации, такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.

План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:

1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;

2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;

3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;

4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;

5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;

6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;

7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации (часть 1 статьи 6 Закона № 327-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325 утвержден Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пункте 5 которого определена необходимость представления архивной справки, содержащей, в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).

Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (статья 3 Закона № 327-ФЗ).

Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (часть 4 статьи 3 Закона № 327-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относятся недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Закона № 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения, в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 327-ФЗ безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.

Передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначениям (часть 1 статьи 12 Закона № 327-ФЗ).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ПРО Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь 30.10.2015, в порядке статьи 6 Закона №327-ФЗ, обратился к ТУ Росимущества в Оренбургской области с письменным заявлением №12-3 о передаче в собственность государственного имущества религиозного назначения - объектов недвижимого имущества комплекса бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК-4.

ТУ Росимущества в Оренбургской области 15.12.2015 направило 15.12.2015 указанное заявление от 30.10.2015 в адрес Росимущество (г. Москва).

Росимущество (г. Москва) в своем письме от 10.06.2016 №06/23543 сообщило о том, что для рассмотрения вопроса о передаче недвижимого имущества необходимо заключение историко-культурной экспертизы о том какие из зданий являются построенными для религиозных видов деятельности, а какие являются вновь построенными объектами для осуществления деятельности колонии.

Также Росимущество (г. Москва) указало, что проведение такой экспертизы запланировано Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области в 2016 году, и, что в случае предоставления указанного заключения историко-культурной экспертизы Росимущество (г. Москва) готово в установленном порядке рассмотреть вопрос о передаче объектов.

Как верно отмечено судом первой инстанции, письмо Росимущества (г. Москва) от 10.06.2016 №06/23543 не содержит ни одного из трех возможных решений, указанных в пункте 1 статьи 7 Закона № 327-ФЗ: о передаче недвижимого имущества, об отказе в его передаче, о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи. Указанное письмо составлено в форме сообщения и носит информационный характер, в связи с чем, заявление Спасо-Преображенского мужского монастыря исх. №12-3 от 30.10.2015 не может считаться рассмотренным Росимуществом (г. Москва) письмом от 10.06.2016 №06/23543.

В статье 8 Закона № 327-ФЗ закреплены основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.

Частью 1 данной статьи предусмотрено, что решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:

1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;

3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;

4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;

5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.

В части 2 данной статьи установлено, что решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:

1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;

2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, возможность передачи испрашиваемого имущества религиозной организации закон ставит в зависимость от цели, в соответствии с которой осуществлялось строительство спорного здания, то есть цели осуществления и обеспечения религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, поучения религии, профессионального религиозного образования, монашеской жизнедеятельности, религиозного почитания (паломничества).

Исполнив поручение Росимущества (г. Москва), религиозная организация получила данные по государственной историко-культурной экспертизе «об обоснованности включения объекта культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач. ХХв. Освящен 4 октября 1853г. (Воспитательная колония)», расположенного по адресу: г.Бузулук, Воспитательная колония, в реестр и об определении категории его историко-культурного значения» заключение историко-культурной экспертизы было направлено заявителем в адрес в Росимущества сопроводительным письмом от 16.10.2018 №12-12 в дополнение к ранее поданному религиозной организацией заявлению от 30.10.2015 №12-3 для принятия решения по заявлению от 30.10.2015.

На основании акта государственной историко-культурной экспертизы Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области был издан приказ №426 от 12.11.2018, которым выявленный объект культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач. ХХв. Освящен 4 октября 1853г. (Воспитательная колония)», расположенный по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, Воспитательная колония, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК №4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96.

Таким образом, здание построено для осуществления и обеспечения монашеской жизнедеятельности и паломничества и полностью отвечает требованиям пункта 1 статьи 2 Закона № 327-ФЗ.

Правомерность и законность приказа №426 от 12.11.2018 о включении спорных объектов единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, была проверена в рамках дела №А47-16701/2018 по заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области к Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области о признании недействительным приказа от 12.11.2018 №426 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX - нач. XX в. Освящен 4 октября 1853 г. (Воспитательная колония)» (г. Бузулук, Воспитательная колония) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении предмета охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия», в части касающейся ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области; об исключении данного объекта из Перечня выявленных объектов культурного наследия, утвержденного вышеуказанным приказом; обязании Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области исключить названный объект из реестра.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу №А47-16701/2018 в удовлетворении требований ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области отказано.

При этом суд указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственным власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении в реестр, урегулированный статьей 10 Закона Оренбургской области от 03.07.2013 №1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области», порядок включения объектов культурного наследия в реестр, урегулированный статьей 18 Закона №73-ФЗ, Министерством соблюден.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу №А47-16701/2018 оставлено без изменений.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 01.10.2020 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области отказано в передаче кассационной жалобы по делу №А47-16701/2018 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом судом установлено, что письма Спасо-Преображенского мужского монастыря от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13 не являются самостоятельными обращениями в уполномоченный орган на основании Федерального закона №327-ФЗ, так как указанные письма от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13 являются сопроводительными письмами, которыми в Росимущество были направлены вновь полученные необходимые документы в дополнение к заявлению от 30.10.2015 №12-3.

В письмах прямо указано, что они направлены в рамках заявления от 30.10.2015 №12-3.

В письме от 14.12.2018 исх. №06/42171 «О рассмотрении обращения религиозной организации» Росимущество сообщило заявителю следующее. По данным акта историко-культурной экспертизы и приказа Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 12.11.2018 №426, сохранившиеся фундаменты церкви Преображения возможны для передачи Религиозной организации только в рамках восстановительных работ памятников культуры после ликвидации учреждения ФСИН России.

Кроме того, согласно указанным документам сохранившееся имущество религиозного назначения комплекса монастыря - северный придел церкви Казанской имеет пристройку нерелигиозного назначения, образующую с бывшей церковью единое здание, в связи с этим передаче в рамках Закона №327-ФЗ в собственность Религиозной организации не подлежит, только в безвозмездное пользование.

Сохранившиеся здания каменной кладовой и трапезной (по данным акта историко-культурной экспертизы) в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 327-ФЗ могут передаваться Религиозной организации после или совместно с имуществом религиозного назначения, либо в комплексе монастыря на вещном праве, на котором передается весь комплекс монастыря.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено использование зданий всех видов собственности на территории учреждений ФСИН России только для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, в связи с этим сохранившиеся объекты религиозного назначения в комплексе бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря могут быть переданы в безвозмездное пользование Религиозной организации для осуществления монашеской жизнедеятельности только в случае ликвидации указанного учреждения ФСИН России.

Информация о ликвидации ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Оренбургской области» в Росимуществе отсутствует.

Как установлено выше, статья 8 Закона №327-ФЗ включает в себя исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения.

Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, в письме от 14.12.2018 Росимущество (г. Москва) по существу сообщает о возможных решениях вопроса передачи этого имущества, но мотивированного решения об отказе в передаче спорного имущества не содержит.

В данном письме указано, что спорные объекты религиозного назначения могут быть переданы в безвозмездное пользование только в случае ликвидации «указанного» учреждения ФСИН России, которое в письме не конкретизировано, отсутствует обоснование, почему в безвозмездное пользование, и как это связано с ликвидацией исправительной колонии.

Данные обстоятельства исключают правомерность заявленного довода апеллянта о рассмотрении обращения религиозной организации от 30.10.2015 №12-13.

В силу вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что письмо Росимущества (г. Москва) от 14.12.2018 исх. №06/42171 составлено в форме сообщения, также носит информационный характер и не содержит никакого властного распоряжения в отношении Спасо-Преображенского мужского монастыря, не является решением по результатам рассмотрения заявления.

Также арбитражный суд первой инстанции  верно исходил из того, что в силу статьи 11 Закона №327-ФЗ уполномоченный орган обязан разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» решение о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, решение о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со статьей 5 Закона №327-ФЗ, решение об отказе в передаче этого имущества в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

При этом, на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интеренет» не была размещена информация о принятии какого-либо решения.

Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.

Исходя из приведенных норм права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, учитывая, что ТУ Росимущества в Оренбургской области и Росимуществом (г. Москва) надлежащим образом не рассмотрено заявление Спасо-Преображенского мужского монастыря исх.№12-3 от 30.10.2015 с учетом дополнительно представленных религиозной организацией документов от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-1 о передаче имущества религиозного назначения и не принято ни одно из решений предусмотренных статьей 7 Закона №327-ФЗ, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований заявителя в части признания незаконными действий ТУ Росимущества в Оренбургской области и Росимуществом (г. Москва), выразившихся в уклонении от принятия решения по заявлению Православной религиозной организации Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 30.10.2015 №12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно обязал заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 30.10.2015 №12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 №12-12 и от 19.11.2018 №12-13 и принятия по нему решения в соответствии с требованиями, установленными положениями статьи 7 Закона №327-ФЗ.

Доводов относительно прекращения производства по требованию заявителя о признании недействительным письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.12.2018 №06/42171 «О рассмотрении обращения религиозной организации», апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.

Доводы заявителя жалобы о том, что Законом №327-ФЗ не предусмотрено изъятие имущества из оперативного управления учреждения ФСИН России, приостановление или возобновление рассмотрения заявления религиозной организации после отказа в передаче, не принимаются судебной коллегией, поскольку указанные обстоятельства не могут являться основанием для нерассмотрения заявления религиозной организации и принятия решения по результатам его рассмотрения.

По тем же основаниям подлежит отклонению довод апеллянта о соответствии критериям заявления религиозной организации в рамках Закона №327-ФЗ.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Следовательно, решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2020 по делу
№ А47-3076/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      В.А. Томилина

Судьи:                                                                                              А.С. Жернаков

                                                                                                          И.Ю. Соколова