ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-19/2015 от 17.02.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-19/2015

г. Челябинск

25 февраля 2015 года

Дело № А47-1328/2014

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышевой И.А., Кузнецова Ю.А.,      

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2014 по делу          № А47-1328/2014 (судья Мирошник А.С.).

Индивидуальный предприниматель ФИО1  (далее - заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным пункта 2.55 протокола комиссии по реализации мер государственной поддержки при Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее заинтересованное лицо, министерство, уполномоченный орган, комиссия) от 08.11.2013 № 16 (с учетом уточнения заявленных требований, сделанного в судебном заседании 04.06.2014).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

 В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что его заявка на получение субсидии из областного бюджета соответствовала требованиям, поскольку к ней были приложены документы, подтверждающие вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта в размере 15% от размера запрашиваемой субсидии.

При этом предприниматель не согласен с выводом суда о том, что данные документы не подтверждают внесение им как предпринимателем средств в развитие бизнеса, поскольку в представленных документах имеется отметки о покупателе, что в совокупности с актом обследования места реализации проекта бизнес-плана от 08.07.2013 подтверждает использование приобретенного предпринимателем оборудования в предпринимательской деятельности, связанной с реализацией бизнес-плана.

Предприниматель ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрено указание в кассовом чеке или товарном чеке реквизитов покупателя.

Также податель апелляционной жалобы ссылается на многочисленные нарушения министерством процедуры рассмотрения его заявки, такие как несоблюдение срока рассмотрения, ошибки при оценке бизнес-проекта, немотивированные изменения, вносимые в решения и протоколы спустя шесть месяцев после их принятия, которые фактически изменяют причину отказа в предоставлении гранта. 

В отзыве уполномоченный орган отклонил доводы апелляционной жалобы предпринимателя, ссылаясь на то, что его заявка не соответствовала требованиям порядка предоставления гранта в виду того, что представленные копии платежных документов не подтверждают оплату произведенных расходов за счет средств субъекта на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса, в частности отсутствуют документа подтверждающие покупку бензинового генератора, заявленного в проекте как приобретаемого за счет собственных средств.

Представленные с заявкой платежные документы не приняты комиссией в подтверждение вложения собственных средств, поскольку не свидетельствуют о том, что денежные средства, потраченные на приобретение товаров, принадлежат и потрачены ФИО1 как индивидуальным предпринимателем.

Также министерство считает, что внесенные изменения в оспариваемый пункт протокола не меняют суть принятого комиссией решения, которое является верным.

Одновременно с апелляционной жалобой предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы, в обоснование которого предприниматель ФИО1 ссылается на отсутствие у него переданных представителю документов, необходимых для составления мотивированной апелляционной жалобы и уклонение представителя от их возврата до 08.12.2014, в подтверждение чего представлен акт сдачи-приема документов от 08.12.2014, подписанный между заявителем и его представителем.

 Министерство в отзыве возражает против удовлетворения ходатайства, ссылаясь на наличие родственных отношений между предпринимателем и его представителем, регистрацию по одному адресу и направление всех документов, связанных с рассмотрением судебного дела, на имя ФИО1.

 Указанную в ходатайстве предпринимателя причину пропуска срока подачи апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции признает уважительной и подтвержденной материалами дела. Предельно допустимый срок восстановления пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы не истек.

Суд апелляционной инстанции с учетом статуса предпринимателя, отсутствия у заявителя и его представителя профессионального юридического опыта, считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 10.07.2012 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории Оренбургской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 09.07.2013 в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п «О порядке предоставления грантов субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса» в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области была подана заявка на предоставление гранта с приложением пакета документов (проект «Лесопилка»).

По итогам рассмотрения заявки комиссией по реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области составлен протокол от 08.11.2013№ 16, в п. 2.55 которого изложено решение об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в выделении гранта, причиной которого указано «вложение собственных средств менее 15%».

22.11.2013 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в министерство с жалобой на решение комиссии по реализации мер государственной поддержки, содержащееся в п. 2.55 протокола № 16 от 08.11.2013.

Министерством в письме от 26.12.2013 № 11/3635 в удовлетворении жалобы предпринимателю ФИО1 было отказано.

Предприниматель, не согласившись с решением, содержащимся в п. 2.55 протокола комиссии № 16 от 08.11.2013, полагая, что оно принято комиссией с нарушением действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные с заявкой документы правомерно не приняты комиссией в подтверждение вложения собственных средств, поскольку не свидетельствуют о том, что денежные средства, потраченные на приобретение товаров, принадлежат и потрачены ФИО1 как индивидуальным предпринимателем. Допущенные комиссией нарушения порядка рассмотрения заявки предпринимателя признаны судом не существенными и не влекущими отмену оспариваемого акта. 

Оценив в  порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2011           № 647-пп в осуществление вышеуказанных полномочий и полномочий, предусмотренных статьей 6 Закона Оренбургской области от 29.09.2009 № 3118/691-IV-ОЗ, утверждена областная целевая программа «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012-2014 годы.

Пунктом 11 раздела III приложения № 2 к названной программе предусмотрена финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в виде программы поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012      № 508-п утвержден «Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса» (далее – Порядок).

Указанный Порядок определяет механизм и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на создание и развитие собственного бизнеса (далее - гранты) за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.

Гранты предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг (далее - субъекты), соответствующим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и зарегистрированным на территории Оренбургской области.

Так, статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели, численность работников у которых не превышает 100 человек, а выручка 400 млн. рублей.

Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования субъектом не менее 15 процентов от размера получаемого гранта. Сумма гранта не может превышать 300 тысяч рублей для одного субъекта.

Гранты предоставляются субъектам, прошедшим краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности. Прохождение краткосрочного обучения не требуется для претендентов, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании либо о профильной переподготовке.

Гранты предоставляются субъектам, срок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица которых составляет на момент обращения за государственной поддержкой не более одного календарного года.

Гранты предоставляются субъектам на финансирование расходов, связанных с началом их предпринимательской деятельности.

Для участия в отборе по предоставлению грантов одновременно с заявкой на участие в отборе (приложение № 1 к настоящему Порядку) субъекты представляют в министерство:

проект бизнес-плана по созданию собственного бизнеса;

копию документа о прохождении краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности или копию диплома о высшем юридическом или экономическом образовании субъекта;

акт обследования по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку;

анкету получателя гранта по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку;

заверенную субъектом копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заверенную субъектом копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

заверенную субъектом копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

копии учредительных документов юридического лица, заверенные субъектом;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащую сведения об основном виде экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки;

справку об отсутствии у субъекта задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, заверенную налоговым органом, по форме № 39-1, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки;

справки об отсутствии у субъекта задолженности по обязательным платежам в Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд Российской Федерации, полученные не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки;

заверенные субъектом копии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов за счет средств субъекта на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса (договоров, счетов-фактур, платежных поручений);

заверенную субъектом справку о создании новых и (или) сохранении действующих рабочих мест в результате реализации бизнес-проекта.

В силу п.  4 Порядка гранты не предоставляются субъектам:

находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

имеющим задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

не зарегистрированным на территории Оренбургской области;

осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

являющимся кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

являющимся участниками соглашений о разделе продукции;

являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

В силу п. 5 Порядка причинами отказа в предоставлении гранта являются:

установление факта представления субъектом недостоверных сведений;

несоответствие субъекта условиям, установленным в пункте 2 настоящего Порядка;

оценка бизнес-проекта субъекта ниже 7 баллов.

Организатором проведения отбора субъектов в целях предоставления им грантов является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое своим приказом утверждает положение о порядке работы и составе экспертной группы и комиссии по реализации мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

После регистрации министерством документы в течение 5 рабочих дней направляются в экспертную группу.

Первичную экспертизу документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, в течение 20 рабочих дней осуществляет член экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (далее - эксперт), о чем составляется заключение. Эксперт проводит проверку документов на их соответствие перечню, установленному пунктом 7 настоящего Порядка, и оформления проекта бизнес-плана. Документы, составленные с нарушением установленного порядка оформления проекта бизнес-плана, возвращаются субъекту с предложением об устранении недостатков. О возврате документов субъект уведомляется письменно в течение 5 дней со дня принятия такого решения. Устранение недостатков субъектом должно быть осуществлено в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления.

После проведенной первичной экспертизы документы направляются на рассмотрение экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (далее - экспертная группа), которая в течение 14 рабочих дней проверяет проект на соответствие условиям, целям получения гранта. Защита бизнес-проекта осуществляется субъектом лично на заседании экспертной группы, где он своими экономически обоснованными расчетами защищает его перспективность и актуальность. Решение экспертной группы о допуске к дальнейшему участию в конкурсе оформляется протоколом, который подписывают все члены экспертной группы, после чего проект направляется на рассмотрение в комиссию по реализации мер государственной поддержки (далее - комиссия).

Экспертная группа обязана в установленные сроки рассмотреть все представленные на конкурс бизнес-проекты и выдать по ним экспертные заключения.

Комиссия рассматривает документы в порядке очередности их регистрации и с учетом протокола заседания экспертной группы принимает решение о предоставлении или отказе в выдаче гранта субъекту, которое фиксируется в протоколе. Протокол подписывают все члены комиссии.

Срок рассмотрения документов на предоставление гранта со дня поступления заявки в министерство до принятия решения комиссией должен составлять не более 45 рабочих дней.

Решение комиссии публикуется на официальном сайте министерства в сети Интернет по адресу: www.oreneconomy.ru (далее - официальный сайт министерства) в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола.

На основании подписанного протокола заседания комиссии министерство в течение 30 календарных дней со дня его опубликования на официальном сайте министерства заключает договоры о предоставлении субсидий с субъектами, в отношении которых принято решение о предоставлении государственной поддержки.

Как следует из материалов дела, 09.07.2013 индивидуальным предпринимателем ФИО1 в министерство было подано заявление на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов на создание и развитие собственного бизнеса (проект «Лесопилка») и пакет документов, предусмотренный Порядком, в том числе, проект бизнес-плана по созданию собственного бизнеса, акт обследования места реализации проекта бизнес-плана от 08.07.2013, документы, подтверждающие оплату произведенных расходов на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса за счет собственных средств и прочее  (т.2, л.д. 13-107).

Членом группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки ФИО2 проведена первичная экспертиза документов, представленных предпринимателем на их соответствие перечню, установленному пунктом 7 Порядка, а также проверка оформления проекта бизнес-плана, по результатом которой дано заключение направить материалы для рассмотрения экспертной группой.

В указанном заключении проект бизнес-плана оценен в 8 балов, оснований для отказа в принятии документов, в том числе в части представления документов, подтверждающих оплату произведенных расходов за счет средств субъекта, не установлено.

14.08.2013 состоялось заседание экспертной группы по рассмотрению заявок, на котором заявитель осуществлял публичную защиту бизнес-проекта «Лесопилка».

По результатам заседания экспертной группы составлен протокол от 14.08.2013 № 6, в п. 1.29 которого рекомендовано допустить к дальнейшему участию в конкурсе ИП ФИО1 и рекомендовать комиссии по реализации мер государственной поддержки отказать в выделении гранта по мотиву вложения собственных средств менее 15%.

08.11.2013 комиссия по реализации мер государственной поддержки приняла протокол № 16, в п. 2.55 которого содержалось решение об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в выдаче гранта.

Заявка предпринимателя была оценена комиссией в 8 баллов, однако основанием для отказа в предоставлении гранта индивидуальному предпринимателю ФИО1, как следует из текста п. 2.55 протокола от 08.11.2013 № 16, явилось «вложение собственных средств менее 15%».

Между тем как следует из материалов дела, вместе с заявлением предпринимателем были представлены документы, подтверждающие оплату произведенных расходов на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса за счет собственных средств: копии договора аренды земельного участка от 01.07.2013, копия договора купли-продажи автотранспортного средства  - автомобиль LADAот 30.01.2013, копия паспорта транспортного средства 63 НВ 633816, копии кассового и товарного чеков на покупку ноутбука  HP Pavilion g6-2205er, а также ноутбука Acer AS E1-531G, копия товарного чека на изготовление визиток, копия кассового чека на покупку модема Мегафон Е352, копии  квитанции и гарантийного талона на покупку ленточной шлифмашины ИНТЕРСКОЛ ЛШМ-76/900, копии товарного чека и гарантийного талона на покупку лобзика МП-65Э-01, копия товарного чека на покупку пилы ДП-235/2000М, копии товарного чека и гарантийного талона на покупку пилы цепной ПЦ-16/2000Т, копии товарного, кассового чеков и гарантийного договора на покупку бензопилы STIL MS 180, копия кассового чека на покупку маски сварщика, копии товарного и гарантийного талона на покупку фрезера МФЗ-ПООЭ, копии товарного чека и гарантийного талона на покупку электрического шуруповёрта Интерскол ДА-14,4ЭР.

Как следует из указанных документов, ФИО1 в период после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя приобретено деревообрабатывающее оборудование, компьютерная оргтехника на сумму 66 848 рублей, автотранспортное средство на сумму 100 000 рублей.

Использование указанного оборудования в предпринимательской деятельности по реализации представленного с заявкой бизнес-плана подтверждается актом обследования места реализации проекта бизнес-плана от 08.07.2013, произведенного комиссией по реализации мер государственной поддержки по адресу <...>, на земельном участке, арендованном предпринимателем на основании договора от 01.07.2013 для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с обработкой и продажей древесины (т.2, л.д. 34-35, 50-59).

Как следует из указанного акта,  на земельном участке расположен навес для пилорамы и строительный вагончик, сырье (лес), материально технические ресурсы с приложением документов на приобретение, в том числе: ноутбук  HP Pavilion g6-2205er, модем Мегафон Е352, лобзик МП-65Э-01, пила ДП-235/2000М, пила цепная ПЦ-16/2000Т, бензопила STIL MS 180, маска сварщика, фрезер МФЗ, шуруповерт Интерскол ДА-14,4ЭР и иные деревообрабатывающие инструменты в исправном состоянии, а также автомобиль LADA.

Одновременно с платежными документами заявителем представлены гарантийные документы на указанное оборудование, имеющие отметки о покупателе - ИП ФИО1

Из совокупности указанных документов апелляционный суд приходит к выводу, что предпринимателем подтверждено вложение собственных средств в развитие бизнеса «Лесопилка» в сумме 166 848 рублей.

При этом действующим законодательством специальных правил по заполнению товарных и кассовых чеков не предусмотрено, для принятия их к бухгалтерскому учету необходимо, чтобы первичные учетные документы содержали реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в числе которых реквизит «Наименование покупателя» отсутствует. При наличии обязательных реквизитов товарный чек соответствует требованиям законодательства и выполняет функции первичного учетного документа, а значит, подтверждает расходы индивидуального предпринимателя. Отсутствие в кассовом, товарном чеке сведений о покупателе либо указание покупателя как частного лица, не является основанием для отказа в принятии данных первичных бухгалтерских документов к учету индивидуальным предпринимателем.

Как указано в Порядке условием предоставления гранта  является  долевое финансирование субъектом не менее 15 процентов от размера получаемого гранта.

Соответственно, с учетом того, что предпринимателем заявлена сумма гранта в размере 300 000 рублей, условие о долевом финансировании 15% от суммы гранта (45 000 рублей) им выполнено.

Тот факт, что предпринимателем в приложении к проекту бизнес-плана  по созданию собственного бизнеса указано, что приобретение именно бензинового генератора (электростанции) стоимостью 50 000 рублей планируется осуществить за счет собственных средств, в то время как фактически документов, подтверждающих его приобретение не представлено, не имеет правового значения, поскольку Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства не конкретизирует какие именно вложения должен произвести предприниматель, а лишь ставит условие об их объеме (15%), что предполагает, что заявитель вправе произвести долевое финансирование любых расходов, предусмотренных бизнес-планом.

При этом как следует из п. 4 проекта бизнес-плана, представленного предпринимателем, общая смета расходов на реализацию проекта включает затраты на машины, станки, оборудование в сумме 219 870 рублей за счет собственных средств и 300 000 рублей за счет предоставления спорного гранта.

При этом обязательство по приобретению машин, станков, оборудования на сумму 166 848 рублей за счет собственных средств предпринимателем на момент обращения с заявкой уже выполнено, о чем представлены подтверждающие документы.

Следовательно, комиссией по реализации мер государственной поддержки неправомерно отказано предпринимателю в предоставлении гранта по мотиву вложения собственных средств менее 15%.

Между тем, как следует из материалов дела, протоколом № 1 от 16.05.2014 заседания экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (часть первая и часть вторая) были внесены изменения в п. 1.29 п. 1 протокола заседания экспертной группы от 14.08.2013 № 6 и в п. 2.55. п. 2 протокола заседания комиссия по реализации мер государственной поддержки от 08.11.2013 № 16, а именно: заявка предпринимателя ФИО1 на основании представленных документов, заключения эксперта по проекту, областной экспертной группой оценена в 6 баллов, основание для отказа в предоставлении гранта указано как «вложение собственных средств документально не подтверждено».

Между тем суд апелляционной инстанции также не может признать такое основание отказа в предоставлении гранта законным в силу следующего.

Пунктом  11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства оценка бизнес-проектов производится по следующим критериям:

а) вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта в размере:

от 20 до 30 процентов - 1 балл;

от 30 до 50 процентов - 2 балла;

от 50 до 70 процентов - 3 балла;

от 70 до 100 процентов - 4 балла;

свыше 100 процентов - 5 баллов;

б) создание и сохранение новых рабочих мест:

сохранение рабочих мест - 1 балл;

создание и сохранение 1 нового рабочего места - 2 балла;

создание и сохранение от 2 до 4 новых рабочих мест - 3 балла;

создание и сохранение от 5 до 10 новых рабочих мест - 4 балла;

создание и сохранение свыше 10 новых рабочих мест - 5 баллов;

в) качество представленного бизнес-плана и критерии его оценки:

бизнес-план детально проработан, деятельность отражена в динамике (не менее 3-х лет), экономические показатели подтверждены расчетами, анализом данного вида деятельности и полноценно отражают перспективы деятельности субъекта малого предпринимательства - от 8 до 10 баллов;

бизнес-план отражает существующую ситуацию в деятельности субъекта, экономические показатели подтверждены расчетами, анализом данного вида деятельности, отсутствуют динамика и перспективы развития деятельности субъекта - от 5 до 7 баллов;

бизнес-план отражает существующую ситуацию в деятельности субъекта, в расчете экономических показателей есть несущественные несоответствия, отсутствуют анализ данного вида деятельности, динамика и перспективы развития деятельности субъекта - от 1 до 4 баллов;

бизнес-план не отражает существующую деятельность субъекта, в расчетах и анализе есть неточности и несоответствия либо расчеты отсутствуют, отсутствуют динамика, анализ и перспективы развития деятельности - 0 баллов.

Как следует из материалов дела в заключении члена группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки ФИО2, в п. 1.29 протокола заседания экспертной группы, в п. 2.55 протокола заседания комиссия по реализации мер государственной поддержки от 08.11.2013 № 16 проект бизнес-плана предпринимателя первоначально оценен в 8 балов, в том числе:

а) вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта - 2 балла,

б) создание и сохранение новых рабочих мест - 3 балла,

в) качество представленного бизнес-плана - 3 балла.

Однако в  результате изменений, внесенных протоколом № 1 от 16.05.2014 заседания экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (часть первая и часть вторая) оценка бизнес-проекта по критерию а) вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта оценена в 0 баллов с указанием на то, что «вложение собственных средств документально не подтверждено».

Между тем, как следует из п. 4 проекта бизнес-плана, представленного предпринимателем, общая смета расходов на реализацию проекта составляет 7 902 894 рублей, из которых 300 000 - предоставление гранта, а 7 602 894 рублей - собственные средств предпринимателя, что составляет 96% от общей сметы вложений в реализацию бизнес-проекта.

При этом пунктом 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства не уточняется, что все денежные средств, планируемые к вложению в реализацию бизнес-проекта должны быть внесены (оплачены) на момент начала его реализации или обращения с заявлением о выдаче гранта.

Представленный предпринимателем бизнес-план охватывал период 2 полугодие 2013 - 2014 гг. и предполагал поэтапное внесение средств на его реализацию, в том числе за счет получаемой выручки.

В пункте  11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства оценка критерия а) вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта если предполагалась в зависимости от оплаченной суммы расходов по отношению к запрашиваемому гранту, то есть как доля софинансирования, то документально подтвержденные предпринимателем расходы в сумме 166 848 рублей, как указывалось ранее, составляет более 50% от суммы испрашиваемого гранта 300 000 рублей, и могли быть оценены в соответствии с п. 11 Правил в 3 балла.

Спора о сумме баллов по двум остальным критериям: 3 балла - создание и сохранение новых рабочих мест (сохранение 1 места и создание 2 новых рабочих мест) и 3 балла - качество представленного бизнес-плана, между сторонами не имеется

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных выводов, у комиссии по реализации мер государственной поддержки не имелось оснований для оценки критерия вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта предпринимателем менее чем в два балла или исключения данного критерия из общей оценки бизнес-проекта, а,  соответственно, указанные комиссией основания к отказу в предоставлении предпринимателю гранта как до, так и после внесения изменений в  п. 2.55 протокола заседания комиссия по реализации мер государственной поддержки от 08.11.2013 № 16, не основаны на положениях Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, а потому соответствующий пункт протокола, в котором выражен отказ в предоставлении гранта индивидуальному предпринимателю ФИО1, подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах довод заинтересованного лица, о том, что допущенные комиссией нарушения порядка рассмотрения заявки предпринимателя не являются существенными, несмотря на его обоснованность, отклоняется апелляционным судом, как не имеющий правового значения с учетом незаконности принятого комиссией решения, изложенного в  п. 2.55 протокола от 08.11.2013 № 16.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, как несоответствующее обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.

В связи с удовлетворением заявленных требований, а также апелляционной жалобы, судебные расходы, понесенные предпринимателем, в связи с рассмотрением настоящего дела, подлежат взысканию в его пользу с заинтересованного лица.

Излишне уплаченная чеком-ордером Филиала № 6991/0628 Самарского отделения № 6991  от 15.12.2014 государственная пошлина в сумме 100 рублей  подлежит возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2014 по делу          № А47-1328/2014 отменить.

Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным  пункт 2.55 протокола комиссии по реализации мер государственной поддержки при Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 08.11.2013 № 16.

Взыскать с Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой  и апелляционной инстанции в сумме 300 (триста) рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную чеком-ордером Филиала № 6991/0628 Самарского отделения № 6991  от 15.12.2014 государственную пошлину в сумме 100 (сто) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                  Е.В. Бояршинова

Судьи:                                                                                       И.А. Малышева

                                                                                            Ю.А. Кузнецов