ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-2291/16 от 22.03.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2291/2016

г. Челябинск

22 марта 2016 года

Дело № А07-16624/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2016 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 января 2016 года по делу № А07-16624/2015 (судья Ахметова Г.Ф.).

В заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан ФИО1 (доверенность от 29.12.2015 № 231).

Общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее – заявитель, ООО "Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания от 13.04.2015, вынесенного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Республике Башкортостан) (с учетом уточнения заявленных требований, т. 1, л.д. 107 - 109).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом удовлетворены.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Республике Башкортостан просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу с ограниченной ответственностью "Союз" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заинтересованное лицо в частности указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что правообладателем недвижимого имущества - нежилого помещения литер А и земельного участка, расположенных по адресу: <...>, является Российская Федерация, в связи с чем, в соответствии с п. 3.17 Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.10.2011 № 598 (далее - Административный регламент), на основании поручения Росимущества от 26.01.2015 № ЕМ-14/2472, ТУ Росимущества в Республике Башкортостан была проведена внеплановая проверка недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанному адресу. При этом исходя из положений п. п. 3.18, 3.24 Административного регламента, какой-либо срок для принятия решения о проведении соответствующих мероприятий не установлен, равно как, не установлена обязанность по извещению о проведении соответствующих мероприятий лиц, не являющихся правообладателями (пользователями) недвижимого имущества. В данном случае, как указывает податель апелляционной жалобы, между ООО "Союз" и ТУ Росимущества в Республике Башкортостан не существует договорных правоотношений, в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствует обязанность по уведомлению заявителя о проведении проверки, в том числе, исходя из условий статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Помимо данного, податель апелляционной жалобы указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.11.2015 по делу № А07-22064/2015 удовлетворено заявление заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора о привлечении ООО "Союз" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом в рамках дела об административном правонарушении установлен и доказан факт использования обществом объекта нежилого фонда и земельного участка без надлежаще оформленных документов. Также по мнению подателя апелляционной жалобы, в данном случае отсутствует совокупность условий в целях удовлетворения требований, заявленных ООО "Союз".

В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Союз" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью "Союз", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Союз".

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях признания недействительным оспариваемого предписания.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан 13.03.2015 было издано распоряжение № 61/Расп (т. 1, л.д. 60, 61), которым, со ссылкой на поручение Росимущества от 26.01.2015 № ЕМ-14/2472 (в материалы дела № А07-16624/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан не представлено), было решено провести 17.03.2015 внеплановую проверку фактического использования недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>.

По результатам проверки ТУ Росимущества в Республике Башкортостан 31.03.2015 был составлен акт внепланово-тематической проверки использования федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного по адресу: <...> (т. 1, л.д. 61 - 66), в котором заинтересованным лицом зафиксирован факт использования обществом с ограниченной ответственностью "Союз" четырех объектов недвижимого имущества, расположенного на упомянутом земельном участке.

При этом сам акт проверки, как таковой, не содержит описания незаконного пользования обществом с ограниченной ответственностью "Союз", каких-либо объектов недвижимого имущества, однако, в пункте 7 акта "Рекомендации и предложения по обеспечению сохранности объектов проверки, а также их целевого использования" (т. 1, л.д. 66), заинтересованным лицом было указано на то, что руководителю ООО "Союз" следует обратиться в ТУ Росимущества в РБ для заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка и дополнительного соглашения договора аренды производственной базы, предоставить в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан имеющиеся документы и сведения на земельный участок и расположенные на нем объекты, оплатить задолженность, образовавшуюся с 2007 года за фактическое пользование земельным участком.

Заинтересованным лицом заявителю 13.04.2015 выдано предписание об устранении выявленных нарушений (т. 1, л.д. 48 - 50), которым обществу предписывалось: 1) произвести соответствующие действия по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в установленные сроки; 2) письменно сообщить в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в месячный срок с момента получения данного предписания об устранении, ходе устранения, причине неустранения указанных нарушений, предоставив копии документов, подтверждающих выполнение настоящего предписания, и ежемесячно до полного устранения нарушений сообщать в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан о ходе устранения.

Предписание также содержит ссылку на нормы ст. ст. 19.4, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми, ООО "Союз" несет ответственность за невыполнение предписания в срок.

Вместе с тем, описание вмененных заявителю нарушений, приведено в оспариваемом обществом предписании, следующим образом:

1) описание нарушения: нежилое помещение (литера А), общей площадью 882,5 кв.м, расположенное по адресу: РБ, <...>, используется (без каких-либо оснований) ООО "Союз", как административное здание, в котором располагаются сотрудники администрации ООО "Союз"; квалификация нарушения: глава 34 ГК РФ; меры по устранению нарушения: генеральному директору ООО "Союз" обратиться в ТУ Росимущества в Республике Башкортостане для заключения договора аренды на производственную базу, расположенную по адресу: РБ, <...>; срок устранения нарушения - до 01.06.2015;

2) описание нарушения: земельный участок используется на основании договора аренды земельного участка от 02.07.2003 № 187 сроком с 02.07.2003 по 05.07.2024, арендодателем является администрация г. Ишимбая и Ишимбайского района, арендатором - ООО "Союз"; квалификация нарушения: глава 34 ГК РФ, Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ); меры по устранению нарушения: генеральному директору ООО "Союз" обратиться в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан для заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 02.07.2003 № 187, в связи со сменой собственника и перерасчета арендной платы; срок устранения нарушения - до 01.06.2015;

3) описание нарушения: в ходе проверки выявлено, что на земельном участке общей площадью 4300 кв.м, с кадастровым номером 02:58:040202:6, расположенном по адресу: РБ, <...>, находится 4 объекта; квалификация нарушения: постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 "О совершенствовании учета федерального имущества; меры по устранению нарушения: предоставить в адрес ТУ Росимущества в РБ имеющиеся сведения и документы на земельный участок и объекты, расположенные по адресу: РБ, <...>; срок устранения нарушения - до 01.06.2015;

4) описание нарушения: на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2007 № А07-1567/07-Г-ВМХ, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2008 № А07-1567/2008 производственная база и земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <...> являются собственностью Российской Федерации. Арендная плата за использование вышеуказанных объектов ООО "Союз" не производилась; квалификация нарушения: статья 614 ГК РФ; меры по устранению нарушения: ООО "Союз" оплатить задолженность, образовавшуюся за фактическое пользование земельным участком и помещениями, расположенными по адресу: РБ, <...>; срок устранения нарушения - по мере выставления счета ТУ Росимущества в Республике Башкортостан ООО "Союз" за пользование федеральным недвижимым имуществом.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Пунктом 1.1 Административного регламента установлено, что настоящий административный регламент по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - Административный регламент, государственная функция), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) государственной функции по проведению в пределах своей компетенции проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, в том числе по назначению и проведению документарных и выездных проверок федеральных государственных унитарных предприятий (в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества) и федеральных государственных учреждений, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества при осуществлении контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Согласно пункту 1.2 Административного регламента, в настоящем Административном регламенте под проверкой понимается совокупность проводимых работниками Росимущества и территориальных органов Росимущества мероприятий по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

В силу условий пункта 1.5 Административного регламента, предметом проведения проверок является соблюдение правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества. Предмет проверки определяется исходя из задач проведения проверок: 1) для проверок по направлению сведений об имуществе; 2) для проверок фактов о направлении сведений о правоустанавливающих документах; 3) для проверок по направлению сведений о сохранности федерального имущества; 4) для проверок фактов направления сведений о правомерности распоряжения имуществом; 5) для проверок по направлению сведений об эффективности использования федерального имущества; 6) для проверок по направлению сведений о правообладателях (пользователях) федерального имущества.

Согласно пункту 1.6 Административного регламента, должностные лица, проводящие проверки, при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) Росимущества о проведении проверки вправе:

- запрашивать и получать в полном объеме необходимые для проведения проверки документы (в том числе их копии, как на бумажном, так и на электронном носителе), а именно:

а) учредительные документы правообладателя (пользователя);

б) утвержденные в установленном порядке программу деятельности предприятия и стратегию развития предприятия на 3 - 5 лет;

в) документы, подтверждающие полномочия должностных лиц предприятия;

г) сведения из единого государственного реестра юридических лиц, находящиеся в распоряжении правообладателя (пользователя);

д) сведения о наличии процедуры исполнительного производства или банкротства правообладателя (пользователя);

е) справка о численности работников предприятия;

ж) сведения об участии правообладателя (пользователя) в уставных капиталах юридических лиц;

з) сведения об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности пользователя (правообладателя);

- получать устные и письменные объяснения по вопросам деятельности правообладателя (пользователя) в рамках предмета проверки;

- находиться на территории и в служебных помещениях проверяемого правообладателя (пользователя);

- вносить, выносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами.

Согласно пункту 3.3 Административного регламента, основанием включения предмета проверки в план-график проверок являются: 1) включение федерального государственного унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества; 2) невнесение в реестр федерального имущества сведений об имуществе федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения; 3) истечение трех лет с момента предыдущей проверки; 4) социально-экономическая значимость правообладателя (пользователя); 5) неудовлетворительные результаты деятельности правообладателя (пользователя).

В соответствии с пунктом 3.39 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры являются следующие действия:

1) получение в установленный срок от правообладателя (пользователя) подписанного акта проверки;

2) внесение в акт проверки информации о неполучении от правообладателя (пользователя) подписанного акта проверки в установленный срок.

В силу условий пункта 3.40 Административного регламента, по результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества готовит и направляет следующие документы:

1) предписание об устранении выявленных нарушений в адрес соответствующего правообладателя (пользователя) о необходимости устранения выявленных нарушений;

2) служебную записку в адрес курирующего соответствующую отрасль структурного подразделения Росимущества, территориального органа Росимущества о необходимости принятия решения о правомерном изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за федеральным казенным предприятием или федеральным государственным учреждением;

3) служебную записку о необходимости защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации в адрес структурного подразделения Росимущества, территориального органа Росимущества, осуществляющего от имени Российской Федерации указанные действия в соответствии со своими полномочиями;

4) предложения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие, о прекращении в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора с руководителем соответствующего предприятия;

5) обращения в органы внутренних дел, прокуратуры, иные правоохранительные или контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушений проверяемыми лицами, использующими государственное имущество, требований законодательства, контроль за соблюдением которого не относится к компетенции Росимущества.

Указанные документы должны содержать предложения по устранению выявленных по итогам проверки нарушений. К ним должен прилагаться акт проверки со всеми относящимися к нему документами (в том числе особые мнения уполномоченных лиц, осуществлявших проверку, письменные объяснения и возражения правообладателя (пользователя) при их наличии).

Общество с ограниченной ответственностью "Союз", как следует из имеющихся в деле № А07-16624/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательств, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, не является правообладателем либо пользователем имущества, находящегося в федеральной собственности, - в связи с чем, у ТУ Росимущества в Республике Башкортостан отсутствовали правовые основания проведения соответствующих проверочных мероприятий в отношении общества с ограниченной ответственностью "Союз", равно как, и само распоряжение ТУ Росимущества в Республике Башкортостан было издано в отношении проведения внеплановой проверки фактического использования недвижимого имущества, но, не в отношении проведения каких-либо проверочных мероприятий общества с ограниченной ответственностью "Союз".

Соответственно, установив при проведении внеплановой проверки фактического использования недвижимого имущества, определенные обстоятельства относительно общества с ограниченной ответственностью "Союз", - у ТУ Росимущества в Республике Башкортостан не возникло правовых оснований для выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Союз", предписания, как меры административного воздействия на заявителя (в порядке, определенном упомянутым Административным регламентом), так как соответствующие спорные вопросы между заинтересованным лицом и заявителем, подлежат разрешению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в настоящем случае, имеет место быть, учитывая, что оспариваемое заявителем предписание, в случае его невыполнения обществом с ограниченной ответственностью "Союз", влечет за собой применение к обществу мер административной ответственности, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылки подателя апелляционной жалобы на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-22064/2015, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанный судебный акт не создает преюдиции по отношению к спору, рассмотренному в рамках настоящего дела, равно как, судебные акты. принятые по делу № А07-22064/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан, не содержат каких-либо выводов относительно проверки, проведенной ТУ Росимущества в Республике Башкортостан.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 января 2016 года по делу № А07-16624/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья М.Б. Малышев

Судьи: В.Ю. Костин

А.А. Арямов