ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-268/2019
г. Челябинск | |
26 февраля 2019 года | Дело № А76-17716/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2018 по делу № А76-17716/2018 (судья Орлов А.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области, Управления Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области – ФИО1 (доверенность № 04-1-14/221 от 11.01.2019, доверенность № 06-31/1/029 от 06.02.19).
Общество с ограниченной ответственностью Торговая Компания «Гуливер» (далее - заявитель, ООО ТК «Гуливер», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, МИФНС России № 22 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе принять налоговые декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года и налогу на прибыль за 2017 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее третье лицо, УФНС по Челябинской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.11.2018 (резолютивная часть решения объявлена 27.11.2018) требования ООО ТК «Гуливер» удовлетворены: действия инспекции, выразившиеся в отказе принять налоговые декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года и налогу на прибыль за 2017 год признаны недействительными.
МИФНС России № 22 по Челябинской области (далее также – податель жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы МИФНС России № 22 по Челябинской области указывает, что инспекцией сделан вывод о том, что в отношении ФИО2 как учредителя ООО ТК «Гуливер» в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. Кроме того, 15.11.2018 внесена запись в ЕГРЮЛ р недостоверности сведений об адресе регистрации ООО ТК «Гуливер». Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2017 года, по налогу на прибыль организаций за 2017 год представлены в инспекцию неуполномоченным лицом, не являющимся руководителем общества, что противоречит пункту 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился. ООО ТК «Гуливер» представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО ТК «Гуливер» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2016 по юридическому адресу <...>, офис 13а, поставлено на налоговый учет в МИФНС России № 22 по Челябинской области, учредителями ООО ТК «Гуливер» при регистрации указаны ФИО2 и ФИО3 (т. 1 л.д. 33-37).
В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, при регистрации общества указан ФИО2.
Обществом 15.01.2018 в ИФНС России по Центральному району г. Челябинска в электронном виде представлены декларация по НДС за 4 квартал 2017 года, налогу на прибыль за 2017 год, заверенные электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП).
Указанные документы не приняты инспекцией, о чем сформированы уведомления 15.01.2018 (т.1 л.д.26-27, 29-30).
Основанием для отказа в приеме декларации явилось установленное инспекцией обстоятельство, свидетельствующее о представлении налоговой декларации неуполномоченными лицами с нарушением требований пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обществом в Управление подана жалоба на бездействие инспекции, выраженное в непринятии налоговой декларации.
Решением УФНС по Челябинской области от 06.04.2018 № 16-07/001846 жалоба общества оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.40-42).
Не согласившись с действиями инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа в принятии налоговых деклараций общества по НДС за 4 квартал 2017 года и налогу на прибыль за 2017 год у инспекциине имелось.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларацияпредставляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что обществом 15.01.2018 представлены в налоговый орган в электронной форме налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, налогу на прибыль за 2017 год; из протокола допроса от 05.04.2018 № б/н ФИО3 следует, что он не является учредителем ООО ТК «Гулливер». В ходе допроса ФИО3 сообщил, что не знает, кто является руководителем ООО ТК «Гулливер», ФИО2 не знаком, на должность руководителя ООО ТК «Гулливер» ФИО3 ФИО2 не назначал, фактическое участие в деятельности ООО ТК «Гулливер» ФИО3 не принимает.
В этой связи, 27.06.2018 в МИФНС России №17 по Челябинской области (регистрирующий орган) заинтересованным лицом (Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области) представлено заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в отношении ФИО2 как об учредителе ООО ТК «Гулливер» на основании протокола допроса свидетеля (ФИО3) от 05.04.2018 б/н.
К основаниям для отказа в приеме налоговой отчетности, указанным в
пункте 28 Административного регламента, относятся: отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица – уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 данного Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента (пункт 213 Административного регламента.
На основании пункта 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленные
налоговые декларации по НДС, налогу на прибыль подписаны директором общества ФИО3, статус которого в качестве директора общества на момент подачи декларации подтверждался сведениями из ЕГРЮЛ; протоколы допроса свидетелей не могут быть признаны достаточными доказательствами подписания заявления неуполномоченным лицом; ни налоговым законодательством, ни Административным регламентом для целей принятия инспекцией налоговой отчетности не установлены такие полномочия как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.
Приведенные налоговым органом обстоятельства могли быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации, но не могут служить основанием для отказа в принятии декларации; неосуществление обществом финансово-хозяйственной деятельности, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в налоговой декларации, подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
На налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом.
Деятельность налогового органа по реализации функции по принятию
налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового
органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг» является государственной услугой, на которую распространяются требования указанного закона.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
То, что функция по приему налоговой декларации является
государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента.
Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право налогоплательщика на получение государственной или муниципальной услуги.
Так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований, установленных пунктом 28 Административного регламента, соответствующим и своевременным ее оказанием будет являться выполнение действий, предусмотренных пунктом 215 Административного регламента, а именно в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) осуществляется регистрация налоговой декларации; формируется квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); отправляется квитанция о приеме заявителю.
На основании исследования установленных фактических обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в принятии налоговой деклараций по НДС за 4 квартал 2017 года, по налогу на прибыль за 2017 год у инспекции не имелось, поскольку данный отказ препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению налоговой декларации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2018 по делу № А76-17716/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.А. Иванова
Судьи: А.А. Арямов
Е.В. Бояршинова