ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3051/2015 от 13.04.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3051/2015

г. Челябинск

17 апреля 2015 года

Дело № А76-243/2014

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Южно – Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2015 по делу № А76-243/2014 (судья Мрез И.В.).

В заседании приняли участие представитель прокурора Челябинской области Кашапова Р.М. (удостоверение).

Прокурор Челябинской области (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Аргаяшского муниципального района (далее – Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 07.10.2008 № 2329 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», устранении допущенного нарушения путем восстановления положения, существовавшего до момента издания оспариваемого постановления, и внесения в государственной кадастр недвижимости  (далее - ГКН) записи об измененном виде разрешенного использования с «для ведения дачно-садового хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства» (т. 1 л.д. 4-11).

Указанное заявление принято к производству, делу присвоен № А76-243/2014.

Прокурор также обратился в арбитражный суд к Администрации с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 10.01.2008 № 15 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» (т. 4 л.д. 7-13).

Указанное заявление принято к производству, делу присвоен № А76-244/2014.

Определением суда от 08.04.2014 дела № А76-243/2014 и № А76-244/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А76-243/2014 (т. 3 л.д. 47-48).

Прокурор неоднократно уточнял заявленные им требования и окончательно просил признать недействительным постановление главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 10.01.2008 № 15 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»; устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия указанного постановления: изменить в ГКН  запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0025, площадью 61000 кв.м (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1820 м по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»; устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0032, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1680 м по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»; признать недействительным постановление главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 07.10.2008 № 2329 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»; устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия указанного постановления: изменить в ГКН запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка общей площадью 244000 кв.м с кадастровым номером 74:02:0412001:722, расположенного по адресу: Челябинская область, Арагаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота в 2220 метрах по направлению на северо-восток от поселка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»; устранить допущенное нарушение путем изменения в
ГКН записи об измененном виде разрешенного использования с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» по следующим земельным участкам с кадастровыми номерами: 74:02:0412001:732, 74:02:0412001:733, 74:02:0412001:734, 74:02:0412001:735, 74:02:0412001:736, 74:02:0412001:737, 74:02:0412001:738, 74:02:0412001:739, 74:02:0412001:740, 74:02:0412001:841; 74:02:0412001:459, 74:02:0412001:460, 74:02:0412001:461, 74:02:0412001:462, 74:02:0412001:463, 74:02:0412001:464, 74:02:0412001:465, 74:02:0412001:466, 74:02:0412001:467, 74:02:0412001:468, 74:02:0412001:469, 74:02:0412001:470, 74:02:0412001:474, 74:02:0412001:475, 74:02:0412001:1678, 74:02:0412001:1679, 74:02:0412001:1024, 74:02:0412001:1025, 74:02:0412001:1686, 74:02:0412001:687; 74:02:0412001:1690, 74:02:0412001:1691, 74:02:0412001:1028, 74:02:0412001:450, 74:02:0412001:451, 74:02:0412001:452, 74:02:0412001:453, 74:02:0412001:454, 74:02:0412001:455, 74:02:0412001:1680, 74:02:0412001:1681, 74:02:0412001:1684, 74:02:0412001:1685, 74:02:0412001:1034, 74:02:0412001:1029, 74:02:0412001:1682, 74:02:0412001:1683, 74:02:0412001:1031, 74:02:0412001:1032 (т. 8 л.д. 110-114).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области (далее – кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Нижнее-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (Роспотребнадзор), дачно-садоводческое некоммерческое товарищество «Жаворонки» на оз. Аргази (далее – ДСНТ «Жаворонки»), открытое акционерное общество  «Южно-уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» (далее – общество «ЮУ КЖСИ»), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2015 (резолютивная часть от 29.01.2015) требования прокурора удовлетворены.

С указанным решением не согласилось общество «ЮУ КЖСИ» (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Податель жалобы полагает, что судом не применены нормы ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ), в силу которых допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческому объединению граждан. Спорные земельные участки были предоставлены некоммерческому объединению граждан (ДСНТ «Жаворонки») по акту выбора, то есть с соблюдением указанного порядка, и учетом положений ст.ст. 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) такие участки могут использоваться в том числе для ведения садоводства и дачного строительства.

В силу этого и с учетом нормы ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) апеллянт полагает, что изменение категории земельного участка сельскохозяйственного назначения при изменении вида разрешённого использования участка с «личного подсобного хозяйства» на «для ведения дачного хозяйства» не требуется, поскольку указанные виды находятся в пределах одной категории и одной территориальной зоны – земли сельскохозяйственного назначения. С учетом утверждения в установленном порядке проекта планировки территории ДСНТ «Жаворонки», наличия спорных земельных участков в схеме территориального планирования Аргаяшского муниципального района как территории садоводческих, некоммерческих товариществ, садовых некоммерческих товариществ апеллянт полагает, что изменение вида разрешённого использования земельных участков может осуществляться в порядке ч. 5 п. 1 ст. 4 и ст. 4.1 ГрК.

Апеллянт допускает возможные нарушения Администрацией порядка изменения вида разрешённого использования земельных участков в силу непроведения публичных слушаний, а также в силу нахождения земельных участков в частной собственности, однако считает невозможным применение судом такого способа защиты как восстановление в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) записи о виде разрешенного использования земельных участков. Отмечает, что проект планировки территории реализован в полном объеме в силу завершения строительства спорной территории объектами капитального строительства, предусмотренных проектом, в 2011 году.

Апеллянт также считает неправомерным и противоречащим п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» восстановление судом срока на обжалование ненормативных актов, который начинает течь с момента их издания. Кроме того, прокурором не обоснована уважительность причин пропуска срока, в частности, принятие мер прокурорского реагирования для выявления нарушений. При этом отмечает, что объявление о создании ДСНТ «Жаворонки», а также распространение рекламной информации о застройке земельных участков осуществлялось публично, участки находятся в зоне свободного доступа, в силу чего объективные обстоятельства, препятствовавшие прокурору своевременно обратиться в суд, отсутствовали.

Прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.

С учётом мнения представителя прокурора и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель прокурора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2007 главой Администрацией Аргаяшского муниципального района издано постановление № 993 об утверждении проекта планировки территории ДСНТ «Жаворонки» на оз. Аргази в Аргаяшском районе (т. 1 л.д. 21, 64-87).

Администрацией также утвержден ДСНТ «Жаворонки» акт выбора земельного участка площадью 36 га, расположенный северо-восточнее п. Аргази на расстоянии 1700-1300 м, от вдхр. Аргаяшское на расстоянии 50 м (т. 6 л.д. 3-10).

Согласно письму Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области от 15.03.2007 № 10/741 (т. 6 л.д. 11), адресованному председателю ДСНТ «Жаворонки», испрашиваемый по акту выбора земельный участок под проектирование генплана для размещения ДСНТ «Жаворонки» расположен в 1 и 2 поясе зоны санитарной охраны озера Аргази, являющего памятником природы регионального значения (решение Челябинского облисполкома от 21.02.1986 № 29-П).

Органом кадастрового учета осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:0025, 74:02:0412001:0032, 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031 (т. 4 л.д. 39-40, 65-66, 123-124). Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании договоров купли продажи земельных участков от 01.10.2007 №№ 04-01/8-55-07, 04-01/8-54-07, 04-01/8-53-07, 04-01/8-51-07, 04-01/8-50-07 общество «Южно-Уральское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» приобрело у общества с ограниченной ответственностью «Гранд» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (т. 2 л.д. 21-47).

Председатель ДСНТ «Жаворонки» ФИО10 обратился к главе Администрации Аргаяшского муниципального района с заявлением о разрешении изменить вид разрешенного использования земельного участка с «личного подсобного хозяйства» на дачное хозяйство». Указанное заявление поступило в Администрацию 27.11.2007 (т. 1 л.д. 140).

Постановлением главы Администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:0025, 74:02:0412001:0032, 74:02:0412001:0045, 74:02:0412001:0023, 74:02:0412001:0035, 74:02:0412001:0031 с ведения личного подсобного хозяйства на ведение дачно-садоводческого хозяйства (т. 4 л.д. 15-16).

29.09.2008 осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:722 площадью 244000 кв.м, который образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031, на основании поступивших в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 24.09.2008 № К02/08-2752 и описания земельных участков от 19.09.2008, подготовленного ООО «УралЗемля». Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 40-45).

Постановлением главы Администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:04 12 001:722 с ведения личного подсобного хозяйства на ведение дачно-садоводческого хозяйства (т. 1 л.д. 13).

24.10.2008 Территориальным отделом № 3 Роснедвижимости принято решение об учете изменений, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:04 12 001:722 изменен с ведения личного подсобного хозяйств» на ведение дачно-садоводческого хозяйства (т. 1 л.д. 52, 54-62).

На основании решения № 2 от 20.10.2008 общества «ЮУ КЖСИ» (т. 1 л.д. 22-23) земельный участок с кадастровым номером 74:02:04 12 001:722, расположенный на территории ДСНТ «Жаворнки» в Аргаяшском районе, в целях осуществления застройки дачными строениями, в соответствии с утвержденным Генеральным планом застройки территории ДСНТ «Жаворонки» разделен на 110 земельных участков: 74:02:0412001:732, 74:02:0412001:733, 74:02:0412001:734, 74:02:0412001:735, 74:02:0412001:736, 74:02:0412001:737, 74:02:0412001:738, 74:02:0412001:739, 74:02:0412001:740, 74:02:0412001:741, 74:02:0412001:742, 74:02:0412001:743, 74:02:0412001:744, 74:02:0412001:745, 74:02:0412001:746, 74:02:0412001:747, 74:02:0412001:748, 74:02:0412001:749, 74:02:0412001:750, 74:02:0412001:751, 74:02:0412001:752, 74:02:0412001:753, 74:02:0412001:754, 74:02:0412001:755, 74:02:0412001:756, 74:02:0412001:757, 74:02:0412001:758, 74:02:0412001:759, 74:02:0412001:760, 74:02:0412001:761, 74:02:0412001:762, 74:02:0412001:763, 74:02:0412001:764, 74:02:0412001:765, 74:02:0412001:766, 74:02:0412001:767, 74:02:0412001:768, 74:02:0412001:769, 74:02:0412001:770, 74:02:0412001:771, 74:02:0412001:772, 74:02:0412001:773, 74:02:0412001:774, 74:02:0412001:775, 74:02:0412001:776, 74:02:0412001:777, 74:02:0412001:778, 74:02:0412001:779, 74:02:0412001:780, 74:02:0412001:781, 74:02:0412001:782, 74:02:0412001:783, 74:02:0412001:784, 74:02:0412001:785, 74:02:0412001:786, 74:02:0412001:787, 74:02:0412001:788, 74:02:0412001:789, 74:02:0412001:790, 74:02:0412001:791, 74:02:0412001:792, 74:02:0412001:793, 74:02:0412001:794, 74:02:0412001:795, 74:02:0412001:796, 74:02:0412001:797, 74:02:0412001:798, 74:02:0412001:799, 74:02:0412001:800, 74:02:0412001:801, 74:02:0412001:802, 74:02:0412001:803, 74:02:0412001:804, 74:02:0412001:805, 74:02:0412001:806, 74:02:0412001:807, 74:02:0412001:808, 74:02:0412001:809, 74:02:0412001:810, 74:02:0412001:811, 74:02:0412001:812, 74:02:0412001:813, 74:02:0412001:814, 74:02:0412001:815, 74:02:0412001:816, 74:02:0412001:817, 74:02:0412001:818, 74:02:0412001:819, 74:02:0412001:820, 74:02:0412001:821, 74:02:0412001:822, 74:02:0412001:823, 74:02:0412001:824, 74:02:0412001:825, 74:02:0412001:826, 74:02:0412001:827, 74:02:0412001:828, 74:02:0412001:829, 74:02:0412001:830, 74:02:0412001:831, 74:02:0412001:832, 74:02:0412001:833, 74:02:0412001:834, 74:02:0412001:835, 74:02:0412001:836, 74:02:0412001:837, 74:02:0412001:838, 74:02:0412001:839, 74:02:0412001:840, 74:02:0412001:841 (т. 5 л.д. 46).

Земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:25 преобразован, и из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:459 — 74:02:0412001:475 (17 земельных участков), которые поставлены на кадастровый учёт 15.02.2008.

Из 17 земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:471, 74:02:0412001:472, 74:02:0412001:473 имеют в ГКН статус «архивный», поскольку, были сняты с кадастрового учёта 17.06.2010:

- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:471 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1023, 74:02:0412001:1024, которые поставлены на кадастровый учёт 12.05.2010 и в отношении которых зарегистрировано право собственности;

- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:472 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1027, 74:02:0412001:1028, которые поставлены на кадастровый учёт 12.05.2010 и в отношении которых зарегистрировано право собственности;

- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:473 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1025, 74:02:0412001:1026, которые поставлены на кадастровый учёт 12.05.2010 и в отношении вторых зарегистрировано право собственности.

Земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:32 преобразован, и из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:450 — 74:02:0412001:458 (9 земельных участков), которые поставлены на кадастровый учёт 15.02.2008.

Из 9 земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:456, 74:02:0412001:458 имеют в ГКН статус «архивный», поскольку, были сняты с кадастрового учёта 17.06.2010:

- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:456 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1033, 74:02:0412001:1034, которые поставлены на кадастровый учёт 14.05.2010;

- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:458 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1029, 74:02:0412001:1030, 74:02:0412001:1031, 74:02:0412001:1032, которые поставлены на кадастровый учёт 07.05.2010 (т. 5 л.д. 51-70, т. 6 л.д. 153).

Согласно информации кадастровой палаты от 11.12.2014, земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1023, 74:02:0412001:1026, 74:02:0412001:1027, 74:02:0412001:457, 74:02:0412001:1033, 74:02:0412001:1030 имеют статус «архивный», поскольку, были сняты с кадастрового учета 30.06.2014 года.

В результате образованы новые земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1678, 74:02:0412001:1679; 74:02:0412001:1686, 74:02:0412001:1687; 74:02:0412001:1690, 74:02:0412001:1691; 74:02:0412001:1680, 74:02:0412001:1681; 74:02:0412001:1684, 74:02:0412001:1685; 74:02:0412001:1682, 74:02:0412001:1683.

24.10.2013 Челябинским природоохранным прокурором был принесен протест на постановление Администрации от 07.10.2008 № 2329 (т. 1 л.д. 14-18), в удовлетворении которого Администрацией было отказано (т.1 л.д. 19-20).

Согласно информации и схеме расположения земельного участка, предоставленных 29.10.2013 (исх. № 9282) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на требование прокурора от 24.10.2013 (т. 1 л.д. 24, 25-26), земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:722 (имеющий на момент предоставления информации – статус «архивный») расположен, в том числе, в границах охранной зоны памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах водоохранной зоны Аргазинского водохранилища, в границах первого пояса санитарной охраны Аргазинского водохранилища.

Согласно информации, предоставленной 13.11.2013 (исх. №9790) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на требование прокурора от 30.10.2013 (т. 1 л.д. 22-29) земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:0045, 74:02:0412001:0044, 74:02:0412001:0035, 74:02:0412001:0023, 74:02:0412001:0031 имеют на момент предоставления информации – статус «архивный». Кроме того, в информации указано, что указанные участки были объединены, в связи с чем, образован земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:722, также имеющий на момент предоставления информации – статус «архивный». При этом указано, что вид разрешенного использования данных участков на основании постановлений Главы Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15 и от 07.10.2008 № 2329 изменен с «ведения личного подсобного хозяйства» на «ведение дачно-садоводческого хозяйства».

Согласно схем расположения земельных участков, предоставленных 06.11.2013 (исх. №9565) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на требование прокурора от 30.10.2013 (т. 4 л.д. 26-29) земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031 расположены, в том числе в границах памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах охранной зоны памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах водоохранной зоны Аргазинского водохранилища, в границах прибрежной защитной полосы Аргазинского водохранилища, в границах первого пояса санитарной охраны Аргазинского водохранилища.

На основании вышеизложенных обстоятельств, полагая, что оспариваемые постановления Администрации приняты с нарушением принципа целевого использования сельскохозяйственных земель и пределов полномочий органа местного самоуправления, с нарушением публичных интересов Российской Федерации и муниципального образования Аргаяшский район, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что изменение разрешенного использования земельных участков произведено в нарушение требований п. 6 ст. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ст. 35, ч.ч. 1, 3, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК, п.п. 1 п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 66-ФЗ, ст. 81 ЗК РФ, ч.ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» без соблюдения предусмотренного законом порядка перевода земель из одной категории в другую. Судом также установлено, что спорные земельные участки расположены в границах памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах водоохраной зоны Аргазинского водохранилища, в границах прибрежной полосы Аргазинского водохранилища, в границах первого пояса санитарной охраны Аргазинского водохранилища, а принятие Администрацией оспариваемых постановлений привело к возможности осуществления на них дачного строительства, что может повлечь загрязнение воды источника питьевого водоснабжения, снижение уровня воды, существенное ухудшение состояния памятника природы в результате производства строительных работ, в силу чего оспариваемые ненормативные акты противоречат режиму особой охраны памятника природы и действующему законодательству. Суд также восстановил прокурору срок на обжалование ненормативных актов.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.

В силу п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).

В данном случае прокурором оспариваются ненормативные акты органа местного самоуправления – постановление главы Администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15, которым изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:0025, 74:02:0412001:0032, 74:02:0412001:0045, 74:02:0412001:0023, 74:02:0412001:0035, 74:02:0412001:0031 с ведения личного подсобного хозяйства на ведение дачно-садоводческого хозяйства (т. 4 л.д. 15-16) и постановление главы Администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:04 12 001:722 с ведения личного подсобного хозяйства на ведение дачно-садоводческого хозяйства (т. 1 л.д. 13).

В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением, в том числе выделяют категорию земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.ч. 2 и 3 ст. 36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Руководствуясь указанными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых ненормативных актов, поскольку на их основании изменение вида разрешённого использования земельного участка произведено не только в противоречие с назначением и целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, но и с нарушением порядка перевода земель из одной категории в другую, и фактически совершённые Администрацией действия по изменению вида разрешенного использования земельных участков с вида «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «для дачного строительства» по существу направлены на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для целей дачного строительства.

Доводы апеллянта о неприменении судом подлежащих применению норм ст. 14 Федерального закона № 66-ФЗ отклоняются как противоречащие указанным нормам. Кроме того, названной нормой предусмотрена возможность использования приобретённых дачным товариществом в установленном порядке земель, которые изначально с соблюдением установленной законом процедуры были отнесены к разрешённому использованию для целей дачного строительства. Земельным законодательством установлен различный порядок и условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения личного подсобного хозяйства и для целей дачного строительства, в силу чего нормы Федерального закона № 66-ФЗ к спорным правоотношениям, в рамках которых земельные участки были предоставлены с разрешённым использованием «для личного подсобного хозяйства», неприменимы.

По тем же основаниям отклоняются ссылки апеллянта на нормы ч. 9 ст. 35 ГрК РФ. Следует также отметить, что апеллянт допускает необоснованное смешение понятий «категория земель» (ст. 7 ЗК РФ) и «территориальная зона» (ст. 35 ГрК РФ), в то время как последняя из указанных норм определяет исключительно вопросы градостроительного зонирования и не регулирует принципы, определяющие целевое назначение отдельных категорий земель.

Доводы апеллянта о необоснованном избрании судом способа защиты путем восстановления в государственном кадастре недвижимости записи о прежнем виде разрешённого использования отклоняются, поскольку способ восстановления права определён судом обоснованно, исходя из характера допущенного нарушения. Ссылки апеллянта в обоснование указанного обстоятельства на завершение застройки спорной территории еще в 2011 году соответствующими доказательствами не подтверждены.

Следует также отметить, что заявленные требования рассмотрены судом с учетом процессуальных полномочий прокурора, предоставленных ст. 52 АПК РФ и пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», а также надзорных функций прокурора, установленных ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ввиду чего рассмотрение таких требований и определение способа восстановление нарушенного права возможно в порядке оспаривания ненормативного акта.

Доводы апеллянта о пропуске прокурором срока на обжалование ненормативных актов, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, отклоняются как несоответствующие обстоятельствам дела, поскольку об издании оспариваемых постановлений прокурору Челябинской области стало известно в силу принесения Челябинским природоохранным прокурором протеста на постановление главы Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329 (т. 1 л.д. 14), и в силу подачи заявления в суд 31.12.2013 (т. 1 л.д. 100) срок на обжалование не пропущен. Доводы апеллянта о том, что срок на обжалование начинает течь с момента издания ненормативного акта, не соответствуют ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В силу изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2015 по делу № А76-243/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Южно – Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                      Г.Н. Богдановская

Судьи:                                                                             М.И. Карпачева

                                                                                        Л.В. Пивоварова