ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3086/2022 от 14.04.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3086/2022

г. Челябинск

21 апреля 2022 года

Дело № А07-22797/2021

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2022 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Томилиной В.А.,

судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу № А07-22797/2021.

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее – истец, МИНСЕЛЬХОЗ РБ, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу «Акбар» (далее – ответчик, ССПОК «Акбар») о взыскании части денежных средств, выделенных в виде гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в размере 548 821 руб. 12 коп.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.01.2022 (резолютивная часть объявлена 28.01.2022) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 226-229).

С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ее податель указывает, что согласно Плану  расходов  ССПОК «Акбар» было запланировано приобретение  следующего оборудования: плунжерный гомогенизатор стандарт на сумму 1 980 000 руб. (из которых 1 326 600 руб. 00 коп.  – средства гранта,  653 400 руб. 00 коп. – собственные средства, пастеризатор-охладитель ПОУ-3000на сумму  2 520 000 руб. (из которых 1 673 400 руб. 00 коп.  – средства гранта,  846 600 руб. 00 коп. – собственные средства).

Однако в нарушение Плана расходов ССПОК «Акбар» заключил договор поставки №4 от 11,01.2019 с ООО «Уральский завод пищевого оборудования» (далее - ООО «УЗПО»), согласно которому приобретен: плунжерный гомогенизатор стандарт по цене 1 980 000 руб. 00 коп. (в том числе НДС), пастеризатор-охладитель ПОУ-3000 по цене 2 520 000 руб. 00 коп. (в том числе НДС).

По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что конкурсный отбор участников на предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов проводился на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 № 254 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив» (далее - Постановление Правительства РБ от 08.06.2018 № 254).

Постановлением Правительства РБ от 08.06.2018 № 254 определен порядок предоставления такого вида гранта, и норма о выделении суммы гранта на определенные цели без учета НДС в нем закреплена.

Более того, Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 19.07.2018 № 150 «О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 8 июня 2018 года № 254 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив» (далее - Приказ Минсельхоза РБ от 19.07.2018 №150), в приложении №4 утверждена справка-расчет на перечисление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный кооператив.

Справка-расчет заполняется по типовой форме самим кооперативом в обязательном порядке.

При этом, в справке-расчете содержится План расходов с указанием цены приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, без учета НДС.

Ответчик до получения суммы гранта представил заполненную председателем кооператива справку-расчет, где указал сумму расходов без НДС.

Таким образом, по мнению апеллянта, отсутствие ссылок на НДС и его размер в договоре от 08.11.2018 №б/н и Плане расходов не означает возможность ССПОК «Акбар» использовать средства гранта на приобретение оборудования и возмещения затрат на уплату НДС.

На основании вышеизложенного, Министерство полагает доказанным факт осведомленности ССПОК «Акбар» о том, что предоставление гранта имеет целевой характер и не предполагает компенсацию уплаченных налогов и транспортных расходов, а равно, что заключение договора от 08.11.2018 №б/н осуществлялось на основании постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254, и к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком, применимы все нормы, предусмотренные вышеуказанным нормативным правовым актом.

Кроме того, в нарушение пункта 2.4 договора ССПОК «Акбар» без согласования с конкурсной комиссией перечислены денежные средства за монтажные работы в сумме 69 136 руб. 00 коп., что также не предусмотрено Планом расходов.

По мнению апеллянта, судом первой инстанции не принято во внимание наличие спора между сторонами по вопросу отнесения суммы 69 136 руб. к целевому или нецелевому освоению средств гранта.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 14.04.2022.

К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 08.06.2018 № 254, приказом Министерства от 01.11.2018 № 224 в Республике Башкортостан сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным инициативными группами - гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и (или) субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан, предоставляются из бюджета Республики Башкортостан гранты в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов.

Грант предоставляется на приобретение нового оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения по номенклатуре, утверждаемой приказом Министерства, по одному из направлений доходогенерирующих проектов

ССПОК «Акбар» в 2018 году подал заявку на участие в первом и во втором этапах конкурсного отбора по предоставлению из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив, с приложением полного пакета документов, предусмотренных в пунктах 2.3, 3.4 постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254.

По итогам конкурса, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254 в 2018 году между Министерством и ССПОК «Акбар» заключен договор от 08.11.2018 (л.д. 20-31) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходгенерирующих проектов, основанных на гражданский инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив в размере 3 000 000 руб. (п. 1.1 договора).

В соответствии с п. 1.1 договора Министерство в 2018 году предоставило ССПОК «Акбар» (далее - получатель гранта) грант в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей.

Направление денежных средств ССПОК «Акбар» гранта подтверждается платежным поручением от 22.11.2018 № 237495 на сумму 3 000 000 руб. 00 коп. (л.д. 55).

Согласно пункту 1.5 постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254, грант предоставляется в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 91 процента от стоимости доходогенерирующего проекта (без учета НДС - для получателей гранта, применяющих общую систему налогообложения, и транспортных расходов), при этом срок использования гранта составляет не более 18 месяцев с даты перечисления денежных средств.

11.01.2019 между ССПОК «Акбар» (покупатель) и ООО «УЗПО» (поставщик) заключен договор поставки № 4 (л.д. 35-40), согласно условиям которого покупателем приобретен: плунжерный гомогенизатор стандарт по цене 1 980 000 руб. 00 коп. (в том числе НДС), пастеризатор-охладитель ПОУ-3000 по цене 2 520 000 руб. 00 коп. (в том числе НДС).

ССПОК «Акбар» произведена оплата по договору поставки № 4 от 11.01.2019 в сумме 4 500 000 руб. 00 коп. (в том числе НДС – 750 000 руб. 00 коп.), что подтверждается платежными поручениями от 14.01.2019 №1 на сумму
2 000 000 руб., от 31.05.2019 №434 на сумму 500 000 руб., от 06.06.2019 №475 на сумму 300 000 руб., от 21.06.2019 №550 на сумму 1 000 000 руб., от 04.07.2019 №625 на сумму 200 000 руб., от 03.12.2019 №1317 на сумму 225 000 руб., от 09.12.2019 № 1345 на сумму 205 864 руб., от 01.08.2019 №743 на сумму 69 136 руб. (л.д. 47-54).

В пункте 2.2 договора от 08.11.2018 Министерство обязуется осуществлять контроль за целевым использованием предоставляемого гранта. В соответствии с пунктом 2.1 договора Министерство вправе требовать от получателя гранта надлежащего исполнения обязательств по договору и незамедлительного устранения выявленных недостатков.

Во исполнение плана финансового контроля на 2-е полугодие 2020 года отделом ревизионной работы Министерства проведена проверка, результат которой отражен в акте от 22.12.2020 (л.д. 32-34).

По результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения.

Согласно пункту 2.4 договора получатель гранта обязуется использовать денежные средства, вложенные в качестве софинансирования, согласно Плану расходов, указанному в приложении №1 к договору; не допускать необоснованного и несогласованного с конкурсной комиссией по отбору участников по предоставлению грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - конкурсная комиссия) изменения плана расходов и использования денежных средств, образованных в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг; при необоснованном и несогласованном с конкурсной комиссией изменений плана расходов и использовании денежных средств, образованных в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг, возвращать на лицевой счет Министерства не согласованно использованную часть гранта.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора стороны несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством, в том числе, за нецелевое использование гранта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

Пунктом 4.13 постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254, изменение получателем гранта плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.

В нарушение пункта 2.4 договора от 08.11.2018 ССПОК «Акбар» без согласования с Конкурсной комиссией перечислены денежные средства за монтажные работы в сумме 69 136 руб. 00 коп., что не предусмотрено Планом расходов.

Пунктом 4.15 постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254 предусмотрено, что в случаях нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, осуществляется его возврат. При отказе получателя гранта от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.

Согласно пункту 1.5 постановления Правительства РБ от 08.06.2018 № 254, грант предоставляется в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 91 % от стоимости доходогенерирующего проекта (без учета НДС - для получателей гранта, применяющих общую систему налогообложения, и транспортных расходов), при этом срок использования гранта составляет не более 18 месяцев с даты перечисления денежных средств.

ССПОК «Акбар» применяет общую систему налогообложения.

По договору поставки от 11.01.2019 № 4 ССПОК «Акбар» приобретено оборудование на сумму 4 500 000 руб. 00 коп., в том числе НДС в сумме 750 000 руб. 00 коп.

Софинансирование доходогенерирующего проекта в денежной форме составило 1 500 000 руб. 00 коп. или 33% (обязательства к договору от 08.11.2018).

Таким образом, средства гранта в размере 548 821 руб. 12 коп. использованы на цели, не предусмотренные Планом расходов к договору на реализацию доходогенерирующего проекта, основанного на гражданских инициативах от 08.11.2018, ответчиком не возвращены на лицевой счет Министерства.

Истцом расчет средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Башкортостан, (V возврата), рассчитан по формуле:

V возврата = ((S субсидий + S НДС)*% гранта),

где:

S субсидий - сумма субсидий, использованная получателем гранта без согласования с конкурсной комиссией на цели, не предусмотренные Планом расходов;

S НДС - налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате за приобретенное оборудование;

% гранта - % предоставленного Министерством гранта по договору.

(69 136 + 750 000) х 67% = 548 821, 12 рублей.

21.05.2021 Министерство направило ССПОК «Акбар» претензию о погашении задолженности по договору на оказание государственной поддержки о возврате средств в размере 548 821 руб. 12 коп., однако денежные средства ответчиком возвращены не были, в связи с чем Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

На основании части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

08.11.2018 между Министерством и ССПОК «Акбар» заключен договор (л.д. 20-31) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходгенерирующих проектов, основанных на гражданский инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив в размере 3 000 000 руб. (п. 1.1 договора).

Министерство полагает, что ССПОК «Акбар» не обеспечило выполнение взятых на себя обязательств по договору, допустив нецелевое использование гранта, полученные денежные средства в размере 548 821, 12 руб. ((69 136 + 750 000)*67%) подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан.

Между тем, предмет договора не содержит условия об использовании субсидии без учета НДС (пункт 1.1 договора).

Приложением № 1 к договору, являющимся неотъемлемой частью договора, предусмотрен План расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта.

Планом расходов установлены наименования приобретаемого имущества - плунжерный гомогенизатор стандарт и пастеризатор охладитель ПОУ -3000, стоимость оборудования и источник финансирования (л.д. 26-27).

Согласно плану расходов, источником финансирования указанного оборудования являются грант - в размере 3 000 000 руб. и собственные средства - 1 500 000 руб. Ссылок на НДС, на размер НДС план расходов не содержит.

При соискании субсидии, спорный договор, план расходов были представлены на рассмотрение конкурсной комиссии.

По итогам рассмотрения конкурсных документов замечания, поправки в договор комиссией, либо участниками договора не вносились, доказательств обратному не представлено, материалы дела не содержат.

ССПОК «Акбар» на полученные средства субсидии в соответствии с условиями договора приобрело плунжерный гомогенизатор стандарт по цене
1 980 000 рублей (в том числе НДС), пастеризатор-охладитель ПОУ-3000 по цене 2 520 000 рублей. Общая сумма денежных средств составила 4 500 000 руб.

Все затраты, произведенные кооперативом, свидетельствуют о направлении средств гранта на достижение цели, установленной соглашением.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что субсидированные денежные средства использованы ССПОК «Акбар» для приобретения оборудования, собственные денежные средства использованы так же для оплаты оборудования, в том числе на перечисление сумм НДС.

Следовательно, целевое использование денежных средств подтверждается представленными в материалы дела документами.

Таким образом, обязанности в рамках соглашения ССПОК «Акбар» исполнялись в полном объеме.

Условия предоставления субсидии сторонами выполнены, цель предоставления субсидии - грант в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал министерству в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу № А07-22797/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   В.А. Томилина

Судьи                                                                          И.А. Аникин

                                                                                     Ю.С. Колясникова