ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-30/08 от 19.02.2008 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-30/2008

г. Челябинск

«19» февраля 2008 г. Дело № А76-25297/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интерфарм» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2007 по делу № А76-25297/2007 (судья В.В. Ваганова), при участии: от заявителя – Слободянская Е.А. (доверенность от 10.01.2008),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Челябинской области (далее – Управление, заявитель) обрати­лось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Интерфарм» (далее – общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Челябинской области 04 декабря 2007 года по настоящему делу требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.

ООО «Интерфарм» не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его по следующим основаниям. Считает не доказаны имеющие значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными ст. 270 АКП РФ, а именно: протокол об административном правонарушении основан только на акте проверки. Иных доказательств заявитель не представил. ООО «Интерфарм» имеется договор на аренду нежилого помещения от 11 января 2007. В помещении по ул. Калинина, 3 имеется помещение для разгрузки товара, но поставщики вошли в момент, когда проводилась проверка. Спирта этилового не было обнаружено. На азалептин имеется товарная накладная от 22.01.2007г. №7390/3 и реестр. Уборка помещения производится регулярно.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель общества не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя общества.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 29.07.2002 ИФНС РФ по г. Златоусту Челябинской области внесена запись в ЕГРЮЛ об ООО «Интерфарм» за основным государственным регистрационным номером 1027400576257.

ООО «Интерфарм» осуществляет свою деятельность по адресу: г. Златоуст, ул. Калинина, 3 в помещении аптечного пункта.

В период 25.10.2007 по 09.11.2007 на основании приказа от 23.10.2007 №II 74-718/07 Федеральной комиссией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Интерфарм». В результате проверки выявлено нарушение обществом лицензионных требований и условий, установленных подп. «а» п.4 - подп. «в» п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416, в частности:

- в нарушение п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат не подал в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии в связи со сменой места осуществления деятельности, кроме того, согласно п. 2 ст. 11 такое заявление не подано в течении пятнадцати дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц;

- в нарушение п. 4 «а» Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №416 не представлены правоустанавливающие документы на право пользования помещением по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Калинина, 3;

- в нарушение п. 4.1 приказа Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» не обеспечена защита поступающих лекарственных препаратов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур;

- в нарушение п.3.3 приказа Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» не соответствует вывеска с указанием вида организации («Аптека») информации, указанной в лицензии на осуществление фармацевтической деятельности «Аптечный пункт» и отсутствует указание местонахождения (в соответствии с учредительными документами).

- в нарушение п.3.14 приказа Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» в помещение для хранения товара имеют доступ посторонние лица, отсутствует помещение для приема отпуска товара;

- в нарушение п.3.7, 3.9, 3.19, 5.1 приказа Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» помещение и оборудование аптечного пункта не отвечают санитарным нормам (п. 7 акта проверки от 25.10.2007 (л.д. 11);

- в нарушение п.7.3 приказа Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» не ведется предметно-количественный учет спирта этилового, азалептина в соответствии с вышеуказанным приказом;

- в нарушение п.3.10, 3.19, 5.6, 5.14, приказа Минздрава России от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» не соблюдаются условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от света, температуры, препаратов списка А, списка Б, легковоспламеняющихся;

- в нарушение п.6.1, 6.9 приказа Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства России от 19.01.1998 № 55, п. 2.8 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 осуществляется продажа лекарственных средств без предъявления рецепта посетителем, осуществляется деление вторичной упаковки без оформления в соответствии с требованиями нормативных документов, продажа лекарственных средств другому юридическому лицу без договора и предъявления лицензии на медицинскую деятельность.

По результатам проверки 25.10.2007 составлен акт (л.д.9-18).

По факту совершения правонарушения, в присутствии директора Скачковой Т.Б. оставлен протокол № 20 от 09.11.07. об административном правонарушении (л. д. 19-22). В объяснениях к протоколу Скачкова Т.Б. пояснила, что нарушения имели место, ведется работа по их устранению (л.д.21). Копия протокола получена должностным лицом 09.11.2007.

Административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Данные выводы суда являются правильными, подтверждены материалами дела.

На основании ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В порядке ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. «а» - «д» п. 4 Положения.

Согласно подп. «а», «в» п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, а также соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований, установленных ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", и правилами продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Стандартные требования к аптечным помещениям установлены приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее - Правила).

В соответствии с п.4.1 Правил при проведении погрузочно-разгрузочных работ при приемке или отгрузке лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных препаратов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.

Согласно п. 3.3 Правил аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск», «Аптечный магазин», согласно акту проверки в вывеске содержится наименование «Аптека».

В соответствии с п. 3.9 Правил внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки. Полы производственных помещений и материальных комнат должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств.

Согласно п. 3.10 Правил помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств.

В соответствии с п. 3.14 Правил вход в помещения для хранения товара должны иметь только лица, уполномоченные в установленном порядке.

Согласно п. 3.19 Правил аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями: моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке оборудования.

Также в п. 5.1 Правил предусмотрено, что аптечными организациями должны быть приняты меры для исключения повреждений (разливания, рассыпания, боя) для предотвращения контаминации лекарственных средств (лекарственных препаратов).

Пункт 7.3 Правил предусматривает необходимость предметно-количественного учета наркотических средств, психотропных веществ, спирта этилового, и других лекарственных средств.

К хранению лекарственных препаратов списков «А» и «Б» предъявляются особые требования в соответствии с п. 5.6 Правил.

Установленные приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80 стандарты имеют целью повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, поскольку направлены на предупреждение порчи лекарственных средств в результате нарушения условий их изготовления и хранения и на предотвращение реализации некачественных лекарственных средств гражданам и организациям.

Судом первой инстанции правомерно сделан выводна основе представленных доказательств о том, что проверкой административного органа выявлены грубые нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «Интерфарм» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются правомерными.

Допущенные ООО «Интерфарм» грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере здравоохранения населения, поэтому арбитражным судом обоснованно отклонен довод общества о малозначительности правонарушения.

В силу части 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Апелляционной инстанцией не установлено существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.

Таким образом, привлечение общества к административной ответственности является правомерным, наказание определено правильно, соразмерно содеянному.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 декабря 2007 года по делу № А76-25297/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интерфарм» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья В.Ю. Костин

Судьи О.Б. Тимохин

Н.Н. Дмитриева