ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3145/2016 от 25.05.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3145/2016

г. Челябинск

02 июня 2016 года

Дело № А76-10220/2015

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2016 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2016 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ивановой Н.А.,

  судей Кузнецова Ю.А., Бояршиновой Е.В.,

  при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,

   рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2016 по делу            № А76-10220/2015 (судья Белякович Е.В.).

В судебном заседании приняла участие представители:

Министерства информационных технологий и связи Челябинской областиФИО1 (доверенность № 73 от 12.01.2016);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области –ФИО2 (доверенность № 4 от 12.01.2016);

Областного государственного учреждения «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий» – ФИО3 (руководитель, приказ № 17-У от 21.04.2016).

Министерство информационных технологий и связи Челябинской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган) и областному государственному бюджетному учреждению «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий» (далее – ОГБУ «ЧРЦНИТ», учреждение) о признании недействительными решения от 05.02.2015 в части утверждения учреждению государственного задания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающего выполнение работ и оказание услуг органам исполнительной власти Челябинской области, и предписания от 05.02.2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.

В ходе рассмотрения настоящего дела представителем министерства заявлено ходатайство об изменении процессуального статуса ОГБУ «ЧРЦНИТ» с заинтересованного лица на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора. Заявленное ходатайство судом удовлетворено.

 участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческое партнерство перевозчиков Челябинской области, Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, открытое акционерное общество «Челябинский региональный центр космических технологий» (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, УФАС России по Челябинской области обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается, что выполнение ОГБУ «ЧРЦНИТ» работ, предусмотренных государственным заданием, в части технического, программного и информационного обслуживания органов государственной власти, относится к государственным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Выдача Министерством государственного задания ОГБУ «ЧРЦНИТ» за 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выполнение работ, которые направлены на удовлетворение государственных нужд, противоречит требованиям антимонопольного законодательства и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе при размещении государственного заказа.

Установив безальтернативный порядок выполнения работ (оказания услуг) посредством выдачи государственного задания без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, Министерство создало необоснованные преимущества осуществления правовой формы - ОГБУ «ЧРЦНИТ», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к рынкам выполнения работ (оказания услуг) по техническому, программному и информационному обслуживанию, в части обслуживания органов государственной власти Челябинской области, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы (оказывать услуги).

Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

         В судебном заседании представители антимонопольного органа, заявителя и ОГБУ «ЧРЦНИТ» поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях на нее.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В отсутствие возражений представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явивщихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в антимонопольный орган поступило обращение некоммерческого партнерства перевозчиков Челябинской области о неправомерных действиях Министерства, выразившихся в установлении не предусмотренной действующим законодательством платы за подключение к Региональной навигационно -информационной системе, необходимое для выполнения требований к обладателю лицензии на перевозку пассажиров.

05.02.2015 антимонопольным органом принято решение, согласно которому:

- действия Министерства по согласованию областному государственному бюджетному учреждению «Челябинский региональный центр навигационно- информационных технологий» Перечня платных услуг и размера платы за оказание услуг (выполнение работ) ОГБУ «ЧРЦНИТ», содержащего установленную плату за предоставление услуги по подключению к РНИС ТС, оснащенных навигационным оборудованием на основе системы ГЛОНАСС, являющейся по своей природе услугой, необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги по тестированию АТ ТС категорий M, N, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, взимание платы за предоставление которой не предусмотрено действующим законодательствам, что привело или могло привести к созданию необоснованных препятствий осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности по предоставлению транспортных услуг перевозки пассажиров и опасных грузов и возложению на них не предусмотренных действующим законодательством обязанностей по оплате рассматриваемой услуги;

- действия Министерства по утверждению областному государственному бюджетному учреждению «Челябинский региональный центр навигационно- информационных технологий» государственного задания на 2014 год и плановой период 2015 и 2016 годов, предусматривающего выполнение ОГБУ «ЧРЦНИТ» работ и оказание услуг органам исполнительной власти Челябинской области, выполнение (оказание) которых направлено на удовлетворение государственных нужд, что препятствует доступу к оказанию таких услуг иным хозяйствующим субъектам, предоставляет ОГБУ «ЧИЦНИТ» необоснованные преимущества осуществления деятельности и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе при размещении государственного заказа, признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (т. 1 л.д.10-29).

На основании указанного решения заявителю 05.02.2015 выдано предписание, согласно которому Министерству предписано в срок до 31.12.2015 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно не включать в государственные задания для областного государственного бюджетного учреждения «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий» положения, предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) органам исполнительной власти Челябинской области, которые необходимы для удовлетворения государственных нужд, в том числе работ (услуг) по обеспечению отказоустойчивой работы Челябинского регионального центра обработки данных, локальных вычислительных сетей, серверов и автоматизированных рабочих мест, проведению профилактических работ, диагностике и устранению неисправностей средств вычислительной и телекоммуникационной техники, установке и настройке общесистемного и прикладного пользовательского программного обеспечения, настройке, администрированию и обслуживанию серверов и локальных вычислительных сетей, организации службы технической поддержки для пользователей автоматизированных систем и компонентов инфраструктуры электронного Правительства Челябинской области, техническому обеспечению проведения конференций, сеансов видеоконференцсвязи, совещаний, семинаров и других мероприятий, организуемых с помощью оборудованных мультимедийными средствами залов Правительства Челябинской области и Министерства информационных технологий и связи Челябинской области (т. 1 л.д.30-31).

Не согласившись с решением антимонопольного органа в части утверждения учреждению государственного задания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающего выполнение работ и оказание услуг органам исполнительной власти Челябинской области, и предписанием Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного  ненормативного правового акта закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности в результате принятия такого ненормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 26.3 Закона № 184-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Пунктами 2, 3 указанной нормы определено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Государственные задания дня бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 07.06.2012 № 123-рп «О создании областного государственного бюджетного учреждения «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий» создано указанное учреждение (пункт 1), в качестве основной цели определено выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий министерства в области реализации единой государственной политики Челябинской области в сфере развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий (пункт 3).

В соответствии с Положением о Министерстве информационных технологий и связи Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 10.11.2010 № 347, министерство является исполнительным органом государственной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере развития информационного общества в Челябинской области и выполняющим функции оператора электронного правительства Челябинской области.

К основным задачам Министерства отнесено следующее (раздел II Положения):

1) реализация государственной политики Челябинской области по формированию и развитию информационного общества и электронного правительства в Челябинской области;

2) обеспечение потребности населения, органов государственной власти и организаций Челябинской области в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и в информационном взаимодействии;

3) содействие внедрению на территории Челябинской области перспективных компьютерных и иных инфокоммуникационных технологий и стандартов;

4) создание благоприятных условий для развития конкурентной среды для организаций, предоставляющих услуги в сфере информатизации и связи на территории Челябинской области;

5) обеспечение развития и организация эффективной эксплуатации программно-аппаратного комплекса "Челябинский региональный центр обработки данных электронного правительства" (далее именуется - ЦОД), размещаемых в ЦОД информационных систем, телекоммуникационного оборудования распределенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти в Челябинской области, обеспечивающей их информационную поддержку и взаимодействие;

6) обеспечение развития и организация эффективной эксплуатации информационно-вычислительной сети, компьютерного оборудования и программного обеспечения Администрации Губернатора Челябинской области, Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, Министерства экономического развития Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области, Министерства сельского хозяйства Челябинской области, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, Главного контрольного управления Челябинской области, Главного управления юстиции Челябинской области (за исключением Аппарата мировых судей), Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, Государственного комитета по делам архивов Челябинской области;

7) обеспечение внедрения на территории Челябинской области спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности.

В разделе III (пункт 8) Положения определены функции Министерства, в числе которых:

- координирует деятельность органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области по ведению базовых ресурсов в электронной форме (подпункт 10);

- с участием заинтересованных органов исполнительной власти Челябинской области, организаций и предприятий координирует и организует работу по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем информационного обслуживания, оказанию новых услуг в области информационных технологий (подпункт 11);

- реализует техническую политику в области развития информационных технологий с учетом обеспечения устойчивости и функционирования информационной безопасности в Челябинской области (подпункт 12);

- организует проведение работ по организации доступа органов исполнительной власти Челябинской области к информационно- телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (подпункт 13);

- выполняет функции Единой службы заказчика, в том числе: оперативную координацию выполнения мероприятий по созданию межведомственных информационных систем, межведомственных элементов инфраструктуры электронного правительства, информационных систем обеспечения деятельности Правительства Челябинской области; контроль проведения единой технической политики при внедрении информационно- коммуникационных технологий в Челябинской области (подпункт 20);

- является уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области, отвечающим за развитие и внедрение информационно- коммуникационных технологий в Челябинской области (подпункт 21);

- в пределах своей компетенции координирует планирование и выполнение мероприятий по созданию, развитию, модернизации,  эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органами исполнительной власти Челябинской области, в том числе за счет предоставляемых субвенций (подпункт 23);

- координирует интеграцию государственных информационных систем Челябинской области между собой и с федеральными государственными информационными системами (подпункт 24);

- проводит мероприятия по обеспечению информационной открытости органов исполнительной власти Челябинской области для граждан в части контроля исполнения законодательства, определяющего порядок ведения сайтов органов исполнительной власти Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет(подпункт 25);

- организует в Челябинской области форумы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере информационных технологий (подпункт 26);

- оказывает необходимую методическую, консультационную и экспертную помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Челябинской области, предприятиям и организациям по вопросам, находящимся в компетенции Министерства, осуществляет организационно-методическое руководство работами в сфере информатизации, проводимыми в Челябинской области (подпункт 27);

- определяет перечни типовых элементов информационно- коммуникационных технологий (информационных систем, базового программного обеспечения, компонентов инфраструктуры, расходных материалов, программно-аппаратных комплексов и других), используемых в  органах исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области и в подведомственных им учреждениях (подпункт 28);

- реализует мероприятия по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации межведомственных информационных систем, межведомственных элементов инфраструктуры электронного правительства, в том числе компонентов региональной инфраструктуры электронного взаимодействия (подпункт 31);

- организует эксплуатацию централизованных серверов и  телекоммуникационного оборудования распределенной информационно- телекоммуникационной системы органов государственной власти в Челябинской области, обеспечивающей их информационную поддержку и взаимодействие (подпункт 33);

- осуществляет повышение эффективности функционирования  инфокоммуникационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности отрасли, повышение качества оказываемых услуг информатизации и связи и их доступности для всех потребителей во всех населенных пунктах (подпункт 35);

- реализует задачи по приоритетным стратегическим направлениям информатизации Челябинской области (подпункт 36);

- реализует мероприятия по созданию, внедрению и сопровождению информационных систем, организует устойчивую работу и обеспечивает информационную безопасность автоматизированных рабочих мест, серверов,

локальных вычислительных сетей Администрации Губернатора Челябинской

области и Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области (подпункт 37);

- организует устойчивую работу автоматизированных рабочих мест, серверов, локальных вычислительных сетей Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, Министерства экономического развития Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области, Министерства сельского хозяйства Челябинской области, Главного контрольного управления Челябинской области, Главного управления юстиции Челябинской области (заисключением Аппарата мировых судей), Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, Государственного комитета по делам архивов Челябинской области (подпункт 38);

- осуществляет функции по технической защите информации программно-аппаратных комплексов и локальных вычислительных сетей Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области, Главного контрольного управления Челябинской области, Главного управления юстиции Челябинской области (за исключением Аппарата мировых судей) (подпункт 38.1);

- осуществляет техническое сопровождение деятельности официальных сайтов Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области (подпункт 38.2);

- организует и координирует деятельность органов исполнительной  власти Челябинской области по информационной безопасности и технической защите информации, содержащей государственную и (или) служебную тайну (подпункт 38.3);

- оказывает методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в решении вопросов информационной безопасности и технической защиты информации (подпункт 38.4);

- выполняет функции удостоверяющего центра органов исполнительной власти Челябинской области при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в соответствии с регламентом удостоверяющего центра органов исполнительной власти Челябинской области (подпункт 38.5);

- осуществляет в Правительстве Челябинской области и Администрации Губернатора Челябинской области мероприятия по защите информации в ходе выполнения работ с использованием сведений, отнесенных к государственной тайне, в том числе администрирование объектов информатизации службы по защите государственной тайны Правительства Челябинской области, подготовку заключений о возможности проведения работ со сведениями, отнесенными к государственной тайне, и контроль эффективности выполняемых мероприятий по обеспечению защиты информации в структурных подразделениях Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области и Администрации Губернатора Челябинской области (подпункт 38.6).

Согласно Уставу учреждения функции и полномочия учредителя учреждения от имени Челябинской области осуществляет Министерство (пункт 1.1).

Согласно пункту 2.2 Устава целями деятельности учреждения являются выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий учредителя (министерства) в области реализации единой государственной политики Челябинской области в сфере развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий, в том числе: повышение качества и оперативности работы Аппарата Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Челябинской области за счет использования информационных систем и технологий,

- обеспечение повышения эффективности и качества управленческих решений, принимаемых органами исполнительной власти Челябинской области и органами местного самоуправления Челябинской области посредством применения информационно-коммуникационных технологий, - обеспечение создания и эффективного использования региональной навигационно-информационной инфраструктуры, включая использование инфраструктуры пространственных данных, внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, обеспечивающей потребности широкого круга конечных пользователей,

- повышение эффективности межведомственного информационного  взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления с гражданами и организациями за счет внедрения передовых информационных технологий и телекоммуникационных средств.

Предметом деятельности учреждения является разработка, создание, внедрение, эксплуатация и обслуживание информационных систем, необходимых для обеспечения достижения целей деятельности учреждения (пункт 2.3 Устава).

Пунктом 2.4 Устава предусмотрено, что для достижения целей, предусмотренных пунктом 2.2, основным видом деятельности учреждения  является информационно-телекоммуникационное и техническое обеспечение деятельности Аппарата Правительства Челябинской области, органом исполнительной власти Челябинской области и подведомственных им государственных учреждений, органов местного самоуправления Челябинской области и подведомственных им муниципальных учреждений, включая:

- обеспечение отказоустойчивой работы Челябинского регионального центра обработки данных электронного правительства,

- обеспечение отказоустойчивой работы Единой телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Челябинской области (далее – ЕТКС), обеспечение отказоустойчивой работы каналов связи ЕТКС и доступа в сеть Интернет,

- обеспечение бесперебойной работы локальных вычислительных сетей, серверов и автоматизированных рабочих мест в Аппарате Правительства Челябинской области и министерстве, в части проведения профилактических работ, диагностики и устранения неисправностей средств вычислительной и телекоммуникационной техники, установка и настройка общесистемного и прикладного пользовательского программного обеспечения, настройки, администрирования и обслуживания серверов и локальных вычислительных сетей,

- организация службы технической поддержки для пользователей автоматизированных систем и компонентов инфраструктуры электронного правительства Челябинской области в части консультирования перечисленных пользователей и организации обработки пользовательских заявок,

- техническое обеспечение проведения конференций, сеансов видеоконференцсвязи, совещаний, семинаров и других мероприятий, организуемых с помощью оборудованных мультимедийными средствами залов Правительства Челябинской области и министерства,

- администрирование автоматизированных систем и компонентов инфраструктуры электронного Правительства Челябинской области.

Приказом Министерства от 30.07.2014 № 24-у утверждено государственное задание учреждению на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. В соответствии с данным заданием учреждению поручено  предоставлять, в том числе, следующие государственные услуги следующим потребителям:

- обеспечение отказоустойчивой работы Челябинского регионального центра обработки данных электронного правительства - Министерству;

- обеспечение бесперебойной работы локальных вычислительных сетей, серверов и автоматизированных рабочих мест в Аппарате Правительства Челябинской области и Министерстве, в части проведения профилактических работ, диагностики и устранения неисправностей средств вычислительной и телекоммуникационной техники, установки и настройки общесистемного и прикладного пользовательского программного обеспечения, настройки, администрирования и обслуживания серверов и локальных вычислительных сетей - Аппарату Правительства Челябинской области, министерству;

- организация службы технической поддержки для пользователей автоматизированных систем и компонентов инфраструктуры электронного правительства Челябинской области, в части консультирования указанных пользователей и организации обработки пользовательских заявок – Аппарату Правительства Челябинской области, органам исполнительной власти Челябинской области, органам местного самоуправления Челябинской области;

- техническое обеспечение проведения конференций, сеансов видеоконференцсвязи, совещаний, семинаров и других мероприятий, организуемых с помощью оборудованных мультимедийными средствами залов Правительства Челябинской области и Министерства – Аппарату  Правительства Челябинской области, органам исполнительной власти Челябинской области, органам местного самоуправления Челябинской области.

Учитывая вышеприведенные положения в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обозначенные в государственном задании для учреждения государственные услуги непосредственно согласуются с предусмотренными законом полномочиями Министерства, а также целями и задачами учреждения, закрепленными в Уставе.

Указание в государственном задании в качестве потребителей  государственной услуги Министерства, Аппарата Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Челябинской области обусловлено объемом полномочий Министерства и не свидетельствует в данном случае об оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в смысле, придаваемом Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

При этом произвести отбор исполнителей в соответствии с нормами Закона о контрактной системе не представляется возможным в связи с тем, что согласно части 1 статьи 1 указанного закона он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора (государственного контракта).

Вместе с тем основанием для правоотношений между учредителем (органом исполнительной власти) и государственным бюджетным учреждением в части оказания государственных услуг (выполнения работ) в рамках государственного задания не является гражданско-правовой договор. Такие отношения строятся в рамках осуществления полномочий учредителя юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 78.1 БК РФ предусматривает, что порядок распределения субсидий на финансовое обеспечение государственного задания устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОГБУ «ЧРЦНИТ» не участвует в гражданско-правовых сделках с органом исполнительной власти. Оказание услуг в рамках государственного задания – это правоотношения, возникающие между учредителем и учреждением. Средства на выполнения данного задания являются субсидией и предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 352-П «О положении о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и  автономных учреждений и финансовом обеспечении государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и  автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания», которое не предусматривает применения Закона № 44-ФЗ.

Судом первой инстанции также отмечено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р утверждена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, в соответствии с которой под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Приложением к государственному заданию учреждению является  Перечень автоматизированных систем и компонентов электронного  правительства Челябинской области, по которым производится  консультирование пользователей в рамках раздела 4 государственного здания «Организация службы технической поддержки для пользователей автоматизированных систем и компонентов инфраструктуры электронного правительства Челябинской области», из содержания которого видно, что данные автоматизированные системы непосредственными образом связаны с реализацией органами исполнительной власти и органами местного самоуправления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом закрепленной законодателем возможности создавать бюджетное учреждение для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа государственной власти, а также обозначения в государственном задании учреждению объема государственных услуг (разделы 1, 3, 4, 5), которые согласуются с полномочиями Министерства, предусмотренными действующим законодательством, и целям деятельности учреждения, закрепленными в Уставе, выводы антимонопольного органа о том, что выполнение указанных в государственном задании работ и предоставление услуг в части технического, программного, информационного обеспечения, направлены на удовлетворение государственных нужд в смысле, придаваемом Законом № 44-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, оспариваемые решение в обжалуемой части и предписание подлежат признанию недействительными как противоречащие нормам действующего законодательства и нарушающие права заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2016 по делу            № А76-10220/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области – без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

      Н.А. Иванова

Судьи:

      Ю.А. Кузнецов

       Е.В. Бояршинова