ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3558/2021 от 14.04.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3558/2021

г. Челябинск

20 апреля 2021 года

Дело № А76-53843/2019

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2021 по делу № А76-53843/2019.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее – заявитель, УФССП России по Челябинской области) обратилось с заявлением к Администрации Красноармейского муниципального района (далее - заинтересованное лицо-1, Администрация), Финансовому управлению Администрации Красноармейского муниципального района (далее – заинтересованное лицо-2, Финансовое управление) о признании незаконными действий по возврату исполнительных документов - постановлений о взыскании исполнительского сбора: N 74048/19/156268 от 09.08.2019,                N 74048/19/208348 от 03.10.2019, N 74048/16/200337 от 07.09.2016, об обязании принять к исполнению вышеуказанные исполнительные документы.

Определениями суда от 27.02.2020, от 09.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - УФК по Челябинской области).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2021 (резолютивная часть решения объявлена 01.02.2021) заявленные требования удовлетворены.

Признаны незаконными действия Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, выразившиеся в возврате исполнительных документов (постановлений о взыскании исполнительского сбора): N 74048/19/156268 от 12.08.2019, выданного старшим судебным приставом Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области;                      N 74048/19/208348 от 03.10.2019, выданного старшим судебным приставом Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области; N 74048/16/200337 от 07.09.2016, выданного судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области.

На Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области возложена обязанность принять к исполнению вышеуказанные исполнительные документы: N 74048/19/156268 от 12.08.2019, N 74048/19/208348 от 03.10.2019, N 74048/16/200337 от 07.09.2016.

Не согласившись с вынесенным решением суда, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что указанные постановления судебного пристава-исполнителя вынесены в нарушение статей 166.1, 239, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), поскольку обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.

Отмечает, что положения Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", за исключением статьи 13 названного закона, не могут быть применены к правоотношениям по исполнению судебных актов (исполнительных документов) по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета, организация исполнения которых осуществляется в порядке статей 242.3-242.5 БК РФ и части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, судебными приставами-исполнителями Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области возбуждены исполнительные производства N 17872/19/74048-ИП от 18.06.2019,                    N 33933/19/74048-ИП от 19.09.2019, N 14837/16/74048-ИП от 25.06.2016, в отношении должника Администрации Красноармейского района Челябинской области.

Постановления о возбуждении исполнительных производств были вручены должнику - Администрации Красноармейского района Челябинской области.

В связи с неисполнением должником постановлений о возбуждении исполнительного производства в добровольном порядке, непредставлением каких-либо доказательств исполнения, судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП вынесены постановления о взыскании с должника - Администрации Красноармейского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству: от 07.09.2016                         N 74048/16/200337 по исполнительному производству N 14837/16/74048-ИП, от 19.07.2019 N 74048/19/156268 по исполнительному производству                             N 17872/19/74048-ИП и от 03.10.2019 N 74048/19/208348 по исполнительному производству N 33933/19/74048-ИП.

Так как должник является бюджетной организацией, постановления о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2016 N 74048/16/200337, от 19.07.2019 N 74048/19/156268 и от 03.10.2019 N 74048/19/208348 были направлены для исполнения в УФК по Челябинской области.

24.10.2019 УФК по Челябинской области вернуло без исполнения вышеуказанные постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с тем того, что лицевой счет получателя средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета в УФК по Челябинской области не открыт.

28.10.2019 постановления о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2016 N 74048/16/200337, от 19.07.2019 N 74048/19/156268 и от 03.10.2019 N 74048/19/208348 были направлены на исполнение в Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района.

30.10.2019 постановления о взыскании исполнительского сбора были возвращены Финансовым управлением Красноармейского муниципального района без исполнения в связи с тем, что представленные документы не соответствуют положениям пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и подпункту 2 пункта 10 Административного регламента представления муниципальной услуги "Организация исполнения судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Красноармейскому муниципальному району и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства районного бюджета по денежным обязательствам получателей средств районного бюджета, учета и хранения исполнительных документов".

28.11.2019 постановления о взыскании исполнительского сбора были направлены на исполнение в Администрацию Красноармейского муниципального района.

Письмом от 10.12.2019 исх. N 6979 Администрацией Красноармейского района Челябинской области данные постановления о взыскании исполнительского сбора были возвращены в Красноармейский РОСП без исполнения в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ

Полагая, что действия Администрации по возвращению исполнительных документов являются незаконными, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение спорных исполнительных документов должно возлагаться на финансовый орган соответствующего муниципального образования, осуществляющего полномочия по исполнению местного бюджета.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статья 5 Федерального закона от 02.10.2007               N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу части 1 статьи 3 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Частью 2 указанной статьи определено, что поименованные в части 1 статьи 7 Закона N 229-ФЗ органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что предметом настоящего спора является возможность исполнения в порядке статьи 242.1 БК РФ исполнительных документов N 74048/19/156268 от 12.08.2019, N 74048/19/208348 от 03.10.2019, N 74048/16/200337 от 07.09.2016.

Так, 28.11.2019 указанные постановления о взыскании исполнительского сбора были направлены на исполнение в Администрацию Красноармейского муниципального района.

Между тем, письмом от 10.12.2019 исх. N 6979 Администрацией Красноармейского района Челябинской области данные постановления о взыскании исполнительского сбора были возвращены в Красноармейский РОСП без исполнения в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ

Вопреки позиции Администрации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в настоящем случае, исполнение спорных исполнительных документов должно возлагаться на финансовый орган соответствующего муниципального образования, осуществляющего полномочия по исполнению местного бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым с 01.01.2014 органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.

Однако с внесением изменений в статью 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации не был определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Отсутствие порядка исполнения подобных исполнительных документов не означает, что они не должны исполняться до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, указанному, в том числе, в пункте 1 статьи 242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Положения статей 12 и 112 Закона об исполнительном производстве, предусматривающие бесспорный порядок исполнения постановлений о взыскании исполнительного сбора, позволяют сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.

Согласно абзацу 39 статьи 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения, установлен статьей 242.5 БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Согласно разъяснениям, указанным в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 13), в силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ функции по организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном статьей 242.5 БК РФ, в отношении муниципальных казенных учреждений и, соответственно, по ведению их лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета могут быть возложены как на органы Федерального казначейства, так и на финансовые органы муниципального образования.

Согласно пункту 20 постановления Пленума ВС РФ N 13, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Исходя из изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исполнительный документ, предусматривающий взыскание денежных средств по денежным обязательствам казенного учреждения, может быть направлен взыскателем в финансовый орган муниципального образования в случае отсутствия лицевых счетов казенного учреждения в органах федерального казначейства.

Поскольку в Управлении Федерального казначейства лицевой счет Администрации Красноармейского района в качестве получателя средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета не открыт (ответ УФК по Челябинской области от 24.10.2019 исх                  . N 69-12-87/17/29-2574), исполнение спорных исполнительных документов должно возлагаться на финансовый орган соответствующего муниципального образования, осуществляющего полномочия по исполнению местного бюджета - Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района.

В соответствии с Положением о финансовом управлении Администрации Красноармейского муниципального района, утвержденном Постановлением Администрации Красноармейского муниципального района от 19.10.2015 N 534 (далее - Положение N 534), финансовое управление является структурным подразделением администрации Красноармейского муниципального района, формирующим бюджет муниципального района, организующим его исполнение в соответствии с бюджетным законодательством.

В соответствии с Положением N 534, финансовое управление осуществляет организацию исполнения бюджета Красноармейского муниципального района (пункт 2.2.8); устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных средств (пункт 3.19); устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, осуществляет управление средствами на едином счете бюджета района; исполняет судебные акты по искам к Красноармейскому муниципальному району в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ (пункт 3.44); в целях организации бюджетного процесса в пределах предоставленных полномочий издает приказы, обязательные для исполнения всеми главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов (пункт 3.45).

Таким образом, исходя из указанных норм, организация исполнения спорных исполнительных документов возлагается на Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района.

Поскольку должник Администрация Красноармейского района и уполномоченный на исполнение орган Финансовое управление Администрация Красноармейского района составляют единую систему органов муниципальной власти и должник обладает информацией об органе, осуществляющем ведение лицевого счета казенного учреждения, орган местного самоуправления обязан направить исполнительные документы для исполнения в финансовое управление.

На основании изложенных норм, выводы Администрации, изложенные в письме от 10.12.2019 исх. N 6979, о невозможности исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного производства в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, являются необоснованными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

 На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2021 по делу № А76-53843/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

 А.А. Арямов

 А.П. Скобелкин