ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-4104/20 от 18.05.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-4104/2020

г. Челябинск

19 мая 2020 года

Дело № А34-12043/2019

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2020 года .

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2020 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2020 по делу №А34-12043/2019.

Финансовое управление Курганской области (далее - Финуправление Курганской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Курганской области (далее -УФК по Курганской области, казначейство, заинтересованное лицо) от 28.06.2019 № 43- 45-23/45-38.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Губернатор Курганской области ФИО1, Правительство Курганской области (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2020 (резолютивная часть от 29.01.2020) в удовлетворении требований отказано.

С указанным решением не согласилось Финуправление Курганской области (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Полагает, что судом первой инстанции первой инстанции дана ненадлежащая оценка несоответствию оспариваемого предписания требованиям части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в нарушение указанной нормы в представлении не содержится информации о выявленных нарушениях бюджетного законодательства либо соглашений о предоставлении средств из бюджета. Утверждение Плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также Программы оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 г.г. без согласования с Минфином России не может быть расценено как нарушение бюджетного законодательства. Судом необоснованно отклонен довод заявителя о неправомерном исправлении под видом технической ошибки срока исполнения оспариваемого предписания (01.09.2019 вместо первоначально установленного – 01.09.2018), поскольку статьей  270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 не предусмотрены полномочий казначейства вносить изменения в представление. Неисполнимость оспариваемого предписания обусловлена истечением срока действия Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 09.02.2018. № 01-01-06/06-63 (31.12.2018). Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о профилактической направленности оспариваемого предписания с целью предупреждения нарушения норм бюджетного законодательства и отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя ввиду отсутствия в предписании возложения на заявителя дополнительных обязанностей апеллянт считает несоответствующим подпункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), поскольку в оспариваемом предписании на заявителя возлагается обязанность принять неопределенные меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в отсутствие конкретных указаний и действий, подлежащих совершению заявителем. Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания свидетельствует о его недействительности и незаконности.

Правительство Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает правовую позицию заявителя, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований

УФК по Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В отсутствие возражений сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК  РФ.

Как следует из письменных материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Курганской области от 24.04.2019 № 240 «О назначении выездной плановой проверки в Финансовом управлении Курганской области» в период с 25.04.2019 по 07.06.2019 в отношении Финансового управления Курганской области проведена выездная плановая проверка по теме: выполнение субъектами Российской Федерации обязательств по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, установлено следующее (т.1 л.д.88-90).

Результаты проверки отражены в акте от 07.06.2019 (т.1 л.д.106-151).

Представлен отчет о результатах выездной плановой проверки Финансового управления Курганской области от 19.06.2019 (т.1 л.д.152- 159).

28.06.2019 по окончании проверки и её результатам Финансовому управлению Курганской области Управлением Федерального казначейства по Курганской области выдано представление № 43-45-23/45-38, в соответствии с которым заявителю необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления следовало проинформировать УФК по Курганской области до 01.09.2018 (т.1 л.д. 160-163).

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1) распоряжением Правительства Курганской области от 11 сентября 2018 года № 313-р «Об утверждении Плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам» утвержден План по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) без согласования с Министерством финансов Российской Федерации (без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от 11 сентября 2018 года № 06-03-05/43/68649, вх. № 01- 1715/18 от 2 октября 2018 года), в нарушении пункта 10 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации; подпункта «в» пункта 1 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации (далее – Перечень), являющимся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации»; абзаца 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 9 февраля 2018 года № 01-01-06/06-63, заключенного между Минфином России и высшим должностным лицом Курганской области, являющейся получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2) распоряжением Правительства Курганской области от 26 сентября 2018 года № 345-р «О внесении изменений в распоряжение от 31 марта 2017 года № 78-р «Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 годы» утверждены изменения в Программу оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 годы, без согласования с Министерством финансов Российской Федерации (без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 06-03-05/43/78286, вх. № 01-2094/18 от 3 декабря 2018 года) в нарушении положения пункта 10 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации; подпункта «д» пункта 2 Перечня, являющегося приложением к постановлению № 1701; абзаца 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 9 февраля 2018 года № 01-01-06/06-63.

По причине технической описки, на основании протокола заседания Контрольной комиссии УФК по Курганской области от 24.10.2019 №21 (т.3 л.д.84-87) в представление внесены изменения от 25.10.2019 №43-45- 29/45-72: Абзац 5 представления (страница 3) заменить на абзац следующего содержания: «О результатах исполнении настоящего Представления следует проинформировать Управление федерального казначейства по Курганской области до 01.09.2019» (т.3 л.д.97).

Заявитель, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.

Оценив заявленные требования, представленные по делу письменные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 1 Положения о Финансовом управлении, утвержденном постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 01.04.2005 № 100 Финансовое управление является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим функции по выработке и проведению государственной политики Курганской области в бюджетной и налоговой сфере, сфере государственного долга и координирующим деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Курганской области. Финансовое управление является финансовым органом Курганской области, а также органом государственного финансового контроля Курганской области, осуществляющим контроль за использованием средств областного бюджета, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 8 Положения Финансовое управление осуществляет разработку проектов законов Курганской области, постановлений и распоряжений Губернатора Курганской области, постановлений и распоряжений Правительства Курганской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Финансового управления; на основании и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Курганской области, постановлений и распоряжений Губернатора Курганской области, постановлений и распоряжений Правительства Курганской области принятие нормативных правовых и иных актов Курганской области в установленной сфере деятельности Финансового управления.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно части 10 той же статьи Министерство финансов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключают соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Сроки, порядок подписания и условия таких соглашений устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Курганской области заключено Соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 09.02.2018. № 01-01-06/06-63 (далее по тексту - Соглашение от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63), которое утверждено распоряжением Правительства Курганской области от 15.05.2018 № 141-р (т. 2 л.д. 79).

Предметом Соглашения от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63 является осуществление в 2018 году мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области, являющейся в 2018 году получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусмотренной Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2010 годов» (т. 1 л.д.13-20).

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63 получатель обязан осуществить в 2018 году меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, в том числе меры, направленные на снижение уровня дотационности субъекта Российской Федерации и увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение по согласованию с Министерством до 15 сентября 2018 года изменений в план по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (абзац 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63).

В соответствии с абзацем 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63 предусмотрено утверждение по согласованию Министерством до 1 октября 2018 года высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) по оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющих обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - сокращение к 2020 году расходов бюджета субъекта Российской Федерации до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (в сопоставимых условиях).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», и абзацу 4 пункта 2.1.1 Соглашения от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63, в обязательства субъекта входит внесение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 15.09.2018 изменений в план по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) либо утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого плана в случае, если субъект Российской Федерации не являлся получателем дотации в 2017 году.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», и абзацу 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 № 01-01-06/06-63 к обязательствам субъекта Российской Федерации относится утверждение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 1 октября 2018 г. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) по оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющих обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - сокращение к 2020 году расходов бюджета субъекта Российской Федерации до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (в сопоставимых условиях).

Исходя из изложенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного казначейством предписания в силу того, что в нарушение пункта 10 статьи 131 БК РФ, подпункта «в» пункта 1 и подпункта «д» пункта 2 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», абзаца 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и абзаца 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 №01-01-06/06-63, Финуравлением, которое по условиям Соглашения от 09.02.2018 №01-01-06/06-63, являлось ответственным за его реализацию, утвержден План по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также Программа оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 г.г. без согласования с Минфином России и без учета рекомендаций, изложенных Минфином при оценке ранее утвержденного Плана и Программы.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для квалификации оспариваемого предписания как вынесенного в порядке части 2 статьи 270 БК РФ в силу отсутствия в предписании указаний о нарушении бюджетного законодательства, отклоняются, поскольку вопреки ошибочному мнению апеллянта неисполнение им обязанностей, предусмотренных Соглашением от 09.02.2018 №01-01-06/06-63, исходя из положений части 10 статьи 131 БК РФ, которой определяется правовой режим таких соглашений, следует расценивать как нарушение предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований.

При таких обстоятельствах утверждение заявителем Плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также Программы оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 г.г. без согласования с Минфином России, учитывая, что такие обязанности были возложены на заявителя абзацем 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и абзацем 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 №01-01-06/06-63, следует расценивать как нарушение бюджетного законодательства.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя об отсутствии у казначейства полномочий по исправлению допущенной в оспариваемом представления технической описки в части указания срока его исполнения (т. 3 л.д. 97), поскольку такая ошибка с учетом даты принятия предписания (28.06.2019) является очевидной и вопреки мнению апеллянта, полномочия казначейства по исправлению такой описки не нуждаются в дополнительном нормативном обосновании.

Истечение срока действия соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 09.02.2018. № 01-01-06/06-63 не освобождает заявителя от исполнения возложенных  на него обязанностей.

Доводы апеллянта о неопределенности и неисполнимости оспариваемого представления в силу отсутствия конкретных указаний и действий, подлежащих совершению заявителем, отклоняются с учетом общего содержания оспариваемого представления и объема обязанностей, предусмотренных абзацем 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и абзацем 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 №01-01-06/06-63, оценка которых не позволяет утверждать о возможности заблуждения заявителя о порядке исполнения таких обязанностей с учетом установленных казначейством нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно части 10 статьи 131 БК РФ за невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, Правительством Российской Федерации устанавливаются меры ответственности, которые применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим субъектом Российской Федерации обязательств в отчетном финансовом году.

Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», и как установлено судом первой инстанции, к заявителю не применялись.

Исходя из части 2 статьи 270.2 БК РФ (в ранее действующей редакции) под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Поскольку законность вынесенного предписания материалами дела подтверждена, оснований для удовлетворения требований заявителя и отмены решения суда первой инстанции апелляционной коллегией не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2020 по делу №А34-12043/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   Г.Н. Богдановская

Судьи:                                                                         М.И.Карпачева

                                                                                 И.Ю.Соколова