ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-4305/2014
г. Челябинск
26 мая 2014 года
Дело № А07-21478/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2014 по делу №А07-21478/2013 (судья Ахметова Г.Ф.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан - Заманов Т.М. (доверенность № 41 от 10.01.2014).
Открытое акционерное общество «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» (далее – заявитель, общество, ОАО Искож») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, инспекция Гостехнадзора) в регистрации и постановке на учет автопогрузчика 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919 и обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан устранить препятствия в пользовании автопогрузчиком 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919 совершить регистрационные действия по постановке указанной техники на учет с выдачей паспорта самоходной машины (с учетом уточнения заявленных требований принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных доводов апелляционной жалобы, инспекция Гостехнадзора ссылается на то, что ОАО «Искож» отказано в регистрации автопогрузчика не в связи с отсутствием паспорта самоходной машины, а в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на автопогрузчик. Представленная заявителя в качестве правоустанавливающего документа инвентарная карточка без печати организации не является документом, подтверждающим право собственности на спорную технику.
До судебного заседания от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя не явились. От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей заявителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Инспекцию Гостехнадзора о регистрации и постановке на учет автопогрузчика 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919.
02.07.2013 инспекцией Гостехнадзора в регистрации было отказано, указав на отсутствие паспорта самоходных машин (далее - ПСМ), согласно постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460, а также необходимости представить решение суда о том, что ОАО «Искож» является единственным неоспоримым собственником данной техники, в данном случае инспекция Гостехнадзора выдает ПСМ.
Не согласившись с отказом инспекции Гостехнадзора в регистрации и постановке на учет, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая, что заявителем для регистрации был представлен автопогрузчик, выпущенный до 01 сентября 1995 года, а также заявителем документами подтверждено его право собственности на предъявленную для регистрации технику, пришел к выводу об отсутствии у инспекции Гостехнадзора оснований для отказа в регистрации указанной самоходной техники.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - Постановление N460) в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 01.09.1995 вводятся паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации.
Условия выдачи паспорта на самоходные машины определены Положением о паспорте на самоходные машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995 (далее - Положение о паспорте самоходной машины).
В соответствии с Положением о паспорте самоходной машины наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1.5); паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов: организациями, предприятиями, изготавливающими машины, с 01.09.1995; таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001; государственными инспекциями Гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001 или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.
Порядок заполнения паспортов установлен разделом 3 Положения о паспорте самоходной машины.
Согласно пункту 2.5 Положения о паспорте самоходной машины государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 (далее – Правила регистрации).
На основании пункта 1.4 Правил регистрации подлежат в органах Гостехнадзора тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Согласно пункту 2.1 Правил регистрации машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, - и в паспорте самоходной машины.
В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Регистрационные действия осуществляются при наличии определенных условий (пункты 1.4, 1.9, 1.13, 2.8 Правил регистрации), по результатам регистрации на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак (пункт 2.12).
Пунктом 2.8.6 Правил регистрации установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы (п. 2.8.6.1); судебные документы (решения судов) (п. 2.8.6.4.); другие документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.8.6.7).
Таким образом, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации; паспорта самоходной машины, который содержит заводской номер машины (рамы).
Общество, обращаясь в Инспекцию Гостехнадзора с заявлением о регистрации транспортного средства и постановки на учет автопогрузчика 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919, приложило к нему только инвентарную карточку учета основных средств.
Представленная в материалы дела заявителем инвентарная карточка учета основных средств не подтверждает право собственности на автопогрузчик марки 4014, 1989 года выпуска, поскольку составлена в отношении основного средства автопогрузчик 4081.
Кроме того, сама по себе инвентарная карточка не удостоверяет право собственности владельца машины, а согласно приказу Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению" служит исключительно для учета основных средств.
Иных документов, подтверждающих право собственности, в том числе решения суда об установлении факта владения и пользования ООО «Искож» автопогрузчиком 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919, обществом в материалы дела не представлено.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество ссылается, что все правоустанавливающие документы на автопогрузчик были уничтожены в связи с истечением срока их хранения.
Таким образом, отказ в постановке на учет автопогрузчика марки 4014 за ОАО «Искож» был вызван отсутствием у заявителя документов, предусмотренных пунктами 2.1 или 2.8.6. Правил регистрации. Постановка данной категории машин на учет в соответствии с п. 2.8.6.4. Правил регистрации возможна только на основании решения суда.
В связи с чем, инспекция Гостехнадзора правомерно указала на необходимость представления решения суда о том, что ОАО «Искож» является единственным неоспоримым собственником спорной техники, и только в этом случае инспекция Гостехнадзора выдает паспорт самоходной машины согласно постановлению № 460 п.2.
При таких обстоятельствах, поскольку у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на спорную технику, инспекция Гостехнадзора правомерно отказала в совершении регистрационных действий, отказ не противоречит установленному действующими нормативными актами порядку регистрации самоходных машин.
Доводы инспекции Гостехнадзора о пропуске обществом срока для обжалования отказа в регистрации спорного самоходного средства, не принимаются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что заявление общества принято судом первой инстанции к производству определением от 26.12.2013, решение принято по существу спора. Принятие судом заявления по истечении установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока без применения последствий, установленных ст. 115 АПК РФ, означает его фактическое восстановление.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность обжалования восстановленного судом срока на подачу заявления.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным отказа инспекции Гостехнадзора в регистрации и постановке на учет автопогрузчика 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919 и обязании устранить препятствия в пользовании автопогрузчиком 4014, 1989 года выпуска, с номером двигателя 5204*000112, заводской номер 5919 совершить регистрационные действия по постановке указанной техники на учет с выдачей паспорта самоходной, следует отказать.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2014 по делу №А07-21478/2013 отменить, апелляционную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.А.Иванова
Судьи: И.А. Малышева
В.М.Толкунов