ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-4445/2021 от 25.05.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-4445/2021

г. Челябинск

31 мая 2021 года

Дело № А34-11898/2020

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Шуховский полигон ТБО» на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.02.2021 по делу №А34-11898/2020.

В судебном заседании приняли участие представители:

Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Сивкова С.В. (диплом, доверенность от 15.12.2020),

муниципального унитарного предприятия «Шуховский полигон ТБО» – Тавберидзе Д.А. (удостоверение адвоката, доверенность от 25.06.2020).

Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Кургана «Шуховский полигон ТБО» (далее – ответчик, МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) за 2018 год.

Определением от 17.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.02.2021 иск удовлетворен. 
Не согласившись с принятым судебным актом МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО»(далее также – апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что вопрос несения расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов разрешается при установлении тарифа, утвержденного для Регулируемой организации – МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО», соответствующим органом – Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Кроме того, по состоянию на 01.09.2017 отсутствовала необходимость ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, введенных только 29.06.2018. Поэтому, на 2018 – 2020 годы тариф для целей осуществления МУП г. Кургана  «Шуховский полигон ТБО» своей деятельности был установлен на основании Постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №45-35 от 19.12.2017, не предусматривая включение расходов касающихся платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
Также, ответчиком расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в предыдущих периодах регулирования, а именно до 2018 года, не понесены и не могли быть понесены, равно как и не могли существовать соответствующие недополученные доходы, поскольку Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» статья 23 была дополнена частью 10, указывающей, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

В адрес суда от Уральского межрегионального управления Росприроднадзора поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприятие имеет лицензию №04500063 от 29.07.2016 на осуществление деятельности по сбросу, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При проведении проверочных мероприятий в части правильности исчисления платежей, Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования выявлены неверные исчисления, в части исчисления сумм за размещение твердых коммунальных отходов.
Ответчиком в Управление сдана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год. В декларации отсутствует раздел 3.1 Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов. Плата за размещение твердых коммунальных отходов ответчиком не рассчитана.
Согласовано расчетам суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов, произведенным Управлением на основании сведений об образовании, обработки, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год сумма платы за размещение твердых коммунальных отходов составила 4 067 283 руб. 40 коп.
Расчет ответчиком арифметически не оспорен.
Таким образом, за ответчиком образовалась задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) за 2018 год, которая составляет 4 067 283 руб. 40 коп. (л.д. 18-65)
Истцом в адрес ответчика направлено требование от 07.07.2020 № 65/37-2020 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за размещение твердых коммунальных отходов об оплате задолженности в течение 30 календарных дней с момента получения требования. Требование ответчиком было получено, что подтверждается входящим штампом (л.д. 16).
Поскольку в установленный срок задолженность по плате на негативное воздействие на окружающую среду не была уплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об окружающей среде) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ).

Статья 16 Закона об охране окружающей среды определяет, что плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

В силу ст. 16.1 указанного акта лицами, обязанными вносить плату за НВОС, являются юридические лица, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Пунктом 1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

В силу ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Специальным актом, устанавливающим порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения, является Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил определено, что контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В силу п. 32 Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Из чего следует, что должник исчисляет и вносит плату за 2018 год в срок до 01.03.2019.

Вопреки доводу ответчика о том, что по состоянию на 01.09.2017 отсутствовала необходимость ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, введенных только 29.06.2018. Поэтому, на 2018 – 2020 годы тариф для целей осуществления МУП г. Кургана  «Шуховский полигон ТБО» своей деятельности был установлен на основании Постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №45-35 от 19.12.2017, не предусматривая включение расходов касающихся платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

Обязанность по оплате за 2018 за негативное воздействие на окружающую среду у общества возникла в связи со следующим.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Методические указания) предусмотрен учет в составе тарифов на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, размер которой определяется с учетом установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 и от 29.06.2018 №758 ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (письмо Минприроды России от 11.12.2018 № 12-47/31393 «О реализации положений Закона № 89-ФЗ»)

В соответствии с пунктом 9 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за размещение ТКО в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций, предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2018.

В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484) регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.

Предложение об установлении тарифов носит заявительный характер, Предприятие самостоятельно взаимодействует с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области по установлению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Общество не лишено права учесть фактически понесенные расходы по внесению платы на НВОС за 2018 год при корректировке установленных тарифов.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»), определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения, и Управление, как территориальный орган Росприроднадзора, не осуществляет государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, то данное постановление Управлением неприменимо при осуществлении своих полномочий, как администратора платы за НВОС.

При этом как следует из норм права правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, за какие виды негативного воздействия взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, не регулируется нормами постановления Правительства № 484, а установлены специальными нормами Закона № 89-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №255, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Курганской области от 17.02.2021 по делу №А34-11898/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Шуховский полигон ТБО» - без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   Е.В. Бояршинова

                                                                                              П.Н. Киреев