ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-5428/2012
г. Челябинск
22 июня 2012 года
Дело № А34-4248/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2012 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Суспициной Л.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Минаковой О.П, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Первая девелоперская компания» на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2012 по делу № А34-4248/2011 (судья Григорьев А.А.).
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества «Первая девелоперская компания» - ФИО1 (доверенность от 09.06.2012), ФИО2 (доверенность от 20.01.2011);
Правительства Курганской области - ФИО3 (доверенность от 15.06.2012 № 01-08);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - ФИО4 (доверенность от 30.12.2011 № 04-01-7081).
Закрытое акционерное общество «Первая девелоперская компания» (далее – ЗАО «Первая девелоперская компания», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Кургана от 15 июня 2011 года № 4238 «Об отмене постановлений Администрации города Кургана от 17 июля 2006 года № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» и от 31 июля 2006 года № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17 июля 2006 года № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Правительство Курганской области, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2012 (резолютивная часть объявлена 12.04.2012) в удовлетворении заявления отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ЗАО «Первая девелоперская компания» (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на противоречивость выводов суда первой инстанции, поскольку суд, установив соответствие действующему законодательству постановления об утверждении проекта границ и выдаче акта о выборе земельного участка на момент издания, пришел к выводу о его незаконности на момент принятия оспариваемого постановления об отмене ранее принятых ненормативных актов. Апеллянт указывает на неверное применение судом положений Правил землепользования и застройки города Кургана, введенных в действие после принятия отмененных постановлений, ввиду недопустимости придания закону обратной силы.
По мнению апеллянта, отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления в порядке самоконтроля допустима лишь в связи с нарушением действующего законодательства на момент издания ранее принятого акта.
Также заявитель жалобы ссылается на недоказанность обстоятельства нахождения спорного земельного участка в двух территориальных зонах, ввиду отсутствия сведений о территориальных зонах в государственном кадастре недвижимости и установления в Правилах землепользования и застройки города Кургана условных границ территориальных зон. Полагает, что доказательством расположения земельного участка в общественно-деловой зоне является заключение экспертов ООО «Азимут», при этом ходатайства заявителя о назначении по указанному вопросу судебной экспертизы были необоснованно отклонены.
Одновременно с апелляционной жалобой её подателем заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы с сопоставления координат природоохранной зоны и земельного участка с кадастровым номером 45:25:020412:4.
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В отзыве третье лицо ссылается на несоответствие выбора земельного участка действующему законодательству в части размещения его в двух территориальных зонах, в силу чего Администрация правомерно вынесла постановление об отмене ранее принятых ненормативных правовых актов в порядке самоконтроля. Указывает на отсутствие нарушения прав заявителя вынесенным постановлением, поскольку земельный участок фактически не был предоставлен заявителю на каком-либо праве, в связи с чем, у заявителя имеется возможность осуществления выбора земельного участка в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области представил возражения на ходатайство о назначении судебной экспертизы, в которых указал на отсутствие основания для назначения экспертизы, поскольку территориальные зоны устанавливаются путем принятия соответствующего нормативного правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего границы таких зон. Аналогичные возражения заявлены представителем Правительства Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Администрации не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Администрации.
В судебном заседании представители подателя жалобы поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Заинтересованными лицами заявлены возражения на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Кургана от 17.07.2006 № 4120 был утвержден проект границ и выдача ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка для строительства торгового центра, расположенного по адресу: <...> (л. д. 151, т. 1).
Выбор места размещения объекта осуществлен Администрацией города Кургана и оформлен актом о выборе земельного участка от 10.07.2006 № 144 (л. д. 20-24, т. 1). Информация о размещении торгового центра опубликована в газете «Курган и курганцы» от 13.07.2006 № 75 (л. д. 26, т. 1). Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от 04.07.2007 № 75-с, замечаний и предложений по этому вопросу от жителей города не поступало (л. д. 25, т. 1).
Постановлением Администрации города Кургана от 31.07.2006 № 4550 были внесены изменения в постановление Администрации города Кургана от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» в части площади выбранного земельного участка (7 га вместо 13,5 га) (л. д. 12, т. 1).
Распоряжением Правительства Курганской области от 29.01.2008 № 14-р ЗАО «Первая девелоперская компания» согласовано место размещения торгового центра на земельном участке площадью 7 га, расположенном по пр. Маршала Голикова в г. Кургане (л. д. 14, т. 1).
09.09.2010 земельный участок площадью 70000 кв. м, расположенный по адресу: <...> был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 45:25:020412:4 (кадастровый паспорт земельного участка от 09.09.2010, т. 1. л.д. 27-28).
21.09.2010 ЗАО «Первая девелоперская компания» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для строительства торгового центра сроком на три года (л. д. 29, т. 1).
Письмом от 21.10.2010 № 0901-6491 Департамент сообщил о снятии заявления с дальнейшего рассмотрения по причине отрицательного заключения Комитета по архитектуре и строительству Курганской области (л. д. 30, т. 1).
Заключением от 13.10.2010 № 1567 Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области было сообщено Департаменту об отказе в согласовании проекта распоряжения Правительства Курганской области «О предоставлении земельного участка в аренду для строительства торгового центра ЗАО «Первая девелоперская компания»» по причине отсутствия в материалах дела положительного заключения о согласовании акта выбора земельного участка. Рекомендовано представить в Комитет для согласования проектно-сметную документацию на строительство торгового центра и утвержденный генеральным директором график освоения данного земельного участка (л. д. 31, т. 1).
26.10.2010 ЗАО «Первая девелоперская компания» повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для строительства торгового центра (л. д. 32, т. 1).
Письмом от 13.11.2010 № 0901-6910 Департамент сообщил заявителю, что в ходе проведения согласования с Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области повторно было дано отрицательное заключение, так как не выполнены условия заключения Комитета от 13.10.2010 № 1567; не предоставлены в Комитет проектно-сметная документация и график освоения земельного участка. В этой связи заявление снято с дальнейшего рассмотрения до устранения вышеуказанных замечаний (л. д. 33, т. 1).
02.11.2010 Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области в Департамент направлен отказ в согласовании проекта распоряжения Правительства Курганской области, в котором указано, что Комитет повторно отклоняет от согласования представленный проект распоряжения, так как не выполнены условия Заключения Комитета от 13.10.2010 № 1567, и не представлены в Комитет проектно-сметная документация и график освоения заявленного земельного участка. После предоставления указанных документов на Координационном Совете при Губернаторе Курганской области Комитет рассмотрит проект распоряжения повторно (л. д. 34, т. 1).
30.12.2010 ЗАО «Первая девелоперская компания» обратилось в Департамент с заявлением о разъяснении, на основании каких норм права не принято решение о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, с просьбой сообщить отказано ли обществу в предоставлении земельного участка в аренду (л. д. 35-36, т. 1).
В ответ на данное обращение Департамент письмом от 17.02.2011 № 10-01-872 сообщил обществу, что Департаментом проведено согласительное совещание совместно со специалистами Комитета по архитектуре и строительству Курганской области и Управления архитектуры и градостроительства г. Кургана, на котором принято решение: проект распоряжения Правительства Курганской области «О предоставлении земельного участка для строительства торгового центра ЗАО «Первая девелоперская компания» отправить на согласование в органы исполнительной власти (л. д. 37, т. 1).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 30.05.2011 по делу № А34-463/2011 в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Первая девелоперская компания» к Правительству Курганской области о признании незаконным бездействия в части непринятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка площадью 7,0 га с кадастровым номером 45:25:020412:4, расположенного по адресу: <...> в аренду для строительства торгового центра; об обязании Правительства Курганской области принять решение о предоставлении ЗАО «Первая девелоперская компания» земельного участка площадью 7,0 га с кадастровым номером 45:25:020412:4, расположенного по адресу: <...> в аренду для строительства торгового центра отказано, по причине отсутствия указанного документа на рассмотрении Правительства Курганской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2011 по делу № А34-2088/2011 в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Первая девелоперская компания» о признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, выразившееся в невнесении в Правительство Курганской области проекта распоряжения Правительства Курганской области о предоставлении ЗАО «Первая девелоперская компания» земельного участка площадью 7 га с кадастровым номером 45:25:020412:4, расположенного по адресу: <...> в аренду для строительства торгового центра с приложением документов, указанных в пункте 102 Регламента Правительства Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 14.07.2009 № 395 «Об утверждении регламента Правительства Курганской области; и возложении на Департамент обязанности в течение шести дней с момента вступления решения в законную силу внести в Правительство Курганской области проект распоряжения Правительства Курганской области о предоставлении ЗАО «Первая девелоперская компания» указанного земельного участка в аренду для строительства торгового центра с приложением документов, указанных в пункте 102 Регламента Правительства Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 14.07.2009 № 395 «Об утверждении регламента Правительства Курганской области, отказано. При принятии судебных актов по делу были сделаны выводы об отсутствии неправомерного бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по внесению проекта распоряжения в Правительство, ввиду наличия отрицательных заключений согласующих органов и проведения согласительных совещаний, а также отмены ранее принятых постановлений об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из представленного Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Кургана по состоянию на 15.06.2011, земельный участок с кадастровым номером 45:25:020412:4 одновременно находится в двух территориальных зонах: общественно-деловой и природоохранной (л. д. 91-93, т. 4).
В ситуационном плане расположения земельного участка с кадастровым номером 45:25:020412:4 указаны границы природоохранной зоны на территории данного земельного участка и координаты части земельного участка, расположенной в природоохранной зоне (л. д. 80-81, т. 4).
Согласно ответу отдела водных ресурсов по Курганской области Нижнее-Обского Бассейнового водного управления от 16.02.2012 № 094, в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию объектов, при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды л. д. 31-32, т. 4).
Согласно экспертному заключению № 35 выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Азимут», по состоянию на 27.03.2012, земельный участок площадью 7,0 га с кадастровым номером 45:25:020412:4, расположенный по адресу: <...> находится в территориальной зоне – общественно-деловой (л. д. 143-146, т. 4).
Письмом от 12.01.2012 Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Курганской области сообщило о том, что сведения о территориальных зонах в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от органов государственной власти и органов местного самоуправления не поступали (л. д. 81, т. 3).
Постановлением Администрации города Кургана от 15.06.2011 № 4238 постановления от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка и от 31.07.2006 № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» отменены, в связи с неосвоением земельного участка и отсутствием градостроительного плана на данный земельный участок (т. 1, л. д. 11).
Ссылаясь на незаконность постановления Администрации города Кургана от 15.06.2011 № 4238, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции на основании фрагмента карты градостроительного зонирования и ситуационного плана, установил, что выбранный для строительства торгового центра земельный участок находится одновременно в двух территориальных зонах – общественно-деловой и природоохранной. При этом отметив отсутствие указанного обстоятельства на момент выбора земельного участка, ввиду принятия Правил землепользования и застройки города Кургана позднее издания распорядительных актов об утверждении акта выбора и предварительного согласования места размещения торгового центра. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд пришел к выводу о несоответствии выбора земельного участка требованиям части 2 статьи 31, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на момент принятия оспариваемого постановления от 15.06.2011 № 4238 об отмене вышеназванных распорядительных актов.
Вместе с тем, судом отмечено на необоснованное указание в оспариваемом постановлении в качестве оснований для отмены ранее принятых актов, отсутствие освоения земельного участка и отсутствие градостроительного плана, поскольку земельный участок на каком-либо праве заявителю не предоставлен, действующим законодательством не предусмотрено таких оснований для отмены выбора земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации основанием для обращения в суд с заявленными требованиями послужили действия Администрации, выразившиеся в принятии постановления от 15.06.2011 № 4238 «Об отмене постановления от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка и от 31.07.2006 № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка».
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведённых норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет по правилам статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи (в том числе акт о выборе земельного участка для строительства торгового центра; размещение информации о размещении объекта в средствах массовой информации, сведения отраженные в кадастровом паспорте земельного участка), судебная коллегия пришла к выводу о том, что Администрацией города Курган при принятии постановлений от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка и от 31.07.2006 № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» соблюдены требования указанных норм Земельного Кодекса Российской Федерации. Предварительное согласование места размещения торгового центра произведено распоряжением Правительства Курганской области от 29.01.2008 № 14-р. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии указанных постановлений закону и иным нормативным актам.
Таким образом, вынесенные Администрацией города Кургана и Правительством Курганской области ненормативные акты о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта повлекли возникновение у ЗАО «Первая девелоперская компания» исключительного права на предоставление выбранного земельного участка в аренду.
Из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности следует, что отменяющий акт должен также соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, независимо от того, что законодательство об органах местного самоуправления не содержит сроков, в течение которых может быть вынесено решение об отмене ранее принятого ненормативного акта. Отмена ранее вынесенного акта, как и любые акты органа местного самоуправления, не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. При этом указать, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
Приведенные в качестве основания отмены постановления от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка и от 31.07.2006 № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17.07.2006 № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» указания на неосвоение земельного участка и отсутствие градостроительного плана земельного участка, правильно оценены судом первой инстанции как не основанные на положениях Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При оценке вывода суда первой инстанции о расположении выбранного земельного участка в двух территориальных зонах, судебная коллегия пришла к следующим выводам:
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (глава 3, 4) градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки – элементом градостроительного зонирования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В силу пункта 4 указанной нормы, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Однако, названное не свидетельствует о наличии нарушений допущенных при вынесении отмененных оспариваемым постановлением актов.
В соответствии с определением, приведенным в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, являются зонами, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение ( пункт 5 названной нормы).
На момент осуществления выбора земельного участка (издания постановлений Администрации города Кургана от 31.07.2006 № 4550 и от 17.07.2006 № 4120) Правила землепользования и застройки города Кургана не были приняты и в соответствии с нормами статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным юридическим градостроительным документом являлся Генеральный план города, утвержденный Решением Курганской городской Думы от 16.04.1997 № 46 (т. 2, л. д. 42-47). Указанный документ определял в интересах населения города и с учетом государственных задач параметры развития города, направление и границы территориального развития, функциональное и строительное зонирование территории, уровень развития основных городских систем, в том числе, принципиальные решения по размещению объектов городского значения, по транспортному обслуживанию, инженерному оборудованию и благоустройству, охране природы, очередности освоения территории.
Решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007 № 318 утверждены Правила землепользования и застройки города Кургана, в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения правил землепользования и застройки и порядок внесения в них изменений.
В соответствии со статьей 4 Правил, настоящие Правила содержат три части: «Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений»; «Карта градостроительного зонирования города Кургана»; «Градостроительные регламенты». Часть II, том I Правил – «Карта градостроительного зонирования» - представляет собой графический материал, устанавливающий границы территориальных зон и границы зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии со статьей 37 Правил к территориальным зонам отнесены, в том числе, Зоны особо охраняемых территорий - ПО. Природоохранная зона; Общественно-деловые зоны - ОД. Общественно-деловая зона.
Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 45:25:020412:4, сформированного на основании акта выбора для размещения торгового центра, а также сообщения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата по Курганской области» от 12.01.2012, как на дату внесения информации о земельному участке - 09.09.2010, так и дату рассмотрения спора, сведения о территориальных зонах, в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», от органов местного самоуправления не поступали.
Изготовленный Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки с наложением границ выбранного заявителем земельного участка, свидетельствует о незначительном наложении земельного участка с кадастровым номером 45:25:020412:4 на природоохранную зону в угловой части (л. д. 87, т. 3).
Вместе с тем, указанное обстоятельство появилось не ранее утверждения Правил землепользования и застройки.
До определения границ территориальных зон Правилами землепользования и застройки города Кургана, представленные в материалы дела выкопировки из генерального плана города (т. 1, л. д. 164, т. 2, л. д. 84-86, т. 4, л. д. 37) не могут свидетельствовать о расположении спорного земельного участка в двух территориальных зонах на момент его выбора. Оснований для отождествления понятий территориальных зон (которые определяются правилами землепользования и застройки и в отношении которых пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены ограничения по расположению земельного участка), с функциональными зонами, которые были определены генеральным планом города, у судебной коллегии не имеется.
Согласно части 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство исходит из принципов сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Однако, то обстоятельство, что после принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка была утверждена градостроительная документация по планировке территории и определены границы территориальных зон, результатом которых явилось расположение выбранного земельного участка в двух территориальных зонах (по доводам ответчика), не влияет на возможность предоставления земельного участка с кадастровым номером 45:25:020412:4 в порядке и на условиях предварительного согласования места размещения объекта.
На момент утверждения градостроительной документации, надлежащим образом определяющей градостроительное зонирование - 19.12.2007, процедура предоставления земельного участка в аренду под строительство была начата органом местного самоуправления в рамках его компетенции в порядке предварительного согласования места размещения объекта и фактически закончена, о чём свидетельствует утверждённый 17.06.2006 акт выбора земельного участка.
Делая вывод о несоответствии постановлений Администрации города Кургана от 31.07.2006 № 455 и 17.07.2006 № 4120 действующему на момент их отмены законодательству, суд первой инстанции не учёл имеющихся на момент утверждения Правил землепользования и застройки прав заявителя на предоставление выбранного земельного участка в аренду для строительства (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, судом не учтено, что основанием для отмены ранее изданного акта органа местного самоуправления может служить лишь несоответствие его закону, действующему на момент его издания.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11 Решения Курганской городской Думы от 21.12.2005 № 322 «Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах города Кургана», действие муниципальных правовых актов начинается со дня их вступления в силу. Действие муниципального правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим муниципальным правовым актом не установлено иное.
Согласно статьи 7 Решения Курганской городской Думы от 21.12.2005 от 19.12.2007 Правила землепользования и застройки города Курган вступают в силу с момента их официального опубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Кургана, и размещаются на официальном сайте муниципального образования город Кургана в сети «Интернет». Указаний на применение правил к отношениям, возникшим до введения их в действие, не имеется.
С учетом приведенных выше выводов об отсутствии правовых оснований для отмены постановлений о выборе земельного участка, вопрос о фактическом расположении части земельного участка с кадастровым номером в природоохранной зоне, самостоятельного значения не имеет.
Поскольку в силу положений статей 64, 82, пункта 6 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которые должны обладать признаком относимости (статья 67 названного кодекса), заявленное закрытым акционерным обществом «Первая девелоперская компания» ходатайство о назначении судебной экспертизы в целях сопоставления координат природоохранной зоны и земельного участка с кадастровым номером 45:25:020412:4, не подлежит удовлетворению.
Утверждение заинтересованных лиц о несоответствии размера выбранного земельного участка максимально допустимым размерам земельного участка, предоставляемого для строительства торгового центра ( 1,1 и 7 га соответственно) подлежит отклонению по аналогичным основаниям, связанным с отсутствием соответствующих ограничений в момент выбора земельного участка, имея ввиду утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования Курганской области постановлением Правительства Курганской области от 31.03.2009 № 178 ( л.д.18 т.2).
Из представленного в материалы дела нормативного обоснования габаритов земельного участка для размещения торгового центра на проспекте М.Голикова в г. Кургане, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Проект-мастер», усматривается, что выделенный обществу земельный участок площадью 7,0 га для размещения торгового центра соответствует нормативным габаритам участка (л. д. 89-138, т. 2).
Основываясь на приведенных выше выводах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований. В этой связи, анализ иных доводов апелляционной жалобы не требует дополнительной аргументации.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права).
Распределение судебных расходов производится по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отнесение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанции, в связи с удовлетворением заявленных требований, производится на Администрацию города Кургана.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2012 по делу № А34-4248/2011 отменить.
Заявление закрытого акционерного общества «Первая девелоперская компания» о признании недействительным постановления Администрации города Кургана от 15 июня 2011 года № 4238 «Об отмене постановлений Администрации города Кургана от 17 июля 2006 года № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче закрытому акционерному обществу «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» и от 31 июля 2006 года № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17 июля 2006 года № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче ЗАО «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка», удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Кургана от 15 июня 2011 года № 4238 «Об отмене постановлений Администрации города Кургана от 17 июля 2006 года № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче закрытому акционерному обществу «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка» и от 31 июля 2006 года № 4550 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 17 июля 2006 года № 4120 «Об утверждении проекта границ и выдаче закрытому акционерному обществу «Первая девелоперская компания» акта о выборе земельного участка», как не соответствующее статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Взыскать с Администрации города Кургана в пользу закрытого акционерного общества «Первая девелоперская компания» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 6000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья И.Ю. Соколова
Судьи: Л.А. Суспицина
М.И. Карпачева