ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-6064/2019
г. Челябинск | |
11 июня 2019 года | Дело № А07-36208/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2019 по делу №А07-36208/2018 (судья Решетников С.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность № 5 от 09.01.2019);
общества с ограниченной ответственностью «Красный ключ» – ФИО2 (доверенность № 29 от 09.01.2019).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора по РБ, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Красный ключ» (далее заинтересованное лицо, ООО «Красный ключ», общество) задолженности по экологическому сбору в сумме 191 815 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – третье лицо, ИП ФИО3, предприниматель).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 21.02.2019) в удовлетворении требований отказано.
Управление Росприроднадзора по РБ (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росприроднадзора по РБ указывает, что ООО «Красный ключ» оплачена сумма в размере 10 982 руб. 31 коп. за отчетный период. Общая задолженность по экологическому сбору при расчете составит 191 815 руб. 60 коп. ООО «Красный ключ» был прислан откорректированный отчет (что подтверждается входящем штемпелем от 04.07.2017), в котором не были устранены ошибки, а именно: в графе 21 не указано наименование оператора и реквизиты договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов. На данный момент ООО «Красный ключ» не был прислан откорректированный отчет, то есть фактически замечания не устранены.
Таким образом, «Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2016 год» ООО «Красный ключ» не может быть принят Управлением.
Управлением не было получено ответное письмо на требование от 22.12.2017 №04-01/340, а именно ООО «Красный ключ» не представлены документы, подтверждающее утилизацию отходов в количестве 49 900 кг, которые указаны в требовании №04-01/340 от 22.12.2017.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
От заявителя поступили возражения на отзыв.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, возражениях на отзыв.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Красный ключ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020200881744.
Управлением в ходе контроля за выполнением нормативов утилизации отходов и проверки достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от используемых товаров (далее - отчет), в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» в адрес ответчика было направлено письмо от 22.12.2017 о необходимости представления документов, подтверждающих утилизацию отходов в количестве 49 900 кг, указанных по позиции «Бутылки, бутыли, флаконы и аналогичные изделий из пластмасс код ОКПД 22.22.14.000».
ООО «Красный ключ» в адрес Управление Росприроднадзора по РБ предоставлена отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2016г.
Согласно представленному расчету и последующим уточнениям сумма экологического сбора, подлежащая уплате за 2016 год, составила 202 797 руб. 91 коп.
Поскольку обществом экологический сбор за 2016 был уплачен частично в размере 10 982 руб. 31 коп., Управление Росприроднадзора по РБ выдало заявителю требования от 20.02.2018 №04-01/42 об уплате в пятнадцатидневный срок экологического сбора за 2016 год в общей сумме 191 815 руб. 60 коп. (л.д.102-103).
В связи с тем, что обществом в добровольном порядке задолженность не оплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «Красный ключ» задолженности по уплате экологического сбора в сумме 191 815 руб. 60 коп.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование Управление Росприроднадзора по РБ о взыскании экологического сбора не правомерно.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 19 Федерального закона №89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Согласно пункту 3 названной статьи производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
На основании пункта 7 рассматриваемой статьи производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Федерального закона №89-ФЗ.
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4 статьи 24.2 Федерального закона №89-ФЗ).
Статьей 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1). Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 этого Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 этого Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Правила взимания экологического сбора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее – Правила №1073), в соответствии с пунктом 25 которых, в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение, 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что общество 28.03.2017 сдало «отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2016 год».
Пунктом 14 Правил №1073 установлено, что проверка правильности исчисления суммы экологического сбора осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 3 месяцев со дня представления документов, указанных в пункте 10 Правил.
В силу пункта 15 Правил №1073 территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты экологического сбора, а также обоснованность его исчисления на основании представленных плательщиком информации, полученной в установленном порядке при декларировании плательщиками количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров (в том числе упаковки таких товаров), и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
Управлением в адрес общества было направлено письмо №04-01/124 от 02.06.2017 об устранении замечаний по отчету (л.д.79-80).
04.07.2017 обществом в адрес Управления направлен исправленный Отчет, а также документы, подтверждающие утилизацию отходов: договор №01/01/2016 от 01.01.2016 на утилизацию отходов, заключенный с индивидуальным предпринимателем ФИО3, акт утилизации отходов от 31.03.2016, акт утилизации отходов от 10.06.2016, акт утилизации отходов от 31.03.2016, акт утилизации отходов от 30.12.2016 (л.д.15-21).
Согласно актам утилизации отходов общество передало в 2016 году на утилизацию 49 900,00 кг отходов полиэтиленовой тары (код отхода по ФККО 3 34 110 04 51 5, группа товаров изделия пластмассовые).
Управлением в адрес предпринимателя ФИО3 был направлен запрос от 09.11.2017 № 04-04/146 о подтверждении оказания услуг по утилизации отходов ООО «Красный Ключ», а также о сообщении примененного метода утилизации отходов ООО «Красный Ключ» и предоставлении копии документа на положительное заключение государственной экологической экспертизы на технологию утилизации данных отходов.
В связи с непредставлением предпринимателем ФИО3 ответа на запрос от 09.11.2017 №04-04/146, Управление пришло к выводу о не подтверждении факта утилизации отходов. В связи с чем, в адрес общества направлено письмо от 29.12.2017 № 04-01/340 о необходимости представления достоверных документов, подтверждающих факт оказания услуг по утилизации отходов.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, обществом отчет об утилизации отходов за 2016 год сдан в Управление 28.03.2017, 04.07.2017 в адрес Управление направлен уточненный Отчет. Отчет был представлен своевременно с приложением документов, подтверждающих утилизацию отходов; экологический сбор также уплачен своевременно. Доказательств иного не представлено, то обстоятельство что по запросу Управления в адрес предпринимателя ФИО3 не получен ответ не является основанием для непринятия представленного обществом отчета с приложенными к нему документами подтверждающими факт утилизации отходов.
Кроме того, судом первой инстанции указано, что направление Управлением в адрес общества требования о предоставлении документов в декабре 2017 года, то есть по истечение пяти месяцев с момента предоставления обществом скорректированного Отчета, противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции в рассматриваемой части не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2019 по делу №А07-36208/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Н.А. Иванова | |
Судьи: | Е.В. Бояршинова | |
А.П. Скобелкин |