ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-629/17 от 15.02.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-629/2017

г. Челябинск

22 февраля 2017 года

Дело № А07-22402/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,

судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2016 по делу № А07-22402/2016 (судья Кручинина Н.Е.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - Гайсин Денис Азатович (доверенность от 09.12.2016);

Финансового управления Администрации городского округа город Уфа - Рахимова Лейсан Галинуровна (доверенность от 05.09.2016 № 08-10).

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (далее – общество «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО г. Уфы, ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с излишним внесением арендной платы в размере 864 868 руб. 12 коп.

Определением суда первой инстанции от 02.11.2016 (л.д.50-52) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация г. Уфы, третье лицо), Министерство финансов Республики Башкортостан (далее – Минфин Республики Башкортостан, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2016 (резолютивная часть объявлена 30.11.2016) исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, УЗИО г. Уфы обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2016 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей следует руководствоваться порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и приказом УЗИО г. Уфы от 29.07.2015 № 88/о «Об утверждении Порядка администрирования доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управлением земель и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан», которым не определен порядок возврата переплаты, образовавшейся в результате изменения размера арендных платежей за предыдущие расчетные периоды.

Ссылаясь на положения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отмечает, что неосновательное обогащение подлежит взысканию с публично-правовых образований, которыми являются финансовые органы, и за счет соответствующей казны. В этой связи УЗИО г. Уфы не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку является главным распорядителем бюджетных средств бюджета городского округа Финансовое управление Администрации г. Уфы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представитель ответчика, Министерства финансов Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не явились.

С учетом мнения представителей истца и Финансового управления Администрации городского округа город Уфа, дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика, Министерства финансов Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В судебном заседании представителями общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и Министерства финансов Республики Башкортостан заявлены возражения по апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18.09.2015 между УЗИО г. Уфы (арендодатель) и обществом «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (арендатор) заключен договор № 655-15/15 аренды земельного участка (далее – договор № 655-15/15; л.д.13-16), согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на срок до 15.05.2025 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010159:71 площадью 6 541 кв.м, расположенный по адресу Кировский район городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ул. Цюрупы, под деловое управление, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору.

Поименованный земельный участок передан во временное пользование ответчиком истцу по акту приема-передачи от 18.09.2015 (л.д.21).

На основании пункта 4.1 названного договора размер годовой арендной платы составляет 5 605 464 руб. 68 коп.

Пунктом 4.2 договора № 655-15/15 установлено, что размер арендной платы с 01.01.2008 исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю, установленной соответствующим решением Совета городского округа г. Уфа на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом недвижимости, принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект недвижимости или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с пунктом 4.5 договора размер арендной платы может пересматриваться не чаще одного раза в год уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан и/или местного самоуправления городского округа город Уфа в одностороннем порядке без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор в случаях изменения градостроительных требований использования земельного участка с уведомлением арендаторов в официальных средствах массовой информации органа государственной власти Республики Башкортостан и/или местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В качестве приложения № 2 к договору № 655-15/15 сторонами согласован расчет арендной платы исходя из кадастровой стоимости 1 кв.м участка 27379,35 руб. ( 179 088 328 руб. 35 коп за 6541 кв.м.) ( л.д. 22)

Платежными поручениями от 14.10.2015 № 21805, от 09.11.2015 № 23962 и от 09.12.2015 № 26421 (л.д.23-25) обществом «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» произведено внесение арендных платежей в сумме 2 596 851 руб. 40 коп., 467 122 руб. 05 коп., 462 044 руб. 64 коп., соответственно.

01.12.2015 обществом «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» подано заявление в Верховный Суд Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Башкортостан 12.02.2016 по делу № 3-186/2016 (л.д.30-33) административное заявление истца об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010159:71 общей площадью 6 541 кв.м установлена в размере, равной его рыночной стоимости 50 555 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, удовлетворено.

В материалах дела имеются расчеты арендной платы за период начиная с 15.05.2015, согласно которым арендная плата, исчислена исходя из размера кадастровой стоимости участка 50 055 500 руб. и действующих ставок арендной платы 3,13% и 3,35 % (л.д.26-29).

Письмом от 27.07.2016 № АГ-4477-У (л.д.8-9) общество «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» просило УЗИО г. Уфы вернуть переплату по договорам аренды земельных участков, в том числе по договору № 655-15/15 в сумме 864 868 руб. 12 коп.

Письмом УЗИО г. Уфы от 25.08.2016 № 24361 отказало в возврате переплаты, ссылаясь на то, что порядок возврата переплаты, возникшей в результате изменения размера арендных платежей за предыдущие расчетные периоды не определен приказом УЗИО г. Уфы от 29.07.2015 № 88/о «Об утверждении Порядка администрирования доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управлением земель и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан», которым руководствуется ответчик (л.д.10-11).

Полагая, что на стороне УЗИО г. Уфы образовалось неосновательное обогащение в сумме 864 868 руб. 12 коп., являющееся разницей между суммой осуществленных истцом арендных платежей и арендной платой, рассчитанной исходя из установленной вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Башкортостан 12.02.2016 по делу № 3-186/2016 кадастровой стоимостью земельного участка, равной его рыночной стоимости 50 555 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, общество «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящими исковыми требованиями.

При рассмотрении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии на стороне УЗИО г. Уфы неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных денежных средств в счет арендной платы. Указав, что УЗИО г. Уфы является надлежащим ответчиком по делу как администратор доходов бюджета на дату рассмотрения спора, суд удовлетворил заявленные исковые требования.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела усматривается существование в спорный период арендных правоотношений сторон по использованию обществом земельного участка, основанных на договоре аренды земельного участка № 655-15/15, оснований для признания которого незаключенными либо недействительным не имеется.

На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 названного Кодекса).

Исходя из пункта 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (что имеет место в рассматриваемом случае) устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с порядком расчета арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» ее размер исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка.

Аналогичные положения установлены в пункте 4.2 договора № 655-15/15, согласно которому размер арендной платы с 01.01.2008 исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю, установленной соответствующим решением Совета городского округа г. Уфа на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом недвижимости, принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект недвижимости или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровому паспорту земельного участка от 03.07.2015 № 02/15/1-529960 составляла 179 088 328 руб. 35 коп.( л.д. 17). Указанный показатель был применен для расчета годовой арендной платы, размер которой за период с 15.05.2015 по 31.12.2015 составил 3 526 018 руб. 09 коп.( л.д. 22).

В исполнение условий договора № 655-15/15 истцом платежными поручениями от 14.10.2015 № 21805, от 09.11.2015 № 23962 и от 09.12.2015 № 26421 произведено внесение арендных платежей в суммах 2 596 851 руб. 40 коп., 467 122 руб. 05 коп., 462 044 руб. 64 коп., соответственно, всего 3 526 018 руб. 09 коп., за период с 15.05.2015 по декабрь 2015 года.

Между тем, решением Верховного Суда Республики Башкортостан 12.02.2016 по делу № 3-186/2016 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010159:71 общей площадью 6 541 кв.м установлена в размере, равной его рыночной стоимости 50 555 000 руб. по состоянию на 01.06.2014.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу положений абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Поскольку, административное заявление общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, подано в Верховный Суд Республики Башкортостан 01.12.2015, установленная решением Верховного Суда Республики Башкортостан 12.02.2016 по делу № 3-186/2016 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010159:71 общей площадью 6 541 кв.м в размере, равной его рыночной стоимости 50 555 000 руб., подлежит применению с 01.01.2015.

В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, размер арендной платы за 2015 год составляет 995 362 руб. 73 коп., за 2016 год – 1 665 787 руб. 24 коп.

Поскольку платежными поручениями от 14.10.2015 № 21805, от 09.11.2015 № 23962 и от 09.12.2015 № 26421 обществом «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» произведено внесение арендных платежей в общей сумме 3 526 018 руб. 09 коп., разность между уплаченными истцом 3 526 018 руб. 09 коп. и рассчитанной на основании новой кадастровой стоимости арендных платежей в сумме 2 661 149 руб. 97 коп., составляющая 864 868 руб. 12 коп., представляет собой излишне внесенную арендную плату за 2015 и 2016 г.г.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

На основании пункта 3 статьи 1103 ГК РФ правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

По смыслу названной нормы и пункта 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», неосновательным обогащением следует считать то, что получено стороной в обязательстве в связи с этим обязательством, но выходит за рамки его содержания.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, законом установлено основание для признания полученных средств неосновательным обогащением - их получение или сбережение без законных оснований за счет другого лица.

Поскольку арендная плата по договору № 655-15/15 должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, которая вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Башкортостан 12.02.2016 по делу № 3-186/2016 изменена до 50 555 000 руб., следовательно, правовые основания для расчета и взимания арендной платы, рассчитанной на основании иной кадастровой стоимости отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика и удовлетворении исковых требований общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» о взыскании с УЗИО г. Уфы 864 868 руб. 12 коп.

Ссылка апеллянта, что приказом УЗИО г. Уфы от 29.07.2015 № 88/о «Об утверждении Порядка администрирования доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управлением земель и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – приказ УЗИО г. Уфы от 29.07.2015 № 88/о) не определен порядок возврата переплаты, образовавшейся в результате изменения размера арендных платежей за предыдущие расчетные периоды, не является обстоятельством, исключающим возмещение полученной в отсутствие правовых оснований денежных средств.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2015 № 42/17 «О структуре Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» утверждена структура Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В частности, в состав структуры Администрации входит Управление земельных и имущественных отношений.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 № 44/14 утверждено Положение об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Положение).

В соответствии с названным Положением целью деятельности УЗИО г. Уфы является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами (пункт 2.1).

УЗИО г. Уфы переданы функции по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется органами местного самоуправления, для реализации которых Управление, в частности, выступает арендодателем земельных участков, заключает и расторгает договоры аренды земельных участков, оформляет акты приема-передачи таких земельных участков (пункт 2.4, подпункт 2.4.1 Положения).

Пунктом 3.3.3 Положения УЗИО г. Уфы переданы функции по представлению интересов Администрации во всех судах при рассмотрении споров, возникающих из отношений по владению, пользованию и распоряжению в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют, в соответствии с законодательством, органы местного самоуправления.

В силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета признается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

На основании положений статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджетов обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 5 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2015 № 54/3 «О бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета городского округа, в который входит УЗИО г. Уфы.

Для исполнения полномочий администратора доходов бюджета, УЗИО г. Уфы утвержден приказ от 29.07.2015 № 88/о, определяющий порядок возврата доходов из бюджета в том числе излишне уплаченной суммы.

Таким образом, наличие статуса администратора доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан является основанием для принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей в добровольном порядке, а довод апелляционной жалобы в этой части подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.

Вопреки утверждению УЗИО г. Уфы, о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Финансовое управление Администрации г. Уфы, как главный распорядитель бюджетных средств бюджета городского округа, суд апелляционной инстанции отмечает гражданско-правовую природу спорных отношений, связанных с исполнением договора сторонами настоящего спора.

Учитывая, что обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2016 по делу № А07-22402/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья И.Ю. Соколова

Судьи: Г.Н. Богдановская

Л.А. Суспицина