ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-6757/2021
№ 18АП-6758/2021
№ 18АП-7412/2021
г. Челябинск | |
06 июля 2021 года | Дело № А07-2540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и Прокуратуры города Уфы Республики Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2021 по делу № А07-2540/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Телекоминвест» - ФИО1 (паспорт, доверенность от 04.02.2021, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - ФИО2 (служебное удостоверение, доверенность от 05.02.2021, диплом):
Прокуратуры Республики Башкортостан и Прокуратуры города Уфы Республики Башкортостан - ФИО3 (удостоверение прокурора).
Общество с ограниченной ответственностью «Телекоминвест» (далее - ООО «Телекоминвест», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованиями о признании незаконными представления прокурора города Уфы Республики Башкортостан № 7-3-2020 от 25.12.2020 и предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан № 002/01/15-3517/2020 от 29.12.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация городского круга город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласились Прокуратура города Уфы и Прокуратура Республики Башкортостан, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Прокуратура города Уфы и Прокуратура Республики Башкортостан ссылаются на то, что согласно функциональному зонированию, утвержденному в составе Генерального плана ГО г.Уфа РБ, принятому решению Совета ГО г.Уфа РБ от 04.08.2006 №14/4, территория, в границах которой расположен спорный земельный участок, отнесена к рекреационной зоне, многоэтажное жилищное строительство в которой запрещено.
Прокуратура города Уфы и Прокуратура Республики Башкортостан не согласны с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку отношения, сложившиеся между ООО «Телекоминвест», Администрацией ГО г.Уфа РБ и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ носят длящийся характер, то на них распространяются положения пунктов 10.2 и 10.3 ст.45 Градостроительного кодекса РФ согласно которым документация по планировке территории при комплексном развитии имеет преимущество перед генеральным планом и не требуется соответствия документации по планировке территории генеральному плану.
Принятие Федерального закона от 30.12.2020 №494-ФЗ не освобождало Администрацию ГО г.Уфа РБ от обязанностей соблюдать требования ст.45 Градостроительного кодекса РФ на момент рассмотрения представленных ООО «Телекоминвест» проектов планировки и межевания и не придает легитимности действиям по утверждению проектов планировки и межевания противоречащим генеральному плану.
Прокуратура города Уфы и Прокуратура Республики Башкортостан указывают, что реализуя свое право на предоставление земельного участка для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса, ООО «Телекоминвест» фактически получил в аренду новый земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:398 с новым видом разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», что не соответствует п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку земельный участок ранее обществу для строительства многоквартирного дома не предоставлялся, разрешение на строительство многоквартирного дома заявителю не выдавалось, что свидетельствует о предоставлении земельного участка в обход конкурсных процедур, ущемлении прав неопределенного круга лиц и муниципального образования.
Также с решением суда первой инстанции не согласилось Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, обратившись в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит аналогичные доводы, указанные в апелляционных жалобах Прокуратуры города Уфы и Прокуратуры Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, территория, ограниченная улицами Сипайловской, Самаркандской, Косогорной, Проектной улицей, улицами Маршала ФИО11 и Озерной в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 86,3 га вошла в Перечень территорий подлежащих комплексному и устойчивому развитию в соответствии с Решением Совета ГО г. Уфа РБ от 28.06.2017 № 12/7 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – Правила землепользования и застройки).
ООО «Телекоминвест» является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:000000:30025, расположенного в границах указанной выше территории.
Ранее, 04.02.2015, обществу «Телекоминвест» предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:259 (занятый объектом незавершенного строительства кадастровым номером 02:55:000000:30025), площадью 26 259 кв.м. для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса, сроком до 20.10.2019.
С целью заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя, ООО «Телекоминвест» обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о заключении соответствующего договора с приложением проекта договора, проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Сипайловской, Самаркандской, Косогорной, проектной улицей, улицами Маршала ФИО11 и Озерной в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
04.02.2020 постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ № 135 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Сипайловской, Самаркандской, Косогорной, Проектной улицей, улицами Маршала ФИО11 и Озерной в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 4,7 га (далее – проект планировки и проект межевания территории).
В соответствии с указанным проектом планировки и проектом межевания территории предусмотрено строительство:
- 6-15 этажного многосекционного жилого дома со встроенными помещениями (литер 1) общим жилым фондом 60 000 кв.м.;
- подземного паркинга на 515 м/мест (литер 2);
- ТП (литер 3).
Образованию подлежали следующие земельные участки:
- П-1, площадью 25 167,45 кв.м. с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)»;
- П-2, площадью 2 959,12 кв.м. с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)»;
- П-3, площадью 584,98 кв.м. с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование».
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 25.03.2020 № 54/9 (Приложение 21, Приложение № 1 _145 к Правилам землепользования и застройки) внесены изменения в карту градостроительного зонирования территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с которыми территориальная зона земельных участков, подлежащих комплексному и устойчивому развитию по инициативе правообладателя (ООО «Телекоминвест») изменена с ОД-2 на Ж-3.
11.06.2020 между Администрацией ГО г. Уфа и ООО «Телекоминвест» заключен договор №1-КРТ о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя.
04.12.2020 на основании утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – УЗИО г. Уфы) поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки:
- 02:55:020513:398, площадью 25 079 кв.м., с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной жилой застройки», соответствующий проектируемому земельному участку П-1;
- 02:55:020513:399, площадью 573 кв.м., с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полное) общего образования», соответствующий проектируемому земельному участку П-3;
17.12.2020 между УЗИО г. Уфы и ООО «Телекоминвест» были заключены договоры аренды земельных участков:
- №819-20 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:398 от 17.12.2020, площадью 25 079 кв.м., с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной жилой застройки»;
- №820-20 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:399 от 17.12.2020, площадью 573 кв.м., с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полное) общего образования» - для детского сада.
25.12.2020 Прокурором г. Уфы Республики Башкортостан на имя и.о. главы администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан ФИО4 внесено представление об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства № 7-3-2020 с требованием принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
29.12.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в адрес Администрации ГО г. Уфа РБ вынесено предупреждение № 002/01/15-3517/2020 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства с требованием: отменить постановление главы Администрации об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории; уведомить ООО «Телекоминвест» о том, что договор №1-КРТ от 11.06.2020, договоры аренды №819-20 от 17.12.2020, №820-20 от 17.12.2020 являются ничтожными; осуществить возврат из незаконного пользования ООО «Телекоминвест» муниципальных земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020513:398, 02:55:020513:399, а также земельных участков предоставленных ООО «Телекоминвест» площадью 2 959, 12 кв.м и 584, 98 кв.м. для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Оспариваемые представление и предупреждение являются идентичными по содержанию и содержат указания, по существу, на следующие нарушения:
1. Предложение ООО «Телекоминвест» о развитии территории только лишь в границах земельного участка, на котором расположен его объект недвижимости, не соответствует нормам о комплексном освоении;
2. Планировочная документация, разработанная ООО «Телекоминвест» и впоследствии утвержденная Администрацией ГО г. Уфа РБ противоречит Генеральному плану ГО г. Уфа РБ;
3. Незаконное изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:398 с «для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса» на «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной застройки»;
4. Договор № 819-20 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:398 от 17.12.2020 заключен в нарушение требований земельного законодательства и является ничтожным в связи с тем, что предоставление данного земельного участка ООО «Телекоминвест» направлено на обход конкурсных процедур.
Не согласившись с представлением и предупреждением заинтересованных лиц, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО «Телекоминвест» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые представление и предупреждение нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку направлены на прекращение действия договоров аренды между УЗИО г. Уфы и заявителем, прекращение действия договора № 1-КРТ, заключенного между Администрацией ГО г. Уфа и заявителем и отмену проекта планировки и проекта межевания территории, который был разработан по заказу и по инициативе заявителя. В случае исполнения указанных выше мероприятий, заявитель будет лишен прав на земельные участки, и возможность осуществления строительства многоквартирных домов, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица), входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривает в статье 22, что антимонопольный орган выполняет следующие функции:
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта РФ предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Согласно частям 4, 5 и 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
В рассматриваемом случае, оспариваемое предупреждение, выданное предпринимателю отвечает признакам ненормативного правового акта, установленным в части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку принято государственным органом на основании статей 22 и 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на орган местного самоуправления обязанность устранить выявленные нарушения. Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.
Вместе с тем судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов, должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ и утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2016 № 57/16 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Порядок), с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий. Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.
В соответствии с пунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Согласно части 5.1 указанной статьи на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.06.2017 № 12/7 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – ПЗЗ, Правила), указанные Правила дополнены статьей 11.1. Комплексное и устойчивое развитие территории, в соответствии с которой утвержден перечень территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан для комплексного и устойчивого развития:
1. Территория, ограниченная улицами Бакалинской, ФИО5, Большая Московская, Сун-Ят-Сена, Айской, зданиями по улице Айской, 16 и Караидельской, 27, улицей Караидельской и продолжением улицы ФИО6 в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 53,1 га.
2. Территория, ограниченная проспектом Салавата Юлаева, улицами Сагита Агиша, ФИО6 и ФИО7 ФИО8 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 60 га.
3. Территория, ограниченная улицей Малая Шелководная, проспектом Салавата Юлаева, улицами Бессонова и Казанской в Октябрьском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 28,5 га.
4. Территория, ограниченная улицами Сипайловской, Самаркандской, Косогорной, Проектной улицей, улицами Маршала ФИО11 и Озерной в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 86,3 га.
В последующем, решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 27.06.2018 № 28/15 территории, указанные в п. 1, 2 указанной статьи исключены из перечня территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 25.03.2020 № 54/9 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» статья 11.2 изложена в новой редакции, в соответствии с которой также изменен перечень территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию:
1) территория № 1, ограниченная рекой Уфой и улицей Перспективной в Калининском районе городского округа;
2) территория № 2, ограниченная улицами Уфимское шоссе, Сипайловской, ФИО9, ФИО10 в Октябрьском районе городского округа;
3) территория № 3, ограниченная улицами Сипайловской, ФИО9, Косогорной, Маршала ФИО11, земельными участками с кадастровыми номерами 02:55:020513:258, 02:55:020513:41, улицей Озерной и Проектной улицей в Октябрьском районе городского округа;
4) территория № 4, ограниченная улицами Заки Валиди, ФИО12, ФИО13, Гоголя в Кировском районе городского округа;
5) территория № 5, ограниченная старицей Кузнецовский Затон, улицей Пугачева, рекой Уфой, рекой Белой в Кировском районе городского округа;
6) территория № 6 восточнее озера Кустаревское в Демском районе городского округа;
7) территория № 7 северо-восточнее улицы Генерала Кусимова в Демском районе городского округа;
8) территория № 8, расположенная между населенными пунктами Ветошниково и Романовка в Ленинском и Демском районах;
9) территория № 9 микрорайона "Кооперативный" в Ленинском районе городского округа.
В соответствии со статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Территория, предоставленная обществу «Телекоминвест» Администрацией городского округа г. Уфа РБ для комплексного развития территории по инициативе правообладателя, включена в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в качестве территории, подлежащей комплексному и устойчивому развитию на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» которым введён институт комплексного и устойчивого развития территории. Указанная территория включена в Правила землепользования и застройки с момента утверждения первоначального перечня таких территорий и по настоящее время.
Суд первой инстанции учёл, что решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2017 № 12/7, 27.06.2018 № 28/15, от 25.03.2020 № 54/9, от 23.12.2020 №72/8 являются действующими, в установленном законом порядке недействительными указанные нормативно-правовые акты представительного органа местного самоуправления не признаны.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах определенной в правилах землепользования и застройки территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством (далее в настоящей статье также - правообладатель).
В границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, по согласованию с уполномоченными на то государственными или муниципальными органами могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не обремененные правами третьих лиц, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков.
В случае если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее в настоящей статье - соглашение).
При этом документация по планировке территории применительно к территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, подготавливается на основании заключенного правообладателями соглашения. Подготовка такой документации осуществляется правообладателями применительно к территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию, в границах земельных участков, правообладатели которых заключили соглашение, а также земельных участков, указанных в частях 3.1 и 3.2 настоящей статьи.
Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье - договор).
В целях заключения договора правообладатель или заключившие соглашение правообладатели направляют в уполномоченный орган местного самоуправления подготовленные в соответствии с настоящим Кодексом проект планировки территории и проект межевания территории, а также проект договора и в случае, если правообладателей не менее чем два, соглашение.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что ООО «Телекоминвест» является правообладателем объекта недвижимости - объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:000000:30025.
В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях реализации права на осуществление комплексного развития территории по инициативе правообладателя обществом «Телекоминвест» представлены проект планировки и проект межевания территории, проект договора комплексного освоения по инициативе правообладателя, предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки по изменению границ территориальной зоны с ОД-2 на Ж-3, поданы заявления о предоставлении в аренду земельных участков, образованных в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории.
С соблюдением установленного законом порядка Администрацией утверждена проектная документация (проект планировки и проект межевания территории), внесены изменения в территориальную зону с ОД-2 на Ж-3, заключен договор №1-КРТ от 11.06.2020, а в последующем предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020513:398, 02:55:020513:399.
Предусмотренная законом процедура принятия изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ соблюдена, в установленном порядке недействительным указанный нормативно-правовой акт представительного органа местного самоуправления не признан.
В соответствии с частью 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении территорий предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в соответствии с настоящим Кодексом заключается один или несколько договоров.
Исходя из положений статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, подготавливается правообладателями (правообладателем) в границах территории принадлежащих им (ему) объектов (объекта) недвижимости с возможным включением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц.
Возможность разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в границах земельных участков и объектов недвижимости, правообладатели которых не изъявили желания заключать соглашение, а также договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей, законодательством не предусмотрена.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Градостроительным кодексом Российской Федерации прямо предусмотрена возможность комплексного развития части территории по инициативе правообладателей.
Относительно доводов подателей апелляционных жалоб о нахождении земельных участков, предоставленных ООО «Телекоминвест», в зоне рекреации, где строительство многоквартирных жилых домов запрещено, судебная коллегия, также как и суд первой инстанции, исходит из следующего.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:259, который ранее был предоставлен заявителю на праве аренды, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ, утвержденными Решением Совета городского округа город Уфа РБ № 7/4 от 22.08.2008 был расположен в границах территориальной зоны ОД-2 - общественно-деловой зоне, где такой вид использования как многоквартирная жилая застройка являлся разрешенным видом использования (условно), а также располагался в границах территории, предназначенной для комплексного и устойчивого развития территории.
В соответствии с документом территориального планирования городского округа город Уфа РБ - Генеральным планом городского округа город Уфа РБ (корректировкой) (утвержден 04.08.2006 решением Совета ГО г.Уфа РБ №14/4) – вышеуказанный земельный участок расположен в функциональной зоне «Зелень общего пользования».
Указанные Правила и Генеральный план городского округа город Уфа РБ утверждены представительным органом местного самоуправления городского округа город Уфа РБ – Советом городского округа город Уфа РБ при проведении процедуры публичных слушаний.
В соответствии со статьей 2 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 №7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» настоящие Правила применяются наряду с иными нормативными правовыми актами городского округа по вопросам регулирования землепользования и застройки. Указанные акты применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам.
По общему правилу правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, под которым в данном Кодексе понимается планирование развития территорий, направлено, как следует из его статьи 9, на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1); к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования и генеральные планы (части 10 и 11).
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Указанная позиция также следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 10-П.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка и территориальная зона определяется из Правил землепользования и застройки, как документа градостроительного зонирования, а не генплана, являвшегося документом территориального планирования.
Указанный вывод также подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2019 № 18-КА19-46, определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2020 № 18-КАД20-10-К4) в соответствии с которой, как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.
В связи с чем, нахождение земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:259 в зоне рекреации, не подтверждено.
Согласно данным, представленным уполномоченным органом, указанный земельный участок располагался в территориальной зоне ОД-2 (а в настоящий момент в зоне Ж-3), где допускается размещение многоквартирных жилых домов.
Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий.
В соответствии с пунктом 10.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории.
Согласно пункту 10.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, ранее утвержденная документация по планировке этой территории признается утратившей силу.
Указанные нормы приняты Федеральным законом №494-ФЗ от 30.12.2020.
Суд первой инстанции указал, что законодателем, указанными выше нормами, устанавливается приоритет планировочной документации, разработанной в целях комплексного и устойчивого развития территории, над ранее разработанной документацией по планировке территории, в том числе и над Генеральным планом ГО г. Уфа.
Постановление главы Администрации городского округа город Уфа РБ от 04.02.2020 № 135 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Сипайловской, Самаркандской, Косогорной, Проектной улицей, улицами Маршала ФИО11 и Озерной в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» недействительным не признано, является действующим и в силу требований п. 10.2, п. 10.3 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанный проект планировки и проект межевания территории имеет приоритет по сравнению с Генеральным планом городского округа город Уфа РБ.
Суд первой инстанции принял во внимание, что отношения между ООО «Телекоминвест», Администрацией ГО г. Уфа, УЗИО г. Уфы носят длящийся характер, следовательно, указанные нормы распространяются на существующие, сложившиеся отношения. Удовлетворение представления прокурора и исполнение предупреждения антимонопольного органа не приведет к результату, поскольку в настоящий момент не имеется законных препятствий для комплексного развития территории обществом «Телекоминвест», иное бы нарушало стабильность правоотношений сторон договора № 1-КРТ от 11.06.2020 и договоров аренды земельных участков №819-20 от 17.12.2020 и 820-20 от 17.12.2020.
Относительно доводов о незаконности изменения видов разрешенного использования земельных участков, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, условиями договора являются разграничение обязательств сторон по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, обязательств по изменению видов разрешенного использования земельных участков, образованию земельных участков, установлению сервитутов, обеспечению осуществления государственной регистрации прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Исходя из изложенного, изменение вида разрешенного использования является предусмотренной законом обязанностью и существенным условием договора о комплексном развитии территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируется осуществление комплексного развития территории.
В силу подпункта 3 пункта 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах определенной в правилах землепользования и застройки территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством (далее в настоящей статье также - правообладатель).
Учитывая указанные выше нормы, градостроительное и земельное законодательство не ограничивает лицо, осуществляющее разработку проекта планировки и межевания территории, в выборе видов разрешенного использования земельных участков и планировании размещения тех или иных объектов капитального строительства. Разработчик вправе предусмотреть проектом планировки и межевания территории, в том числе, размещение многоквартирных жилых домов.
Разработанный по заказу ООО «Телекоминвест» проект планировки и межевания территории был утверждён в соответствии с установленной процедурой.
В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020513:398, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории, предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов, УЗИО г. Уфы был изменён вид разрешенного использования земельного участка с торгово-развлекательного комплекса на многоквартирные жилые дома.
Таким образом, смена вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:398 произведена на основании утвержденного проекта планировки и межевания территории, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд также посчитал несостоятельными доводы о незаконности предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами земельных участков 02:55:020513:398, 02:55:020513:399 в силу следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии.
Как указывалось ранее, земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020513:398, 02:55:020513:399 образованы на основании проекта планировки и проекта межевания территории:
- земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:399, площадью 573 кв.м., с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полное) общего образования», соответствующий проектируемому земельному участку П-3;
- земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:398, площадью 25 079 кв.м., с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной жилой застройки», соответствующий проектируемому земельному участку П-1.
При образовании и постановке на государственный кадастровый учет и установлении вида разрешенного использования указанных выше земельных участков нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 8 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, включены земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности, при подготовке документации по планировке территории размещение объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур осуществляется в границах земельных участков, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц.
В случае невозможности размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, при подготовке документации по планировке территории зоны планируемого размещения таких объектов устанавливаются в границах земельных участков, принадлежащих правообладателям, заключившим соглашения, пропорционально площади этих земельных участков, если иное не предусмотрено соглашением, с учетом их разрешенного использования и установленных в соответствии с земельным законодательством ограничений их использования. Земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, предоставляются правообладателям, которые заключили договор, исключительно для целей строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в аренду без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации указано на возможность однократного продления договора без торгов в целях завершения строительства при условии соблюдения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, такое право предоставляется:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта».
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Как было указано ранее, общество «Телекоминвест» является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:000000:30025, ранее располагавшегося в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:259.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:259 был предоставлен обществу «Телекоминвест» в аренду для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса, сроком до 20.10.2019.
04.12.2020 на основании утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами:
- 02:55:020513:398, площадью 25 079 кв.м., с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной жилой застройки», соответствующий проектируемому земельному участку П-1;
- 02:55:020513:399, площадью 573 кв.м., с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полное) общего образования», соответствующий проектируемому земельному участку П-3.
Объект общества «Телекоминвест» стал располагаться на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020513:398.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:399, площадью 573 кв.м., с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полное) общего образования» законно предоставлен органом местного самоуправления обществу «Телекоминвест» на основании части 8 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:398, площадью 25 079 кв.м., с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной жилой застройки законно предоставлен п. 21 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», при этом проведение торгов при предоставлении указанных не требовалось.
Довод заинтересованных лиц о невозможности предоставления обществу «Телекоминвест» земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:398 для многоэтажной жилой застройки на основании п. 21 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» судом отклонена, поскольку ранее, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:398 не предоставлялся заявителю на основании пункта 21 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ни для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса, ни для завершения строительства иного объекта - многоэтажного жилого дома. Указанный вид разрешенного использования соответствует документации по планировке территории.
Завершение строительства торгово-развлекательного комплекса в настоящее время невозможно, по причине утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, в соответствии с которым на указанной территории предусмотрено строительство многоквартирных домов и детского сада.
Суд первой инстанции не согласился с доводами прокуратуры о том, что в договоре о комплексном развитии территории не могут быть включены иные основания для предоставления земельных участков, кроме предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Такого запрета закон не содержит; более того, пункт 6 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность согласовать сторонами «иные условия» в договоре о комплексном развитии территории, кроме указанных в пункте 5 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:399, площадью 573 кв.м., с видом разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование, для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полное) общего образования» предоставлен на основании части 8 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:398, площадью 25 079 кв.м., с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для многоэтажной жилой застройки» законно предоставлен на основании пункта 21 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», при этом проведение торгов при предоставлении указанных не требовалось.
Оснований считать договоры №1-КРТ от 11.06.2020, договоры аренды №819-20 от 17.12.2020, №820-20 от 17.12.2020 ничтожными или незаключенными, не имеется.
Также суд первой инстанции отметил следующее.
Для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к статье 15 Закона о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.
Кроме того, исходя из пункта 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, вне связи с защитой конкуренции на товарных рынках антимонопольные органы не вправе оспаривать обоснованность (целесообразность) принятия соответствующих правовых актов, совершения действий (бездействия) органами публичной власти в пределах предмета их ведения. Поэтому как таковая возможность установления иного, в том числе более благоприятного для конкуренции, регулирования в соответствующей сфере деятельности, предпочтительность выбора другого способа организации деятельности публично-правового образования и удовлетворения потребностей граждан на территории публично-правового образования, тому подобные доводы сами по себе не могут служить основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, оценивая действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе рассматривать дела и принимать решения о нарушении органом власти Градостроительного и Земельного или какого-либо иного законодательства, если это не связано с законодательством о защите конкуренции.
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок не мог быть предметом конкурсных процедур, поскольку мог быть предоставлен только одному лицу – правообладателю находящегося на нем объекта недвижимости, которым является заявитель.
В связи с вышеизложенным судом отклоняются доводы апелляционных жалоб.
Согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд может отменить или изменить решение арбитражного суда первой инстанции только в том случае, если установит неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований апелляционным судом не установлено.
Как усматривается из решения, судом первой инстанции полно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, рассмотрены и оценены доводы обеих сторон, сделанные выводы подтверждены ссылками на доказательства, приобщенные к материалам дела, и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта по безусловным основаниям, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2021 по делу № А07-2540/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и Прокуратуры города Уфы Республики Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина