ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-6926/2019
г. Челябинск | |
27 июня 2019 года | Дело № А47-11425/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 марта 2019г. по делу № А47-11425/2018 (судья Сиваракша В.И.).
В судебном заседании участвовали представители:
Администрации города Оренбурга – ФИО1 (доверенность №23 от 15.01.2019);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – ФИО2 (доверенность №3 от 09.01.2019).
Администрация города Оренбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Оренбургской области, Управление) о признании недействительным предупреждения № 06-19-21/2018 от 03.07.2018 (с учетом уточнения от 12.12.2018) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Муниципальное казенное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки» муниципального образования г. Оренбург (далее – третье лицо, МКП «ОПП»).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2019) заявленные требования удовлетворены. Предупреждение от 03.07.2018 №06-19-21/2018 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Оренбургской области (далее также - податель жалобы, апеллянт, антимонопольный орган) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований Администрации отказать.
Как указывает податель жалобы, при выдаче оспариваемого предупреждения, антимонопольный орган исходил из того, что субсидирование органами власти деятельности некоммерческих организаций на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентных товарных рынках может создать таким организациям преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарном рынке.
Апеллянт полагает, что суд не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения нормам Закона о защите конкуренции.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель Управления на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу – удовлетворить. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 15.01.2010 № 165-п утвержден порядок предоставления субсидий муниципальным казенным предприятиям пассажирского транспорта (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка, он определяет механизм предоставления субсидий муниципальным казенным предприятиям пассажирского транспорта (далее по тексту - предприятиям), оказывающим услуги по обеспечению транспортного обслуживания населения городским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории города Оренбурга. Субсидии предоставляются предприятиям в пределах бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и плановый период администрации (пункт 2 Порядка).
В силу пункта 3 Порядка, право на получение субсидий предоставляется предприятиям, соответствующим следующим критериям: а) предприятия оказывают услуги в целях решения социальных задач для удовлетворения потребностей жителей города Оренбурга в пассажирских перевозках; б) предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов и не имеют при этом достаточно доходов для покрытия текущих расходов. Субсидии предоставляются предприятиям ежемесячно за счет средств бюджета города в связи с оказанием услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения на основании договора, заключенного с администрацией (пункт 4 Порядка).
Постановлением администрации от 14.12.2010 № 9156-п в Порядок внесены изменения, согласно которым пункт 4 Порядка изложен в новой редакции: субсидии предоставляются предприятиям ежемесячно за счет средств бюджета города в целях частичного возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения на основании договора, заключенного с Администрацией.
Постановлением администрации от 23.08.2017 № 3424-п в Порядок внесены изменения, согласно которым пункт 2 Порядка изложен в следующей редакции: субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Оренбурга на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств - Администрации. Субсидии из бюджета города Оренбурга предоставляются на условиях безвозмездности и безвозвратности путем перечисления денежных средств на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
Пункт 3 Порядка дополнен следующими критериями: в) предприятия оказывают услуги по обеспечению транспортного обслуживания населения по тарифам, утвержденным Оренбургским городским Советом; г) предприятия не находятся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не имеют ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.
Срок действия Порядка установлен до 15.07.2020.
Администрацией и МКП «ОПП» ежегодно заключались договоры о предоставлении субсидий, в том числе и 10.01.2017 договор за № 3-17. Получение субсидий в соответствии с Порядком лицами, участвующими в деле, не отрицается. Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга и межмуниципальным садоводческим маршрутам регулярных перевозок граждан до территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на 2016 - 2020 годы утвержден постановлением администрации от 14.10.2016 № 3150-п (далее - документ планирования регулярных перевозок).
Согласно документу планирования регулярных перевозок, мероприятия по развитию регулярных перевозок транспортом общего пользования в городе Оренбурге по последовательности их выполнения разделены на три этапа: первый этап: 2016 - 2018 годы; второй этап: 2019 год; третий этап: 2020 год.
Пунктом 2.1.3. документа планирования регулярных перевозок предусмотрено заключение до 01.07.2020 муниципальных контрактов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам города Оренбурга.
Постановлением администрации от 14.11.2016 № 3481-п утверждена муниципальная программа «Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга на 2017-2020 годы» (далее - Программа).
Согласно паспорту Программы, в сфере городского пассажирского транспорта в города Оренбурге работают два муниципальных казенных предприятия: муниципальное казенное предприятие «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования город Оренбург (далее - МКП «ОГПТ») и МКП «ОПП».
Основные мероприятия программы: предоставление услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, предоставление услуг по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом. Предоставление услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, предоставление услуг по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом предусматривают комплекс организационных и финансовых мероприятий, направленных на удовлетворение потребности населения в пассажирских перевозках; финансовое обеспечение за счет средств бюджета города осуществляется через предоставление субсидий муниципальным казенным предприятиям пассажирского транспорта, оказывающим услуги по обеспечению транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в течение сроков, предусмотренных документом планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга. После заключения муниципальных контрактов в сроки, предусмотренные документом планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга, субсидии из бюджета города Оренбурга будут предоставляться подрядчикам, заключившим муниципальные контракты в соответствии с правовым актом администрации города Оренбурга.
На основании постановления администрации от 15.02.2017 № 459-п МКП «ОПП» реорганизовано путем присоединения к нему МКП «ОГПТ».
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Управление с поручением от 06.04.2018 № 7/1-20-2018 провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства при принятии администрацией постановления от 15.01.2010 № 165-п.
По результатам рассмотрения заявления заместителя прокурора Оренбургской области заинтересованным лицом Администрации выдано предупреждение от 03.07.2018 № 06-19-21/2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Управлением в действиях Администрации установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившиеся в необоснованном препятствовании хозяйствующим субъектам в доступе на рынок в сфере выполнения регулярных перевозок пассажиров регулярными муниципальными маршрутами, игнорировании норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:
- в принятии и применении постановления Администрации от 15.01.2010 № 165-п, которое может повлечь устранение, недопущение, ограничение конкуренции, т.к. денежные средства по данному порядку выделяются казенным предприятиям без проведения торговых процедур;
- в заключении между МУП «ОПП» и Администрацией договора от 10.01.2017 № 3-17 о предоставлении субсидии, содержащего признаки устранения, недопущения, ограничения конкуренции, поскольку его реализация направлена на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по выполнению регулярных перевозок пассажиров регулярными муниципальными маршрутами;
- в установлении соисполнителем в муниципальной программе «Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации от 14.11.2016 № 3481-п - МУП «Оренбургские пассажирские перевозки».
В оспариваемом предупреждении Управление в срок до 04.09.2018 предложило Администрации прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:
- отменить постановление от 15.01.2010 № 165-п;
- принять меры по расторжению договора от 10.01.2017 № 3-17 о предоставлении субсидии, заключенного между МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» и Администрацией;
- исключить из соисполнителей муниципальной программы «Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации от 14.11.2016 № 3481-п МУП «Оренбургские пассажирские перевозки»,
- принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, создание условий для равного доступа хозяйствующих субъектов к бюджетным средствам при реализации полномочий по созданию условий для организации транспортного обслуживания и предоставления транспортных услуг населению на территории города Оренбурга, путем организации процедур закупок с учетом требований норм статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В связи с прекращением 31.05.2017 деятельности МКП «ОГПТ» путем реорганизации в форме присоединения к МКП «ОПП» Управлением 12.12.2018 принято уточнение предупреждения № 06-19-21/2018 в части его исполнения.
В целях обеспечения конкуренции, создания условий для равного доступа хозяйствующих субъектов к бюджетным средствам при реализации органами местного самоуправления полномочий по созданию условий для организации транспортного обслуживания населения на территории города Оренбурга в рамках исполнения предупреждения № 06-19-21/2018 Администрации в срок до 19.02.2019 надлежит исполнить следующие действия: отменить либо изменить постановление № 165-п в целях правового закрепления общего порядка предоставления муниципальных субсидий хозяйствующим субъектам всех форм собственности (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющим деятельность в сфере регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования.
Не согласившись с предупреждением, вынесенным антимонопольным органом, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования Администрации, суд первой инстанции указал, что в действиях заявителя отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, установленные пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В части 2 указанной статьи установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного Федерального закона.
Пунктами 1.4 и 1.5 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.12.2011 № 874 (далее - Порядок № 874), установлено, что основанием для выдачи предупреждения является установление антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Буквальное содержание указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что выдаваемое антимонопольным органом предупреждение выдается в том числе органу местного самоуправления в случае наличия в его действиях признаков нарушения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, и является необходимым условием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам указанного нарушения и обязательно к рассмотрению хозяйствующим субъектом в установленный предупреждением срок. Обязательность исполнения содержащегося в предупреждении требования нормативно не установлена. Однако, неисполнение такого требования хозяйствующим субъектом является основанием для последующего возбуждения в отношении хозяйствующего субъекта дела о нарушении антимонопольного законодательства. В случае исполнения содержащегося в предупреждении требования антимонопольного органа возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства исключено.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных, органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Основанием для выдачи оспариваемого предупреждения, послужил вывод антимонопольного органа о том, что субсидирование органами власти деятельности некоммерческих организаций на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентных товарных рынках может создать таким организациям преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарном рынке.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, антимонопольным органом не учтено следующее.
В силу условий подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Закон Оренбургской области от 09.03.2016 № 3801/1039-V-ОЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области», принятый постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.02.2016 № 3801 регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области (далее - регулярные перевозки). Цель настоящего Закона - полное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса. Основной задачей настоящего Закона является конкретизация правовых, организационных, технологических и экономических взаимоотношений участников транспортного процесса.
Отношения, возникающие при организации регулярных перевозок, регулируются законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Оренбургской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
По смыслу части 9 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель предоставил гарантию для правовых ожиданий субъектам предпринимательской деятельности, заключившим договоры перевозки до опубликования Закона № 220-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) но названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Согласно абзацу 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2); нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Как установлено судом первой инстанции, на территории муниципального образования город Оренбург МКП «ОПП» является единственным лицом, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Иные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляют регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, т.е. по иному виду перевозок.
Согласно Порядку, право на предоставление субсидий предоставляется только лицам, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силусудебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, недоказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, вкотором участвуют те же лица.
Наличие преюдициально установленных (предрешенных) обстоятельств означает, что в ходе арбитражного производства не подлежат доказыванию и не допускают опровержения обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного и вступившего в законную силу судебного акта.
Принимая во внимание, что решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.12.2018 по делу А47-9160/2018 вступило в законную силу, то факт того, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам МКП «ОПП» вправе осуществлять в течение срока, установленного документом планирования регулярных перевозок, т.е. до 01.07.2020, преюдициально установлен и не подлежит доказыванию вновь в рамках данного дела.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда о том, что в рассматриваемом случае отсутствует угроза ограничения конкуренции, необоснованные преимущества отдельному хозяйствующему субъекту - МКП «ОПП» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами Порядком не предоставлены.
Действительно, при проверке оспариваемого акта антимонопольного органа, суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ и Порядку № 874.
При этом, апелляционный суд подчеркивает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 № 18403/13, поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам, как основаниям вынесения предупреждения.
Предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий. Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.
В настоящем случае суд первой инстанции в действиях Администрации не усмотрел признаков нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворили требования Министерства, признав решение и предписание антимонопольного органа недействительными. Апелляционная коллегия данный вывод поддерживает.
Доводы апеллянта по существу направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, поскольку они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФАС по Оренбургской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 марта 2019г. по делу № А47-11425/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи А.А. Арямов
П.Н. Киреев