ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-7019/2021 от 17.06.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-7019/2021

г. Челябинск

24 июня 2021 года

Дело № А07-25168/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 по делу № А07-25168/2020.

 Общество с ограниченной ответственностью строительная компания «Приоритет» (далее - заявитель, общество, ООО СК «Приоритет») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии решения (постановления) по заявлению ООО СК «Приоритет» от 26.06.2020 о разрешении разработки проекта планировки и проекта межевания квартала 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан и обязании Администрации ГО   г. Уфа РБ устранить допущенные нарушения прав и законных и интересов ООО СК «Приоритет», обязании Администрации ГО г. Уфа РБ принять решение (постановление) о разрешении ООО СК «Приоритет» разработки проекта планировки и проекта межевания квартала 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.03.2021) заявленные требования удовлетворены.

Признанно незаконным бездействие Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения (постановления) по заявлению ООО СК «Приоритет» от 26.06.2020 о разрешении разработки проекта планировки и проекта межевания квартала 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

На Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных и интересов ООО СК «Приоритет».

На Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Приоритет» от 26.06.2020 о разрешении разработки проекта планировки и проекта межевания квартала 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

С Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Приоритет» взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с вынесенным решением суда, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что Администрацией бездействия по рассмотрению обращения ООО Приоритет допущено не было, поскольку был подготовлен проект постановления и направлен на согласование в установленном порядке.

При этом разъясняет, что проект постановления должен быть согласован с Администрацией района, а вопрос реализации данного инвестиционного проекта, предусматривающего размещение объектов нежилого назначения - апартаментов, требуется рассмотреть на Градостроительном совете Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителей.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО СК «Приоритет» с 2018 года участвует в разработке проекта планировки и межевания территорий, ограниченных улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

18.09.2018 ООО СК «Приоритет» обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с письмом N 50 о согласовании разработки проекта планировки и межевания территорий, ограниченной улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Письмом N 7-9508/ГС от 03.12.2018 заинтересованное лицо в лице Главного управления Архитектуры и градостроительства сообщило заявителю, что архитектурная концепция согласована в соответствии с действующим законодательством, Положением о едином порядке разработки и согласования проектной документации в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 36/8 от 27.04.2011, принимается для включения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), для хранения в архив Главархитектуры и одобряется для дальнейшей разработки следующей стадии проектирования.

18.02.2019 межведомственной инвестиционной комиссией при Администрации ГО г. Уфа РБ выдано Сводное экспертное заключение, согласно которому для принятия решения о возможности реализации проекта на запрашиваемом земельном участке инвестору необходимо разработать проект планировки и межевания территории.

С целью подготовки документации по разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 02:55:010207, заявителем проведен комплекс подготовительных работ, затрачены собственные денежные средства, заключены соглашения с организациями для сопровождения проекта и подготовки документации для разработки проекта, а именно:

-договор N 05/18-ГЧП от 08.08.2018 с ООО «Центр государственно-частного партнерства Республики Башкортостан» на оказание услуг, связанных с обеспечением деятельности для сопровождения проекта «Строительство апарт-отеля Клубный дом Чернышевский» -по заявке N 7-11450/02 от 31.07.2018 и договору N 2018-10119 от 13.09.2018 МУП «Архитектурно-планировочное бюро» городского округа город Уфа Республики Башкортостан выполнена топосъемка территории квартала, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан -на основании договора N 009.08.2018 от 15.08.2018, заключенного с ООО АБ «Архстандарт» выдано задание на разработку архитектурной концепции и предпроектной проработки объекта капитального строительства.

Заявителем в подготовку документации для разработки проекта вложены денежные средства в сумме 580 000 руб., что подтверждается платежными поручениями N 1 от 05.07.2019 , N 2 от 18.09.2018, N 1 от 13.09.2018, N 1 от 26.02.2020.

Письмом N 7-14188/ПР от 29.11.2019 заявителем получена Выписка из протокола N 4 расширенного заседания Градостроительного совета при главе Администрации ГО г. Уфа РБ от 16.05.2019, на котором была рассмотрена заявка о подготовке проекта постановления о разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Карла Маркса, Мустая Карима, Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Согласно Выписке из протокола N 4 от 16.05.2019 Градостроительным советом при главе Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан было решено рекомендовать проект постановления для принятия.

ООО СК «Приоритет» повторно обратилось в Администрацию ГО г. Уфа с письмом от 26.06.2020 о разрешении разработки проекта планировки и проекта межевания территории в квартале 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима. Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

До настоящего времени ООО СК «Приоритет» постановление о разрешении разработки документации проекта не получено.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, общество обратилось в суд с данным заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действие/бездействие Администрации по не рассмотрению заявления общества является незаконным.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Согласно ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

В соответствии с требованиями действовавшего на момент обращения общества в орган местного самоуправления законодательства (п.п. 8, 9, 10 ст. 45 ГК РФ), заказ на подготовку документации по планировке территории выполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться применительно к территории в границах предусмотренных документами территориального планирования зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Пунктом 12.1 ст. 45 ГркРФ определено, что Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4.2 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку. Органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

Как следует из материалов дела, 26.06.2020 ООО СК «Приоритет» обратилось в Администрацию ГО г. Уфа с письмом о разрешении разработки проекта планировки и проекта межевания территории в квартале 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима. Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Между тем, содержащиеся в деле доказательства не подтверждают направление обществу ответа на указанное письмо.

Поскольку в действиях Администрации установлено бездействие, выраженное в не рассмотрении письма о разрешении разработки проекта планировки и проекта межевания территории в квартале 02:55:010207, ограниченного улицами Карла Маркса, Мустая Карима. Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Довод апеллянта о том, что Администрацией бездействия по рассмотрению обращения ООО Приоритет допущено не было, поскольку был подготовлен проект постановления и направлен на согласование в установленном порядке, судебной коллегией отклоняется, поскольку не подтвержден материалами дела.

То обстоятельство, что проект постановления должен быть согласован с Администрацией района, а вопрос реализации данного инвестиционного проекта, предусматривающего размещение объектов нежилого назначения - апартаментов, требуется рассмотреть на Градостроительном совете Республики Башкортостан, не является основанием для не принятия решения по заявлению общества.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что оспариваемым решением суда на Администрацию возложена лишь обязанность по восстановлению прав и законных и интересов заявителя путем рассмотрения направленного обществом заявления.

Признавая действие/бездействие Администрации незаконным, при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав суд не может подменять орган местного самоуправления в вопросе оценки содержания представленных в соответствии со статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, обязывая совершить определенные действия.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

 На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2021 по делу № А07-25168/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

 А.А. Арямов

 А.П. Скобелкин