ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7143/2020
г. Челябинск | |
25 августа 2020 года | Дело № А34-10452/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 по делу № А34-10452/2019,
Судебное заседание проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Урал-Строй» - ФИО1 (удостоверение адвоката, доверенность от 10.07.2019);
заинтересованного лица: Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана - ФИО2 (паспорт, доверенность № 3 от 10.01.2020, Диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Урал-Строй» (далее - заявитель, ООО «Урал-Строй», общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме N 70.8-238-9 от 30.05.2019, о возложении обязанности на Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана рассмотреть заявление ООО «Урал-Строй» о выдаче разрешения на строительство фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: <...> в районе дома № 22.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 (резолютивная часть решения объявлена 14.05.2020) заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ обществу с ограниченной ответственностью «Урал-Строй» в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 22, выраженный в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9 Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана.
На Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана возложены обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Урал-Строй» путем принятия, в срок, не позднее семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, соответствующего решения по заявлению ООО «Урал-Строй» о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 22.
С Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана в пользу ООО «Урал-Строй» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана возвращены денежные средства с депозитного счета арбитражного суда Курганской области в размере 38 800 руб., перечисленные по платежному поручению от 18.02.2020 N 113 за проведение судебной экспертизы по делу N А34-10452/2019.
ООО «Урал-Строй» возвращены с депозитного счета арбитражного суда Курганской области денежные средства в размере 40 000 руб., перечисленные по чеку-ордеру от 11.02.2020 № 51 за проведение судебной экспертизы по делу № А34-10452/2019.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Департамент обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует действующему законодательству и не противоречит положениям ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. В соответствии с нормами Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359, и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под зданием необходимо понимать результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (пункт 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ от 30.12.2009). Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация. Наружные сети водопровода, наружной канализации, наружного освещения и наружного газопровода функционально связанны с зданием, так как входят в состав его системы инженерно-технического обеспечения. Кроме того, данные сети не могут быть использованы отдельно от здания. Следовательно, наружные сети водопровода, наружной канализации, наружного освещения и наружного газопровода следует рассматривать как объекты, входящие в состав одного объекта недвижимого имущества - здания фитнес-центра. На основании вышеизложенного сети инженерно-технического обеспечения должны быть расположены в пределах земельных участков, в отношении которых у заявителя есть право пользования. В рассматриваемом случае Застройщиком предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 45:25:020407:7467, предоставленный по договору аренды под основной объект, без учета сетей инженерно-технического обеспечения. В том случае, если проектной документацией совместно с основным объектом предусмотрено строительство инженерных сетей на земельных участках, находящихся за границами принадлежащего застройщику земельного участка, в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство вправе отказать в выдаче такого разрешения на весь объект в целом (по причине несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка), что и было реализовано Департаментом в письме от 31.10.2019 №70.8-547-а. Застройщик через проектную документацию заявляет, что его предполагаемый объект капитального строительства располагается на принадлежащем ему земельном участке, не противоречит требованиям градостроительного плана, мощности инженерно - технического обеспечения и точки подключения к ним соответствуют техническим условиям, а так же объект соответствует техническим регламентам. Это заявление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, проектант разместил в Разделе 1 Пояснительная записка пункт Т «Заверения проектной организации». В Разделе 1 Пояснительная записка пункт Г. проектант показал потребность объекта в газе, электричестве, воде и объемах подлежащих канализации стоков. Технические условия, приложенные к проектной документации, подтверждают возможность обеспечения данной потребности, и определяют точки подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Технические условия на газоснабжение №696 от 11.07.2018 выданные АО «Газпром газораспределение Курган» определяют точку подключения перед границей земельного участка. Технические условия для присоединения к электрическим сетям №4-10-620-2018-00165СР от 05.04.2018 от ТП-1008, т.е. за границей земельного участка. Согласно техническим условиям АО «Водный союз» №382 от 06.07.2018 точки врезки водопровода и канализации тоже находятся за границами земельного участка. Согласно разделу 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» и разделу 2 «Схема планировочной организации земельного участка» предоставленной застройщиком проектной документации на объект «здание физкультурно-оздоровительного комплекса в 3 микрорайоне», сети не выходят за границы планировочной структуры, являются функциональной частью объекта, но при этом выходят за границы участка предоставленного под строительство. Тем самым противоречат градостроительному плану участка, на котором планируется размещение объекта. Что подтверждает не соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом и не позволяет выдать разрешение на строительство. На сегодняшний день единственным несоответствием проектной документации ГПЗУ является то, что сети инженерно-технического обеспечения объекта, являющиеся неразрывной функциональной частью объекта, вышли за границы земельного участка и располагаются на не принадлежащем застройщику земельном участке, а на землях неразграниченной государственной собственности и территории многоквартирного жилого дома. Иных замечаний к проектной документации не имеется. Факт расположения точек подключения инженерных коммуникаций за пределами земельного участка, предоставленного заявителю, сторонами не оспаривается и подтверждается проектной документацией. Специальных познаний для оценки соответствия проектной документации и правомерности отказа Департамента "не требуется, поскольку по существу данный вопрос имеет правовой характер, для ответа на него не требовалось применение какого-либо специального оборудования, проведения исследования и применения каких-либо методик. Рассмотрение вопросов правового характера относится к компетенции суда и не требует назначения экспертизы. В нарушение положений ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам Департамента о том, что сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для технического обеспечения здания должны располагаться на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке.
На основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводится с использованием систем видеоконференц-связи между Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Курганской области.
До начала судебного заседания представитель заявителя представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители от третьих лиц Администрация города Кургана, общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-экопроект», акционерного общества «Газпром газораспределение Курган», акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания», акционерного общества «Водный Союз» не явились.
С учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.07.2017 между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (далее -департамент, арендодатель) и ФИО3 (арендатор) подписан договор N 1506-з аренды земельного участка (далее - договор аренды), согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1 124 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства фитнес-центра, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью по адресу: <...> в районе дома N 22 (т. 1, л.д. 11-16).
Договор заключен сроком на 3 года, зарегистрирован в установленном законом порядке (т.1, л.д. 17-20).
Соглашением от 04.08.2017 права и обязанности арендодателя по договору переданы от департамента к администрации (т.1, л.д. 21).
Впоследствии 13.12.2017 между ФИО3 и ООО «Урал-Строй» заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно п. 1.1 которого сторона-1 (ФИО3) передает, а сторона-2 (ООО "Урал-Строй) принимает на себя права и обязанности по спорному договору (т.1, л.д. 22).
Договор зарегистрирован в установленном законе порядке 21.12.2017.
Из материалов дела следует, что в настоящий момент сторонами договора от 11.07.2017 о предоставлении земельного участка в аренду являются Администрация (арендодатель) и ООО «Урал-Строй» (арендатор).
Пунктом 2 договора аренды земельного участка N 1506-з от 11.07.2017 предусмотрено, что договор заключен сроком на три года с момента подписания акта приема-передачи (т. 1, л.д. 16), то есть до 11.07.2020.
По обращению заявителя от 22.01.2018 N 75.0-40а Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана 13.02.2018 был изготовлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 45:25:020407:7467 (т. 1, л.д. 23-28).
ООО "Эксперт-экопроект", на основании решения застройщика ООО «Урал-Строй» от 01.05.2018, была разработана проектная документация по объекту "Здание фитнес-центра по адресу: <...>, в районе дома 22" (т. 3, л.д. 3-174).
23.05.2019 ООО «Урал-Строй» обратилось в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 22 (т.1, л.д., т.3, л.д. 3-174, т.4, л.д. 83-107).
В ответ на указанное заявление Департаментом было отказано Обществу в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра письмом от 30.05.2019 N 70.8-238-9 (т.1, л.д. 10), основанием для отказа явился тот факт, что в настоящее время в суде рассматривается дело о расторжении договора аренды обозначенного земельного участка, заключенного между Администрацией и ООО «Урал-Строй», соответственно, принять решение о выдаче разрешения на строительство не представляется возможным до принятия судебного решения.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство здания.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в частности, орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (2); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, перечень случаев отказа в выдаче разрешения носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. При этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заинтересованным лицом (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, системное толкование положений статей 49, 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дает основание полагать, что заявитель вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства (указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 309-КГ15-209).
На основании части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В силу части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч.3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.
На основании части 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю (часть 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
1) градостроительный план земельного участка;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
Частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:
а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов; в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений; г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) проект организации строительства объектов капитального строительства;
5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" организация, выдавшая технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения несет обязательства по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения Оформление права пользования земельным участком под строительство сетей для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, происходит на стадии заключения договоров о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, где оговаривается перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, а также обязанности заявителя и исполнителя договора по выполнению условий договора, при необходимости осуществления строительства сетей инженерно-технического обеспечения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц.
Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Постановление N 83).
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
На основании пункта 16 Постановления N 83, обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании части 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение), включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 11.07.2017 между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ФИО3 подписан договор N 1506-з аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства фитнес-центра, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью по адресу: <...> в районе дома N 22 (т.1, л.д. 11-16).
Договор заключен сроком на 3 года, зарегистрирован в установленном законом порядке (т.1, л.д. 17-20).
Соглашением от 04.08.2017 права и обязанности арендодателя по договору переданы от департамента к администрации (т.1, л.д. 21).
13.12.2017 между ФИО3 и ООО «Урал-Строй» заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно п. 1.1 которого сторона-1 (ФИО3) передает, а сторона-2 (ООО "Урал-Строй) принимает на себя права и обязанности по спорному договору (т.1, л.д. 22).
Договор зарегистрирован в установленном законе порядке 21.12.2017.
Из материалов дела следует, что в настоящий момент сторонами договора от 11.07.2017 о предоставлении земельного участка в аренду являются Администрация (арендодатель) и ООО «Урал-Строй» (арендатор).
Пунктом 2 договора аренды земельного участка N 1506-з от 11.07.2017 предусмотрено, что договор заключен сроком на три года с момента подписания акта приема-передачи (т.1, л.д. 16), то есть до 11.07.2020.
По обращению заявителя от 22.01.2018 N 75.0-40а Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана 13.02.2018 был изготовлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 45:25:020407:7467 (т.1, л.д. 23-28).
ООО "Эксперт-экопроект" на основании решения застройщика ООО «Урал-Строй» от 01.05.2018 была разработана проектная документация по объекту "Здание фитнес-центра по адресу: <...>-он, в районе дома 22" (т.3, л.д. 3-174).
23.05.2019 ООО «Урал-Строй» обратилось в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:020407:7467 площадью 1124 кв.м с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 22, с приложением необходимой документации в рамках обозначенных требований законодательства (т.3, л.д. 3-174, т.4, л.д. 83-107).
Отказывая обществу в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра, Департамент в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9 указал на отсутствие возможности принятия решения о выдаче разрешения на строительство в связи с рассмотрением в суде дела о расторжении договора аренды того же земельного участка, заключенного между Администрацией и ООО «Урал-Строй» (т.1, л.д. 10).
Суд первой инстанции исходил из того, что частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Однако, в оспариваемом отказе ни одно из указанных в приведенной норме закона основание не нашло своего отражения. Соответственно, оспариваемый отказ Департамента не содержит нормативно-правового обоснования обозначенного в нем мотива.
Из материалов дела также следует, что на момент обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство, договор N 1506-з аренды земельного участка от 11.07.2017 сторонами не расторгнут и являлся действующим, что свидетельствует о наличии у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок с разрешенным использованием для строительства испрашиваемого объекта.
Кроме того, из дела видно, что Администрация города Кургана обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Урал-Строй» о расторжении договора N 1506-з от 11.07.2017 аренды земельного участка, вследствие существенного нарушения условий договора, выразившегося в неисполнении возложенного на арендатора договором обязательства по строительству фитнес-центра.
Решением Арбитражного суда Курганской области суда от 09.08.2019 (резолютивная часть объявлена 05.08.2019) по делу N А34-4384/2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Названное решение суда вступило в законную силу.
При этом отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности. В обоснование заявленных исковых требований Администрация ссылалась на существенное нарушение условий договора, которое выражено в неисполнении возложенного на арендатора договором обязательства по строительству фитнес-центра.
Обществом «Урал-Строй» суду были представлены документы, подтверждающие принятие мер по подготовке к осуществлению строительства (получение разрешения на использование земель для размещения линии электропередачи; договор о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения; технические условия на водоснабжение и водоотведение; проектная документация; градостроительный план земельного участка, а также доказательства неоднократного обращения в орган местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство.
В ходе названного судебного разбирательства арбитражный суд пришел к выводу о том, что в названном случае поведение ответчика не было связано с пренебрежительным отношением к выполнению своих договорных обязательств перед истцом. В этой связи, само по себе до настоящего времени неполучение ООО «Урал-Строй» разрешения на строительство здания фитнес-центра не является существенным нарушением арендатором условий спорного договора аренды, и, как следствие, не может служить достаточным основанием для досрочного расторжения договора.
Установив, что ответчиком не допущено задолженности по уплате арендных платежей и выявив, что обществом «Урал-Строй» приняты меры для получения разрешения на строительство, без наличия которого начало осуществления строительных работ невозможно, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований для расторжения договора аренды земельного участка N 1506-з от 11.07.2017.
Отказывая обществу в выдаче разрешения на строительство по мотиву наличия в производстве суда дела о расторжении договора аренды обозначенного земельного участка, орган местного самоуправления, вместе с тем, обращаясь в арбитражный суд с исковым заявлением, ссылался на существенное нарушение условий договора, в частности на неисполнение возложенного на арендатора обязательства по строительству фитнес-центра.
Проведенный анализ материалов дела позволил суду первой инстанции прийти к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра, выраженного в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9 по приведенному в нем мотиву. Основанием для такого вывода суда явился тот факт, что приведенное в оспариваемом отказе основание, не предусмотрено законом, в частности частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Одновременно с этим, судом первой инстанции принято во внимание, что при рассмотрении настоящего дела Департаментом был заявлен довод о наличии иных оснований для отказа, не поименованных в оспариваемом ненормативном правовом акте, при этом полагает, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра, застройщик не представил документы, указанные в пункте 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (правоустанавливающие документы на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения объекта). Застройщиком предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок под основной объект, без учета сетей инженерно-технического обеспечения, таким образом, по мнению Департамента, проектная документация противоречит требованиям градостроительного плана.
Между тем, по мнению апелляционной инстанции, эти обстоятельства судом первой инстанции исследованы и названный довод департамента правомерно отклонен. Так, в силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе судебного разбирательства 26.02.2020 на основании соответствующего определения суда первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью проверки соответствия проектной документации (шифр проекта 006-2018, на строительство здания фитнес-центра по адресу: <...> в районе дома N 22), требованиям законодательства, определяющим состав и содержание проектной документации, а также с целью проверки соответствия проектной документации (шифр проекта 006-2018 по строительству здания фитнес-центра по адресу: <...> в районе дома N 22), требованиям градостроительного плана земельного участка RU 45301000-7555, подготовленного на основании заявления ООО «Урал-Строй» от 22.01.2018 N 75.0-40а.
В результате названого экспертного исследования, эксперт пришел к выводу о том, что проектная документация соответствует техническому заданию на проектирование объекта "Здание фитнес-центра по адресу <...>. в районе дома N 22", а также отвечает требованиям по составу проектной документации, приведенным в части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в частности:
Раздел 5, Подраздел 1. "Система электроснабжения" соответствует техническим условиям на присоединение к электрическим сетям N 4-10-620-2018-00165СР от 05.04.2018 (т.2, л.д. 134-136);
Раздел 5, Подраздел 2 и Подраздел 3. "Система водоснабжения" и "Система водоотведения" соответствуют техническим условиям на водоснабжение и водоотведение N 382 от 06.07.2018 (т.2, л.д. 94);
Раздел 5, Подраздел 6 "Система газоснабжения" соответствует техническим условиям на подключение к сетям газораспределения N 933 от 24.08.2018 (т.2, л.д. 92).
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод заинтересованного лица о том, что объект капитального строительства, с учетом расположения сетей инженерно-технического обеспечения, вышел за пределы предоставленного в аренду земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителем получены технические условия на водоснабжение и водоотведение здания фитнес-центра N 382 от 06.07.2018 (т.2, л.д. 117-122).
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - Правила N 1314) определен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, а также существенные условия при заключении договоров о подключении к сетям газораспределения.
Пунктом 83 Правил N 1314 установлено, что договор о подключении к сетям газораспределения должен содержать перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. А также обязанности по выполнению условий договора, при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц, при условии оформления исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования таким земельным участком для целей строительства сетей газораспределения.
Согласно пункту 5 договора N 263/2 от 11.09.2018 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (для заявителей 2 категории), исполнитель договора в лице АО "Газпром газораспределение Курган" (т.2, л.д. 85-91), обязан: - разработать проектную документацию на создание сети газораспределения до точки подключения (технологического присоединения) на границе земельного участка заявителя; - осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства заявителя и пуску газа; - проверить выполнение заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению; - осуществить действия по подключению (технологическому присоединению).
Судом первой инстанции установлено наличие в материалах дела документов, подтверждающих принятие мер по подготовке к технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта капитального строительства к электрическим сетям, в частности: Постановление Администрации г. Кургана от 12.09.2018 N 5885 "О выдаче ПАО "СУЭНКО" разрешения на использование земель для размещения линии электропередачи, не требующего разрешения на строительство, в районе дома N 22 в 3 микрорайоне г. Кургана (т.2, л.д. 131-132); Письмо АО "СУЭНКО" от 14.08.2019 N И-КГЭС-2019-1706 "Уведомление о готовности к вводу в эксплуатацию объекта" (т.2, л.д. 125); Заявка ООО «Урал-Строй» на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (т.2, л.д. 126-127); Разрешение N 253 от 12.09.2018, выданное Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана ПАО "СУЭНКО", на использование земель кадастрового квартала 45:25:020407 площадью 83 кв. м для размещения линии электропередачи (КЛ-0,4 кВ от ТП-1008 до фитнес центра), не требующего разрешения на строительство (т.2, л.д. 128-129); Приложение N 1 к Разрешению N 253 от 12.09.2018. Расчет платы за использование земель (т.2, л.д. 130); Договор N 4-10-620-2018-00165 CP от 05.04.2018 "Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям" (т.2, л.д. 134-136).
Эти документы доказывают согласование технических условий на подключение здания к сетям инженерно-технического обеспечения.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Кроме того, в силу пункта 11 статьи 1 и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы (газопроводы) относятся к линейным объектам и являются самостоятельными объектами капитального строительства.
Как следует из дела, ООО «Урал-Строй» 23.05.2019 обратилось в Департамент с заявлением о получении разрешения на строительство здания фитнес-центра, требования о получении разрешения на строительство линейных объектов, названное заявление не содержало.
Доказательств размещения объекта капитального строительства за границами арендуемого земельного участка заинтересованным лицом не представлено.
Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются правоустанавливающие документы на земельный участок.
При этом под правоустанавливающим документом надлежит понимать документ, устанавливающий или удостоверяющий право застройщика на земельный участок, на котором предполагается производить строительство.
Требований о представлении правоустанавливающих документов на земельные участки с целью осуществления технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит.
Судом первой инстанции установлено, что в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок заявителем представлен договор N 1506-з аренды земельного участка от 11.07.2017, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1 124 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства фитнес-центра, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью по адресу: <...> в районе дома N 22. Договор зарегистрирован в установленном законе порядке, договор заключен до 11.07.2020.
Эти обстоятельства подтверждают, что в полном соответствии с требованиями пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обществом фактически представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, оформленный в установленном порядке и подтверждающий предоставление земельного участка в целях строительства фитнес-центра. На основании заявления ООО «Урал-Строй» от 22.01.2018 N 75.0-40а подготовлен градостроительный план земельного участка N RU 45301000-7555, согласно которому, земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5)" (т.1, л.д. 23-28).
Согласно Постановлению Администрации г.Кургана от 08.06.2018 №3645 "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", на основании заключения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Кургана о результатах публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состоявшихся 29.05.2018, и рекомендаций Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Кургана, Администрация г. Кургана постановила предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, в т.ч. площадью 1124 кв. м с кадастровым номером 45:25:020407:7467, расположенном в <...>., в районе дома N 22, в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), для размещения фитнес-центра, в виде уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка до объекта капитального строительства по направлениям на юго-восток - 3 м, юго-запад -3 м, северо-запад - 3 м, северо-восток - 3 м, в виде отклонения от максимального процента застройки земельного участка с 40% до 60% (т.4, л.д. 16-19).
Градостроительным планом земельного участка N RU 45301000-7555, с учетом Постановления Администрации г. Кургана от 08.06.2018 N 3645 "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", указаны предельные параметры разрешенного строительства, в части минимальных отступов от границ земельного участка, предельного количества этажей, как и при постановке зданий, строений и сооружений на кадастровый учет, исходя из положения строительных конструкций зданий, строений и сооружений.
Судом первой инстанции учтено, что экспертным исследованием определен факт соответствия проектной документации, шифр проекта 006-2018, на строительство здания фитнес-центра по адресу: <...> в районе дома N 22, требованиям градостроительного плана земельного участка RU 45301000-7555, подготовленного на основании заявления ООО «Урал-Строй» от 22.01.2018 N 75.0-40а.
Заключением эксперта установлено, что проектируемое здание фитнес-центра размещено в границах предельных параметров разрешенного строительства, а проектная документация, шифр проекта 006-2018, на строительство здания фитнес-центра по адресу: <...> в районе дома N 22, соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка RU 45301000-7555, подготовленного на основании заявления ООО «Урал-Строй» от 22.01.2018 N 75.0-40а, с учетом Постановления Администрации г. Кургана от 08.06.2018 N 3645 "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Принимая во внимание названное заключение эксперта, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заключение соответствует требованиям, предъявляемым законом, экспертами полно и всесторонне исследованы представленные по делу доказательства, даны ответы на поставленные вопросы. Процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции вопреки доводам апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент не представил доказательств в пользу того, что совокупность материалов, приложенных истцом к заявлению от 23.05.2019, препятствовала административному органу выдать разрешение на строительство здания фитнес-центра.
В этой связи является необоснованным отказ Департамента в выдаче ООО «Урал-Строй» разрешения на строительство капитального объекта, выраженный в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не доказал правомерность своей позиции в рассматриваемом деле.
Принимая во внимание совокупность собранных материалов дела, в том числе заключение судебной экспертизы, пояснения эксперта, объяснения участвующих в деле лиц, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия у Департамента правовых оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра, выраженного в письменном ответе от 30.05.2019 N 70.8-238-9 на заявление общества от 23.09.2019.
Удовлетворив основное требование, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов ООО «Урал-Строй» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности указал на то, что с учетом положений пункта 9 раздела II главы 2 Административного Регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию" (утвержден Постановлением Администрации города Кургана от 27.06.2012 N 4381 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию") необходимо возложить обязанность на Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана принять, в срок, не позднее семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, соответствующего решения по заявлению ООО «Урал-Строй» о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 22.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 по делу № А34-10452/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.Ю. Костин
Судьи А.А. Арямов
А.П. Скобелкин