ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-7763/2016
г. Челябинск
01 августа 2016 года
Дело № А76-29537/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 по делу № А76-29537/2015 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района – ФИО1 (паспорт, доверенность от 21.01.2015);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 12.01.2016);
акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» - ФИО3 (паспорт, доверенность от 31.12.2015);
общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСервис» - ФИО4 (паспорт, доверенность от 02.12.2015).
Управление по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене (о признании необоснованными) ненормативных правовых актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган): решения от 19.10.2015 по делу № 15-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 19.10.2015 по делу № 15-07/15.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение «Администрация Чебаркульского муниципального района» (далее – администрация), акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – АО «Газпром газораспределение Челябинск»), общество с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСервис» (далее – ООО «ТеплоЭнергоСервис»).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 (резолютивная часть объявлена 28.04.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что Чебаркульский муниципальный район осуществляет организацию электро- и газоснабжения на территории всего Чебаркульского муниципального района и соответственно всех поселений включенных в состав Чебаркульского муниципального района. Основной из задач управления является организация эффективного управления муниципальным имуществом.
При передаче имущества по договору безвозмездного пользования управление исходило из того, что транспортировка газа по газопроводам возможна только через газораспределительные сети, принадлежащие ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на праве аренды; газораспределительные сети имеют взаимные точки присоединения с газопроводами, принадлежащими ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на праве аренды.
Управление считает, что судом необоснованно отклонено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы об определении технологической связи газораспределительных сетей.
Кроме того, управление указывает, что на территории Чебаркульского муниципального района кроме газовых сетей, включенных в реестр муниципальной собственности, находятся бесхозяйные газовые сети, на которых так же необходимо проводить техническое обслуживание для обеспечения безопасного и безаварийного газоснабжения района в целом.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
До начала судебного заседания от антимонопольного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, считает законным и обоснованным решение суда от 10.05.2016.
В судебном заседании представитель Челябинского УФАС России изложил доводы, указанные в отзыве.
Представитель общества «ТеплоЭнергоСервис» считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции приобщено к материалам дела мнение АО «Газпром газораспределение Челябинск» на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель АО «Газпром газораспределение Челябинск» довёл до суда доводы, изложенные в письменном мнении, просит решение суда отменить. Также заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Как следует из ходатайства о назначении экспертизы, оно направлено на решение вопроса о наличии (отсутствия) технологической связи сетей газораспределения, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск» и сетей газораспределения, переданных на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, и вопроса о том, являются ли газораспределительные сети, переданные на основании указанного договора, частью газораспределительной сети АО «Газпром газораспределение Челябинск», а равно установления достоверности документов, исследованных судом первой инстанции. Учитывая что, представленные в материалы дела доказательства подлежат оценке в совокупности, а равно заявление настоящего ходатайства в опровержение выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы.
Администрация Чебаркульского муниципального района о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Челябинское УФАС России от ООО «ТеплоЭнергоСервис» поступило заявление от 26.11.2014 исх.№ 94 на неправомерные действия Управления, выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом, а именно: объектами газоснабжения в Сарафановском, Варламовском сельских поселениях Чебаркульского муниципального района (т.2, л.д. 3-4).
В заявлении указано, что ООО «ТеплоЭнергоСервис» намеревалось обслуживать объекты газоснабжения, расположенные в указанных сельских поселениях, в связи с чем обращалось по данному вопросу в управление. Однако, в последующем ООО «ТеплоЭнергоСервис» стало известно о том, что данное имущество передано без проведения торгов в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» по договору безвозмездного пользования от 01.11.2013 № 06-04-320/12 (34-2013). При этом процедуры разграничения муниципальной собственности имущества между муниципальным районом и поселениями, оформление муниципальными образованиями прав владения в отношении объектов газоснабжения, расположенных на территории сельских поселений, не осуществлялось.
ООО «ТеплоЭнергоСервис» полагает, что действия Управления по последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов являются взаимосвязанными сделками, имеющими своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения объектов газоснабжения в Чебаркулькульском муниципальном районе.
Челябинским УФАС России в действиях Управления по принятию решения о передаче объектов газоснабжения, расположенных на территории Чебаркульского муниципального района, в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» и по заключению договора от 01.11.2013 № 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов в нарушении положений действующего законодательства установлены признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с чем антимонопольным органом принято решение от 19.10.2015 по делу № 15-07/15 (т.1, л.д. 10-21), согласно которому:
1) Действия Управления по изданию распоряжения от 31.10.2013 №717/1 о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное пользование газораспределительных сетей и сооружений без проведения торгов, в отсутствие у Управления полномочий по распоряжению имуществом, расположенным в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселений, а также имуществом, не находящимся в муниципальной собственности и не включенным в реестр муниципальной собственности, признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности данному хозяйствующему субъекту.
2) Действия Управления по заключению с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» договора от 01.11.2013 № 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов признаны нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
3) Решено выдать Управлению предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4) Решено передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
5) Решено не принимать иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Челябинским УФАС России выдано предписание от 19.10.2015 по делу № 15-07/15 (т. 1 л.д. 22-23), согласно которому предписано:
1. Управлению прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно:
1.1) в срок до 1 декабря 2015 года отказаться от договора безвозмездного пользования № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013, заключенного между Управлением и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», путем уведомления общества об этом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации;
1.2) в срок до 1 марта 2016 года принять меры по возврату имущества, переданного по договору № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013.
2. Управлению в срок до 1 апреля 2016 года обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения.
3. Управлению в качестве доказательств исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России:
3.1) в срок до 15 декабря 2015 года надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих уведомление ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» об отказе от договора безвозмездного пользования № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013;
3.2) в срок до 15 марта 2016 года надлежаще заверенные копии подписанных актов приема-передачи имущества, переданного ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» по договору № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013.
4. Управлению в качестве доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания в срок до 15 апреля 2016 года представить в Челябинское УФАС России сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество – объекты газоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа от 19.10.2015 по делу № 15-07/15, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение антимонопольного органа и принятое на основании него предписание являются законными и обоснованными. Действия управления по заключению договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов противоречат Закону о защите конкуренции.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций статей 65 - 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Газораспределительные сети Чебаркульского муниципального района в соответствии с договором от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007 переданы в аренду ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» (после переименования - АО «Газпром газораспределение Челябинск»). Договор от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007 действовал до 31.10.2013.
По указанному договору ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» передано имущество, расположенное в с.Боровое Сарафановского сельского поселения (26 объектов), Тимирязевском сельском поселении (43 объекта), Травниковском сельском поселении (56 объектов), Кундравинском сельском поселении (14 объектов), Варламовском сельском поселении (9 объектов), Шахматовском сельском поселении (11 объектов), Бишкильском сельском поселении (1 объект), Филимоновском сельском поселении (11 объектов). В соответствии с дополнительным соглашением от 01.07.2008 №1 к договору аренды № ДАГ-1/2007 обществу передана газораспределительная сеть и сооружения на ней в пос. Ключи Бишкильского сельского поселении (1 объект). Таким образом, общее количество объектов, переданное обществу по договору от 12.03.2007 № ДАГ-1/2007, составило 172 единицы.
ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» письмом исх. от 14.03.2013 № ВС-27/693 обратилось в адрес главы Чебаркульского муниципального района с предложением о заключении договора безвозмездного пользования в отношении газораспределительных сетей без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» указано, что в случае наличия технологического присоединения для заключения договора передачи сетей без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа общество предоставит документы, подтверждающие технологическую связь сетей и сети инженерно-технологического обеспечения.
Миасский филиал ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» письмом от 25.04.2013 исх. № 07-05-05/281 направил главе Чебаркульского муниципального района перечень бесхозяйных газопроводов по состоянию на 01.04.2013, а также предложил заключить договор на их техническое облуживание, либо передать эти газопроводы в безвозмездное пользование газораспределительной организации.
ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» в адрес главы Чебаркульского муниципального района направлено письмо исх. от 16.07.2013 № ВС-27/2147 по вопросу эксплуатации и регистрации права муниципальной собственности бесхозяйных объектов газораспределительной системы, в котором также указано о необходимости решения вопроса о передаче данного имущества в эксплуатацию ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания».
Согласно заключению комиссии по определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», с газопроводами, принадлежащими управлению, от 30.10.2013:
1) транспортировка газа по газопроводам общей протяженностью 200704,07 п/м возможна только через газораспределительные сети, принадлежащие ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на праве аренды;
2) газораспределительные сети имеют взаимные точки присоединения с газопроводами, принадлежащими ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на праве аренды.
Приложением к заключению комиссии от 30.10.2013 является перечень имущества, планируемого к передаче ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», управлением.
Указанный перечень содержит информацию о наименовании газопровода, передаваемого от управления; наименовании и принадлежности газопровода ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», к которому присоединен газопровод; а также об иных технических характеристиках.
При этом управление не располагало документами, подтверждающими принадлежность газопроводов ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», к которым присоединены газопроводы, передаваемые обществу в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 3 заключения комиссии от 30.10.2013 протяженность газопроводов, передаваемых в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», соответствует исполнительно-техническим документациям. Управлением при рассмотрении настоящего дела указанная документация не представлена. Более того, копия заключения комиссии от 30.10.2013, представленная ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», содержит сведения об общей протяженности газопроводов в размере 189 542,01 п/м, в то время как копия заключения комиссии от 30.10.2013, представленная управлением, а также оригинал заключения содержат исправленную протяженность газопроводов – 200 704,07 п/м. В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии исполнительно-технических документаций у органа местного самоуправления на газопроводы, в том числе на дату принятия решения о передаче объектов газоснабжения в безвозмездное пользование.
В соответствии с протоколом № 3 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района, от 31.10.2013 принято решение заключить договор безвозмездного пользования газораспределительных сети и сооружений на них с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» без проведения аукциона или конкурса на неопределенный срок в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно распоряжению управления от 31.10.2013 № 717/1 принято решение на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, части 2 Правил № 83, Решения Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района 4 созыва от 28.12.2010 № 100, протокола № 3 от 31.10.2013 передать в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» газораспределительные сети и сооружения, отделу имущественных отношений поручено подготовить для заключения договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на неопределенный срок с 01.11.2013, подготовить соглашение о расторжении договора от 12.03.2007 №ДАГ-1/2007 с 31.10.2013, подготовить акты и провести сверку взаиморасчетов по договору № ДАГ-1/2007 от 12.03.2007 по состоянию на 31.10.2013.
В соглашении от 31.10.2013 о расторжении договора от 12.03.2007 №ДАГ-1/2007 стороны договорились расторгнуть договор аренды муниципального имущества.
01.11.2013 между Управлением и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» подписан договор № 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования газораспределительными сетями и сооружениями на неопределенный срок без проведения торгов.
Согласно п.1.1 договора, управление передает, а ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» принимает в безвозмездное пользование на условиях договора газораспределительные сети и сооружения на них, принадлежащие ссудодателю на праве собственности (имущество). Перечень объектов, входящих в состав имущества, указывается в приложении 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора.
ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» имеет право на безвозмездное пользование имуществом, указанным в п.1.1 договора для осуществления хозяйственной или иной деятельности в соответствии с уставом общества (п.1.2 договора).
Договор безвозмездного пользования заключен с 01.11.2013 на неопределенный срок (п.2.1 договора).
Управлением представлены схемы газопроводов в границах сельских поселений на территории Чебаркульского муниципального района. При этом единая схема сети газоснабжения Чебаркульского муниципального района, утвержденная органом местного самоуправления, позволяющая установить источники газоснабжения и отключающие устройства (по состоянию на 2013 год), технологическую связь газопроводов, передаваемых управлением в безвозмездное пользование, и сети газоснабжения муниципального района, Управлением не представлена.
Антимонопольный орган в своем решении указал, что из представленных в материалы дела графических схем газопроводов на территории Чебаркульского муниципального района также нельзя прийти к выводу о наличии такой связи. К указанному выводу также невозможно прийти на основании анализа схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки территории Чебаркульского муниципального района. Более того, указанная схема разработана по состоянию на 2008 год, в то время как вопрос о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» объектов в безвозмездное пользование рассматривался в 2013 году.
В соответствии со сведениями, представленными при рассмотрении дела управлением и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», на территории Чебаркульского муниципального района имеется 5 независимых источников газораспределения:
1) ГРС с/з Опытный;
2)ГРС с. Травники;
3)ГРС с. Кундравы;
4) ГРС г. Чебаркуль;
5) ГРС с. Коелга.
Уральским управлением Ростехнадзора по Челябинской области по запросу Челябинского УФАС России направлена информация, из которой следует, что не представляется возможным установить единую технологическую и функциональную связь сетей газораспределения и газопотребления различных сельских поселений в границах Чебаркульского муниципального района на основании документов, представленных при рассмотрении настоящего дела и рассматриваемых управлением при принятии решения о заключения договора безвозмездного пользования, а именно: заключения комиссии от 30.10.2013, схем газопроводов, а также договора № 06-04-320/12 (34/2013) 01.11.2013. Однако по результатам анализа указанных документов уполномоченный орган не смог прийти к выводам, к которым пришло управление, о наличии технологической связи всех объектов передаваемых в безвозмездное пользование с сетью газоснабжения Чебаркульского муниципального района.
Информация, представленная Уральским управлением Ростехнадзора по Челябинской области, свидетельствует о наличии технологической связи сетей газораспределения и газопотребления, переданных Управлением в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», и сетей газораспределения, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», только в границах соответствующих сельских поселений.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что управлением не представлены документы, подтверждающие, что газопроводы, расположенные на территории Чебаркульского муниципального района в границах отдельных сельских поселений, не могут функционировать самостоятельно, в том числе при условии наличия 5 независимых источников газораспределения.
Из представленных документов, в том числе заключения комиссии по определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», с газопроводами, принадлежащими Управлению, от 30.10.2013, с приложением перечня муниципального имущества, не следует, что передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения Чебаркульского муниципального района и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в границах всего Чебаркульского муниципального района.
Газоснабжение отдельных муниципальных образований с использованием муниципального имущества (газопроводов) при условии наличия 5 независимых источников газораспределения может осуществляться различными хозяйствующими субъектами.
В связи с этим у органа местного самоуправления отсутствовали основания для передачи объектов ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное пользование на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из пункта 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, сети инженерно-технического обеспечения – совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а технологически связанные сети, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения поселения.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 Закона Челябинской области от 29.11.2007 №221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами» установлено, что момент возникновения у муниципального образования, принявшего имущество, права собственности на переданное имущество устанавливается законом Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно приложению к заключению комиссии от 30.10.2013, приложению № 1 к договору № 06-04-320/12 (34/2013) ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» передано муниципальное имущество в количестве 1357 объектов.
При этом управлением представлены документы, подтверждающие собственность муниципального образования в отношении 3 объектов: свидетельство о государственной регистрации права № 74 АВ 864879 от 07.07.2010; свидетельство о государственной регистрации права № 74 АД 051850 от 20.09.2012; свидетельство о государственной регистрации права № 74 АД 431667 от 05.07.2013.
Согласно выписке от 26.03.2015 № 193 из реестра муниципальной собственности по состоянию на 01.11.2013 в реестр муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района включено 186 объектов газоснабжения.
Таким образом, в отношении оставшихся 1 168 объектов газоснабжения, переданных в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», документы, подтверждающие право собственности муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», а также включение их в реестр муниципальной собственности, отсутствуют.
Согласно распоряжению от 27.05.2013 № 362/1 «О выявлении бесхозяйного имущества» в количестве 1164 объектов, отделу имущественных отношений поручено внести в перечень бесхозяйных объектов Чебаркульского муниципального района объекты недвижимого имущества, выявленные на территории Чебаркульского района, опубликовать объявление о признании вышеуказанных объектов бесхозяйными в газете «Южноуралец», поставить объекты на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области; отделу по учету и финансированию осуществить финансирование указанных действий.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Вместе с тем, управлением передано в безвозмездное пользование на неопределенный срок ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, в отсутствие закона Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Челябинское УФАС России указало, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для передачи таких объектов ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».
Объекты газоснабжения, переданные Управлением в безвозмездное пользование ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», расположены в различных муниципальных образованиях: Сарафановском сельском поселении (с. Боровое), Тимирязевском сельском поселении (п.Тимирязевский, д. Казбаево, пос. «Монолит»), Травниковском сельском поселении (с. Травники), Кундравинском сельском поселении (с. Бутырки, с. Кундравы), Варламовском сельском поселении (с. Попово, с. Звягино, с.Варламово), Шахматовском сельском поселении, Бишкильском сельском поселении (с. Ключи), Филимоновском сельском поселении (с. Филимоново, д. Колодкино), Кундравинском сельском поселении (с.Кундравы).
Из материалов дела следует, что между муниципальным образованием Чебаркульский муниципальный район» и сельскими поселениями заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе о передаче муниципальному району полномочий по организации в границах поселения газоснабжения населения:
- соглашение № 2 от 30.12.2005 с Травниковским сельским поселением;
- соглашение № 12 от 30.12.2005 с Филимоновским сельским поселением;
- соглашение № 16 от 30.12.2005 с Кундравинским сельским поселением;
- соглашение № 19 от 30.12.2005 с Шахматовским сельским поселением;
- соглашение № 22 от 30.12.2005 с Сарафановским сельским поселением;
- соглашение № 26 от 30.12.2005 с Варламовским сельским поселением;
- соглашение № 28 от 30.12.2005 с Бишкильским сельским поселением;
- соглашение № 31 от 30.12.2005 с Тимирязевским сельским поселением;
- соглашение № 33 от 30.12.2005 с Непряхинским сельским поселением.
Вместе с тем, к соглашениями № 12 от 30.12.2005 с Филимоновским сельским поселением, № 22 от 30.12.2005 с Сарафановским сельским поселением, № 26 от 30.12.2005 с Варламовским сельским поселением были заключены дополнительные соглашения соответственно от 29.05.2012, 28.01.2013, 01.02.2013, согласно которым полномочия по решению вопросов об организации в границах поселения газоснабжения населения были возвращены органам местного самоуправления сельских поселений.
С учетом изложенного, Челябинское УФАС России пришло к выводу, что управление в октябре-ноябре 2013 года не обладало полномочиями по организации в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселениях газоснабжения населения, следовательно, для решения указанных полномочий не имело правовых оснований распоряжаться объектами газоснабжения в указанных муниципальных образованиях.
Более того, управление располагало сведениями об отсутствии у муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район» полномочий по распоряжению объектами, находящимися на территории Сарафановского сельского поселения, что подтверждается письмом управления от 16.12.23013 № 482 о направлении в адрес ООО «ТеплоЭнергоСервис» дополнительного соглашения от 28.01.2013 к соглашению № 22 от 30.12.2005, в соответствии с которым полномочия Чебаркульского муниципального района в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения отозваны.
Органы местного самоуправления сельских поселений, наделенные в рассматриваемый период полномочиями по организации в поселении газоснабжения населения, вправе самостоятельно решить вопрос о реализации данных полномочий, в том числе путем передачи имущества в аренду, безвозмездное пользование, или заключения договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и сооружений на них.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Передача одной газораспределительной организации объектов газо-снабжения, расположенных на территории Чебаркульского городского округа, в том числе не находящихся в муниципальной собственности и не включенных в реестр муниципальной собственности, создают преимущественные условия осуществления деятельности такой организации, поскольку позволяют обществу осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием имущества (подключать объекты капитального строительства к сети, осуществлять передачу газа по сетям).
Согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (действовали до 01.03.2014), а в последующем Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения осуществляет лицо, эксплуатирующее сети инженерно-технического обеспечения, владеющее на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Лица, намеренные осуществить подключение (технологическое присоединением) объекта к сети газораспределения обращаются в данную организацию, которая осуществляет такое подключение за соответствующую плату. Вместе с тем, иные хозяйствующие субъекты, намеренные осуществлять эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения на территории Чебаркульского муниципального района и лишенные такой возможности, соответственно, и не имеют возможности осуществлять подключение (технологическое присоединением) объектов к сети газораспределения и получать за данные мероприятия плату.
Антимонопольный орган указал, что действия управления по изданию распоряжения от 31.10.2013 № 717/1 о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в безвозмездное пользование газораспределительных сетей и сооружений без проведения торгов, в отсутствие у управления полномочий по распоряжению имуществом, расположенным в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселений, а также имуществом, не находящимся в муниципальной собственности и не включенным в реестр муниципальной собственности, могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности данному хозяйствующему субъекту, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Действия Управления по заключению с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» Договора № 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013 безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов противоречат части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции согласился с вышеуказанными выводами сделанными Челябинским УФАС России при рассмотрении дела №15-07/15.
Доказательств опровергающих указанные выводы суду не представлены.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
Органы местного самоуправления сельских поселений, наделенные полномочиями по организации в поселении газоснабжения населения, вправе самостоятельно решать вопросы о реализации данных полномочий, в том числе путем передачи имущества в аренду, безвозмездное пользование или заключение договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и сооружений на них.
Поскольку Филимоновское, Варламовское, Сарафановское сельские поселения приняли и обладали полномочиями по решению вопросов об организации в границах поселений газоснабжения населения, управление не вправе было распоряжаться объектами газоснабжения расположенных на территории вышеуказанных сельских поселений.
Ссылка подателя жалобы на заключение комиссии по определению взаимных точек присоединения газопроводов, судебной коллегией не принимается.
Указанное заключение (т.1, л.д.56) составлено только представителями администрации Чебаркульского муниципального района и общества «Газпром газораспределение Челябинск», то есть заинтересованными лицами.
Какие-либо документы, подтверждающие вывод комиссии о том, что газораспределительные сети технологически связаны с газопроводами, принадлежащими ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в копии заключения представленного ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» и управлением имеются разночтения в общей протяженности газопровода.
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с подп. «д» пункта 2 части 1 статьи 23 названного Закона, антимонопольный орган наделён рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.
Из совокупности приведённых норм права следует, что антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом, либо соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Согласно п.4.2.6 договора безвозмездного пользования от 01.11.2013, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», являясь газораспределительной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительных сетей, переданных по договору, в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, выдает, обратившимся с соответствующим заявлением технические условия на подключение и присоединение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, переданным в пользование по договору, при наличии технических возможностей и резерва пропускной способности сетей, либо дает отказ в выдаче технических условий при отсутствии технических возможностей на момент получения запроса.
В соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, подключение (технологическое присоединение объекта к сети газораспределения осуществляет лицо, эксплуатирующее сети инженерно-технического обеспечения, владеющее на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Лица, намеренные осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения, обращаются в данную организацию, которая осуществляет такое подключение за соответствующую плату.
Антимонопольным органом установлено, что на территории Чебаркульского муниципального района эксплуатацию объектов газоснабжения осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ООО «ТеплоЭнергоСервис», ООО «Межтерриториальное управляющее жилищно-коммунальное предприятие Тимирязевское», ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».
Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты намеренные осуществлять эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения не имеют возможности осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов к сети.
В данном случае антимонопольным органом установлено, каким образом данное нарушение ограничивает конкуренцию или может привести к этому; в отношении какого хозяйствующего субъекта осуществлено ограничение и в чём оно выразилось; какие иные хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чём выразилось получение ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» преимуществ по сравнению с иными лицами.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 по делу № А76-29537/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи: Ю.А. Кузнецов
И.А. Малышева