ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-813/2015 от 17.02.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-813/2015, 18АП-815/2015

г. Челябинск

20 февраля 2015 года

Дело № А47-7156/2014

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышевой И.А., Кузнецова Ю.А.,      

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и общества с ограниченной ответственностью «Телеком Сервис» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2014 по делу № А47-7156/2014 (судья Миллер И.Э.).

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – истец, уполномоченный орган, служба, Роскомнадзор) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью  «Телеком Сервис»  (далее – ответчик, общество, ООО «Телеком Сервис») платы за пользование радиочастотным спектром в сумме  14 000 рублей.

Решением суда первой инстанции от 05.12.2014 заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика в доход федерального бюджета взыскана задолженность в размере 12 755,56 рублей.

Не согласившись с принятым решением суда, уполномоченный орган и ответчик обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

В своей апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя, при прекращении разрешения на использование радиочастотного спектра плата, внесенная за его использование, не возвращается.

Указанная плата вносится ежеквартально равными долями в срок не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала.

Соответственно, в связи с тем, что действие разрешения на использование радиочастотного спектра прекращено 10.04.2014 у общества сохранилась обязанность по внесению платы за 2 квартал 2014 года в полном объеме, то есть в сумме 1600 рублей.

Таким образом, по мнению службы, плата должна быть внесена за целый квартал, а не за фактическое количество дней использования радиочастотного спектра.

В свою очередь, ответчиком представлена апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме со ссылкой на то, что общество не пользовалось радиочастотным спектром, поскольку регистрация РЭС (радиоэлектронных средств) по адресу, указанному в разрешении, не производилась.

Кроме того, ответчик считает неправомерным взимание платы за один номинал частоты по разным разрешениям.

Также ООО «Телеком Сервис» указывает в апелляционной жалобе, что в нарушение требований законодательства уполномоченным органом уведомления о необходимости внесения ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром на основании спорного разрешения в адрес ответчика не направлялись

Стороны, надлежащим   образом   извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.12.2005 ответчику выдано разрешение № 05-021964 на использование радиочастот: 157,2500 и 157,2250 МГц, со сроком действия до 28.12.2015, место установки приемной станции: г.Оренбург, ул.Авторемонтная,1 (л.д.84).

08.05.2008  по заявлению ответчика ему выдано разрешение № 319-08-0503 на использование радиочастоты 157,2500 МГц по адресу приемной станции: г.Оренбург, ул. М. Джалиля, 6 (л.д. 49-51).

В пункте 2 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов - приложения к разрешению от  08.05.2008  № 319-08-0503, указано, что действие разрешения от 29.12.2005 № 05-021964 в части, касающейся использования радиочастоты 157,2500 МГц, прекращается с момента перерегистрации РЭС.

14.02.2008 ответчику выдано разрешение № 71-08-1032 на использование радиочастоты 157,2250 МГц по адресу приемной станции: г.Оренбург, ул.М.Джалиля,6 (л.д.91), которое в пункте 2 Условий использования радиочастот также содержало условие, что действие разрешения от 29.12.2005 № 05-021964 в части, касающейся использования радиочастоты 157,2250 МГц, прекращается с момента перерегистрации РЭС.

Действие  разрешения от 14.02.2008 № 71-08-1032 прекращено 16.06.2010 решением Роскомнадзора в связи с тем, что в установленные сроки регистрация РЭС не произведена.

Так, в пункте 1.2 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов установлено, что ввод радиоэлектронных средств в эксплуатацию должен быть осуществлен пользователем радиочастотным спектром в течение одного года с момента присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Истец в обоснование исковых требований ссылается на невнесение ответчиком платы в размере 14 000 рублей за фактическое пользование радиочастотным спектром по разрешению от 08.05.2008 № 319-08-0503 на использование радиочастоты 157,2500 МГц по адресу приемной станции: г.Оренбург, ул. М.Джалиля, 6 за период с 01.01.2012 по 30.06.2014.

Так, по разрешению от 08.05.2008 № 319-08-0503, на основании Методики, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) от 01.12.2011 № 1062 (с учетом корректировки, вносимой приказом Роскомнадзора № 340 от 24.04.2014), установлен размер ежегодной платы за использование радиочастотного спектра в размере 5 600 рублей.

Федеральным государственным унитарным предприятием «Радиочастотный центр Приволжского федерального округа» в адрес ответчика направлены уведомления о необходимости внесения ежегодной платы за использование радиочастотного спектра № 478-487 от 29.04.2014 поквартально за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 (л.д. 16-45).

Обязательство по внесению ежегодной платы за использование радиочастотного спектра ответчиком не исполнено.

Приказом Роскомнадзора от 06.05.2014 № 357-рчс, с 10.04.2014 прекращено действие разрешения от 08.05.2008 № 319-08-0503 по заявлению ответчика вх. № 33336-рч от 10.04.2014.

Считая, что за период с 01.01.2012 по 10.04.2014 у ответчика образовалась задолженность по ежегодной плате в размере 14 000 рублей по разрешению от 08.05.2008 № 319-08-0503, заявитель направил в адрес общества уведомление от 20.12.2013 № 81 с приложением расчета размера задолженности (т.1, л.д. 27-29), полученное им 30.12.2013 (т.1, л.д. 31), оставленное без удовлетворения.

Неисполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности за пользование радиочастотным спектром за период с 01.01.2012 по 10.04.2014 послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением по настоящему делу.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из того, что общества осуществляло пользование радиочастотным спектром по разрешению от 08.05.2008 № 319-08-0503 на использование радиочастоты 157,2500 МГц, однако, определил размер платы, подлежащей взысканию с ответчика, пропорционально количеству дней действия разрешения во 2 квартале 2014 года.

Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии со ст. 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) Правительством Российской Федерации определяется порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи.

Полномочия Роскомнадзора и его территориальных органов, должностных лиц службы и ее территориальных органов регламентированы Положением о Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Типовым положением о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 № 51.

В силу п. 5.1.1.2.6 Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор в сфере связи за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных радиочастотной службой, а также организует деятельность радиочастотной службы (п. 5.3.2 Положения).

Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. При этом Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций являются управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в субъектах Российской Федерации (п. 1 данного Типового положения).

Таким образом, Роскомнадзор обратился в арбитражный суд о взыскании платы за пользование радиочастотным спектром в пределах предоставленных полномочий.

В силу статьи 2 Закона о связи использование радиочастотного спектра - это обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о связи одним из принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является платность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о связи предусмотрено, что право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 171 утверждены Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы.

Согласно пункту 3 названных Правил размеры разовой платы и ежегодной платы для радиотехнологий сотовой связи используемых радиоэлектронными средствами гражданского назначения, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций применительно к полосе радиочастот, выделенной решением Государственной комиссии по радиочастотам или указанной в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра по каждому субъекту Российской Федерации, указанному в решении Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот или лицензии.

Расчет размеров разовой платы и ежегодной платы производится в соответствии с методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра (далее - методика), которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.

Ежегодная плата подлежит перечислению в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала.

На основании Методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 30.06.2011 № 164, годовая плата за использование радиочастотного спектра по разрешению от 08.05.2008  № 319-08-0503 определена ответчику в размере  5600 рублей.

Между тем как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, первоначально полоса радиочастоты 157,2500 МГц была предоставлена общества разрешением от 29.12.2005 № 05-021964.

Действие указанного разрешения в связи с тем, что обществом перерегистрации РЭС с адреса г.Оренбург, ул.Авторемонтная, 1 на адрес  г.Оренбург, ул. М. Джалиля, 6 не произведена, не было прекращено.

Ежеквартально, в том числе в спорном периоде обществу уполномоченным органом выставлялось требование о внесении ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром по разрешению от 29.12.2005 № 05-021964 в размере одной четвертой от годовой суммы - 5600 рублей. 

ООО «Телеком Сервис» в спорный период с 01.01.2012 по 30.06.2014 вносило ежегодную плату за пользование радиочастотным спектром по разрешению от 29.12.2005 № 05-021964 в размере одна четвертая от годовой суммы - 5600 рублей, то есть всего 14 000 рублей.

Поскольку разрешениями от 29.12.2005 № 05-021964 и от 08.05.2008 № 319-08-0503 обществу в пользование была предоставлена одна и та же радиочастота 157,2500 МГц, обществом фактически произведена оплата предоставленной ему в пользование радиочастоты при внесении платы по решению от 29.12.2005 № 05-021964.

Тот факт, что разрешениями от 29.12.2005 № 05-021964 и от 08.05.2008              № 319-08-0503 была предусмотрена установка РЭС по разным адресам г. Оренбурга не указывает на предоставление обществу нескольких радиочастот или обязанности внесения платы за один номинал радиочастоты дважды.

Как уже указывалось пунктом 3 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы предусмотрено взимание такой платы применительно к полосе радиочастот, выделенной решением Государственной комиссии по радиочастотам, а не к зарегистрированному радиоэлектронному средству (РЭС).

Соответственно, поскольку пользование радиочастотой 157,2500 МГц осуществлялось обществом в пределах одного субъекта Российской Федерации (в данном случае районом установки РЭС и в том и в другом разрешении указана Оренбургская область), на платной основе в рамках разрешения от 29.12.2005 № 05-021964, основания для повторного внесения платы за пользование указанной радиочастотой в рамках иного разрешения от 08.05.2008              № 319-08-0503 отсутствуют.

Кроме того, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Разрешение на использование радиочастот прекращается или срок их действия не продлевается при нарушении пользователем условий, предусмотренных в разрешении и указанных в п. 11 ст. 24 Закона о связи, в том числе, в случае нарушения условия о начале использования радиочастотным спектром.

Так, в пункте 1.2 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов - приложения к разрешениям, выданным ответчику, установлено, что ввод радиоэлектронных средств (РЭС) в эксплуатацию должен быть осуществлен пользователем радиочастотным спектром в течение одного года с момента присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Продление данного срока не допускается, за исключением РЭС, вводимых в эксплуатацию в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (т.1, л.д. 13).

Началом использования РЭС является дата оформления пользователем радиочастотным спектром свидетельства о регистрации РЭС в территориальном органе Роскомнадзора.

Из материалов дела, в частности, письма Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 01.07.2014 № 06-40865 (т.1, л.д. 102) следует, что обществом был нарушен пункт 1.2 Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных разрешением от 08.05.2008 № 319-08-0503, поскольку ответчик не произвел регистрацию и не начал использование РЭС заявленного в данном разрешении в течение одного года с момента присвоения (назначения) радиочастоты.

Таким образом, заявитель, являясь контролирующим органом, располагал сведениями о нарушении ответчиком срока начала использования радиочастот и потому был компетентен принять решение о прекращении выданного разрешения в 2009-2010 годах, однако,  такое решение было им принято только 06.05.2014.

При этом апелляционный суд отмечает, что в отношении аналогичного разрешения от 14.02.2008 № 71-08-1032, предоставленного обществу взамен  разрешения от 29.12.2005 № 05-021964, уполномоченным органом своевременно 16.06.2010 не реализовано полномочие по прекращению его действия, в связи с тем, что в установленные сроки регистрация РЭС не произведена.

Таким образом, поскольку общество не выполнило лицензионные условия, не приступив в течение года к использованию радиочастотного спектра, в связи с чем действие разрешения от 08.05.2008 № 319-08-0503 должно было быть прекращено еще в 2009-2010 гг. во внесудебном порядке, соответственно обязанность по оплате указанного спектра в 2012 - 2014 годах по разрешению от 08.05.2008 № 319-08-0503 у ответчика отсутствовала.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии у общества обязанности по оплате пользования радиочастотным спектром по разрешению от 08.05.2008 № 319-08-0503 на использование радиочастоты 157,2500 МГц  в период с 01.01.2012 не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене, в удовлетворении требований уполномоченного органа о взыскании с ООО «Телеком Сервис» платы за пользование радиочастотным спектром в сумме  14 000 рублей на основании разрешения от 08.05.2008 № 319-08-0503 надлежало отказать.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2014 по делу № А47-7156/2014  отменить.

В удовлетворении требований Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                  Е.В. Бояршинова

Судьи:                                                                                       И.А. Малышева

                                                                                            Ю.А. Кузнецов