ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8174/2016 от 21.07.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8174/2016

г. Челябинск

27 июля 2016 года

Дело № А76-6025/2016

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2016 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2016 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:    председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А, Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной почтовой связи – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 мая 2016г. по делу № А76-6025/2016  (судья Мрез И.В.).

В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - ФИО1 (доверенность №115/ЮО от 20.02.2016).

Управление Федеральной почтовой связи – филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – заявитель, Управление ФПС – филиал ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Управление ФАС по Челябинской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения, предписания от 22.12.2015 по делу №106-03-18.1/2015.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «РСПО «ВиМакс» (далее – ООО ЧОП «РСПО «ВиМакс», третье лицо).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.05.2016 (резолютивная часть объявлена 04.05.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление ФПС – филиал ФГУП «Почта России» с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что порядок проведения закупки в виде редукциона предусмотрен пунктом 20.3.2 Положения о закупке, а именно срок извещения о проведении редукциона составляет 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в редукционе. Редукцион по своей правовой природе к закупке в форме проведения торгов не относится. Данный вывод антимонопольного органа является неправильным. 

До начала судебного заседания от Управления ФАС по Челябинской области поступило письменное мнение на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган с доводами жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить в силе.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.

С учетом мнения представителя заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица.

В судебном заседании представитель Управления ФПС – филиал ФГУП «Почта России» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, в Управление ФАС по Челябинской области от ООО ЧОП «РСПО «ВиМакс» поступила жалоба на действия  Управление ФПС – филиал ФГУП «Почта России» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи.

Рассмотрев материалы дела №106-03-18.1/2015 по указанной жалобе, Управление ФАС по Челябинской области вынесло решение от 24.12.2015, которым признало жалобу ООО ЧОП «РСПО «ВиМакс» на действия Управления ФПС – филиал ФГУП «Почта России» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг охраны объектов почтовой связи обоснованной; действия Управления ФПС – филиал ФГУП «Почта России» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг охраны объектов почтовой связи, выразившиеся в указании в извещении о проведении открытого редукциона срока окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении открытого редукциона, признало нарушением части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами физических лиц» (далее – Закон о закупках), части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  (т.2, л.д. 4-6).

На основании данного решения антимонопольным органом выдано предписание от 24.12.2015 №60, которым Управлению ФПС – филиал ФГУП «Почта России» предписано прекратить нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в указании в извещении о проведении открытого редукциона срока окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении открытого редукциона. В срок до 30.12.2015 Управлению ФПС – филиал ФГУП «Почта России» отменить результаты открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи, отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного открытого редукциона.  В срок до 20.01.2016 Управлению ФПС – филиал ФГУП «Почта России» года представить в Управление ФАС по Челябинской области доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, а именно - надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного открытого редукциона, скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение решения об отмене данного открытого редукциона. Управлению ФПС – филиал ФГУП «Почта России» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи в течение 2 дней после опубликования извещения, представить в Управление ФАС по Челябинской области копии: извещения о проведении открытого конкурса, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). (т.2, л.д. 3).

Полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа нарушают права и законные интересы заявителя, Управление ФПС – филиал ФГУП «Почта России» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, установлены Законом о закупках.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (часть 1).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2).

На основании части 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Из материалов дела следует, что Управление ФПС – филиал ФГУП «Почта России» провело открытый Редукцион на право заключения договора на оказание слуг на охрану объектов почтовой связи, извещение №31503045629 о проведении открытого редукциона 04.12.2015 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В извещении указана дата окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе 14.12.2015.

Пунктом 20.3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (далее – Положение о закупках ФГУП «Почта России») предусмотрено, что извещение о проведении редукциона, документация о редукционе, проект договора размещается Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в редукционе (т.1, л.д. 18-61).

Как было указано выше, Законом о закупках предусмотрено, что извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Данная норма касается только процедуры проведения конкурса или аукциона.

Таким образом, Закон о закупках не содержит императивных требований к порядку определения срока извещения о проведении закупки, которая осуществляется иным, кроме конкурса и аукциона, способом.

Вместе с тем, статья 3 Закона о закупках устанавливает принципы и основные положения закупки товаров, работ услуг и срок извещения  для конкурсов и аукционов в ней определен в 20 дней.

Такой способ закупки как редукцион не определен в законодательстве Российской Федерации.

Между тем из Положения о закупках ФГУП «Почта России» открытый редукцион в электронной форме на право заключить договор определен как способ закупки, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и победителем в которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, за исключением случая, установленного пунктом 20.2 (пункт 20.1 Положения).

Согласно указанному пункту 20.2 Положения, в случае если при проведении редукциона на право заключить договор цена договора снижена до нуля, редукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем редукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить договор.

В соответствии с пунктом 20.3 Положения о закупках ФГУП «Почта России» редукцион проводится в порядке, предусмотренном разделом 19 настоящего Положения, за исключением некоторых особенностей. Раздел 19 Положения устанавливает порядок проведения открытого аукциона в электронной форме.

На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что такой способ закупки как редукцион, определенный в Положении о закупках ФГУП «Почта России», фактически является аукционом, целью которого является определить лицо, предложившего наиболее низкую цену.

 При это апелляционная инстанция принимает во внимание, что в части 2 статьи 3 Закона о закупках также определено, что победителем в аукционе является  лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

         При указанных обстоятельствах  срок размещения извещения о проведении открытого редукциона должен соответствовать части 2 статьи 3 Закона о закупках, то есть быть не мене 20 дней.

Таким образом, указанный в Положении о закупке ФГУП «Почта России» срок окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе – менее 20 дней с даты размещении извещения о проведении открытого редукциона противоречит требованиям действующего законодательства о закупках.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

В связи с изложенным Управление ФАС по Челябинской области правомерно признало действия Управления ФПС – филиал ФГУП «Почта России» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг охраны объектов почтовой связи, выразившиеся в указании в извещении о проведении открытого редукциона срока окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении открытого редукциона, нарушающие часть 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Излишне уплаченная Управлением ФПС – филиал ФГУП «Почта России» по платежному поручению от 26 мая 2016г. №35045 государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей в силу условий подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату Управлению ФПС – филиал ФГУП «Почта России» из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 мая 2016г. по делу № А76-6025/2016  оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной почтовой связи – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» – без удовлетворения.

Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 26 мая 2016г. №35045.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                   Н.Г. Плаксина

Судьи                                                                                А.А. Арямов

                                                                                          М.Б. Малышев