ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8234/2009 от 07.10.2009 АС Оренбургской области

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-8234/2009

г. Челябинск

07 октября 2009 г.

Дело №А47-6689/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола  секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 августа 2009 года по делу №А47-6689/2009 (судья Сиваракша В.И.),

У С Т А Н О В И Л :

         общество с ограниченной ответственностью «Ремпуть» (далее – заявитель, общество, ООО «Ремпуть») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, управление, административный орган, ФСФБН) с заявлением (с учетом дополнений) об отмене постановления от 16.07.2009 №2/213 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 руб.

         Решением суда от 14 августа 2009 года по настоящему делу требования удовлетворены – оспоренное постановление признано незаконным и отменено.

         Управление, не согласившись с судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке по следующим основаниям.

         ООО «Ремпуть» должно было представить справку о подтверждающих документах и копию акта оказания услуг от 20.10.2008 №432/448 в уполномоченный банк паспорта сделки (далее - банк ПС) до 17.11.2008, а фактически сделало это 02.12.2008, то есть с пятнадцатидневным нарушением.

         Суд необоснованно указал на отсутствие у заявителя названной обязанности, так как дополнительным соглашением от 13.11.2008 в указанный договор внесены изменения, согласно которым общая сумма договора составляет 126274 руб. 16 коп. (менее 5000 долларов США). На дату заключения контракта от 04.07.2008 №20/1 общая сумма договора составляла более 5000 долларов США – 400000 руб. Услуги оказаны в октябре 2008 года, то есть до подписания дополнительного соглашения от 13.11.2008, следовательно, на оказание услуг в октябре месяце распространялось действие контракта без учета изменений, внесенных дополнительным соглашением от 13.11.2008. Поэтому у ООО «Ремпуть» наличествовала обязанность представить справку о подтверждающих документах в банк ПС до 17.11.2008, в связи с этим несостоятелен вывод суда об отсутствии состава правонарушения.

         Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Ремпуть» зарегистрировано в качестве юридического лица  в 2007 году, ОГРН <***>, ИНН <***>, действует на основании устава (л.д. 101-108).

В июне 2009 года ФСФБН проведена проверка деятельности общества по соблюдению требований Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) и Положения от 01.06.2004 №258-П Центрального Банка Российской Федерации «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение).

В результате проверки, итоги которой оформлены актом от 30.06.2009 (л.д. 74-82), установлено, что между ООО «Ремпуть» (заказчик) и филиалом «Илецкий железнодорожный участок» Акционерного общества «Национальная компания «ФИО1 Жолы» (исполнитель) заключен договор на перевозку грузов железнодорожным транспортом от 04.07.2008 №20/1, согласно п. 1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию транспортных услуг по перевозке грузов. Пунктом 2.1 договора предусмотрена 100% предоплата в российских рублях за перевозку грузов. Пункт 2.5 - общая сумма договора 400000 руб. (л.д. 92-94).

В связи с этим 11.07.2008 обществом в филиале «Оренбургский» ОАО КБ «Агроимпульс» г. Оренбург оформлен паспорт сделки №08070001/0514/0011/4/0 (л.д. 96).

Согласно акту от 20.10.2008 №432/448 исполнитель оказал заказчику транспортные услуги на сумму 1279 руб. 12 коп. (л.д. 97).

Управление пришло к выводу, что ООО «Ремпуть» должно было представить справку о подтверждающих документах и копию акта оказания услуг от 20.10.2008 №432/448 в банк ПС до 17.11.2008, а фактически сделало это 02.12.2008, то есть с пятнадцатидневным нарушением (л.д. 30, 97-оборот), что подтверждается ведомостью банковского контроля (л.д. 98-99).

Согласно письму от 19.06.2009 №1131 филиала «Илецкий железнодорожный участок» Акционерного общества «Национальная компания «ФИО1 Жолы» заявитель 23.10.2008 уведомлен о подписании исполнителем акта на оказание услуг от 20.10.2008 №432/448 (л.д. 87).

На основании материалов проверки заинтересованным лицом 30.06.2009 составлен протокол №2/213 по ч. 6 ст. 15.15 КоАП РФ в отношении общества (л.д. 16-20, 71-73) и постановлением от 16.07.2009 ООО «Ремпуть» привлечено к названной административной ответственности (л.д. 53-58, 64-66), что послужило обществу основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд, руководствуясь п. 1.2 Положения, исходил из отсутствия в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку 13.11.2008 в контракт внесены изменения и его сумма стала меньше 5000 долларов США, в связи с чем общество утратило обязанность представлять в банк ПС справку о подтверждающих документах с приложением данных документов, поскольку исполнение контракта больше не являлось предметом валютного контроля со стороны государства.

Выводы суда являются верными, основаны на правильном применении норм действующего законодательства и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа.

На основании части 2 статьи 24 Закона  №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 23 Закона №173-ФЗ, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 №1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (далее - Указание) установлены формы учета по валютным операциям для резидентов, к которым отнесена справка о подтверждающих документах.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального Банка России от 01.06.2004 №258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Инструкцией Центробанка России от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция №117-И).

Пунктами 2.1, 2.2 Положения установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее – подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.  При этом согласно п. 2.4 Положения (в редакции, действовавшей на момент совершения сделки)  резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с уполномоченным банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.16 Положения, в случае изменения данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включенной резидентом в ранее представленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент включает в новую справку о подтверждающих документах сведения об изменении указанной стоимости на основании документов, подтверждающих данные изменения в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.

В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению). При этом в справке (графы 4 - 7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01 - 14).

По смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления любых документов, позволяющих установить точную стоимость выполненных работ, оказанных услуг.

Из материалов дела следует и не отрицается заявителем нарушение порядка и сроков представления подтверждающих документов в банк ПС.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1 Положения 1.1. его действие  распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт).

Действие Положения не распространяется на валютные операции, указанные в его пункте 1.1, осуществляемые, в том числе, между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Доводы подателя апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом расцениваются как несостоятельные в связи со следующим.

Стороны по делу не отрицают то обстоятельство, что срок предоставления в банк ПС подтверждающих документов истекал 17.11.2008 при условии, что общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату его заключения.

Однако, до истечения этого срока, а именно 13.11.2008, в силу дополнительного соглашения к договору №20/1 на перевозку грузов железнодорожным транспортом, отредактировавшего п. 2.5 контракта (л.д. 29-оборот, 94-оборот), его общая сумма изменилась и стала в эквиваленте менее 5000 долларов США – 12627 руб. 16 коп. В связи с чем, к моменту истечения срока, устанавливающего для ООО «Ремпуть» обязанность исполнения валютного законодательства (17.11.2008), такая обязанность по состоянию на 13.11.2008 перестала существовать как таковая.

При этом на момент оформления заказчиком акта оказания транспортных услуг  от 20.10.2008 №432/448 и его подписания исполнителем 23.10.2008 установлено, что фактическая общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США.

Таким образом, суд, руководствуясь требованиями ст. 71 АПК РФ, с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, правильно истолковал действующее валютное законодательство и пришел к обоснованному выводу о том, что с 13.11.2008 исполнение контракта перестало являться предметом валютного контроля со стороны государства, следовательно, в действиях ООО «Ремпуть» отсутствует состав инкриминированного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ФСФБН удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 августа 2009 года по делу №А47-6689/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Б. Тимохин

Судьи

В.Ю. Костин

А.А. Арямов