ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8363/2014 от 20.08.2014 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8363/2014

г. Челябинск

27 августа 2014 года

Дело № А07-2977/2014

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2014 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2014 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу № А07-2977/2014 (судья Боброва С.А.)

В судебном заседании приняла участие представители:

Администрации муниципального района Гафурийский район Республика Башкортостан -  ФИО1 (доверенность от 09.04.2014 № 2);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан –ФИО2 (доверенность от 04.07.2014 № 56).

Администрация муниципального района Гафурийский район Республика Башкортостан (далее – заявитель, Администрация МР Гафурийский район РБ, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, УФАС России по РБ, антимонопольный орган) о признании недействительными пунктов 1, 2, 5 решения от 30.12.2013 по делу № А-167/15-13 и предписания от 30.12.2013      № 71-А-167/15-13 (с учетом уточнения заявленных требований принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Совет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее – Совет МР Гафурийский район РБ, Совет), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных  отношений Республики Башкортостан по Гафурийскому району (далее - КУС МЗиИО РБ по Гафурийскому району), закрытое акционерное общество «Белозерский элеватор» (далее – ЗАО «Белозерский элеватор).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 (с учетом определения по ст.179 АПК РФ от 30.05.2014) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, УФАС России по РБ  обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на необходимость применения принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка. В данном случае, поскольку отсутствует экономическое обоснование установления коэффициента арендной платы, которое проводится на основании многофакторного анализа оценочных характеристик арендованных земельных участков, установление коэффициента максимальной ставки размера арендной платы в размере 4,4% от кадастровой стоимости на землю элеваторов муниципального образования Гафурийский район РБ нормативным актом является незаконным. Произвольное без соответствующего экономического обоснования установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности и противоречит принципам российского права.

Заявителем представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых Администрация не согласилась с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

         Советом МР Гафурийский район РБ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит в удовлетворении апелляционной жалобы УФАС России по РБ отказать.

В судебном заседании представители антимонопольного органа и заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях на нее.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В отсутствие возражений представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явивщихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между Администрацией и ЗАО «Белоозерский элеватор» был заключен договор аренды № 140/05 от 02.09.2005 земельного участка из категории земель поселений с кадастровым номером 02:19:11 03 02:0133, площадью 132 745 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, с.Белое озеро, ул.Элеваторная, д.1, для использования в целях размещения и обслуживания объектов недвижимости ЗАО «Белоозерский элеватор».

В соответствии с соглашением № 13/10 от 15.04.2010 срок договора аренды продлен с 15.01.2010 по 06.04.2012.

Дополнительным соглашением № 36/12 от 05.06.2012 срок договора аренды продлен с 07.04.2012 по 07.04.2022.

Согласно расчетам к договору аренды арендная плата за пользование данным земельным участком в 2009 году составила 115 488,15 руб., за 2010, 2011, 2012 годы – 119 430,68 руб. Ставка арендной платы составляла 1% от кадастровой стоимости.

Решением Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 28.03.2013 № 9-66з «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан № 21-187з от 16.01.2010 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район № 40-266-з от 25.02.2011, № 63-484-з от 06.02.2012)» утверждены новые ставки арендной платы. Согласно п.9.4 указанного решения ставка арендной платы за земельные участки элеваторов в 2013 году составила 4,4% от кадастровой стоимости.

ЗАО «Белоозерский элеватор» обратилось в УФАС России по РБ с заявлением (вх. № 12501 от 03.09.2013) на действия Совета МО Гафурийский район РБ по принятию необоснованного решения об увеличении ставки арендной платы более чем в 2 раза на земельный участок элеватора, расположенный на территории муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.

По результатам рассмотрения обращения ЗАО «Белоозерский элеватор» УФАС России по РБ вынесено решение по делу № А-167/15-13 от 30.12.2013, в соответствии с которым Администрация МР Гафурийский район РБ признана нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» (п.1), Администрации выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (п.2), Совет признан нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» (п.3), Совету выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (п.4), материалы дела переданы должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении (п.5).

Администрации также выдано предписание № 71-А-167/15-13 от 30.12.2013, в соответствии с которым ей предписано прекратить нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» и осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем разработки проекта решения Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 28.09.2013 № 9-66з «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан № 21-187з от 16.01.2010 «Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан № 40-266з от 25.02.2011, № 63-484з от 06.02.2012) в части установления финансовой и экономически обоснованной ставки арендной платы для земельных участков, используемых элеваторами, в соответствии с действующим законодательством, и внесения его на рассмотрение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.

Не согласившись с решением антимонопольного органа в части пунктов 1, 2, 5 и предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного  ненормативного правового акта закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности в результате принятия такого ненормативного правового акта.

Согласно п.7 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон № 135-ФЗ) конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с п.3 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009       № 582 установлены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. В соответствии с указанным постановлением арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

В соответствии с п.10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральными законами, определяется одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с п.7 указанного постановления органам местного самоуправления рекомендовано разработать аналогичный порядок определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 № 480 утверждены ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан), согласно п.9.8 которых установлены ставки арендной платы на земельные участки элеваторов: в пределах границ населенных пунктов - 0,30-4,40% от кадастровой стоимости земельного участки, за пределами границ населенных пунктов – 0,28-4,4% от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с Правилами определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденными вышеназванным постановлением, органы местного самоуправления вправе устанавливать ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан), позволяющие не допустить снижения поступлений доходов по арендной плате за земельные участки в бюджет Республики Башкортостан и местные бюджеты по сравнению с предыдущим годом.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч.3 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.65 Регламента Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - Регламент) правом законодательной инициативы обладает в том числе, глава Администрации.

Согласно ст.66 Регламента для внесения проекта решения в Совет вместе с текстом проекта решения Совета при необходимости необходимо представить:

обоснование необходимости его принятия: цели, задачи, ожидаемые социально-экономические и иные последствия, которые повлечет за собой реализация данного решения;

- заключение главы Администрации на проект решения Совета (при внесении проекта решения Совета, предусматривающего установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета);

- распоряжение (письмо) главы Администрации о внесении в Совет проекта решения Совета и назначении своего официального представителя при рассмотрении данного проекта решения в Совете (в случае, если проект решения вносится указанным субъектом правотворческой инициативы.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что письмом от 25.03.2013 № 368 Администрация направила в адрес Совета проект решения Совета о внесении изменений в решение Совета № 21-187-з от 16.01.2010.

Решением Совета от 28.03.2013 № 9-66з «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан № 21-187з от 16.01.2010 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район № 40-266-з от 25.02.2011, № 63-484-з от 06.02.2012)» утверждены новые ставки арендной платы.

Согласно п.9.4 указанного решения ставка арендной платы за земельные участки элеваторов в 2013 году составила 4,4% от кадастровой стоимости земельного участка.

Довод антимонопольного органа о том, что действия Администрации по подготовке и внесению проекта решения Совета об изменении размера арендной платы при отсутствии экономического обоснования максимальной ставки размера арендной платы в размере 4,4% от кадастровой стоимости на землю элеваторов муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан привели к нарушению ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ, правомерно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии со ст.ст.20, 25 Регламента Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Совет из числа депутатов Совета формирует на срок своих полномочий постоянные комиссии Совета.

Постоянные комиссии предварительно рассматривают проекты решений Совета, внесенные главой Администрации и иные субъектами правотворческой инициативы, дают по ним заключения.

В соответствии со ст.69 Регламента проекты решений Совета, поступившие в Совет, подлежат обязательной регистрации, проверяются секретарем Совета на предмет соответствия проекта и прилагаемых материалов статьям 65-68 Регламента и передаются председателю Совета.

Если представленный проект решения Совета, а также прилагаемые к нему документы не отвечают требованиям Регламента, председатель Совета возвращает их субъекту правотворческой инициативы, внесшему проект, для доработки.

Если представленный проект решения Совета соответствует требованиям регламента, секретарь Совета организует проведение правовой и лингвистической экспертизы данного проекта.

В соответствии со ст.79 Регламента после рассмотрения предложений, замечаний и принятия решений об их отклонении или принятии проводится голосование о принятии проекта решения Совета в целом с учетом принятых Советом предложений и замечаний.

Не принятый Советом проект решения считается отклоненным и возвращается субъекту правотворческой инициативы, внесшему проект решения (ст.80 Регламента).

Таким образом, внесение Администрацией проекта Решения об изменении размера ставок арендной платы в Совет не является безусловным основанием для принятия Советом указанного решения, а также для утверждения размера ставок арендной платы на земли элеваторов муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в указанном Администрацией размере 4,4%.

Совет в соответствии с Регламентом мог отклонить предложенный Администрацией проект решения Совета.

Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что решение Совета от 28.03.2013 № 9-66з «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан № 21-187з от 16.01.2010 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район № 40-266-з от 25.02.2011, № 63-484-з от 06.02.2012)» в судебном порядке оспорено не было и не признано несоответствующим действующему законодательству.

Кроме того, квалификация действий заявителя как ухудшение положения одного хозяйствующего субъекта по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке услуг хранения зерна, как условия для возникновения ограничения и устранения конкуренции, в соответствии с антимонопольным законодательством допустима в случае установления антимонопольным органом границ исследуемого товарного рынка, состава его участников, а также преимуществ, получаемых отдельным хозяйствующим субъектом в результате принятия нормативного правового акта перед иными участниками товарного рынка. В данном случае, названные обстоятельства антимонопольным органом не установлены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, оспариваемые решение в обжалуемой части и предписание подлежат признанию недействительными как противоречащие нормам действующего законодательства и нарушающие права заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу № А07-2977/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                       Н.А.Иванова

     Судьи:                                                                               А.А. Арямов

                                                                                                         Ю.А. Кузнецов