ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-8492/2019
г. Челябинск | |
05 июля 2019 года | Дело № А76-24768/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Карпусенко С.А. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резниченко В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 апреля 2019 г. по делу № А76-24768/2017 (судья Вишневская А.А.). В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - ФИО1 (доверенность №ЧЭ-49 от 24.12.2018);
открытого акционерного общества «Челябинская электросетевая компания» - ФИО2 (доверенность от 30.06.2016).
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – истец, ОАО «МРСК Урала») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Челябинская электросетевая компания» (далее – ответчик, ОАО «ЧЭК») о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 4294 от 09.08.2011, взыскании убытков в виде расходов, понесенных в ходе исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 4294 от 09.08.2011 в размере 1 099 457 руб. 82 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 29 994 руб. 58 коп. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «РИ-Проект» (далее – третье лицо, АО «РИ-Проект»). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2019 (резолютивная часть объявлена 18.04.2019) в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с принятым решением суда, ОАО «МРСК Урала» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Истец указывает, что законодатель предусматривает возможность заключения договора подряда, в котором цена выполняемых работ или порядок ее определения не согласованы. При этом, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) строго определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которые исчисляются со дня заключения договора, и также являются существенным условием договора. ОАО «МРСК Урала» отмечает, что добросовестно приступило к исполнению обязательств по спорному договору. В рассматриваемом случае ответчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, в частности, от обязанности оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. Между тем, односторонний отказ заказчика от исполнения договора подряда или договора возмездного оказания услуг возможен только при условии оплаты исполнителю работ, выполненных до получения извещения об отказе, или фактически понесенных им расходов.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям .
Представитель ответчика возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком подписан договор № 4294 от 09.08.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, расположенным по адресу г. Челябинск, пос. Агромаш (т. 1, л.д. 11-13), в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее – технологическое присоединение) ТП-5170, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 620 кВт; категория надежности III (третья); класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 6,3 кВ; ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность 125 кВт.
Согласно пункту 11 договора заявитель оплачивает сетевой организации авансовый платеж в размере 69 345 руб. 14 коп., в т.ч. НДС 18% 10 578 руб. 07 коп., который включает в себя затраты сетевой организации, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, в течение 30 календарных дней с момента подписания настоящего договора, на основании выставленного сетевой организацией счета.
Полная стоимость и порядок оплаты мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электрохозяйства сетевой организации определяются по итогам разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации схемы внешнего электроснабжения, и установления ЕТО индивидуальной платы за технологическое присоединение, что оформляется путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору (пункт 12 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 1 год со дня заключения настоящего договора, либо в иной срок, установленный по соглашению сторон (пункт 5 договора).
Приложением к договору являются технические условия от 09.08.2011 №4294-46-0846-ТУ (далее – технические условия, т. 1 л.д. 15), предусматривающие мероприятия по технологическому присоединению возложенные на каждую из сторон договора.
Согласно пункту 10 технических условий сетевая организация осуществляет:
- монтаж на отпаечной опоре № 75 РЛНД и ПКУ и С должен обеспечивать автоматическое отключение питание при увеличении заявленной мощности и ненормальных режимах работы.
28.10.2004 к данному договору сторонами оформлено дополнительное соглашение № 1 согласно которого в п. 5 договора внесены изменения следующего содержания, «мероприятия по технологическому присоединению по настоящего договору должны быть осуществлены сторонами в срок до 30.06.2015» (т.1, л.д. 16).
В ходе исполнения своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 4294 ОАО «МРСК Урала» подписало два договора:
- договор на выполнение проектных и изыскательских работ №6000005503 от 22.05.2012г. с ЗАО «РОСИНВЕСТ-Проект». Расходы истца по указанному договору составили 92 540 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) №1 от 16.09.2013, справкой о стоимости работ и затрат (формы КС-3) №1 от 16.09.2013, актом приема-передачи документации;
- договор строительного подряда № 6000008014 от 19.11.2013 с ЗАО «РОСИНВЕСТ-Проект» (т.1, л.д. 53-63). Расходы истца по указанному договору составили 1 066 634 руб. 31 коп., что подтверждается актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) №1 от 04.04.2014, (т.1, л.д. 52), справкой о стоимости работ и затрат (формы КС-3) от 04.04.2014 на сумму 1 064 586 руб. 08 коп. и актом о приемке выполненных работ (формы КС-2) № 2 от 04.04.2014, справкой о стоимости работ и затрат (формы КС-3) №2 от 04.04.2014 на сумму 2 048 руб. 23 коп.
Как следует из пояснений истца, ОАО «МРСК-Урала» понесло расходы, выполняя работы по подготовке и выдаче технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (электроустановок) напряжением 0,4 кВ мощностью от 100 кВт (не включая) до 750 кВт (не включая) в размере 9 628 руб. 65 коп. Размер стоимости указанных работ утвержден калькуляцией № 8-ТП-В от 21.03.2011.
Общий размер затрат ОАО «МРСК-Урала», согласно исковому заявлению, составил 1 168 802 руб. 96 коп. Поскольку ОАО «ЧЭК» произвело только авансовый платеж в размере 69 345 руб. 14 коп., сумма задолженности, по мнению истца, составляет 1 099 457 руб. 82 коп.
Письмом от 11.10.2016 №22-1932 ОАО «МРСК-Урала» потребовало ОАО «ЧЭК» вернуть подписанные экземпляры документов о расторжении договора и сообщить о своих намерениях в части дальнейшего технологического присоединения ТП-5170, а также информировало ответчика о том, что необходимо возместить затраты на подготовку и выдачу технических условий, выполнение проектно-изыскательских работ ввиду осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта в размере 1 168 802 руб. 92 коп. (т.1, л.д. 69).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в письме, послужило основанием для обращения ОАО «МРСК Урала» в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ), пунктом 6 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). В свою очередь заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (пункт 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и пункты 16, 17 правил № 861). Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию. Принципы и методы расчета тарифов в электроэнергетике устанавливаются Правительством Российской Федерации в основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 4 статьи 23.1, пункт 1 статьи 24 Закона № 35-ФЗ). В Правилах № 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно пункту 3 правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 правил № 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
В пункте 7 правил № 861 прямо предусмотрено, что заключение договора является одним из этапов процедуры технологического присоединения.
Одним из существенных условий договора на технологическое присоединение является перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт «а» пункта 16 правил № 861).
Размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, должен указываться в договоре как его существенное условие (подпункт «д» пункта 16 Правил № 861).
Таким образом, порядок подключения (технологическое присоединение) предусматривает, что им определяются, в том числе: процедуры подключения (технологического присоединения) к объектам; порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении), к которым относится, в том числе, размер платы за подключение (технологическое присоединение); порядок исполнения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) мероприятий и обязательств по договору, в том числе по внесению платы за подключение (технологическое присоединение).
При этом, с учетом положений законодательства Российской Федерации определение субъектом естественной монополии, к объектам которого осуществляется подключение (технологическое присоединение) размера платы за подключение (технологическое присоединение) является составной частью процедуры подключения (технологического присоединения) к соответствующим электрическим сетям, поскольку в ответ на заявку о подключении (технологическом присоединении) указанным субъектом должны быть направлены технические условия и (или) проект договора, в котором размер платы за подключение (технологическое присоединение) должен соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
К правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации далее – ГК РФ), так общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).
Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 450, пункт 5 статьи 453 ГК РФ).
Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (статья 65 АПК РФ). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 № 136 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов были наделены полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным сетям.
Начиная с 13.06.2006 полномочиями по государственному регулированию платы за технологическое присоединение к электрическим сетям наделены органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, на территории Челябинской области до 31.12.2014 – государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области», с 01.01.2015 – Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (абзац 3 пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300).
На дату заключения договора между филиалом ОАО «МРСК Урала» - Челябэнерго и ОАО «ЧЭК» действовали Основы ценообразования в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и Методические указания, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.10.2007 № 277-э/7.
Пунктом 32 Основ ценообразования № 109 было установлено следующее: расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств, а также ранее присоединенных потребителей и расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии; расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности энергопринимающих устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям потребителей и производителей электрической энергии.
Данные расходы учитываются при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям пропорционально размеру планируемой для использования мощности строящихся (реконструируемых) объектов электросетевого хозяйства в зависимости от их предназначения.
При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.
В соответствии с методикой № 277-э/7 постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 28.12.2007 № 39/173 была установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям для «льготной» категории заявителей в размере 550 руб.
Для остальных категорий заявителей ставки платы не были установлены в связи с тем, что для утверждения органом регулирования ставок платы не соблюдалось условие, предусмотренное пунктом 24 Методики № 277-э/7, а именно, количество присоединений, используемых в расчете, было менее 10 штук.
Таким образом, для остальных категорий заявителей плата устанавливалась индивидуально для каждого технологического присоединения по формуле (2) Методики № 277-э/7, как это предусмотрено пунктом 24 Методики № 277-э/7.
Доказательств того, что истец обращался в тарифный орган за установлением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для ОАО «ЧЭК» в индивидуальном порядке по договору № 4294 от 09.08.2011 суду не представлено. В пояснениях третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора также указано, что ОАО «МРСК-Урала» с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение в адрес Министерства не обращалось.
Стоимость договора не приведена в соответствие с действующими нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В рамках рассматриваемого дела заявлены требования о взыскании с ответчика расходов, понесенных в связи с выполнением комплекса мероприятий по созданию ответчику технической возможности регулярного получения и потребления электрической энергии в соответствии с заявленной мощностью, по договору № 4294 от 09.08.2011, в сумме 1 099 457 руб. 82 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В связи с этим для признания договора заключенным необходимо одновременное соблюдение двух требований: согласование всех существенных условий и придание этому согласованию соответствующей формы.
Выполнение одного из этих требований без выполнения другого требования не влечет заключения самого договора.
Условие о стоимости выполнения работ является предусмотренным законом существенным условием договора, без согласования которого договор является незаключенным.
Процедура технологического присоединения, установленная пунктами 7 - 15 Правил № 861, предусматривает заключение договора технологического присоединения путем обмена следующими документами: направление заявителем в сетевую организацию заявки; направление сетевой организацией заявителю для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
С учетом изложенного, на этапе заключения договора технологического присоединения возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение должна быть предоставлена ему сетевой организацией. При предоставлении заявителю выбора в случае, когда он им не воспользовался, сетевая организация вправе выбрать ставку самостоятельно и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что условие о стоимости выполнения работ является предусмотренным законом существенным условием договора, без согласования которого договор является незаключенным.
Довод истца о том, что законодатель предусматривает возможность заключения договора подряда, в котором цена выполняемых работ или порядок ее определения не согласованы, судом отклоняется, поскольку правоотношения сторон в данном рассматриваемом споре регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса», Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.07.2007 № 360 (далее – Правила №360).
Согласно подпункту «г» пункта 12 Правил № 360 договор о подключении должен содержать, в том числе такое существенные условие как размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, вышеизложенная позиция суда относительно необходимости определения размера платы за технологическое присоединение до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям соответствует письму ФАС России от 07.09.2015 №АГ/47638/15 «О даче разъяснения законодательства в сфере электроэнергетики».
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 апреля 2019 г. по делу № А76-24768/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.В. Баканов
Судьи: С.А. Карпусенко
М.В. Лукьянова