ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-849/19 от 26.02.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-849/2019

г. Челябинск

28 февраля 2019 года

Дело № А76-24786/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтехснаб-С» на решение  Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2018 по делу №А76-24786/2018 (судья Командирова А.В.).

В судебном заседании принял участие представитель:

обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехснаб-С» ФИО1 (паспорт, доверенность от 28.03.2018).

Общество с ограниченной ответственностью «Стройтехснаб-С» (далее – заявитель, ООО «Стройтехснаб-С», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания от 17.07.2018 № 18-4711-2745 Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – заинтересованное лицо, ГУ «ГЖИ Челябинской области», жилищная инспекция).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.12.2018) в удовлетворении требований отказано.

ООО «Стройтехснаб-С» (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Стройтехснаб-С» указывает, что на законодательном уровне закреплен принцип зависимости величины от степени благоустройства дома, количества и типов потребляющих электроэнергию оборудования и устройств. Кроме того, предусмотрен порядок дополнения категорий домов в зависимости от степени благоустройства. На основании чего считает необоснованным вывод суда о наличии дополнительной составляющей – дом, оборудованный электронагревательными установками в целях отопления мест общего пользования, не свидетельствует о неправомерности отнесения спорного дома к категории.

Также общество указывает, что заинтересованным лицом не представлено доказательств возможности применения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденного для другой категории дома.

Отзыв в материалы дела не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.07.2018 №18-4711-2745 с целью проверки осуществления лицензионного контроля в отношении ООО «Стройтехснаб-С» ГУ «ГЖИ Челябинской области» была проведена внеплановая документарная проверка (т.1 л.д.12-14)..

В ходе проверки установлено, что ООО «Стройтехснаб-С» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании выданной Главным управлением «ГЖИ Челябинской области» лицензии №0227 от 16.04.2015.

Многоквартирный дом №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле 2016 года постройки, 10-ти этажный, 4 подъездный, оборудован лифтами – 4 шт., насосами – 4 шт.

Судом первой инстанции установлено, что в рамках исполнения представления Чебаркульской городской прокуратуры от 22.07.2016 №10-2016, с 01.08.2016 (с расчетного периода июль 2016 года) ПАО «Челябэнергосбыт» прекратило начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в адрес жителей г. Чебаркуля. В адрес жителей многоквартирного дома №29Б по ул. Заря в г. Чебаркуле ПАО «Челябэнергосбыт» прекратил начисление платы с декабря 2016 года.

Таким образом, плата за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды в адрес жителей многоквартирного дома №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле с июля 2016 года по декабрь 2016 года должна составлять:

За декабрь 2016 год: 2,74 рублей/кв. м (4,57 * 1642,6 * 2,92 /7996,9):

Всего за декабрь 2016 год по многоквартирному дому: (2,74*1 мес.)*7996,9=21 911 руб. 51 коп.

ООО «Стройтехснаб-С» предоставлена информация о фактически начисленной сумме за электроэнергию на общедомовые нужды в адрес жителей многоквартирного дома №29Б по ул. Заря в г. Чебаркуле за декабрь 2016 года в размере 29 191 руб. 29 коп.

Излишне начисленная плата за электрическую энергию на общедомовые нужды в адрес жителей многоквартирного дома №29Б по адресу: ул. Заря в г. Чебаркуле за декабрь 2016 года составила: 29 191 руб. 29 коп. - 21 911 руб. 51 коп. = 7 279 руб. 78 коп.

Многоквартирный дом №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии. Данный прибор учитывает электрическую энергию на нужды бытовых потребителей многоквартирного дома, а также расход электрической энергии на работу лифтов, циркуляционных повысительных насосов.

В результате проверки выявлено нарушение ООО «Стройтехснаб-С» лицензионных требований подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110:неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части начисления потребителям дома№29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркулезавышенной платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды за период за декабрь 2016 г. иэлектрическую энергию потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 г. по декабрь 2017 г., применив в расчете показания общедомового прибора учета в отсутствие принятого решения собственников, в нарушение пункта 17 приложения №2 к Правилам №354 (формула 15).

По результатам проверки составлен акт проверки от 17.07.2018 № 18-4711-2745 и вынесено предписание № 18-4711-2745, которым вменено в обязанность, в срок до 31.08.2018 (т.1 л.д.15-20, 11):

- сторнировать плату, начисленную в платежном документе за февраль 2018 г. и апрель 2018 г. всем потребителям многоквартирного дома, привести начисления в соответствии с нормативом 4,57 кВтч месяц на квадратный метр;

- сторнировать плату, начисленную в платежном документе за февраль 2018 г. и апрель 2018 г. всем потребителям многоквартирного дома, привести начисления в соответствии с нормативом 2,777 кВтч месяц на квадратный метр.

Данным предписанием жилищная инспекция обязывает также представить информацию об исполнении настоящего предписания до 31.08.2018.

Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания предписания недействительным.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198, статьей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В пункте 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

ООО «Стройтехснаб-С» является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.

В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что многоквартирный дом №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии. Данный прибор учитывает электрическую энергию на нужды бытовых потребителей многоквартирного дома, а также расход электрической энергии на работу лифтов, циркуляционных повысительных насосов.

Данный прибор опломбирован, находится в рабочем состоянии.

В ходе проверки установлена следующая исходная информация для расчета платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле:

1. Норматив потребления электроэнергии - 4,57 кВтч/кв. м (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 № 64/1, с учетом изменений от 07.07.2016 №30/1) для многоквартирного дома, оборудованного лифтами и не оборудованного электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованного насосным оборудованием;

2. Норматив потребления электроэнергии - 2,777 кВтч/кв. м (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19.05.2017 № 25/2) для многоквартирного дома, оборудованного лифтами и не оборудованного электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованного насосным оборудованием;

3. Площадь жилых и нежилых помещений - 7996,9 кв. м;

4. Тариф на электроэнергию - 2,92 руб. /кВтч (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.12.2016 № 65/10);

5. Тариф на электроэнергию - 3,03 руб. /кВтч (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области);

6. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в указанном доме принятая в расчете за январь 2017 года - по май 2017 года - 1642,6 кв. м; с июня 2017 года - по настоящее время -2746,4 кв. м.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 №258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса начисление платы за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества многоквартирного дома производится:

- по нормативам потребления коммунального ресурса, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- по показаниям автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний;

- по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

а) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, с проведением перерасчета платы по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) исходя из потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ с 01.01.2017 в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном  доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения данных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Порядок начисления платы исходя из норматива потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды установлен в пункте 17 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственники помещений спорного многоквартирного дома не принимали решение на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме по фактическим показаниям общедомового прибора учета.

Судом первой инстанции установлено, что ООО «Стройтехснаб-С» в платежных документах за февраль 2018 года предъявило к оплате сумму 493 814 руб. 53 коп. всем собственникам многоквартирного дома №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле пропорционально площади помещения за электрическую энергию в целях содержания общего имущества за период с января 2017 года по декабрь 2017 года.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 №29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами №354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения № 2 к Правилам № 354).

Из предоставленной копии технического паспорта на многоквартирный дом №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле установлено, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, составляет:

- подвал - 1104,0 кв. м (не должен участвовать в расчетах с января по май 2017);

- лестничные клетки, коридоры - 1642.4 кв. м (участвует в расчетах с января 2017);

Итого: 2746,4 кв. м.

Постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 №64/1, от 19.05.2017 №25/2 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Челябинской области для определенных категорий многоквартирных домов, в том числе: многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием. Норматив потребления электроэнергии - 4,57 кВтч/кв.м.

Довод подателя жалобы о неправомерности применения жилищной инспекцией норматива потребления электроэнергии в целях содержания общедомового имущества для категории дома по степени благоустройства (многоквартирный дом, оборудованный лифтами и не оборудованный электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием), являлся предметом рассмотрения и отклонен судом.

С учетом степени благоустройства дома, а также показателей, необходимых для расчета объемов на общедомовые нужды конкретного ресурса – электроэнергия, категория дома, определенная инспекцией в соответствии с утвержденными уполномоченными органами на спорный период нормативами, - для многоквартирного дома, оборудованного лифтами и не оборудованного электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованного насосным оборудованием, полностью отвечает характеристикам спорного многоквартирного дома №29Б по адресу: ул. Заря, в г. Чебаркуле.

Наличие дополнительной составляющей – дом, оборудованный электронагревательными установками в целях отопления мест общего пользования, не свидетельствует о неправомерности отнесения спорного дома к категории - многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием.

У заявителя отсутствуют правовые основания для не применения установленного норматива при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

Управляющей организацией иного порядка расчета объема потребляемого ресурса на общедомовые нужды при наличии коллективного прибора учета с собственниками помещений жилого дома не согласовано, стоимость ресурса рассчитана по формуле 10 Правил № 354.

С учетом норм действующего законодательства и исследованных доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2018 по делу №А76-24786/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтехснаб-С» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехснаб-С» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению №375 от 26.12.2018.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

Е.В. Бояршинова

 П.Н. Киреев